Технологическая карта урока обществознания в 8 классе на тему «Быть личностью»

3
0
Материал опубликован 27 January 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Быть личностью

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Выявить признаки, которые характеризуют человека как индивидуальность и личность, этапы становления личности

Образовательные ресурсы

Учебник: Обществознание, 8 класс, Боголюбов Л.Н.

Основные понятия

Индивид, личность, адаптация, интеграция, социализация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, применять исторические знания, определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное в изучаемой теме, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, получают необходимую информацию, аргументируют свою точку зрения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работают самостоятельно, формируют умения сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, развивают умение работать в группе

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науке.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Учитель задает обучающимся вопрос: «Кто я?». Ответы обучающихся многозначны:

- имя (я – Павел, Ирина)

- род занятий (ученик, учитель, водитель, студентка)

- черты характера (весёлый, задумчивый, добрый) и т.д.

В результате беседы анализируются ответы на вопрос «Кто я?», выделяют отличительные признаки человека.

Материал к уроку: Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, например, все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, называют индивидными. Человек как один из людей – индивид (от лат. individuum – отдельный человек). Индивидом он является от природы, так как его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другим. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность – характеристика человека в обществе.

Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.

Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в деятельности, реализуя многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль семьянина, защитника, работника.

Ребята, формулируют тему урока «Быть личностью»

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по теме: «Быть личностью»


Вопрос «Кто я?» подразумевает оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: «Кем я стану?»

Учитель организует беседу по вопросам:

Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Что для человека является жизненными ценностями?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.


Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Фронтальная работа.


Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради



Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала


17

Две притчи 1. «Притча о принятии себя»
(см. приложение
)

2. «Притча об Эзопе»


Группы работают самостоятельно и находят ответы на вопросы:

1.2. Проводит беседу по вопросам: В чем смысл притчи? Почему так важно проявление индивидуальности в каждом человеке?

Какие особенности личности проявлялись в этих ситуациях?

1. Работа по группам

2. Читают текст, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение



1.

Групповая работа

2. Фронтальная


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты, отделяют новое от известного; выделяют главное («диалог с автором»)

1. Устный опрос.

2. Записи в тетради.



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в тетради


Самостоятельная работа с учебником, с. 10–13:

Задание 1.

Прочитать текст параграфа

Записать три основных фазы становления личности (привести примеры)

t1674852916aa.png

Ответ

Первая фаза - адаптация (от лат. adaptatio – приспособление).

Вторая фаза – индивидуализация.

Третья фаза – интеграция (от лат. integration – восстановление).

Становление личности происходит только в обществе

Задание 2

В тетради написать на каждую букву слова «личность» положительные черты характера

Л-

И-

Ч-

Н-

О-

С-

Т-

Ь-

Выполняют задания в тетрадях

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирования цели;

логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

Задание
в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая
беседа

Проводит беседу по вопросам:

Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие как личность? Может ли человек проявиться как личность вне общества? Какие этапы проходит личность в процессе становления?

1. Отвечают
на вопросы.



2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Регулятивные: определяют уровни
усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее задание

2

Задания в учебнике с.14, составить синквейн к словам «личность», «индивид»

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная




Приложение 1

Притча о принятии себя

Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна.

Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу – то посадили бы их.

Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя.


Притча об Эзопе

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там очень много народа. — Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа. — Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане. Можно ли сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении «индивид», а Эзоп — в значении «личность»?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации