Авторская программа спецкурса для 8-10 классов общеобразовательных школ «Экология и цивилизация»
Министерство просвещения Российской Федерации
Саратовская область
МОУ «СОШ №63 с УИП»
город Саратов
ЭКОЛОГИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Авторская программа спецкурса для 8-10 классов общеобразовательных школ.
Вологин Н.В. -
учитель географии МОУ«СОШ №63 с УИП».
«Отличник образования Республики Казахстан»
г.Саратов 2022 год
Структура программы.
Пояснительная
записка
Экспертная
оценка
Ведущие идеи программы
Методологические и теоретические основы программы
«Экология и цивилизация»
Цели и задачи программы
Знания, умения и навыки
Методика организации деятельности учащихся
Содержание:
Пояснительная записка автора. - 1
.Экспертная оценка программы. - 2-3
.Ведущая идея программы. - 3-5
Методические и теоретические основы программы. - 5-7
Цели и задачи программы. - 7
Примерное содержание программы. - 8
Перечень знаний, умений и навыков по итогам обучения. – 8-10
Методика организации деятельности учащихся
по реализации программы. - 10-12
а) циклы жизнедеятельности учащихся;
б) основные аспекты деятельности учащихся.
Программа «Экология и цивилизация». 13-16
Пояснительная записка
Настоящая программа спецкурса «Экология и цивилизация» для 8-10 классов общеобразовательных школ раскрывает взаимоотношения между обществом и природой. Она отличается большой насыщенностью новизной, содержание разделов и тем отражает актуальные проблемы современной цивилизации.
Спецкурс построен с учетом дидактических принципов-от простого к сложному, от общего к частному, что делает его логически завершенным. Внутри каждого раздела тематическое планирование уроков взаимосвязано, последовательно, их содержание соответствует требованиям учебных программ данной возрастной категории. Содержание практических работ отличается привязанностью к местному материалу, исследовательским характером; это позволяет обобщить и закрепить на практике (на местности или в лабораторных условиях) теоретические знания по разделам. Автор учитывает интеграционные возможности спецкурса «Экология и цивилизация», способствующие его сближению с другими естественными науками географией, химией, биологией, валеологией, основами безопасности жизнедеятельности человека. В программе приведены в соответствии возрастные возможности старших школьников, уровень их подготовленности, воспитывающий эффект экологического обучения и практических заданий. Ее содержание отражает преемственность с курсами биологии, географии, химии, а так же с пробными программами по основам общей экологии для 9-классов и социальной экологии для 10-11 классов.
Некоторые вопросы спецкурса (практические задания) рекомендуются к рассмотрению как часть воспитательной работы в классе, то есть занятия могут быть отнесены на каникулярное или внеурочное время, даны в качестве самостоятельных заданий школьникам в учебное время. Настоящая программа может являться основой для составления двухгодичной программы спецкурса для 10-11 классов под тем же названием «Экология и цивилизация», а так же для ведения факультативного курса «Охрана природы» или «Социальная экология» для 8-10-х классов.
Экспертная оценкасодержания программы спецкурса «Экология и цивилизация»
для 8-10-х классов.
Учитывая востребованность и нехватку методического обеспечения курса «Общая и социальная экология», автор настоящей программы сделал удачную попытку систематизировать и обобщить вопросы экологии и связать их в проблемный спецкурс.
Содержание программы спецкурса отличается большой насыщенностью и новизной, разделы и темы отражают весь спектр глобальных экологических проблем современной цивилизации. Практические работы привязаны к местному материалу, носят исследовательский характер. Автор учитывает интеграционные возможности спецкурса «Экология и цивилизация», способствующие его сближению с другими естественными науками, спецкурсами, факультативными занятиями – география, химия, биология, валеология, основы безопасности жизнедеятельности человека. Спецкурс учитывает возрастные особенности старших школьников, их нетерпимость к фактам экологического нарушения, что значительно усиливает воспитывающий эффект курса. Его содержание отражает преемственность с аналогичными курсами младших классов, в том числе и с пробными программами по основам экологии для 9-х классов.
