12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лидия Сергеевна Маметьева7294
Учитель русского языка и литературы по специальности «Филология» со специализацией «Мировая художественная культура». Факультет дополнительных педагогических профессий "Туризм". Диплом "Дошкольная педагогика и психология". Диплом "Педагог-организатор".
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Эффективная организация работы с родителями дошкольников: личный опыт

Любая работа эффективна тогда,

Когда она правильно организована.


В соответствии с ФГОС ДО «под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребёнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения». (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО – Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от17.10.2013).

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада.

Как привлечь родителей к активному участию в учебном и воспитательном процессе? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. 

В решении данных вопросов и заключается главный секрет эффективной организации работы с родителями дошкольников. Слаженное сотрудничество воспитателей, работающих на группе, работающих в одном ДОУ, общий взгляд на формы работы, содержание работы и организацию этой работы специалистов учебного учреждения, администрации и педагогов.

Когда люди смотрят в одном направлении, когда они имеют крепкий «фундамент» из общих взглядов, убеждений, методов и принципов – они действуют как единый организм, а следовательно заряжают своими идеями окружающих: своих воспитанников, и, конечно, их родителей.

Не просто так изменился термин, понятие от «работы» с родителями к «взаимодействию», «сотрудничеству» с родителями.

Это определяет сам процесс как двусторонний, обоюдный, как поддержку и взаимопомощь в достижении общих целей и задач в воспитании, обучении, социализации и так далее детей.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная система (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

В привлечении родителей к продуктивному, эффективному взаимодействию не обходится без «педагогических хитростей». В данной работе хотелось бы остановиться на опыте работы по одной из инновационных технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой - «К родителям через детей». Это своего рода презентации опыта работы по реализации данной технологии в первой младшей группе.

По итогам социологических исследований, проведенных Н.П. Гришаевой, выявлено, что 30% родителей хотят и участвуют в различных мероприятиях инициируемых педагогами; 30% - не хотят ни в чем участвовать; а для 40% родителей желание взаимодействовать с педагогом, зависит от его умения вовлекать родителей в мероприятия и жизнь группы.

Таким образом, главная  цель всех взаимодействий  с родителями - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Технология позволяет включить родителей в жизнь группы и детского сада, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов.

Автором технологии Н.П. Гришаевой разработан алгоритм включения технологии «К родителям через детей» в практику работы педагогов группы и детского сада в целом:

1. Педагоги обращаются с любой просьбой к родителям не сами, а через детей. Утренние и вечерние круги с детьми в детском саду повсеместно входят в практику каждого воспитателя. Это возможность в неформальной обстановке пообщаться с детьми, выявить их интересы и предпочтения, обсудить планы на день и предстоящие дела и занятия и если у детей возникают какие-либо вопросы, желание что-то узнать, воспитатель завершая круг, предлагает детям: спросите об этом у родителей!

Если шло обсуждение какого-либо мероприятия или совместного события, в котором дети принимали активное и деятельное участие воспитатель завершает круг предложением: расскажите об этом родителям!

2. Следующее действие педагога: в приёмных для родителей или в родительских чатах появляется сообщение «Уважаемые родители! Сегодня в нашем саду, (группе) проходил _________________ (обозначить тематику мероприятия), во время которого ваш ребёнок научился, узнал, попробовал, сделал сам, удивился!

ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ у него – ЧЕМУ????

3. Обязательное условие: на следующий день на утреннем круге обсудить с детьми, что сказали родители и поощрить тех детей, которые не забыли выполнить это решение.

Важно! Применять технологию постоянно, чтобы она прочно вошла в жизнь педагогов, детей и родителей группы, тогда до 80% родителей включаются в текущую образовательную ситуацию группы.

Всем педагогам хорошо известна ситуация, когда объявляется выставка поделок, желание принять участие возникает далеко не у всех. Часто бывает, что родители просто сами что-то мастерят, а дети, зачастую, видят поделку впервые утром при сдаче в детский сад. В решении данной проблемы хорошо помогает технология Н.П. Гришаевой «К родителям через детей».

Когда ребёнок получает яркие впечатления, становится эмоционально возбуждён какой-либо идеей, занятием, он так же эмоционально, ярко, воодушевлённо говорит об этом с теми, кто его окружает (в первую очередь с членами своей семьи), что в свою очередь находит эмоциональный отклик у родителей, побуждает их на совместные действия с ребёнком.

Она позволяет не только взрослым взглянуть на тот или иной вопрос, проблему, задачу через детское мировоззрение, глазами ребёнка, но и создаёт благоприятную обстановку, атмосферу для совместного детско-родительского творчества, поисковой деятельности и так далее.

