Активизация мыслительной деятельности при выполнении домашнего задания по предмету «Физическая культура» в начальной школе по теме «Упражнения и прыжки со скакалкой»
Конкурсная работа «Нестандартное домашнее задание»
Активизация мыслительной деятельности при выполнении домашнего задания по предмету «Физическая культура» в начальной школе по теме «Упражнения и прыжки со скакалкой»
Учитель физической культуры Лукьянчикова Ирина Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 15 имени М.В. Гордеева г. Орла
Содержание:
I. Введение
II. Пояснительная записка
III. Содержание домашнего задания
IV. Вывод
I. Введение.
Домашнее задание по физической культуре, как и по любому предмету - это составная часть процесса обучения. Выполняя задания по данному предмету, ученики пополняют самостоятельно свои знания в теории, а также умения и навыки в практике.
Работу по введению домашнего задания по физической культуре есть смысл начать уже с младших классов, так как в этот возрастной период, у детей ярко проявляется добросовестное отношение ко всем поручениям учителя. В дальнейшем это позволит сформировать положительное отношение как к домашним заданиям, так и к предмету в целом. Умение учителя вызвать интерес у учащихся к выполнению домашних заданий наиболее ценно в педагогической практике. Кроме этого, очень важно, чтобы учитель умел достойно оценивать показатели самостоятельной работы учеников.
К самостоятельной физической деятельности в начальной школе относится:
1. Выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики в различных вариантах;
2. Выполнение разнообразных упражнений и игровых заданий с предметами (мячами, скакалками, обручами, мини гантелями, гимнастическими палками)
3. Самостоятельное проведение учащимися подвижных игр, эстафет;
4. Составление комплекса физкультминуток и двигательных пауз;
5. Проектная деятельность по разделу программы «Основы знаний»
6. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях: лыжные прогулки, катания на санках или коньках, утренние и вечерние пробежки, походы с родителями по выходным дням, плавание в бассейне.
Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре:
1.Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.
2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.
4. Задания задаются индивидуально и по группам.
5. Задания со временем усложняются.
6. Задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям.
Домашние задания для учащихся младшего школьного возраста направлены на решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья детей.
2. Повышение двигательной активности детей и приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Укрепление основных мышечных групп.
4. Развитие физических качеств учеников.
5. Формирование правильной осанки.
6. Формирование здорового образа жизни у детей.
7. Активизация мыслительной деятельности посредством игровых заданий.
8. Воспитание у учеников организованности, дисциплины, целеустремленности, силы воли.
9. Выработка у учащихся простейших приёмов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Организация и содержание домашних заданий для учащихся младших классов.
Хотя основная масса учащихся младших классов справляется с требованиями учебной программы на уроках физической культуры, рекомендуется с первого класса приучать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями и начинать давать домашние задания. Они должны быть не сложными по координации и не требовать особого оборудования в домашних условиях.
Давая задание, учитель обязательно объясняет назначение всех упражнений. Это способствует повышению специальных знаний учащихся, а также формированию навыков самостоятельных занятий. Общеразвивающие упражнения, физкультминутки, упражнения на осанку задаются на дом чаще всего сразу же после их выполнения во вводной части урока.
В зависимости от поставленных задач задания могут даваться на различный промежуток времени (на 30 дней, на 2 недели, на серию уроков), в течение которого происходит обучение каким-либо двигательным действиям. Рекомендуется использовать карточки домашних заданий с указанием дозировки упражнений. Первым упражнением в таких карточках указывается то, которое для данного учащегося является главным и на которое следует особо обратить внимание. Чтобы ученики могли свободно владеть карточками, необходимо их обучить основным терминам.
Для определения дозировки упражнений домашних заданий учитель руководствуется нормативными требованиями, которые предъявляет к учащимся данного возраста учебная программа. При этом обязательно учитывается состояние здоровья, показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого конкретного учащегося.
Для успешного выполнения и применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд условий:
1. Добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте.
2. Убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.
3. Умело выделять главное, над чем и в какой период работать тому или иному ученику.
4. Основательно изучить с учащимися на уроке материал домашних заданий.
5. Уметь определить степень воздействия применяемых упражнений на организм школьников, знать способы правильного регулирования этого воздействия.
6. Обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений.
7. Обучать учащихся правильной терминологии, научить их пользоваться ею при записи домашних заданий.
8. Обязательно сообщать учащимся сроки проверки домашних заданий.
9. Фиксировать домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала.
10. Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.
