Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Привокзальная средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная программа
по предмету «Окружающий социальный мир»
АООП обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование
1 класс
Составитель программы: Акулинина В.В.
Учитель первой квалификационной категории.
г. Волоколамск 2024г.
Пояснительная записка
Источники составления программы.
- Закон «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ
- СанПиН № 2.4.2. 2821 – 10
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование.
Цель:
-формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Основные задачи:
- познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- расширить культурный кругозор, представления о культурно-историческом наследии, о традициях;
- формировать личную концепции своего я, через собственную деятельность;
- формировать чувство ответственности за себя;
- дать представление о семье, родном городе, в котором проживают, о России, её культуре, истории, современной жизни;
- формировать умение принимать решение и проявлять уверенность в отношениях с другими;
- соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения;
- ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы жизни и здоровья, быть внимательными и осторожными на улице, в транспорте, дома и др.
Срок реализации программы - 1 год.
Содержание учебного материала
(105 ч. - 3 часа в неделю).
В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором они проживают, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащиеся учатся выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую они включены, учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Дети учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.
Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами:
1. ЧЕЛОВЕК
1) Представление о себе как «я».
2)Представление о себе как члене семьи, коллектива класса / школы / интерната.
3) Представление о себе как члене семьи.
4) Представления о своём здоровье.
2. СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
1) Предметы быта
2) Продукты питания.
3) Предметы и материалы, изготовленные человеком.
4) Школа, интернат, квартира, дом, двор.
5) Город, село.
6) Транспорт.
7) Традиции, обычаи.
8) Страна.
9) Права.
10) Этика производственных (деловых) отношений.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
-освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
предметные
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач, ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем.
| Кол-во часов. | Практ.работы. | Дата проведения |
| Первое полугодие | 49 ч. | | |
I. 1. | ЧЕЛОВЕК. Представление о себе как «я». | 8 ч. | | |
Идентификация себя как юноши, девушки. | 1ч. | | | |
Части тела человека. | 1ч. | | | |
Основные задачи человека (забота, учеба, работа, полезная деятельность, отдых и т.д.) | 1ч. | | | |
Умение понимать ситуацию. Просьба, указание, требование. | 1ч. | | | |
Правила поведения при посещении общественных мероприятий. | 1ч. | | | |
Умение дружить. | 1ч. | | | |
Мои предпочтения. Хобби. Планирование своего дня. | 1ч. | | | |
Умение рассказать о себе. Практическая работа. | 1ч. | | | |
2. | Представление о себе как члене семьи, коллектива класса/школы/интерната. | 5ч. | | |
Я и мой коллектив. | 1ч. | | | |
Правила поведения в школе, классе. | 1ч. | | | |
Поступки человека. | 1ч. | | | |
Чувства и эмоции. Умение регулировать свои эмоции. | 1ч. | | | |
Дружба. Любовь. | 1ч. | | | |
3. | Представление о себе как члене семьи. | 3ч. | | |
Члены семьи. | 1ч. | | | |
Разделение обязанностей в семье. | 1ч. | | | |
Разрешение конфликтных ситуаций в семье. | 1ч. | | | |
4. | Представление о своем здоровье. | 11ч. | | |
Соблюдение личной гигиены. | 1ч. | | | |
Моющие средства для личной гигиены. Мыло, шампунь, зубная паста. | 1ч. | | | |
Основные органы человека, их функции. | 1ч. | | | |
Основные органы человека, их функции. | 1ч. | | | |
Основные показатели организма (группа крови, зрение, слух, температура, давление). | 1ч. | | | |
Самочувствие. Симптомы плохого самочувствия. | 1ч. | | | |
Профилактика простуды. | 1ч. | | | |
Профилактика вирусных заболеваний. | 1ч. | | | |
Правила поведения во время болезни. | 1ч. | | | |
Здоровый образ жизни. | 1ч. | | | |
Гигиена питания и жилища. | 1ч. | | | |
II. 1. | СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. Предметы быта. | 11ч. | | |
Электробытовые приборы. | 1ч. | | | |
Правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами. | 1ч. | | | |
Предметы мебели, их назначение. | 1ч. | | | |
Предметы посуды. | 1ч. | | | |
Кухонный инвентарь. | 1ч. | | | |
Предметы интерьера. | 1ч. | | | |
Часы. Части часов. | 1ч. | | | |
Учимся определять время. Практическая работа. | 1ч. | | | |
Аудио, видеотехника и средства связи. | 1ч. | | | |
Компьютер. Последовательность действий при работе с компьютером. | 1ч. | | | |
Интернет. Правила безопасности при работе с интернетом. | 1ч. | | | |
2. | Продукты питания. | 13ч. | | |
Напитки. Молочные продукты. | 1ч. | | | |
Правила хранения молочных продуктов. | 1ч. | | | |
| Второе полугодие | 56ч. | | |
Мясные продукты, готовые к употреблению. | 1ч. | | | |
Мясные продукты, требующие обработки. | 1ч. | | | |
Способы приготовления мясных продуктов. | 1ч. | | | |
Рыбные продукты. | 1ч. | | | |
Способы приготовления рыбных продуктов. | 1ч. | | | |
Правила хранения мясных и рыбных продуктов. | 1ч. | | | |
Мучные изделия. Способы приготовления мучных изделий. | 1ч. | | | |
Правила хранения мучных изделий. | 1ч. | | | |
Крупы и бобовые. Способы приготовления круп и бобовых. | 1ч. | | | |
Правила хранения круп и бобовых. | 1ч. | | | |
Кондитерские изделия. Правила хранения кондитерских изделий. | 1ч. | | | |
3. | Предметы и материалы, изготовленные человеком. | 8ч. | | |
Виды и свойства бумаги. Инструменты для работы с бумагой. | 1ч. | | | |
Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом. | 1ч. | | | |
Свойства стекла.Правила безопасности при обращении со стеклом. | 1ч. | | | |
Свойства резины. | 1ч. | | | |
Свойства металла. | 1ч. | | | |
Свойства ткани. Инструменты для работы с тканью. | 1ч. | | | |
Свойства пластмассы. | 1ч. | | | |
Предметы из разных материалов. Практическая работа. | 1ч. | | | |
4. | Школа, интернат, квартира, дом, двор. | 8ч. | | |
Назначение помещений школы, интерната. Ориентировка в помещениях по надписям. | 1ч. | | | |
Типы домов. Места общего пользования. | 1ч. | | | |
Территория двора. | 1ч. | | | |
Правила безопасности и поведения в местах общего пользования и доме. | 1ч. | | | |
Помещения квартиры. Благоустройство квартиры. | 1ч. | | | |
Правила безопасности и поведения во время аварийной ситуации. | 1ч. | | | |
Вредные насекомые дома. | 1ч. | | | |
Домашний адрес. | 1ч. | | | |
5. | Город, село. | 11ч. | | |
Город, село, различие инфраструктуры. | 1ч. | | | |
Назначение зданий. Умение ориентироваться на местности. | 1ч. | | | |
Пункты питания. | 1ч. | | | |
Вокзал, аэропорт. | 1ч. | | | |
Больница. Поликлиника. | 1ч. | | | |
Банки. Банкоматы. | 1ч. | | | |
Почта. Парикмахерская. | 1ч. | | | |
Магазин. Рынок. | 1ч. | | | |
Библиотека. | 1ч. | | | |
Дорожные знаки, светофор, пешеходный переход. | 1ч. | | | |
Правила поведения в общественных местах и на улице. | 1ч. | | | |
6. | Транспорт. | 6ч. | | |
Наземный транспорт. | 1ч. | | | |
Водный транспорт. | 1ч. | | | |
Воздушный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 1ч. | | | |
Пользование общественным транспортом. Правила поведения в транспорте. | 1ч. | | | |
Специальный транспорт. | 1ч. | | | |
Личный транспорт. | 1ч. | | | |
7. | Традиции. Обычаи. | 4ч. | | |
Традиции и атрибуты общих праздников. | 1ч. | | | |
Личные праздники. Поздравления с праздником. | 1ч. | | | |
Религии мира. | 1ч. | | | |
Традиции в православии. | 1ч. | | | |
8. | Страна. | 6ч. | | |
Государственная символика РФ. Президент России. | 1ч. | | | |
Столица России. Достопримечательности столицы. | 1ч. | | | |
Города России. Достопримечательности городов. | 1ч. | | | |
Исторические события России. | | | | |
Выдающиеся люди России и мира. | 1ч. | | | |
Национальные особенности стран мира. | 1ч. | | | |
9. | Права. | 4ч. | | |
Конституция. | 1ч. | | | |
Основные документы гражданина РФ. | 1ч. | | | |
Основные права и обязанности гражданина. | 1ч. | | | |
Правонарушения и виды правовой ответственности. | 1ч. | | | |
10. | Этика производственных (деловых) отношений. | 4ч. | | |
Деловой этикет. | 1ч. | | | |
Рабочее место. Заработная плата. | 1ч. | | | |
Режим труда и отдыха. | 1ч. | | | |
Техника безопасности на рабочем месте. Трудовая дисциплина. | 1ч. | | | |
Итого 105 часов |
Список литературы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование.
Наглядные пособия:натуральные объекты, муляжи, макеты, фото, предметные и сюжетные картинки, карта России, мира, глобус, видеоматериалы, фотографии.