Ярким примером в использовании данной технологии, на наш взгляд, является акция «Наряди Ёлочку» в первой младшей группе. К малышам в группу пришла из леса зелёная ёлочка, которая «заговорила» с ними, прося помощи: ей очень хотелось превратиться в настоящую новогоднюю ёлочку с украшениями и игрушками.

Ребята были под таким впечатлением от встречи с лесной красавицей, что стали наперебой рассказывать родителям о происшествии в группе ещё в раздевалке, говорили им о необходимости смастерить игрушку на ёлочку.

Вернувшись домой, дети всё так же были увлечены идеей о ёлочных игрушках. Их заинтересованность, буря эмоций не могли оставить равнодушными их родителей. Каждая семья принесла игрушку в группу, чтобы нарядить ёлочку к празднику. Все подошли к осуществлению замысла творчески, а что самое главное, принимали совместное участие в создании украшения (нам прислали много фотоотчетов о процессе создания игрушки).

Об эффективности данной технологии также говорят и отзывы родителей в соцсетях. Хочется привести отрывок из поста одного из родителей: «Мама, смотри – ёлочка! Какая красота! Ёлочка разговаривает!» - столько восторга было у ребёнка в саду. Рассказывал, что к ним пришла ёлочка из леса, в сапожках, и что она разговаривает. Сначала подумала, что как-то, видимо, недопоняла сына, а, оказывается, правда – и пришла, и разговаривает. Очень креативный подход у наших воспитателей, а главное – грамотно озадачили изготовлением поделок – дети СОВМЕСТНО с родителями. Тут уж маме противнице поделок от имени детей было не отвертеться. Вот так мы готовы делать, такой подход мне нравится…»

Активно в жизни детского сада используются такие формы работы, как социальные акции. Обычно социальную акцию в детском саду или группе детского сада инициирует воспитатель или администрация учебного заведения, а родители и дети включаются в ее проведение по предложению воспитателя.

По технологии Н.П. Гришаевой дети вместе с педагогом на круге обсуждают и принимают решение о проведении той или иной социальной акции. Родителям сообщают о принятом решении тоже дети.

Педагог организует информационное сопровождение о принятом детьми решении через родительские уголки и чаты. Результаты акции широко освещаются через фото, видео материалы, выпуск газеты, размещение информации на сайте детского сада, выносятся благодарность всем участникам акции.

Примером организации взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса может послужить реализация социальной акции «Корм для птиц» в рамках проекта «Покормите птиц зимой» в первой младшей группы.

В группу пришло письмо с видеообращением от зимующих птиц с просьбой помочь пережить им холодную голодную зиму. Созданный воспитателями мультфильм о снегире, воробье и синичке, вызвал большой отклик у ребят. Они очень сочувствовали попавшим в тяжёлое положение птицам, высказывали идеи о том, как и чем им можно помочь.

С этими идеями и предложениями они обратились к своим родителям. Эмоциональные призывы детей оказать помощь голодным зимующим птицам не мог не найти отклика у тх родителей. Каждая семья дома обсудила, какую помощь зимующим птицам могут оказать. Кто-то принёс в группу корм, чтобы на прогулках ребята могли сами кормить птиц, кто-то смастерил кормушки для птиц, которые были развешаны на территории детского сада. Никто не остался в стороне.

Из опыта работы мы наблюдаем более активное включение семей именно по предложению ребенка, чем если бы акцию предлагал родителям педагог. Обращение к родителям через детей активизирует семью, у родителей проявляются вопросы, уточнения, они вносят предложения, возникает совместный интерес, обсуждения и, растет число участников, так формируется в группе сообщество «дети-родители-педагоги».

У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

Технология «К родителям через детей», позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов. Важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей. Воспитанники становятся более самостоятельными и инициативными.

100% участие семей в каком-либо мероприятии – это большой успех! Это показатель правильности выбора технологий, методов и приёмов. Эффективности работы с родителями.


Литература

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
  2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
  3. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Т.П. Елисеева; Под ред. М.М. Ярмолинской. - Мн.: Лексис, 2004.
  4. Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении// Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2018 год.
  5. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  6. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: метод. пособие. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013.
  7. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
  8. Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
  9. Технологии эффективной социализации в детском саду и начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: [учебно-методическое пособие]/ под ред. Н.П. Гришаевой. - М.: Линка-Пресс, 2019.
  10. Технологии эффективной социализации в дошкольной образовательной организации. Развивающая диагностика. Сценарии проблемно-педагогических ситуаций: [учебно-методическое пособие]/ под ред. Н.П. Гришаевой. - М.: Линка-Пресс, 2020.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.