Дни междисциплинарного обучения как инструмент повышения мотивации школьников

Дни междисциплинарного обучения как инструмент повышения мотивации школьников
«О межпредметных связях говорится очень много.
Каждому учителю ясно, что надо в своём
предмете искать точки соприкосновения
с материалом других предметов.
Но межпредметные связи заключаются
не только в этом. Наиболее глубокие
связи лежат не столько в содержании
фактического материала, сколько в характере
умственного труда».
В. А. Сухомлинсий
В педагогической практике существует многообразие технологий, методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся. Одним из эффективных средств повышения интереса школьников к обучению могут стать Дни междисциплинарного обучения (МДО).
Такие дни позволяют:
- Сложить сведения о мире из отдельных предметов в единую систему. Они дополнят друг друга и откроются с новой стороны.
- Посмотреть на любую тему и получить знания вне рамок какой-либо одной научной дисциплины.
- Поощрить любознательность ребёнка и развить его исследовательскую активность. Ученик приобретает новые знания через собственное исследование: проект, доклад, видео-презентацию.
- Укрепить мотивацию школьника. Движение от изучения частных вопросов, представленных информацией из разных дисциплин, к главному общему проблемному вопросу способствует этому.
- Сформировать чувство успеха. Если учащийся успешно «докопался до сути» в работе, например, над историческим материалом, то чувство успеха может благотворно повлиять на эффективность его поиска в области знаний, которая раньше была для него менее доступна.
Практику междисциплинарных уроков можно проводить в течение всего года, начиная с любого класса. В нашей школе вошло в систему проведение дней МДО совместно с педагогами-предметниками. Такие дни планируются за 2 недели до их проведения и проводятся во всех, без исключения, классах. В этот день события в школе соединены одной темой. Уроки, внеурочка и даже перемены органично связаны и переплетаются друг с другом. Каждый педагог продумывает свой конспект урока или внеурочного занятия, затем делится подготовленной разработкой с коллегами.
В нашей параллели практикуется проведение подготовленных уроков не только в своем, но и во всех других классах. В этом случае составляется нелинейное расписание, тем самым создается возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия.
Модели проведения Дней междисциплинарного обучения могут быть различные. Это интегрированные уроки, уроки с использование межпредметных связей и уроки-проектные задачи. Опыт показывает, что наиболее эффективно проведение дней МДО в форме интегрированных уроков или в форме проектных задач. Чаще всего тематика выбирается в соответствии с календарем знаменательных и памятных дат, либо с экологическим календарем. Так в прошлом учебном году были проведены дни МДО по следующим темам: «Путешествие в зоопарк», «Эта Земля –моя и твоя», «День Защитника Отечества», «День Победы».
Примеры проведения уроков в рамках МДО:
-Интегрированные уроки математики, русского языка, ИЗО, литературного чтения в рамках дня «В стиле Октября»
https://урок.рф/library/integrirovannie_uroki_provedennie_v_ramkah_temati_012254.html
-Проектная межпредметная задача «Путешествие в зоопарк»
https://урок.рф/library/proektnaya_mezhpredmetnaya_zadacha_puteshestvie_v_zoop_033635.html
-Урок математики по теме «Что узнали. Чему научились. Счет в пределах 10» в рамках дня по теме «Алфавит»
https://урок.рф/library/urok_matematike_v_1_klasse_po_teme_chto_uznali_ch_133640.html
-Урок математики в 3 классе по теме «Что узнали. Чему научились» в рамках дня по теме «День защитника Отечества»
https://урок.рф/library/urok_matematiki_v_3_klasse_po_teme_chto_uznali_che_114630.html
В качестве иллюстрации приведу примеры двух уроков математики, которые были подготовлены в декабре текущего учебного года.
Первый урок был проведен по теме «Расчетные задачи». Дидактическая цель: развитие умения осуществлять перенос полученных знаний в измененную ситуацию. При входе дети получили рабочие листы разного цвета. Это было необходимо для того, чтобы позднее сформировать 2 группы с учетом дифференциации.
