Материал на проверке

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование

0
0
Материал опубликован Сегодня в 10:02

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Привокзальная средняя общеобразовательная школа»














Адаптированная программа

по предмету «Окружающий социальный мир»

АООП обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование

1 класс









Составитель программы: Акулинина В.В.

Учитель первой квалификационной категории.









г. Волоколамск 2024г.



Пояснительная записка

Источники составления программы.

- Закон «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ

- СанПиН № 2.4.2. 2821 – 10

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование.


Цель:

-формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;

- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.


Основные задачи:

- познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

- формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

- расширить культурный кругозор, представления о культурно-историческом наследии, о традициях;

- формировать личную концепции своего я, через собственную деятельность;

- формировать чувство ответственности за себя;

- дать представление о семье, родном городе, в котором проживают, о России, её культуре, истории, современной жизни;

- формировать умение принимать решение и проявлять уверенность в отношениях с другими;

- соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения;

- ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы жизни и здоровья, быть внимательными и осторожными на улице, в транспорте, дома и др.

Срок реализации программы - 1 год.


Содержание учебного материала

(105 ч. - 3 часа в неделю).

В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором они проживают, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Дети учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.

Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: 

1. ЧЕЛОВЕК

1) Представление о себе как «я».

2)Представление о себе как члене семьи, коллектива класса / школы / интерната.

3) Представление о себе как члене семьи.

4) Представления о своём здоровье.


2. СОЦИАЛЬНЫЙ МИР

1) Предметы быта

2) Продукты питания.

3) Предметы и материалы, изготовленные человеком.

4) Школа, интернат, квартира, дом, двор.

5) Город, село.

6) Транспорт.

7) Традиции, обычаи.

8) Страна.

9) Права.

10) Этика производственных (деловых) отношений.


Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

личностные

-освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




предметные

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач, ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.






































Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов.

Практ.работы.

Дата проведения



Первое полугодие

49 ч.



I.

1.

ЧЕЛОВЕК.

Представление о себе как «я».


8 ч.



Идентификация себя как юноши, девушки.

1ч.



Части тела человека.

1ч.



Основные задачи человека (забота, учеба, работа, полезная деятельность, отдых и т.д.)

1ч.



Умение понимать ситуацию. Просьба, указание, требование.

1ч.



Правила поведения при посещении общественных мероприятий.

1ч.



Умение дружить.

1ч.



Мои предпочтения. Хобби.

Планирование своего дня.

1ч.



Умение рассказать о себе. Практическая работа.

1ч.



2.

Представление о себе как члене семьи, коллектива класса/школы/интерната.

5ч.



Я и мой коллектив.

1ч.



Правила поведения в школе, классе.

1ч.



Поступки человека.

1ч.



Чувства и эмоции. Умение регулировать свои эмоции.

1ч.



Дружба. Любовь.

1ч.



3.

Представление о себе как члене семьи.

3ч.



Члены семьи.

1ч.



Разделение обязанностей в семье.

1ч.



Разрешение конфликтных ситуаций в семье.

1ч.



4.

Представление о своем здоровье.

11ч.



Соблюдение личной гигиены.

1ч.



Моющие средства для личной гигиены. Мыло, шампунь, зубная паста.

1ч.



Основные органы человека, их функции.

1ч.



Основные органы человека, их функции.

1ч.



Основные показатели организма (группа крови, зрение, слух, температура, давление).

1ч.



Самочувствие.

Симптомы плохого самочувствия.

1ч.



Профилактика простуды.

1ч.



Профилактика вирусных заболеваний.

1ч.



Правила поведения во время болезни.

1ч.



Здоровый образ жизни.

1ч.



Гигиена питания и жилища.

1ч.



II.

1.

СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

Предметы быта.


11ч.



Электробытовые приборы.

1ч.



Правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами.

1ч.



Предметы мебели, их назначение.

1ч.



Предметы посуды.

1ч.



Кухонный инвентарь.

1ч.



Предметы интерьера.

1ч.



Часы. Части часов.

1ч.



Учимся определять время. Практическая работа.