Достоинством настоящей программы является то, что она может быть реализована не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях, в самостоятельных исследованиях учащихся.
Программа может быть использована для составления двухгодичной программы спецкурса для 10-11 классов «Экология и цивилизация», а также для ведения факультативного курса «Охрана природы» или «Социальная экология» для 10-11 классов.
Программа спецкурса «Экология и цивилизация» для 8-10-х классов рекомендована для включения в вариативную часть базисного учебного плана школ, работающих в условиях экспериментальной площадки, являющихся опорными по вопросам экологического просвещения школьников. Настоящая экспертная оценка дана на заседании школьного методического совета и творческого методического объединения учителей географии, химии, биологии.
Зам. директора школы по УВР -
Руководитель МО -
Рассматривая курс экологии, как самостоятельный курс в общеобразовательной школе и как основополагающий курс в опорной школе по экологическому обучению и воспитанию учащихся, автор программы определил ее основную линию - взаимодействие человеческой цивилизации с внешней средой. Исходя из этого, программа освещает основные компоненты окружающей среды, их роль в формировании особенностей современного человечества, его хозяйствования, перспективы использования природных ресурсов. Наряду с имеющимися аналогичными программами по « Охране окружающей среды», настоящая программа претендует на статус авторской в силу ряда ее особенностей:
содержание настоящей программы спецкурса конкретно отражает вопросы, изучаемые науками «Общая и социальная экология», «Демография», состоит из четко выраженных взаимосвязанных разделов и тем, для которых определены оптимальные временные рамки;
в программе отражается широкий спектр глобальных экологических проблем современной цивилизации, путей их решения и рационального использования компонентов природы;
практические работы привязаны к местному материалу, носят поисково-исследовательский характер, позволяют школьникам принять активное участие в самостоятельных природоохранных делах;
программа пронизана мировоззренческой идеей по формированию экологически грамотной личности, живущей в гармонии с природой, любящей свою малую Родину, имеющей активную жизненную позицию в вопросах сохранения окружающей среды;
содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности школьников 8-10 классов, их возможности в овладении специальными знаниями и терминами, умениями и навыками, высокую социальную активность по созданию благоприятных условий жизни и деятельности для себя и близких людей;
Автором учтены интеграционные возможности программы «Экология и цивилизации» с другими общеобразовательными дисциплинами 8-11 классов. Настоящая программа создавалась специально для школ и классов с углубленным изучением курса «Экология», а также его основными направлениями: «Общая экология» и «Социальная экология». Поэтому программа отражает преемственность с аналогичными спецкурсами и факультативами: «Основы социальной экологии и валеологии», «Степь и человек», «Экономическая и социальная география Российской Федерации с элементами экологии», «Геоэкология» для учащихся 5-9 классов и другими.
Программа спецкурса предполагает сформировать у учащихся чувство гражданской ответственности за решение проблем окружающей среды, любви к природе, закрепить у школьников культуру поведения на природе, что усиливает обучающей, развивающей и воспитывающий эффект. Исследовательская часть программы в объеме до 30% учебного времени носит прикладной характер и частично может быть реализована не только на уроках, но и во внеклассной деятельности в ходе экологических экспедиций, научно-практических конференций, слетах, а так же при самостоятельных исследованиях, проводимых учащимися в каникулярное время. Это особенность программы несет в себе профориентационные возможности, так как учащиеся знакомятся с методикой исследований компонентов природы, предлагая пути их сохранения от депрессивных изменений, находят себя в этой деятельности, связывая ее с будущей профессией. Программа «Экология и цивилизация» может служить основой для разработки других программ спецкурсов и факультативов с узкоспециализированным кругом рассматриваемых вопросов для учащихся 5-8 классов. Каждый раздел этой программы может обозначать название спецкурсов и факультативов, что способствуют погружению школьников в мир взаимодействия человека и отдельных компонентов природных комплексов Российской Федерации и планеты Земля.
