Дни междисциплинарного обучения как инструмент повышения мотивации школьников
Дни междисциплинарного обучения как инструмент повышения мотивации школьников
«О межпредметных связях говорится очень много.
Каждому учителю ясно, что надо в своём
предмете искать точки соприкосновения
с материалом других предметов.
Но межпредметные связи заключаются
не только в этом. Наиболее глубокие
связи лежат не столько в содержании
фактического материала, сколько в характере
умственного труда».
В. А. Сухомлинсий
В педагогической практике существует многообразие технологий, методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся. Одним из эффективных средств повышения интереса школьников к обучению могут стать Дни междисциплинарного обучения (МДО).
Такие дни позволяют:
- Сложить сведения о мире из отдельных предметов в единую систему. Они дополнят друг друга и откроются с новой стороны.
- Посмотреть на любую тему и получить знания вне рамок какой-либо одной научной дисциплины.
- Поощрить любознательность ребёнка и развить его исследовательскую активность. Ученик приобретает новые знания через собственное исследование: проект, доклад, видео-презентацию.
- Укрепить мотивацию школьника. Движение от изучения частных вопросов, представленных информацией из разных дисциплин, к главному общему проблемному вопросу способствует этому.
- Сформировать чувство успеха. Если учащийся успешно «докопался до сути» в работе, например, над историческим материалом, то чувство успеха может благотворно повлиять на эффективность его поиска в области знаний, которая раньше была для него менее доступна.
Практику междисциплинарных уроков можно проводить в течение всего года, начиная с любого класса. В нашей школе вошло в систему проведение дней МДО совместно с педагогами-предметниками. Такие дни планируются за 2 недели до их проведения и проводятся во всех, без исключения, классах. В этот день события в школе соединены одной темой. Уроки, внеурочка и даже перемены органично связаны и переплетаются друг с другом. Каждый педагог продумывает свой конспект урока или внеурочного занятия, затем делится подготовленной разработкой с коллегами.
В нашей параллели практикуется проведение подготовленных уроков не только в своем, но и во всех других классах. В этом случае составляется нелинейное расписание, тем самым создается возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия.
Модели проведения Дней междисциплинарного обучения могут быть различные. Это интегрированные уроки, уроки с использование межпредметных связей и уроки-проектные задачи. Опыт показывает, что наиболее эффективно проведение дней МДО в форме интегрированных уроков или в форме проектных задач. Чаще всего тематика выбирается в соответствии с календарем знаменательных и памятных дат, либо с экологическим календарем. Так в прошлом учебном году были проведены дни МДО по следующим темам: «Путешествие в зоопарк», «Эта Земля –моя и твоя», «День Защитника Отечества», «День Победы».
Примеры проведения уроков в рамках МДО:
-Интегрированные уроки математики, русского языка, ИЗО, литературного чтения в рамках дня «В стиле Октября»
https://урок.рф/library/integrirovannie_uroki_provedennie_v_ramkah_temati_012254.html
-Проектная межпредметная задача «Путешествие в зоопарк»
https://урок.рф/library/proektnaya_mezhpredmetnaya_zadacha_puteshestvie_v_zoop_033635.html
-Урок математики по теме «Что узнали. Чему научились. Счет в пределах 10» в рамках дня по теме «Алфавит»
https://урок.рф/library/urok_matematike_v_1_klasse_po_teme_chto_uznali_ch_133640.html
-Урок математики в 3 классе по теме «Что узнали. Чему научились» в рамках дня по теме «День защитника Отечества»
https://урок.рф/library/urok_matematiki_v_3_klasse_po_teme_chto_uznali_che_114630.html
В качестве иллюстрации приведу примеры двух уроков математики, которые были подготовлены в декабре текущего учебного года.
Первый урок был проведен по теме «Расчетные задачи». Дидактическая цель: развитие умения осуществлять перенос полученных знаний в измененную ситуацию. При входе дети получили рабочие листы разного цвета. Это было необходимо для того, чтобы позднее сформировать 2 группы с учетом дифференциации.
