Статья «Я — репетитор»

11
4
Участник педагогического конкурса ‒ Всероссийский конкурс «Я – репетитор»
Материал опубликован 7 May 2017 в группе

Анкета 

ФИО: Дьячкова Наталья Анатольевна

Возраст: 52 г.

Образование (наименование учебного заведения, специальность, год выпуска):

·        Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Адыгейский государственный университет, 2016 г., бакалавр по направлению «Психолого-педагогическое образование»;

·        Донской сельскохозяйственный институт, 1990 г., ученый-агроном

Курсы повышения квалификации:

·        «Совершенствование методики преподавания биологии, химии в условиях ФГОС» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»;

·        "Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по биологии". Фоксфорд.

·        "Работа с одаренными детьми на уроках биологии" Фоксфорд
 

Опыт работы (в школе/вузе/ссузе): 17 лет

Опыт работы репетитором: 3 года

Какой предмет вы преподаете? биология

На чем вы специализируетесь? (подготовка к ЕГЭ/ подготовка к ОГЭ/ подготовка к олимпиадам/

   Репетиторство не является для меня основным заработком. Репетиторством занимаюсь недавно, да и то, по большой просьбе  своих учащихся (а так же, каждую неделю бесплатно, как дополнительное занятие в школе).

   Если учитель химии в нашей школе говорит учащимся, решившим сдавать его предмет (в форме ОГЭ или ЕГЭ), что в школе он подготовить их может только на тройку, то я считаю, что это не так, было бы желание и у учащихся и у учителя.

   Каждый год, начиная с октября, начинаю готовить своих «биологов» к Всероссийской олимпиаде, а тех, кто в этот же год будет сдавать ОГЭ или ЕГЭ сразу настраиваю на то, что включившись в эту подготовку, они получают дополнительные знания. Ведь сейчас олимпиаду приравняли к ЕГЭ (ОГЭ), а ЕГЭ – к Олимпиаде (к сожалению!).

   Началась с подготовки своих учащихся к ГИА и ЕГЭ бесплатно, после уроков, как дополнительное занятие. Для более углубленного знания биологии родители стали просить позаниматься с их детьми индивидуально. Опять же, хорошие результаты ЕГЭ  по биологии моих учеников стали своего рода рекламой для меня. Занимаюсь не только с учащимися из своей школы, но и из соседних сёл.

  Зарекомендовала себя в районе как сильный биолог, имея ежегодных призеров или победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады,  привозя победы с областных конкурсов юных экологов, с научно-практических конференций, где мои ученики выступают с исследовательскими работами. Сначала ко мне стали обращаться учителя из других школ с просьбой помочь в подготовке к ОГЭ или ЕГЭ детям их знакомых или детям самих учителей.

  Многие педагоги, зная неплохо свой предмет, не знают специфики ЕГЭ или ОГЭ, не знают, на что следует обратить внимание учащихся при подготовке по своему предмету. А некоторые, просто и не хотят утруждать себя этой подготовкой (ведь это не оплачивается).

  Результативность учеников по итоговой аттестации, считаю, напрямую зависит не только от компетентности учителя, но и от его желания делать больше, чем от него требуется, работать, как говорится на совесть. 

   Может быть, сказывается то, что мы живем с селе, где все на виду и надо ли говорить, что каждый шаг учителя горячо обсуждается местным сообществом и таким образом определяются плюсы и минусы каждого педагога.

   Ученик должен  хорошо понимать, что чем раньше он начнет подготовку к экзамену, тем больше у него шансов заработать максимальный балл.

Ученик должен хотеть получить определенную специальность и понимать, что для этого ему пригодятся знания, которые он получит, занимаясь с репетитором или самостоятельно.

   То есть, чем раньше ребенок самоопределится с учебным заведением, в которое он будет поступать, тем раньше он начнет подготовку по предмету, тем больше шансов получить высокие баллы по ЕГЭ.

   Главным, и как бы первой ступенькой, тем, кто решил сдавать экзамен ЕГЭ по биологии – это сдать ОГЭ по биологии! Поясню: подготовка к ОГЭ занимает определенное время, учащиеся подтягивают знания по этому предмету, что будет являться для них  хорошей платформой для дальнейшей подготовки к ЕГЭ.

   Как пример, хотела привести случай, когда учащиеся уже в восьмом классе самоопределились и знали, что будут поступать в медицинский ВУЗ и начинали готовиться заранее (сдавали ГИА, начали подготовку к ЕГЭ  с десятого класса, а не в одиннадцатом) и результат нас порадовал. И в том же классе, девочка, которая только  в одиннадцатом классе решила поступить в медицинский колледж и начала подготовку к ЕГЭ только в одиннадцатом классе, потеряв, таким образом, целый год.  Надо ли говорить, что ее баллы были не такие уж и высокие, увы…

   Ученик, готовый получить высокие баллы  должен заниматься не только с репетитором, но и дома самостоятельно!

