Индивидуальный подход к обучающимся как условие формирования адекватной самооценки.
Автор публикации: В. Кадочникова, студентка 4 курса
Индивидуальный подход к обучающимся как условие формирования адекватной самооценки.
Кадочникова Вероника Алексеевна- студентка Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Среднего образования «Нижнетагильский педагогический колледж» №1 43 группы по специальности «Преподавание в начальных классах».
Аннотация-объяснение необходимости формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, примеры факторов влияющих на формирование самооценки, методика и цели игр и упражнений направленных на повышение уровня самооценки.
Ключевые слова: самооценка, оценивание своих сильных и слабых сторон, формирование адекватной и устойчивой самооценки, методики выявления уровня самооценки, игры по повышению уровня самооценки.
Цель– доказать необходимость использования игр и упражнений повышения самооценки младших школьников.
Задачи.
- Объяснить почему младший школьный возраст является основой для создания адекватной самооценки.
- Раскрыть взаимосвязь влияния разных факторов на формирование адекватной самооценки младшего школьника.
3. Описать методики и упражнения для развития адекватной и устойчивой самооценки.
Индивидуальный подход к обучению на уроках окружающего мира в начальной школе – ключ к формированию адекватной самооценки у младших школьников. Это утверждение подтверждается многолетним опытом педагогов и результатами психологических исследований. Младший школьный возраст (6-10 лет) – критически важный период для развития личности ребенка, период активного формирования самосознания, включая самооценку. Адекватная самооценка – это реалистичное восприятие своих способностей, сильных и слабых сторон, что напрямую влияет на успешность обучения, социальную адаптацию и психологическое благополучие ребенка. Неадекватная самооценка, будь то завышенная или заниженная, может привести к серьезным проблемам в будущем: от трудностей в общении до депрессивных состояний и снижения мотивации к обучению. Формирование адекватной самооценки – сложный многофакторный процесс, в котором важную роль играет учебная деятельность.
Как отмечал Б.Г. Ананьев, успехи и неудачи ребенка в школе, его место в классе, оценки учителей и сверстников – все это оказывает значительное влияние на формирование его самооценки. Однако, важно понимать, что влияние этих факторов не является однозначным и зависит от множества индивидуальных особенностей ребенка: его темперамента, характера, уровня тревожности, привязанности к родителям и окружающим. Например, ребенок с высоким уровнем тревожности может переживать из-за любой, даже незначительной неудачи, что может привести к формированию заниженной самооценки, даже если его реальные способности достаточно высоки. Наоборот, ребенок с низким уровнем тревожности может не адекватно оценивать свои способности, переоценивая их, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении и социальной адаптации. Поэтому, индивидуальный подход к обучению является необходимым условием для формирования адекватной самооценки. Индивидуализация обучения на уроках окружающего мира может проявляться в разных формах. Это может быть дифференциация заданий по уровню сложности, подбор материалов с учетом индивидуальных интересов ребенка, использование различных методов и приемов обучения, включая игровые техники и проектную деятельность. Важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания в классе, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Эффективными методами повышения самооценки являются игровые упражнения, направленные на развитие самосознания и рефлексии. Например, игры, где дети должны оценить свои сильные и слабые стороны, поделиться своими достижениями и трудностями, обсудить способы преодоления препятствий. Также эффективны ролевые игры, ситуативные задачи, творческие проекты, позволяющие ребенку проявить свои способности и получить положительную обратную связь от учителя и сверстников. В ходе уроков окружающего мира можно использовать методики личностно-ориентированного обучения, ориентированные на развитие самостоятельности, творческого мышления и критического восприятия информации. Регулярное проведение рефлексивных практик, где дети анализируют свою работу, выделяют достижения и определяют направления для дальнейшего развития, способствует формированию адекватной самооценки. Важно помнить, что формирование адекватной самооценки – это длительный процесс, требующий постоянного внимания и терпения со стороны учителя. Успех зависит от сочетания индивидуального подхода, использования разнообразных методик и создания положительного эмоционального климата в классе. Только в таких условиях можно достичь желаемого результата – формирования у младших школьников адекватной и устойчивой самооценки, важной основы для их дальнейшего успешного развития.