1ч.



Аудио, видеотехника и средства связи.

1ч.



Компьютер. Последовательность действий при работе с компьютером.

1ч.



Интернет. Правила безопасности при работе с интернетом.

1ч.



2.

Продукты питания.

13ч.



Напитки. Молочные продукты.

1ч.



Правила хранения молочных продуктов.

1ч.




Второе полугодие

56ч.



Мясные продукты, готовые к употреблению.

1ч.



Мясные продукты, требующие обработки.

1ч.



Способы приготовления мясных продуктов.

1ч.



Рыбные продукты.

1ч.



Способы приготовления рыбных продуктов.

1ч.



Правила хранения мясных и рыбных продуктов.

1ч.



Мучные изделия. Способы приготовления мучных изделий.

1ч.



Правила хранения мучных изделий.

1ч.



Крупы и бобовые. Способы приготовления круп и бобовых.

1ч.



Правила хранения круп и бобовых.

1ч.



Кондитерские изделия. Правила хранения кондитерских изделий.

1ч.



3.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

8ч.



Виды и свойства бумаги. Инструменты для работы с бумагой.

1ч.



Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом.

1ч.



Свойства стекла.Правила безопасности при обращении со стеклом.

1ч.



Свойства резины.

1ч.



Свойства металла.

1ч.



Свойства ткани. Инструменты для работы с тканью.

1ч.



Свойства пластмассы.

1ч.



Предметы из разных материалов. Практическая работа.

1ч.



4.

Школа, интернат, квартира, дом, двор.

8ч.



Назначение помещений школы, интерната. Ориентировка в помещениях по надписям.

1ч.



Типы домов. Места общего пользования.

1ч.



Территория двора.

1ч.



Правила безопасности и поведения в местах общего пользования и доме.

1ч.



Помещения квартиры. Благоустройство квартиры.

1ч.



Правила безопасности и поведения во время аварийной ситуации.

1ч.



Вредные насекомые дома.

1ч.



Домашний адрес.

1ч.



5.

Город, село.

11ч.



Город, село, различие инфраструктуры.

1ч.



Назначение зданий. Умение ориентироваться на местности.

1ч.



Пункты питания.

1ч.



Вокзал, аэропорт.

1ч.



Больница. Поликлиника.

1ч.



Банки. Банкоматы.

1ч.



Почта. Парикмахерская.

1ч.



Магазин. Рынок.

1ч.



Библиотека.

1ч.



Дорожные знаки, светофор, пешеходный переход.

1ч.



Правила поведения в общественных местах и на улице.

1ч.



6.

Транспорт.

6ч.



Наземный транспорт.

1ч.



Водный транспорт.

1ч.



Воздушный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

1ч.



Пользование общественным транспортом. Правила поведения в транспорте.

1ч.



Специальный транспорт.

1ч.



Личный транспорт.

1ч.



7.

Традиции. Обычаи.

4ч.



Традиции и атрибуты общих праздников.

1ч.



Личные праздники. Поздравления с праздником.

1ч.



Религии мира.

1ч.



Традиции в православии.

1ч.



8.

Страна.

6ч.



Государственная символика РФ. Президент России.

1ч.



Столица России. Достопримечательности столицы.

1ч.



Города России. Достопримечательности городов.

1ч.



Исторические события России.




Выдающиеся люди России и мира.

1ч.



Национальные особенности стран мира.

1ч.



9.

Права.

4ч.



Конституция.

1ч.



Основные документы гражданина РФ.

1ч.



Основные права и обязанности гражданина.

1ч.



Правонарушения и виды правовой ответственности.

1ч.



10.

Этика производственных (деловых) отношений.

4ч.



Деловой этикет.

1ч.



Рабочее место. Заработная плата.

1ч.



Режим труда и отдыха.

1ч.



Техника безопасности на рабочем месте. Трудовая дисциплина.

1ч.



Итого 105 часов



Список литературы.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование.

Наглядные пособия:натуральные объекты, муляжи, макеты, фото, предметные и сюжетные картинки, карта России, мира, глобус, видеоматериалы, фотографии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.