Домашние задания призваны увеличить недельный двигательный режим школьника, поэтому выполнять их рекомендуется не реже двух раз в неделю продолжительностью от 15 до 35 минут. Домашние задания лучше осуществлять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.
В целях рационального внедрения домашних заданий необходимо провести работу с родителями, ознакомить их с особенностями домашних заданий по физкультуре, привлечь к созданию условий регулярных заданий физической культурой для их детей. На родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно-гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий. Родителей учащихся следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между подготовкой уроков по другим предметам. Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, в сумме не должно превышать 20-30 минут.
Место, отведенное для занятий, должно быть такого размера, чтобы ребенок во время выполнения упражнений не задевал предметы домашнего обихода и мебель. Упражняться желательно на мягком коврике и лучше босиком. Учитывая, что домашние задания представляют собой комплексы простых упражнений, оборудование мест для занятий особой сложностью не отличается.
Если ребенок заинтересован в выполнении физических упражнений, регулярно занимается физкультурой и накопил опыт самостоятельных занятий, необходимо и дальше поощрять его в этом деле. Для этого необходимо оборудовать «домашний стадион» более сложными снарядами и тренажерами.
Оборудовать место для занятий школьника можно не только в квартире, но и, если позволяют условия, на открытом воздухе во дворе. Занятия на открытом воздухе очень полезны для детей всех возрастов, независимо от уровня их подготовленности. Активная двигательная деятельность на свежем воздухе способствует закаливанию организма ребенка, а также пополнению его «двигательного багажа».
При подборе упражнений для домашних заданий надо ориентироваться на:
1. Содержание и задачи изучаемой темы.
2. Индивидуальное развитие физических возможностей учащихся, их возрастные и половые особенности.
Домашние задания могут быть сквозными и тематическими:
Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же и для мальчиков, и для девочек. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.Примером сквозных заданий является выполнение комплексов утренней гимнастики.
Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы, способствуют развитию двигательных качеств и активизации мыслительной деятельности обучающихся.
II. Пояснительная записка
К выполнению домашнего задания по физической культуре в начальных классах по теме «Упражнения и прыжки со скакалкой»
«Двигательная активность людей
должна быть озарена мыслью»
П.Ф. Лесгафт
В результате выполнения домашнего задания по предмету «Физическая культура» обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе выполнения домашнего задания. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в соответствии с возможностями своего организма;
- умение работать в команде (если домашнее задание рассчитано на выполнение в группе) находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе выполнения домашнего задания.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемое домашнее задание состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на развитие двигательных качеств и активизацию мыслительной деятельности обучающихся.
Упражнения со скакалкой-одно из средств школьной программы. Они включают всевозможные комплексы общеразвивающих упражнений со скакалкой, прыжки со скакалкой, игровые задания и подвижные игры со скакалкой. Главное отличие этого средства от других - с его помощью можно развивать не только все двигательные качества, но и способствовать умственному развитию учащихся.
Упражнения со скакалкой интересны, увлекательны, вызывают желание заниматься самостоятельно.
Тема Активизация мыслительной деятельности при выполнении домашнего задания по разделу программы «Упражнения и прыжки со скакалкой»
Цель Развитие познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий.
Аудитория Учащиеся 1-4 классов
Степень сложности- от минимальной до средней в зависимости от индивидуальной физической подготовленности. Обязательный учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.
Тип домашнего задания-индивидуальный, групповой и с привлечением родителей.
Рекомендуемое время на выполнение д/з-октябрь и апрель месяцы (когда по учебному плану данная тема), 2-3 раза в неделю по 15-20 минут в 1-2 классах и 3-4 раза в неделю по 20-25 минут в 3-4 классах.
Способы проверки д/з
Польза от домашних заданий будет большей, если учитель добьётся не только их систематичности, но и постоянного в разных формах контроля. Контроль осуществляется на уроках. Это проверка правильности выполнения упражнений, определение роста количественных и качественных показателей, выявление степени повышения уровня физической подготовленности конкретного ребенка. По разделу «упражнения и прыжки со скакалкой» можно использовать следующие виды проверки:
-фронтальная проверка (используется при контроле правильности выполнения комплексов общеразвивающих упражнений);
- выборочная проверка (по ходу урока);
- взаимопроверка (проверка в парах);
-самопроверка (с помощью дневника самоконтроля);
- игровые формы проверки типа мини соревнований (Кто больше выполнит прыжков за 10 секунд, 15 секунд, 30 секунд? У кого лучше техника выполнения прыжков?...и т.д.)