Настоящая программа спецкурса «Экология и цивилизация» может быть апробирована в ходе организации экспериментальной площадки на базе МОУ «СОШ №63 с УИП», г.Саратова в 2023-2026 учебные годы и может быть применима в общеобразовательных школах с различными вариантами учебных планов.
Методические и теоретические основы программы.
Формирование гармонично развитой личности - процесс и результат образования, воспитания и развития школьника, познание самого себя и своей роли в обществе и окружающей среде. В основе этого находятся сложная и многоплановая деятельность по выявлению и развитию « природных» данных личности, ее способностей и нравственных категорий, живущей по неписаным законам природосообразности.
Развитие личности школьника осуществляется под влиянием внешних и внутренних, координируемых и случайных, социальных и природных факторов в процессе взаимодействия с окружающим миром. Человеческая личность целостна - взаимосвязано и взаимозависимо ее психическое, физическое и общее развитие. Психологическое и физическое развитие характеризуется психологическим равновесием, комфортными условиями развития эмоционально-чувственной, интеллектуальной сферы личности, ее нравственно-эстетических и других качеств. Воздействие педагога на процесс развития школьника осуществляется через обучение и воспитание, через личный пример наставника и личное отношение школьника к вопросам взаимодействия членов общества друг к другу и окружающей природе. Этот принцип целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника имеет давние традиции в сельской школе.
Расширение педагогического влияния на процесс становления личности в современных условиях осуществляется в связи с экологизацией общества и социализацией его отдельных членов, открытости в вопросах освещения взаимодействия общества и природы, состояния отдельных компонентов внешней среды. В ходе этого реализуется педагогический потенциал окружающей среды и деятельности человека по ее преобразованию, формируется собственный опыт по взаимодействию с компонентами природы, экологическому мониторингу их состояния. Педагогизация процесса восприятия человеком окружающего общества и природы осуществляется настоящей программой при следующих условиях:
организация педагогического процесса как процесса взаимодействия и сотрудничества педагога и ученика в совместной природоохранной деятельности;
целенаправленное формирование личного опыта и мировоззрения школьника через поисково-исследовательскую деятельность;
сочетание классно-урочного взаимодействия педагога и воспитанника с воспитывающим эффектом окружающей среды, коллективных и индивидуальных форм деятельности учащихся;
непрерывность педагогического процесса;
целостный подход к личности школьника с учетом психологических и физиологических особенностей воспитанника; задумывающегося о своем будущем, о будущем своих близких; решение задач оздоровления школьников, обеспечение его психологического и коммуникативного комфорта во внешней среде на фоне положительной мотивации деятельности.
учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников
8-10 классов, их интересов и потребностей быть самостоятельными, желание общаться со сверстниками, узнавать новое, быть нравственно чистым, заботиться о своих близких и слабых членах общества и природы;
максимальная приближенность педагогического процесса, жизни и деятельности сельского школьника к естественной природной среде.
III. Цели и задачи программы.Цель: гармоничное развитие личности на фоне активной жизненной позиции во взаимодействии с членами общества и природы с положительной мотивацией.
Задачи:
Интеллектуальное и специальное развитие личности школьника. Активизация познавательного процесса учащихся, как важного условия взаимодействия в обществе и природе;
Формирование нравственных категорий личности, общечеловеческих ценностей: доброты, правдивости, счастья, справедливости. Приверженность традициям и здоровому образу жизни, миролюбию, любви, равенству, братству, эстетическим ценностям, трудолюбию;
Развитие способностей учащихся по адаптации в различной природной и социальной среде, к осознанному выбору будущей профессии через методологические основы поисково-исследовательской эколого-натуралистической деятельности;
Формирование творческого отношения к своей деятельности, развитие потребностей самореализации, самовыражения в различных сферах занятости;
Формирование здорового образа жизни, экологии личности, отечественного патриотизма, интернационализма.
IV. Примерное содержание спецкурса « Экология и цивилизация».
- Расширение представлений школьников о разнообразии форм
взаимодействия природы и общества.