  Чтобы узнать уровень знаний учащегося, с кем предстоит заниматься, задаю ему вопросы по разным биологическим наукам, что обозначают отдельные термины и определения. Иногда даю тест на выявление уровня обученности по предмету. Если ребенок справляется с большей частью заданий, это говорит о его неплохой подготовке. Но бывает приходиться заниматься с учениками, что называется с нуля.

 Первое занятие планирую очень тщательно. У меня оно делится на несколько частей:

- это знакомство (минута), интересуюсь, для чего нужен репетитор (подтянуть знания или для сдачи ОГЭ), планируют ли сдавать ЕГЭ по моему предмету;

- родители формулируют свои цели, коротко рассказывают о проблемах (пара минут),

- тестирование или устная беседа по основным биологическим темам.

   Это наблюдается очень часто, имея твердую тройку, у ученика в году стоит четверка, а то и пятерка. Поэтому родители и начинают искать репетитора, который должен восполнить этот пробел в знаниях их чада.

  Репетитор должен готовиться к каждому занятию со своим учеником. Считаю, что материал, который он старается донести до своего подопечного должен  быть не только устным, словесным, но и интерактивным, наглядным. Для этого подготавливаю  лекционный материал, плакаты, картинки, видеофайлы, опорные конспекты, схемы, таблицы и т.д. Часто занятия провожу, используя компьютер. Сама создаю инфографику, интерактивные упражнения для закрепления материала по темам занятия.

  Репетитор для этого должен уметь общаться с подростками, находить общие темы для разговора, иметь чувство юмора, которое помогает разрядить обстановку.

  Родители должны сама пообщаться немного с репетитором, чтобы понять будет ли с ним комфортно чувствовать их ребенок или нет. Если они поймут, что с этим человеком легко общаться и находить точки соприкосновения, это уже гарантия, что общение удастся и принесет пользу.

   Очень часто учащиеся, которые посещают репетитора, думают, что этого просто будет достаточно для получения знаний. И каждый раз я стараюсь им объяснить, что, не повторяя материал самостоятельно, невозможно добиться желаемого результата.  Каждое следующее занятие я начинаю с разбора нескольких вопросов предыдущей темы.  И если вижу, что ученик не может ответить на этот вопрос, значит, делаю вывод, что он пришел на занятие не подготовленный. А раз он не занимался самостоятельно, значит, не закрепил то, что мы с ним разбирали.

   Если ученик посещает занятия не регулярно, не готовится к ним, то лучше от такого ученика отказаться, пользы друг другу вы не принесете, а в дальнейшем это может стать  плохой рекламой вам, как  репетитору и вашей компетентности.

   Чтобы узнать уровень знаний учащегося, с кем предстоит заниматься, задаю ему вопросы по разным биологическим наукам, что обозначают отдельные термины и определения. Это сразу дает общее представление об уровне подготовки: сильный ученик или у него большие пробелы в знаниях.

Далее составляем план подготовки:

1. Необходимо повторить весь материал по биологии за период обучения по школьной программе;

2. Прорешать разные виды задач, которые встречаются в ЕГЭ (ОГЭ);

3. Ознакомиться заданиями с развернутым ответом;

4. Повторить наиболее сложные темы по биологии.

   Думаю, что репетитор должен интересоваться, что в данный момент проходит ученик в школе и для того, чтобы узнать уровень усвоения материала и  чтобы подкорректировать знания ученика по этим темам.

  К своему предмету развиваю интерес, начиная с пятого класса, а раньше и с начальной школы, когда вела  кружок по своей авторской программе «Путешествие в страну Экологию». Дети просто «заражались» биологией и экологией. Они знали растения и животных своего края, их особенности, меры по их охране. Мы участвовали в различных конкурсах юных экологов, природоохранных мероприятиях и так далее, и это в дальнейшем ставило предмет биологию для них на первое место. Два раза подряд занимали первое место в областном слете-конкурсе «Юных экологов», который педагоги называли мини-ЕГЭ, уж больно трудные вопросы он содержал.

   Эти дети в дальнейшем с удовольствием занимались учебно-исследовательской  работой, участвовали в олимпиадах и конкурсах по предмету и их любовь к биологии переросла в увлеченность медициной. Многие мои ученики учатся в медицинских университетах и колледжах, работают фармацевтами, селекционерами.

   ОГЭ можно подтянуть за год, если заниматься серьезно, а вот к ЕГЭ нужно готовиться два года. Это говорю исходя из своего опыта, ведь в ЕГЭ добавляются еще и более сложные задачи по генетике, на биосинтез белка, чего нет в ОГЭ.

   Некоторые учащиеся не прислушиваются к моему совету, что заниматься биологией самостоятельно нужно ежедневно  минимум по два часа. Материал необходимо структурировать в виде таблиц, схем, опорных конспектов, так он лучше запоминается (много материала даю своим учащимся именно в таком виде). На уроках и индивидуальных занятиях учу составлять опорные конспекты, кластеры.

Составление ментальной карты по теме «Вегетативное размножение»

Составление ментальной карты по теме «Водорослевые предки высших растений»

   Если подтягивать текущие темы, которые изучает ученик в данный момент в школе, можно и за два - три месяца, а если за прошлые года, времени потребуется куда больше.

   Чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по любому предмету, а особенно по биологии в силу специфичности предмета (очень много терминов и определений), считаю, что подготовку нужно начинать с 10 класса. Для подготовки нужно вспомнить несколько биологических наук: ботанику, зоологию, анатомию, экологию и общую биологию. Причем, к девятому-десятому классу, как правило, учащиеся забывают то, что они учили в 6-8 классе напрочь. Это происходит в силу возраста, того, что информация казалась не такой важной, как в подростковом возрасте.

   Поэтому нужно или сразу искать хорошего репетитора или постараться самим повторить эти науки, а к репетитору обратиться за разъяснением наиболее сложных вопросов и помощи в решении биологических задач. Наиболее сложные вопросы по биологии это механизм двойного оплодотворения, чередование поколений (спорофит, гаметофит) у растений, центральная нервная система, эндокринные железы и их работа, высшая нервная деятельность. Часто ученик просто не в состоянии сам освоить эти трудные темы, поэтому помощь репетитора должна быть качественной.

  Желательно проводить занятия для подготовки к ЕГЭ по биологии  два раза в неделю. А если подготовку начинать с тем шестых-седьмых классов, то и маловато будет, ведь необходимо практически заново изучить большое количество материала (за несколько лет).

   Групповые занятия провожу дополнительно бесплатно (в школе, после уроков)  3-5 человек. Группа должна быть небольшая, так дети лучше усваивают материал.

   В чем плюс индивидуального занятия: ученик не зажат, не стесняется других учащихся, говорит и отвечает то, что думает. Ведь именно это часто и не дает на уроках хорошо усваивать материал, а именно стеснительность, закомплексованность детей.

  Минус, думаю, в том, что ребенок не может сравнить свои знания со знаниями своих одноклассников, то есть, нет здоровой конкуренции между учащимися. Честно говоря, мне больше по душе занятия групповые, когда ученики наперебой отвечают на мои вопросы и стараются продемонстрировать  свои знания друг перед другом (так мы готовимся к Олимпиадам).

   Да, мне приходилось отказывать в своих услугах  репетитора, когда клиенты не могли точно определиться, когда им лучше посещать мои занятия. То есть, по их мнению, именно я должна идти им на встречу и жертвовать своим свободным временем (выходным днем) чтобы подстроиться под удобное для них расписание.

   Впоследствии я очень сильно пожалела, что согласилась и пошла на уступки для этой ученицы.  После того, как несколько раз она не приходила на занятия, ссылаясь на семейные проблемы, праздники, мне пришлось напомнить, что и я ущемила свои права, практически из-за этой семьи лишила себя возможности выезжать по выходным в гости, по своим делам.

 Получив отказ, эта семья очень на меня обиделась, девочка стала заниматься с другим репетитором, а мама налево и направо рассказывала, куда  и к кому она возит дочь на занятия. Тем самым намекая, что от моих услуг они не в восторге.

  Дистанционные занятия обладают  следующими преимуществами:  во-первых, экономится время и деньги на дорогу.  А это иногда очень важно, так как не всех ребят могут возить родители (особенно у нас в сельской местности).  

   Думаю, что онлайн-репетиторство не заменит полностью очные занятия, так как не всегда дети хорошо понимают то, что им объясняешь дистанционно, все – таки, когда рядом находится преподаватель, между ними происходит более тесный, доверительный, что ли, контакт.

Комментарии

Спасибо за статью!

7 March 2019

Сколько нюансов в репетиторской работе!

7 March 2019

С какими сайтами можно работать? Я с https://repetit-center.ru и https://Profi.ry.ru работаю, но учеников не хватает...

15 March 2019

Александр Александрович, подсказать не могу Вам, так как не работаю дистанционно.

15 March 2019