12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хелашвили Ольга Викторовна30
Россия, Ярославская обл., Ярославль

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Быть личностью

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Выявить признаки, которые характеризуют человека как индивидуальность и личность, этапы становления личности

Образовательные ресурсы

Учебник: Обществознание, 8 класс, Боголюбов Л.Н.

Основные понятия

Индивид, личность, адаптация, интеграция, социализация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, применять исторические знания, определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное в изучаемой теме, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, получают необходимую информацию, аргументируют свою точку зрения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работают самостоятельно, формируют умения сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, развивают умение работать в группе

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науке.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Учитель задает обучающимся вопрос: «Кто я?». Ответы обучающихся многозначны:

- имя (я – Павел, Ирина)

- род занятий (ученик, учитель, водитель, студентка)

- черты характера (весёлый, задумчивый, добрый) и т.д.

В результате беседы анализируются ответы на вопрос «Кто я?», выделяют отличительные признаки человека.

Материал к уроку: Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, например, все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, называют индивидными. Человек как один из людей – индивид (от лат. individuum – отдельный человек). Индивидом он является от природы, так как его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другим. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность – характеристика человека в обществе.

Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.

Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в деятельности, реализуя многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль семьянина, защитника, работника.

Ребята, формулируют тему урока «Быть личностью»

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по теме: «Быть личностью»


Вопрос «Кто я?» подразумевает оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: «Кем я стану?»

Учитель организует беседу по вопросам:

Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Что для человека является жизненными ценностями?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.


Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Фронтальная работа.


Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради



Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала


17

Две притчи 1. «Притча о принятии себя»
(см. приложение
)

2. «Притча об Эзопе»


Группы работают самостоятельно и находят ответы на вопросы:

1.2. Проводит беседу по вопросам: В чем смысл притчи? Почему так важно проявление индивидуальности в каждом человеке?

Какие особенности личности проявлялись в этих ситуациях?

1. Работа по группам

2. Читают текст, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение



1.

Групповая работа

2. Фронтальная


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты, отделяют новое от известного; выделяют главное («диалог с автором»)

1. Устный опрос.

2. Записи в тетради.



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в тетради


Самостоятельная работа с учебником, с. 10–13:

Задание 1.

Прочитать текст параграфа

Записать три основных фазы становления личности (привести примеры)

t1674852916aa.png

Ответ

Первая фаза - адаптация (от лат. adaptatio – приспособление).

Вторая фаза – индивидуализация.

Третья фаза – интеграция (от лат. integration – восстановление).

Становление личности происходит только в обществе

Задание 2

В тетради написать на каждую букву слова «личность» положительные черты характера

Л-

И-

Ч-

Н-

О-

С-

Т-

Ь-

Выполняют задания в тетрадях

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирования цели;

логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

Задание
в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая
беседа

Проводит беседу по вопросам:

Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие как личность? Может ли человек проявиться как личность вне общества? Какие этапы проходит личность в процессе становления?

1. Отвечают
на вопросы.



2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Регулятивные: определяют уровни
усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее задание

2

Задания в учебнике с.14, составить синквейн к словам «личность», «индивид»

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная




Приложение 1

Притча о принятии себя

Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна.

Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу – то посадили бы их.

Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя.


Притча об Эзопе

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там очень много народа. — Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа. — Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане. Можно ли сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении «индивид», а Эзоп — в значении «личность»?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.