Закрепление правовых аспектов, регулирующих использование природных компонентов внешней среды и природоохранную деятельность общества;
Формирование у школьников опыта наблюдения за компонентами природы, их изменениями во времени и пространстве на основе исследовательских методик;
Развитие практических навыков по экологическому мониторингу, классификации и систематизации специальных знаний по охране природы;
Расширение базы практического взаимодействия педагога и ученика, ученика и внешней среды через совместную деятельность в условиях различных сред; в классе, школе, природе, транспорте, улице, общественных местах и других;
Формирование основы самосознания: «Я как часть природной среды и человеческой цивилизации».
V. Перечень знаний, умений и навыков по итогам освоения содержания программы «Экология и цивилизация».
К окончанию изучения специального курса «Экология и цивилизация» учащиеся 8-10 классов должны:
иметь представление о:
разнообразии форм воздействия общества на природу, природы на общество, уровне их взаимодействия на разных эколого-исторических этапах;
чистоте и качестве компонентов географической оболочки, экологии личности, как важных критериев гармоничного развития общества и природы в будущем;
юридических аспектах, регулирующих вопросы природопользования; основных понятиях и принципах существования всего живого на Земле, взаимосвязи и взаимопроникновения всех компонентов
- природной среды: экосистема, агроценоз, конкуренция видов,
рациональное природопользование и другие;
принятых в обществе нормах поведения, отношения к природе, общения друг с другом;
видах творческой, научно-практической деятельности в составе различных групп, способах выражения своих чувств, эмоций, приобретенных специальных знаний.
уметь:
прослеживать взаимосвязь компонентов природы друг с другом , с человеческой цивилизацией, выявлять пищевые связи природных сообществ;
выявлять источники загрязнения внешней среды, ее степень дигрессии на фоне стандартов качества;
систематизировать горные породы своей местности с использованием основных принципов геоморфологии и геологии;
аргументировать причины экологической напряженности в различных регионах Российской Федерации и области, их последствия для человечества и природы;
предлагать проекты рационального использования природной среды с учетом экологической, нравственно-этической и экономической целесообразности;
составлять экологический паспорт территории и отдельных природных и хозяйственных объектов своей местности;
применять различные формы экологического просвещения населения своего села;
использовать методологическую основу в поисково-исследовательской деятельности при комплексном эколого-биологическом изучении отдельных территорий;
изготавливать схемы, таблицы, графики, циклограммы, диаграммы на основе статистического и исследовательского материалов.
Иметь опыт:
взаимодействия с окружающими людьми и природой;
научного прогнозирования последствий экологических нарушений во внешней среде;
составления обоснованного режимов работы школьника и взрослых с учетом степени воздействия внешней среды на организм человека;
самостоятельного общения с природной средой и группами людей, различными общностями: национальными, религиозными, политическими; возрастными и другими, участие в практической деятельности по благоустройству территории;
путешествий, экскурсий и походов в различные природные комплексы разной степени сложности;
участия в различных видах творческой и специальной деятельности.
VI. Методика организации деятельности учащихся по
реализации программы.
а) Циклы жизнедеятельности школьников по достижению целей:
«Экология и цивилизация»
Основной стержень:
«Социализация личности средствами эколого-натуралистической деятельности»
Информационно - теоретическая
часть
Поисково-исследовательский
раздел
Подготовка к освоению основных положений, понятий и правил;
Взаимодействие с тем или иным компонентом внешней среды;
Камеральная обработка поисково-исследовательского и статического материалов;
Подведение итогов изучения раздела с регулярной статистикой степени развития творческого и интеллектуального потенциала школьника.
Основу и успех каждого показателя составляют:
широкий спектр видов деятельности, возможностей самовыражения в них;
обеспечение «режимных моментов», соответствующих физиологическим, психологическим и индивидуальным особенностям школьников 8-10 классов, режим смены видов деятельности;
обеспечение психологического комфорта школьника, положительного стиля взаимоотношений между учащимися, учащимися и педагогами;
сочетание коллективной и индивидуальной форм деятельности, взаимодействия с природной средой, обществом, творческой деятельности;
осуществление комплекса оздоровительных мер, организация здорового образа жизни;
максимальная приближенность к естественному поведению школьников, его потребностям, интересам на фоне психолого-педагогической коррекции негативных качеств личности учеников;
участие на каждом этапе деятельности школьников представителей различных специальных групп - педагогов, родителей, представителей учреждений, общественных организаций.