Самооценка — это важный аспект личностного развития, который оказывает значительное влияние на поведение и активность человека. В зависимости от того, как человек оценивает свои способности и качества, можно выделить три основные категории самооценки: заниженную, адекватную и завышенную. Каждая из этих форм самооценки по-разному влияет на уровень активности и вовлеченности человека в различные сферы жизни. Люди с заниженной самооценкой часто испытывают неуверенность в своих силах и возможностях. Они могут избегать новых вызовов и возможностей, что приводит к снижению их социальной активности и ограничению личностного роста. Заниженная самооценка может проявляться в страхе перед неудачами, что, в свою очередь, делает человека более уязвимым к критике и насмешкам со стороны окружающих. В результате, такие люди могут не реализовать свой потенциал, что наносит ущерб как им самим, так и обществу в целом. Когда человек не верит в себя, он не может внести значимый вклад в свою общину или профессию, теряя возможность развивать свои навыки и таланты. С другой стороны, адекватная самооценка позволяет человеку осознанно подходить к своим сильным и слабым сторонам. Она способствует более активному участию в жизни, повышению мотивации и стремлению к саморазвитию. Люди с адекватной самооценкой способны ставить перед собой реалистичные цели и достигать их, поскольку они понимают свои возможности и ограничения. Это создает положительный эффект не только для них самих, но и для окружающих, так как такие люди могут вдохновлять других своим примером. Завышенная самооценка, хотя и может показаться привлекательной, также имеет свои недостатки. Люди с завышенной самооценкой часто недооценивают свои слабости и могут проявлять высокомерие, что может привести к конфликтам и недопониманию в обществе. Они могут игнорировать конструктивную критику и не стремиться к самосовершенствованию, что, в конечном итоге, может негативно сказаться на их успехах и отношениях с окружающими. Важным аспектом формирования самооценки является образование. На ранних стадиях развития человечества индивидуальное обучение стало основным способом передачи знаний. Эта форма обучения подразумевает, что учитель работает с каждым учеником отдельно, учитывая его индивидуальный темп усвоения материала и способности. Например, репетиторство или самостоятельное изучение учебников позволяют ученикам глубже понять учебный материал и развить свои навыки. Преимущества индивидуального обучения заключаются в том, что учитель может непосредственно взаимодействовать с учеником, что позволяет ему своевременно корректировать ошибки и отмечать успехи. Такой подход помогает глубже изучить личные особенности ученика и его познавательные возможности. Однако индивидуальное обучение имеет и свои недостатки. Оно может быть затратным по времени и ресурсам, а также ограничивает взаимодействие учащихся между собой, что важно для формирования социальных навыков и умения работать в команде. Таким образом, актуальность темы формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира становится очевидной.
Важно понимать, что самооценка младших школьников может быть достаточно неустойчивой и подвержена изменениям в зависимости от различных факторов. Например, успехи в учебе или положительная обратная связь от учителя могут способствовать повышению самооценки, в то время как неудачи или насмешки со стороны сверстников могут привести к ее снижению. Система образования должна учитывать эти особенности и создавать условия для формирования адекватной самооценки у детей. Это можно делать через различные методики, такие как развивающие игры, групповые проекты и обсуждения, которые помогут детям осознать свои сильные стороны и научиться принимать свои недостатки. Важно также обучать детей навыкам эмоционального интеллекта, чтобы они могли справляться с критикой и неудачами, а также поддерживать друг друга в трудные моменты. Кроме того, роль родителей в формировании самооценки ребенка не следует недооценивать. Позитивная поддержка со стороны семьи могут значительно повысить уверенность ребенка в своих силах. Создание атмосферы доверия и поддержки в семье поможет детям развивать адекватное восприятие себя и своих возможностей. Таким образом, формирование самооценки у младших школьников — это многогранный процесс, который требует внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Важно создавать условия для развития адекватной самооценки, чтобы дети могли расти уверенными в себе и готовыми к новым вызовам. Это не только поможет им в учебе, но и подготовит к взрослой жизни, где уверенность в себе и своих силах играет ключевую роль в достижении успеха.
Для выявления уровня самооценки, были перечислены некоторые методы такие как: шкала Дембо-Рубинштейна, методика Лесенка Г. Щур, Проба Де Греефе, методика Будасси.
Подробно разберём суть методики Лесенка Г. Щур.
Методика Лесенка Г. Щур.
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Возрастная категория: 7 – 10 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, перед вами листок бумаги, на котором нужно подписать:
свою фамилию и имя, название класса и сегодняшнюю дату.
Посмотрите внимательно, ниже нарисована лестница из 10 ступенек (учитель показывает на доске или на бланке).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть -чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики.
1. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите?
(отметьте «Я»);
2. А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? (отметьте «У»);
3. А на какую ступеньку поставит вас ваша мама? (отметьте «М»);
4. А на какую ступеньку поставит вас ваш папа? (отметьте «П»);
Критерии оценивания:
1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка
В соответствии с уровнем самооценки для учащихся с низкой самооценкой были подобраны некоторые игры и упражнения для повышения общей самооценки: игра Как много я умею, игра «я справлюсь», игра «Каким чудесным я буду, когда вырасту», игра «Ласковое имя», «Похвали меня».
Разберём поподробнее методику проведения игры «Я хвалю тебя за…».
Игра «Я хвалю тебя за…»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.
На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности показало, что младший школьник придает особое значение своим интеллектуальным способностям и что оценка этих возможностей другими людьми всегда нестабильна. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался и преодолевал трудности, у него должен быть позитивный образ. Дети с отрицательной самооценкой сталкиваются с непреодолимыми препятствиями. У них высокий уровень страха, поэтому они менее приспособлены к школьной жизни, им трудно контактировать со сверстниками и справляться с явным волнением.
Использованная литература
1. Алексеева О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - Москва : Акад. Естествознания, 2017. - 143 с.
- Витушкина, Э. В., Кружилина, Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э. В. Витушкина, Т. В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № - С. 72-83.
- Осипова, О.В. Особенности изучения учебной самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.
- Липкина А.И. К вопросу о методах выявления учебной самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / М., 2005. – 126 с.
- Охлопкова В. С., Данилова М. В. Исследование уровня учебной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 584-587.