Можно уже в начальной школе предложить детям ведение специальной тетради (дневника самоконтроля). В ней можно записывать содержание д/з, количество и качество выполненных упражнений, показатели самочувствия, веса, чсс, а также результаты тестовых измерений оценки двигательной подготовленности в начале и в конце учебного года.
Инструкция к выполнению домашнего задания
1. Домашнее задание выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
2. Соблюдать технику безопасности (место, отведенное для занятий, должно быть такого размера, чтобы во время выполнения упражнений не задеть предметы домашнего обихода и мебель).
3. Д/з рекомендуется выполнять в перерыве самоподготовки по другим предметам
4. Упражнения начинать с разминки – около 5 минут (бег и 3-5 общеразвивающих упражнений).
5. Занятия на свежем воздухе лучше проводить группами 3-5 человек, привлекая в качестве организатора наиболее подготовленных.
6. Д/з выполнять 2-3 раза в неделю 15-25 минут.
7. Постоянно контролировать самочувствие.
8. Соблюдать правила личной гигиены после выполнения д/з.
III. Содержание домашнего задания на уроках физической культуры в начальных классах по теме «Упражнения и прыжки со скакалкой»
Для умственного развития детей на уроках физкультуры особенно важно сформировать устойчивый интерес и чувство радостного ожидания физических упражнений. При этом важен не столько развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышлений. В своей работе я использую много различных приёмов и упражнений для активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов. Среди них создание элементарно-поисковых ситуаций, использование математических и логических заданий, включение сложно-координированных движений, пальчиковой гимнастики, речевых клише и т.д. Поэтому и разработка домашнего задания идёт в этом направлении. Чем интереснее домашнее задание, тем больше вероятность того, что учащиеся будут не просто выполнять его, а выполнять с увлечением, вовлекая в этот процесс родных людей.
Когда даю домашнее задание по выполнению комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой, рекомендую выполнять их перед зеркалом. Предлагаю при этом игровые задания: «Сделай лучше своего отражения в зеркале!», «Поставь оценку своему отражению». Каждый ребёнок, как в «Королевстве кривых зеркал» знает имя того, кто живёт и выполняет упражнения в зеркале (своё имя наоборот). Как правило это здорово срабатывает, особенно при выполнении сложных упражнений.
Самым первым домашним заданием по скакалке у меня всегда знакомство с известным стихотворением А.Л. Барто «Верёвочка». Побуждаю детей прочитать его дома, а на уроке обязательно нахожу время подробно его разобрать, обратив внимание на качества, которые помогли девочке Лидочке научиться хорошо прыгать на скакалке. Потраченное на это время всегда окупается результатом.
Задача научить ребёнка правильно прыгать со скакалкой и обучить разновидностям прыжков решается как правило на уроках, а вот игровые задания я даю в качестве домашнего задания. Известную всем с детства игру с мячом «Я знаю 5 имён девочек…» я перенесла на скакалку. На каждый выполненный прыжок (каждое вращение скакалки), ребёнок произносит одно слово. При правильном вербальном и двигательном согласовании получается 15 слов и 15 прыжков. (Пример: «Я знаю 5 имён девочек, Оля раз, Маша два, Таня три, Ира четыре, Юля пять»). В 1-2 классах это игры с именами девочек, мальчиков, с названиями цветов, названиями животных. В 3-4 классах добавляются названия птиц, животных, городов, спортивного инвентаря, видов спорта и многие другие названия, позволяющие расширить кругозор детей. Таким образом, границ в этой игре нет. С помощью этой игры прекрасно прослеживается взаимосвязь мыслительной деятельности с двигательным действием. Дети, которые хорошо учатся, легко справляются с любыми заданиями в этой игре, а для детей, которые учатся слабо, сочетание мысли, речи, движения вызывает большую трудность. Тем больше радует достигнутый такими детьми результат.
Отличная игра для домашнего задания «Алфавит». Нужно выполнить 33 прыжка, называя на каждый прыжок очередную букву алфавита. Проверка этого задания проходит в интересной игровой форме в виде соревнования.
Следующим игровым домашним заданием со скакалкой является выполнение прыжков с проговариванием ритмичного стихотворения. Примеры стихотворений:
1.«Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час?
Раз, два, три, четыре-мыши дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!»
2.«Я и прямо, я и боком, с поворотом и прискоком
И с разбега и на месте, и двумя ногами вместе.»
Простые отрывки стихотворений, но в сочетании с прыжками-не так легко. У кого получается, сразу хочется прыгать и под другие стихи. Это задание можно выполнять как с короткой скакалкой индивидуально, так и с длинной-с помощью двух человек, вращающих скакалку. Тогда и приходят на помощь родные люди. И как правило с увлечением начинает прыгать вся семья, даже бабушки и дедушки прыгают, вспоминая как в детстве они играли в игру «Часики». Разве это не здорово!
Игровые задания с длинной скакалкой можно предлагать детям выполнять группами во время прогулки, если позволяют погодные условия. Можно назначать ответственных в группах, у кого лучше получаются прыжки и вращения.
Домашнее задание можно подобрать и к памятным датам. Например, к дню космонавтики можно выполнить прыжки с проговариванием планет. А 12 апреля устроить проверку этого домашнего задания по желанию. Получается очень интересно.
Кроме игровых заданий, я даю задания на скорость-выполнить максимальное количество прыжков со скакалкой за 15 секунд в 1-2 классах и за 30 секунд в 3-4 классах. При проверке прыжков учитываю индивидуальный рост результата прыжков у каждого ребёнка за 1 месяц выполнения домашнего задания.
Здесь я привела пример нестандартного домашнего задания по теме «Упражнения и прыжки со скакалкой». И моя задача, научить ребёнка при любом двигательном действии ребёнок думать и мыслить, я думаю достигает желаемого результата.
№п/п |
Содержание домашнего задания |
Формируемые УУД |
Сроки выполнения д/з |
Форма контроля |
1. |
Знакомство со стихотворением А.Л. Барто «Верёвочка» |
Метапредметные-воспринимать мнение и предложения сверстников при д/з в группе; -проговаривать последовательность действий Личностные-личностное самоопределение, установка на здоровый образ жизни, построение планов; -формирование интереса; -соблюдение правил выполнения д/з; -проявление дисциплинированности; -проведение самооценки на основе критерия успешности выполненного д/з Регулятивные-принимать д/з учителя и инструкцию к его выполнению; -чётко следовать этой инструкции; -осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений и прыжков; -планировать путь достижения цели Познавательные-развивать умения выполнять упражнения и прыжки со скакалкой на высоком качественном уровне -ставить познавательные задачи; -уметь добывать и применять новую информацию; -осознанно строить речевое высказывание о значении упражнений и прыжков со скакалкой в физическом развитии человека Коммуникативные-обмениваться информацией; -исполнять двигательные действия и игры со сверстниками; -уметь договариваться в совместной деятельности.
|
Октябрь (один день) |
Октябрь, выборочная проверка |
2. |
Игровое задание «Я знаю 5 имён…(названий) |
Октябрь (две недели) |
Взаимопроверка (в парах) |
|
3. |
Игровое задание «Алфавит» |
Октябрь (две недели) |
Взаимопроверка (в ходе урока), выборочная проверка или игровая форма |
|
4. |
Прыжки с проговариванием ритмичных стихов» |
Апрель (две недели) |
Выборочная проверка |
|
5. |
Игра «Часики» (коллективное д/з) |
Апрель (две недели) |
Игровая форма проверки в виде соревнования |
|
6. |
Прыжки (количество за 15 секунд) 1-2 классы Прыжки (количество за 30 секунд) 3-4 классы |
Октябрь и апрель (месяц) |
Фронтальная проверка (сравнительный анализ индивидуального роста прыжков) в октябре и апреле |
|
7. |
Комплекс утренней гимнастики со скакалкой |
Октябрь и апрель (месяц) |
Конец апреля, фронтальная проверка (оценка правильности выполнения комплекса). |
|
8. |
Ведение дневника самоконтроля |
В течении учебного года |
Самопроверка |
IV. Вывод
В результате всего сказанного, можно сделать вывод- физкультура не в меньшей мере, чем другие школьные предметы, представляет возможность предлагать учащимся домашние задания в нестандартной форме, даже в начальной школе. В данном случае это использование домашнего задания для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтому, включение в домашнее задание специальных игровых заданий, способствующих осознанному, отчётливому выполнению движений, сопровождение выполнения этих заданий их вербальным описанием, должно, в конечном счёте привести к формированию у учащихся способности к чёткому, дифференцированному восприятию отдельных элементов двигательной структуры. Эта способность, тесно связанная с уровнем развития аналитико-синтетической деятельности мозга, непременно проявится и при овладении учеником материала других школьных дисциплин, что положительно скажется на общей успеваемости учащихся и умственном развитии в целом.
Задача учителя физкультуры состоит не только в грамотном подборе и проверке домашнего задания, а ещё и в необходимости помочь учащимся осознать, что домашнее задание по физической культуре является неотъемлемой частью в улучшении их физического и умственного развития, а также понять необходимость личного участия в формировании собственного здоровья и собственной культуры здорового образа жизни.