Технологическая карта урока обществознания в 8 классе на тему «Быть личностью»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока | Быть личностью | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Выявить признаки, которые характеризуют человека как индивидуальность и личность, этапы становления личности | ||
Образовательные ресурсы | Учебник: Обществознание, 8 класс, Боголюбов Л.Н. | ||
Основные понятия | Индивид, личность, адаптация, интеграция, социализация | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, применять исторические знания, определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное в изучаемой теме, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, получают необходимую информацию, аргументируют свою точку зрения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работают самостоятельно, формируют умения сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, развивают умение работать в группе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науке. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Учитель задает обучающимся вопрос: «Кто я?». Ответы обучающихся многозначны: - имя (я – Павел, Ирина) - род занятий (ученик, учитель, водитель, студентка) - черты характера (весёлый, задумчивый, добрый) и т.д. В результате беседы анализируются ответы на вопрос «Кто я?», выделяют отличительные признаки человека. Материал к уроку: Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, например, все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, называют индивидными. Человек как один из людей – индивид (от лат. individuum – отдельный человек). Индивидом он является от природы, так как его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью. Среди признаков человека есть те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другим. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность – характеристика человека в обществе. Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми. Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в деятельности, реализуя многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль семьянина, защитника, работника. Ребята, формулируют тему урока «Быть личностью» | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме: «Быть личностью» | Вопрос «Кто я?» подразумевает оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: «Кем я стану?» Учитель организует беседу по вопросам: – Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Что для человека является жизненными ценностями? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Две притчи 1. «Притча о принятии себя» 2. «Притча об Эзопе» | Группы работают самостоятельно и находят ответы на вопросы: 1.2. Проводит беседу по вопросам: В чем смысл притчи? Почему так важно проявление индивидуальности в каждом человеке? Какие особенности личности проявлялись в этих ситуациях? | 1. Работа по группам 2. Читают текст, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 1. Групповая работа 2. Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты, отделяют новое от известного; выделяют главное («диалог с автором») | 1. Устный опрос. 2. Записи в тетради. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в тетради Самостоятельная работа с учебником, с. 10–13: | Задание 1. Прочитать текст параграфа Записать три основных фазы становления личности (привести примеры) Ответ Первая фаза - адаптация (от лат. adaptatio – приспособление). Вторая фаза – индивидуализация. Третья фаза – интеграция (от лат. integration – восстановление). Становление личности происходит только в обществе Задание 2 В тетради написать на каждую букву слова «личность» положительные черты характера Л- И- Ч- Н- О- С- Т- Ь- | Выполняют задания в тетрадях | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирования цели; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) | Задание |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая | Проводит беседу по вопросам: – Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие как личность? Может ли человек проявиться как личность вне общества? Какие этапы проходит личность в процессе становления? | 1. Отвечают 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: определяют уровни | Оценивание учащихся |
Домашнее задание | 2 | Задания в учебнике с.14, составить синквейн к словам «личность», «индивид» | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение 1
Притча о принятии себя
Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна.
Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу – то посадили бы их.
Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя.
Притча об Эзопе
Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там очень много народа. — Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа. — Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане. Можно ли сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении «индивид», а Эзоп — в значении «личность»?