Целью основных циклов жизнедеятельности школьников при реализации программы - усилить воспитательное и развивающее влияние краеведческого, эколого-натуралистического, географического материалов, придать этой деятельности личностно-ориентированный характер. В ходе развития цивилизации формировались общечеловеческие ценности и задачей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений образования, как основных звеньев системы непрерывного образования, является приобщение школьников к этим достояниям.
б) Основные аспекты деятельности учащихся по содержанию программы «Экология и цивилизация».
№ п/п | Содержание учебного материала | Часы |
1-4. 1. 2. 3. 4. 5-11. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12-17. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | I. Взаимодействия природы и общества Природа - источник ресурсов и среда жизни человеческой цивилизации. Взаимосвязь компонентов в природных комплексах. Последствия воздействия общества на экосистемы (биологические) и геосистемы (географические). Правовые основы охраны природы в Российской Федерации (семинар). II. Атмосфера и человекПонятие о чистоте воздуха, источники его загрязнения. Глобальные изменения газового состава воздуха. Озоновые разрушения. Смог. Парниковый эффект на Земле. Промышленность и атмосфера. Животноводство и атмосфера, источники запыленности воздуха и ее следствия. Выбросы транспорта и их предотвращение. Воздействие на атмосферу ядерных испытаний. Международное сотрудничество России и стран мира по изучению и предотвращению трансграничного переноса загрязняющих веществ. Выявление местных источников загрязнения воздуха и степени воздействия на природу. Составление рекомендаций по предотвращению загрязнений (практическая работа). III. Использование и охрана недр земли. Минеральные ресурсы и их значение для развития человеческой цивилизации. Основные этапы использования человеком минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов на современном этапе. Стихийные явления антропогенного и природного характера: землетрясения, сели, оползни. Охрана недр. Законодательство Российской Федерации об охране минеральных ресурсов и недр республики. Знакомство с полезными ископаемыми своего края. Выявление карьеров и составление картосхемы « Добыча полезных ископаемых своего края» (практическая работа). Подготовка и классификация полезных ископаемых своей местности для музея. Разработка рекомендаций по охране недр (практическая работа) | 4 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1. |
18-28. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25-26. 27. 28. 29-35. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36-48. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48 49-57. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56-57. 58-68. 58-63. 64-68 | IV. Вода и человек. Значение воды в природе и хозяйственной деятельности человека. География водных ресурсов в мире и Российской Федерации. Современное водопотребление. Качественное и количественное изменение ресурсов пресных вод, их истощение за последние десятилетия. Проблемы Каспийского моря и других водоемов России. Динамика изменения экологической ситуации в связи с дефицитом водных ресурсов. Способы защиты ресурсов пресных вод от истощения Проблемы охраны водных бассейнов с пресной водой. Рациональное использование пресных вод. Роль различных наук в организации рационального использования гидроресурсов. Реализация основ водного законодательства в Российской Федерации. Обследование местных водных источников, их картографирование и описание на основе краеведческого материала, литературных источников и полевых исследовании (практическая работа). Экскурсия на водоочистные сооружения, предприятия с замкнутым циклом водоснабжения, лаборатории санэпидемстанции или комитета стандартизации (практическая работа). Участие в работах по улучшению и охране водных ресурсов. V. Почвы и человек. Земля и ее роль в жизни человека. Земельный фонд планеты и Российской Федерации. Мелиорация - основное направление рационального использования земель. Положительное и отрицательное воздействие орошения на качество земель в условиях Российской Федерации. Экстенсивное и интенсивное использование земель в мире и республике Российской Федерации. Изменение биоценоза степей в процессе их освоения. Агроценоз. Последствия химизации в сельском хозяйстве. Основы земельного законодательства в Российской Федерации. Значение географических исследований в рациональном использовании земельных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Изучение процессов водной и ветровой эрозии почв своей местности. Рекомендации по их предупреждению (практическая работа). Знакомство на местности с методами рекультивации земель, нарушенных горными выработками (практическая работа). VI. Современное состояние и охрана биосферы. Роль лесов и их ресурсы в Российской Федерации и мире. География их распространения. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное ведение лесного хозяйства. Предупреждение потерь древесины в производстве. Борьба с лесными пожарами. Защита лесов от вредителей и болезней. Травянистые и кустарниковые типы растительности своего края, их охрана. Красная книга Российской Федерации. Описание растительного сообщества своей местности, учет площади и определение видового состава зеленых насаждений, кустарников и трав в районе школы (практическая работа). Участие в работах по уходу за парком, озеленению близлежащих к школе территории, учебных кабинетов. Пропаганда правил охраны растительности, изготовление рекламных и тематических буклетов, составление паспорта микрорайона города «Зеленый щит» (практическая работа) Значение животных в географической оболочке, хозяйственной деятельности человека. Влияние цивилизации на животный мир Земли. Охрана животных в Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации. Пищевые связи в природных сообществах. Изучение видового состава местных животных. Изготовление гнездовий, подкормка животных своей местности (практическая работа). Экскурсия: Памятник природы «Буданова гора». Подготовка отчетов по наблюдениям компонентов природного комплекса, заповедных мест. Составление картосхемы: «Ареал распространения редких, ценных и промысловых животных и птиц своего края» (практическая работа). VII. Антропогенные комплексы, как результат преобразования природной среды. Преобразование природы, как основной способ увеличения продуктивности геосистем и улучшения экологических качеств природной среды. Основные направления охраны природных комплексов. Культурные ландшафты. Роль естественных наук в их создании, использовании и сохранении. Урбанизация. Город, как антропогенный природный комплекс, его влияние на здоровье населения. Охраняемые природные территории Российской Федерации и своего края. Закон РК «О особо охраняемых территориях». Выявление положительных и негативных сторон в охране природы своего края. Изготовление схем, таблиц, карт. «Охраняемые территории своего края» (практическая работа). Определение степени изменения природных комплексов человеком. Стадии дигрессии. Характеристика памятников природы своего края. Составление экологических троп для различных возрастных групп школьников (практическая работа). Составление проектов преобразования природы крупных регионов Российской Федерации. Планирование экономических и экологических последствий этих проектов (игровой практикум). VIII. Туризм и охрана природы. Участие в школьной экологической экспедиции «Памятники природы своего края». Подготовка отчетов по состоянию отдельных компонентов памятника природы. Камеральная обработка материалов, их подготовка к районному и областному этапам слета юных натуралистов, научно-практической конференции. | 11 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1. 1 2 11 6 5 |
Используемая литература:
Под редакцией А.М. Галеева « Об охране окружающей среды». г. Москва, 1984 г, Издательство « Политическая литература».
И.Р. Голебев, Ю.В. Новиков « Окружающая среда и ее охрана».г. Москва, 1985 г, издательство «Просвещение».
Под редакцией Р.В. Синцова « Природа Уральской области и ее охрана»
(1-2 части) г. Уральск, издательство «Диалог».
И.В.Давиденко. «Земля - твой дом», г. Москва, 1982 г, издательство «Недра»
Н.М. Чернова, В.М. Галушин «Основы экологии», г. Москва, 1995 г, издательство « Просвещение».
Под редакцией А.Я.Парфеновой, «Основные направления научных исследований кафедры географии Уральского пединститута» г. Уральск, 1998 г
Н.А. Максимов «За страницами учебника географии», г. Москва, 1998 г, издательство «Просвещение».
К.А.Ли, В.П.Фомин « Туристские тропы Приуралья», г. Уральск, 1986 г
И.В. Семенов « Работа учителя географии по охране природы» г. Москва, 1977 г. Издательство «Просвещение».
«Действующие типовые учебные программы по физической географии 6-8 классов»
Научно- методический журнал «География в школе», январь 1986, январь 1987 г.
17