Урок начался с ребуса, ребята расшифровали слово «горы». Они сделали предположение, какое отношение имеют горы к такому предмету, как математика. Оказывается, 16 декабря отмечается праздник, который называется «День покорения вершин». Ребята вспомнили, что такое вершина, где мы в математике и реальной жизни встречаемся с этим понятием. Затем в ходе устного счета выяснили, вершину какой горы они будут покорять.
После устного счета ребята разделились на 2 группы и до конца урока работали с двумя педагогами. У каждой группы был свой маршрут, но к концу урока обе группы встретились на вершине горы.
Одна группа работала с заданиями базового уровня сложности. Ребята вспомнили сначала, какие горные системы изучили на окружающем мире, назвали самые высокие горы. Затем в ходе решения задачи надо было узнать протяженность Кавказских гор и Гималаев. Затем был сделан небольшой привал (физминутка), а потом надо было решить задачу на нахождение остатка пути. При выполнении следующего задания ребятам надо было применить свои знания при работе с диаграммами и таблицей: прочитать информацию, внесите данные в диаграмму и заполнить таблицу.
Вторая группа выполняла задания повышенного уровня сложности. Сначала в ходе решения задачи четвероклассники должны были определить высоту горы Эверест. Для этого надо было решить задачу с данными, представленными в косвенной форме. При решении следующей задачи надо было выяснить, сколько дней и сколько часов длился подъем. И при решении 3 задачи детям надо было на основании данных таблицы о горах-восьмитысячниках ответить на предложенные вопросы.
В ходе урока четвероклассники работали с таблицами самооценки всех выполненных заданий. В конце урока ребята подсчитали общее количество баллов за все выполненные задания, выставили себе отметку. А затем с помощью флажков указали свое положение на данный момент на «Горе успеха».
Вторая четверть завершилась в четвертых классах еще одним Днем междисциплинарного обучения по теме «Рождество». В ходе проведенных уроков математики, русского языка, литературного чтения и ОПК, технологии и английского языка, ребята погрузились в атмосферу праздника, узнали о традициях предков в праздновании Рождества Христова. Более подробно остановлюсь на уроке математики, который готовила я и провела во всех 4-х классах.
Цель урока: совершенствование умений решать задачи разных типов, производить действия с величинами, формировать умения работать с информацией, производить математические расчёты.
Начался урок с представления символов праздника, которые помогли ребятам оценить работу на уроке. В рабочих листах было размещено изображение ели с несколькими рядами бус. В ходе урока дети раскрашивали бусы после каждого выполненного задания по критериям: если справились с заданием полностью - красный цвет, если частично - желтый, если не справились - синий. А на завершающем этапе урока они выставили себе итоговую отметку в центре Вифлеемской звезды.
Сначала был проведен математический диктант. Потом ребята перешли к решению практических задач. В 1 задаче надо было высчитать длительность поста, затем определить, сколько времени уйдет на уборку помещения перед праздником. В ходе решения следующей задачи надо было подсчитать, сколько необходимо закупить пачек риса на семью из 7 человек, если на 1 порцию кутьи обычно требуется 150 г риса. Четвертая задача направлена на нахождение доли числа. Затем ребята перешли к решению логических задач. Эти задания ребята выполняли в парах.
Конспекты представленных уроков можно посмотреть по ссылке:
-Урок математики по теме «Расчетные задачи» в рамках дня по теме «Рождество»
https://урок.рф/library/urok_matematiki_v_4_klasse_po_teme_raschetnie_zada_053005.html
-Урок математики по теме «Расчетные задачи» в рамках дня ««День покорения вершин»
https://урок.рф/library/olimpiada_po_russkomu_yaziku_v_3_klasse_050200.html
На мой взгляд, технология междисциплинарного обучения является одной из самых эффективных для повышения мотивации к обучению. С помощью МДО мы получаем абсолютно иной портрет ученика, способного не только уложить все знания по полочкам, но и использовать эти знания в жизни.
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время - тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они - самые важные для нас люди, и они учатся понимать, как предметные знания помогут им в жизни, для чего всё это надо. А это НАДО!
Источники:
https://roerich-lib.ru/index.php/sukhomlinskij/5226-glava-3-uchit-uchitsya
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Дружинина Марина Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Артеменко Елена Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна