Активизация познавательно - речевой деятельности дошкольников с ТМНР посредством использования театрализованной игры.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТМНР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
С.А. Семенова
ГБДОУ детский сад № 104 Невского района
г. Санкт – Петербурга
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Учёные единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусств. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребёнка театрализованная деятельность в дошкольном возрасте по праву принадлежит почётное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. С.Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использования детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.
Интонационная выразительность речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Содержание коррекционно – развивающих занятий, начиная со старшего дошкольного возраста для детей с ТМНР включает в себя развитие диалоговой и монологической речи: совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения восприятия и выразительности речи.
Анализ психолого – педагогической литературы по данной проблематике выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интеграционный характер и обобщает основные стороны:
интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
мимику, жесты, позу говорящего.
Исследования по логопедической ритмике, проведенное Г.А. Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но так же и художественно – речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, приплясывания, напевания и т.д.).
В книге Г.А. Волковой «логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декораций.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно – педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественного – эстетического воспитания.
Цель использования театральной деятельности на этапе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ТМНР – создание условий для коррекции познавательно - речевых нарушений и развитии учебной мотивации в процессе устранения сложных дефектов.
Задачи деятельности:
пополнять и активизировать словарь детей с ТМНР;
расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действия признаков;
закрепить правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать работать над интонационной выразительностью речи;
продолжать учить детей пользоваться прямой косвенной речью в инсценировках сказок;
совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально – игровой деятельности;
совершенствовать умение связано и выразительно пересказать сказки без помощи взрослого;
воспитывать культуру речевого общения.
Принципы деятельности:
принцип активности ребенка
импровизационность
гуманность
системность знаний
учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка
принцип интерактивности всех видов деятельности
связь обучения и творчества.
Виды театральной деятельности, используемые на коррекционно – развивающих занятиях для активизации познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ТМНР:
артикуляционная гимнастика
упражнения для эмоционального развития детей;
коррекционно – развивающие игры;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)
упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
игры – драматизации.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно – ролевой игре. В сюжетно – ролевой игре ребёнок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа.
Используя театрализованную игру в коррекционно – образовательной деятельности воспитанники становятся более эмоционально благополучными, способными сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам. Театрализованная игра помогла детям преодолеть чувство неуверенности, приобрести ценные навыки общения игрового взаимодействия, оценить важность совместного результата, увеличиваются объём знаний об окружающем мире, формируются алгоритмы связной речи у дошкольников с ТМНР.
Таким образом, к феномену театрализованной игры можно относится как уникальному явлению детства. Театрализованная игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных театральных постановках, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его закрепленным нравственным ценностям и приобретенным социальным установкам, где активация познавательно – речевой деятельности посредством театрализованной игры становится фактором социального развития личности ребёнка.
Литература:
Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». Учеб.пособие для студентов «Дефектология». – М: Просвещение, 1985.