Урок начался с ребуса, ребята расшифровали слово «горы». Они сделали предположение, какое отношение имеют горы к такому предмету, как математика. Оказывается, 16 декабря отмечается праздник, который называется «День покорения вершин». Ребята вспомнили, что такое вершина, где мы в математике и реальной жизни встречаемся с этим понятием. Затем в ходе устного счета выяснили, вершину какой горы они будут покорять.
После устного счета ребята разделились на 2 группы и до конца урока работали с двумя педагогами. У каждой группы был свой маршрут, но к концу урока обе группы встретились на вершине горы.
Одна группа работала с заданиями базового уровня сложности. Ребята вспомнили сначала, какие горные системы изучили на окружающем мире, назвали самые высокие горы. Затем в ходе решения задачи надо было узнать протяженность Кавказских гор и Гималаев. Затем был сделан небольшой привал (физминутка), а потом надо было решить задачу на нахождение остатка пути. При выполнении следующего задания ребятам надо было применить свои знания при работе с диаграммами и таблицей: прочитать информацию, внесите данные в диаграмму и заполнить таблицу.
Вторая группа выполняла задания повышенного уровня сложности. Сначала в ходе решения задачи четвероклассники должны были определить высоту горы Эверест. Для этого надо было решить задачу с данными, представленными в косвенной форме. При решении следующей задачи надо было выяснить, сколько дней и сколько часов длился подъем. И при решении 3 задачи детям надо было на основании данных таблицы о горах-восьмитысячниках ответить на предложенные вопросы.
В ходе урока четвероклассники работали с таблицами самооценки всех выполненных заданий. В конце урока ребята подсчитали общее количество баллов за все выполненные задания, выставили себе отметку. А затем с помощью флажков указали свое положение на данный момент на «Горе успеха».
Вторая четверть завершилась в четвертых классах еще одним Днем междисциплинарного обучения по теме «Рождество». В ходе проведенных уроков математики, русского языка, литературного чтения и ОПК, технологии и английского языка, ребята погрузились в атмосферу праздника, узнали о традициях предков в праздновании Рождества Христова. Более подробно остановлюсь на уроке математики, который готовила я и провела во всех 4-х классах.
Цель урока: совершенствование умений решать задачи разных типов, производить действия с величинами, формировать умения работать с информацией, производить математические расчёты.
Начался урок с представления символов праздника, которые помогли ребятам оценить работу на уроке. В рабочих листах было размещено изображение ели с несколькими рядами бус. В ходе урока дети раскрашивали бусы после каждого выполненного задания по критериям: если справились с заданием полностью - красный цвет, если частично - желтый, если не справились - синий. А на завершающем этапе урока они выставили себе итоговую отметку в центре Вифлеемской звезды.
Сначала был проведен математический диктант. Потом ребята перешли к решению практических задач. В 1 задаче надо было высчитать длительность поста, затем определить, сколько времени уйдет на уборку помещения перед праздником. В ходе решения следующей задачи надо было подсчитать, сколько необходимо закупить пачек риса на семью из 7 человек, если на 1 порцию кутьи обычно требуется 150 г риса. Четвертая задача направлена на нахождение доли числа. Затем ребята перешли к решению логических задач. Эти задания ребята выполняли в парах.
Конспекты представленных уроков можно посмотреть по ссылке:
-Урок математики по теме «Расчетные задачи» в рамках дня по теме «Рождество»
https://урок.рф/library/urok_matematiki_v_4_klasse_po_teme_raschetnie_zada_053005.html
-Урок математики по теме «Расчетные задачи» в рамках дня ««День покорения вершин»
https://урок.рф/library/olimpiada_po_russkomu_yaziku_v_3_klasse_050200.html
На мой взгляд, технология междисциплинарного обучения является одной из самых эффективных для повышения мотивации к обучению. С помощью МДО мы получаем абсолютно иной портрет ученика, способного не только уложить все знания по полочкам, но и использовать эти знания в жизни.
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время - тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они - самые важные для нас люди, и они учатся понимать, как предметные знания помогут им в жизни, для чего всё это надо. А это НАДО!
Источники:
https://roerich-lib.ru/index.php/sukhomlinskij/5226-glava-3-uchit-uchitsya
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна