Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетенции преподавателя в ОУ СПО»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор (ФИО) | Криницкая Ирина Владимировна |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/ |
3 | Должность | преподаватель |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации |
5 | Вид ресурса | педагогическая статья |
6 | Конкурс | Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Формы и методы повышения профессиональной компетенции педагога в образовательном учреждении» |
7 | Аннотация | В данной статье автор объясняет взаимосвязь качества образовательного процесса и профессионализма педагога; раскрывает понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции», объясняя смысловую разницу между ними; рассматривает основные компоненты профессиональной компетентности преподавателя; предлагает читателю проверить собственный уровень педагогической компетентности в соответствии с тестовым материалом; объясняет специфику взаимосвязанных внутренней и внешней траекторий повышения педагогического мастерства; делится личным опытом и предлагает образец универсального примерного плана для повышения профессиональной компетентности. |
8 | Ключевые слова | образование, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, профессиональные компетенции, педагогические компетенции, саморазвитие, самосовершенствование, педагогическое мастерство, внешняя и внутренняя траектории, повышение квалификации, планирование |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | ||
1 | ||
2 | ||
3 | https://www.menobr.ru/article/65492-professionalnye-kompetentsii-pedagoga-v-obrazovanii | |
4 | http://robotlibrary.com/book/111-pedagogika/7-glava-3-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga.html | |
5 | https://spravochnick.ru/pedagogika/professionalnaya_kompetentnost_uchitelya/ | |
Приложения | ||
1 | Приложение 1. Методика оценки педагогической компетентности по критериям /data/files/o1654273044.docx (Критерии педагогической компетентности) | |
2 | Приложение 2. Примерный план повышения педагогической компетентности /data/files/o1654273073.docx (Примерный план) | |
3 | Иллюстрации – фотографии из личного архива |
Совершенствование российской системы образования предполагает развитие профессиональных компетенций педагогических работников всех уровней. Именно соответствие настоящим и будущим потребностям общества в целом и личности в частности будет являться целью современного образования в аспекте глобального рассмотрения. Важно обеспечить каждому человеку всестороннее развитие, чтобы в дальнейшем он был социально приспособлен, успешно осуществлял трудовую деятельность, имел стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Если преподаватель обладает гибким мышлением, моделирует образовательный процесс и умеет предвидеть итоги собственной педагогической деятельности, то он с очень большой долей вероятности достигнет поставленные цели. В связи с этим, в данный момент времени потребность в компетентных, творческих и конкурентноспособных педагогах-профессионалах растёт, так как именно такие преподаватели могут эффективно обучать и воспитывать подрастающее поколение в современном, столь быстро меняющемся мире.
Профессиональная компетентность преподавателя – обязательное требование повышения качества образовательного процесса. Следует разграничить понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции». Педагогической компетентности можно научиться во время обучения в педагогическом вузе и педагогической практической деятельности в дальнейшем. Например, в моем личном случае, так как являюсь преподавателем четырех дисциплин в среднем профессиональном образовании, и все они связаны с иностранным языком, педагогическая компетентность - уровень владения английским языком, методическая и психологическая грамотность, а также практический опыт преподавания в возрастной группе от 16 до 25 лет. Педагогическая компетенция – это совокупность врожденных или приобретенных качеств, требующихся для педагогической деятельности, например, обучать и воспитывать аудиторию определенного возраста. Как правило, учителя, преподаватели стремятся работать в конкретной возрастной категории, с которой взаимодействовать наиболее психологически комфортно. Мой возрастной диапазон учащихся – от 3 до 60 лет.
ученики – 3 года ученики – 6-7 лет студенты – 17-18 лет
Также к педагогическим компетенциям правомерно отнести умение наблюдать и анализировать, сопереживать и сочувствовать, проявлять терпение и обладать способностями к изучению иностранных языков. Определенные качества возможно воспитать в самом себе, тем не менее, изучение деятельности студентов-практикантов и молодых учителей способствует выводу о том, что большая часть элементов педагогической компетенции или врождённая, или воспитанная в детском возрасте.
Педагогическая компетенция – понятие всеобъемлющее, но также вполне допустима формулировка во множественном числе – педагогические компетенции – они являются структурными составляющими педагогической компетентности. Развитие педагогической компетентности предполагает умение адаптироваться в стремительно меняющейся образовательной среде, способность обладать восприимчивостью к инновациям в педагогике и постоянно развивать творческую самобытность.
Основные компоненты профессиональной компетентности:
- интеллектуально-педагогическая компетентность:
а) способность преподавателя использовать знания и накопленный опыт в педагогической деятельности в целях плодотворного воспитания и обучения;
б) восприимчивость и склонность педагога к инновационной деятельности;
- информационная компетентность – тот объем информации о студентах, коллегах и самом себе, которым обладает преподаватель;
- коммуникативная компетентность – умение эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, администрацией образовательного учреждения, родителями; эмпатия, культура и стиль общения, языковые навыки, лингвистический паспорт;
- рефлексивная компетентность - способность педагога контролировать собственный психоэмоциональный фон и поведение, стрессоустойчивость, самоанализ и самонаблюдение.
Таким образом, реалии нынешнего времени требуют от любого педагога наличия определенного перечня компетенций. Эффективность обучения и воспитания в большой степени обусловлено способностями и умениями преподавателя:
- использовать свой педагогический потенциал;
- рационально выстраивать свою работу;
- активизировать систематическую умственную деятельность;
- управлять собственным психоэмоциональным состоянием;
- проявлять творческий ресурс.
Существует достаточное количество тестов, которые помогают педагогам определить уровень педагогической компетентности. В качестве одного из диагностических инструментов возможно использовать методику оценки педагогической компетентности по критериям (Приложение 1), в которой представлены 15 показателей объединяющихся в информационно-коммуникационный, методический и коммуникативный блок. Если в результате тестирования преподаватель выявляет уровень ниже высокого - базовый или повышенный, ему следует задуматься над методами и формами повышения педагогической компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагогов неразрывно связано с развитием педагогических компетенций, как структурных элементов педагогической компетентности. Такое развитие осуществляется по двум взаимосвязанным траекториям, которые можно условно обозначить как внутреннюю и внешнюю. Внешняя траектория развития педагогического мастерства подразумевает управление процессами извне, например, участие в учебно-методических объединениях, курсы повышения квалификации,
(слева – Т. Ю. Аветова, справа – автор статьи И. В. Криницкая)
С огромной благодарностью к преподавателю курсов повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Татьяне Юрьевне Аветовой.
выступления на педагогических конференциях, круглых столах и т.д. Внутренняя траектория связана с процессами, управляемыми со стороны самого преподавателя, изнутри – с самовоспитанием, саморазвитием и самовоспитанием. По внутренней траектории педагог самостоятельно получает знания, развивает новые навыки и умения, изучает инновационные педагогические технологии, совершенствует способности и психические процессы.
Есть прямая взаимосвязь между эффективностью образовательного процесса и уровнем подготовки педагогических кадров. Вряд ли кто-то будет оспаривать положение о том, что уровень профессиональной компетентности каждого педагога подлежит постоянному, систематическому повышению. Семинары, вебинары, конференции и курсы повышения квалификации не будут обладать продуктивность в отрыве от процесса самообразования преподавателя, который является неотъемлемой потребностью любого творческого педагога. Профессии в области педагогики и психологии обладают повышенной социальной и моральной ответственностью. Не является и исключением преподаватель среднего профессионального образования. Самообразование может рассматриваться и как сознательная познавательная деятельность, в связи с которой педагог становится более добросовестным и ответственным в отношении результатов собственного педагогического труда.
В Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции, в котором я тружусь девятый год, все преподаватели планируют учебно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую деятельность и предоставляют в начале учебного года развернутый индивидуальный план работы. Образец и пример плана публиковала ранее в нашем педагогическом сообществе: https://урок.рф/library/individualnij_plan_prepodavatelya_2021_2022_uche_151016.html . Уже на этапе планирования и составления плана работы преподаватель продумывает:
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах;
- публикацию статей, материалов по проблемам развития, обучения, воспитания студентов, обобщению опыта;
- обучение на курсах повышения квалификации.
В конце учебного года преподаватели сдают планы-отчёты методисту и председателю предметно-цикловой комиссии (в моем конкретном случае – ПЦК иностранных языков), отчитываются по каждому из пунктов. Также, в каждом учебном полугодии преподаватели сдают подробные отчёты, представленные в таблицах и отражающие:
1) участие преподавателя в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конференциях, круглых столах, семинарах, тренингах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах, олимпиадах, тестированиях и т.п;
2) участие студентов в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конкурсах, олимпиадах, конференциях, круглых столах, семинарах, дискуссиях и т.п.;
3) курсы повышения квалификации/переподготовки преподавателя;
4) сведения о стажировке преподавателя;
5) присвоение грифа.
Пример заполненного реального полугодового отчёта также опубликован: https://урок.рф/library/kvartalnij_otchet_prepodavatelya_2_kvartal_2_ucheb_111550.html .
Самообразование преподавателя – один из важнейших векторов саморазвития и самосовершенствования, и каждый специалист выстраивает собственную траекторию повышения педагогического мастерства соответственно индивидуальных характеристик умственной деятельности, учитывая особенности интеллектуального труда. Самообразование педагогического работника коррелирует со стремлением и умением самосовершенствоваться – педагог может обладать высоким уровнем развития педагогических компетенций и выраженной педагогической компетентностью, большим жизненным опытом, но считать себя образцовым преподавателем, останавливаться на достигнутых результатах он не имеет права.
В нашем образовательном учреждении стремление повышать свою профессиональную компетентность поощряется в том числе и материально – преподаватель отражает итоги своей деятельности по саморазвитию в оценочных листах в каждом учебном полугодии, получает баллы и стимулирующие выплаты. Пример реального заполненного оценочного листа и приложения к нему: https://урок.рф/library/otcenochnij_list_prilozhenie_k_otcenochnomu_listu_164011.html.
Повышение уровня профессиональной компетентности не должно быть стихийным, спонтанным и скачкообразным. Лучшая характеристика – планомерность. План по саморазвитию может быть составлен на разные периоды времени - от плана на месяц до плана на весь межаттестационный период. Структура подобного плана педагог может видоизменять самостоятельно – дополнять на свое усмотрение графы, те или иные составляющие – например, удобно добавить графу с отражением результатов деятельности и обозначением последующих задач развития педагогических компетенций.
В качестве примерного, достаточно универсального плана может быть использован следующий:
План повышения профессиональной компетентности:
Преподаватель: ___________________________
(фамилия, имя, отчество)
Период: с _______________ до _____________
№ | Направление развития | Формы развития | Сроки реализации |
1 | теоретическое | ||
2 | методическое | ||
3 | психолого-педагогическое | ||
4 | информационное |
| |
План представлен таблицей, содержащей информацию по направлениям, формам и срокам реализации повышения профессиональной компетентности.
В направлениях развития обозначены 4 блока: теоретический, методический, психолого-педагогический и информационный. Сроки реализации преподаватель определяет самостоятельно.
Рекомендации по заполнению второго столбца:
1) в теоретическом блоке преподаватель подробно расписывает прописывает:
а) систематическое изучение:
- документов;
- научно-педагогическая литературы;
- материалов периодической печати и различных средств массовой информации, в том числе электронных по педагогической тематике;
б) обучение на курсах повышения квалификации
2) методический блок содержит следующую информацию:
- организация и проведение мастер-классов, открытых уроков определенной тематики;
- посещение практических занятий своего образовательного учреждения и других организаций;
- формирование опыта по использованию в процессе обучения различных технологий
- выступления на мероприятиях учебно-методических объединений (УМО)
участие в вебинарах, семинарах, круглых столах, секциях, тренингах и т.п.
- выступления на научно-практических конференциях и педсоветах;
- участие в конкурсах;
- анализ и обобщение личного опыта профессиональной деятельности;
3) психолого-педагогический блок включает:
- чтение психолого-педагогической литературы;
- овладение инструментарием психолого-педагогической диагностики и
использование её результатов в работе;
4) информационный блок:
- развитие навыков работы с техническими средствами обучения;
- познавательная деятельность в области информационных технологий;
- изучение способов решения методических, проектных, модельных задач при помощи информационных технологий – опыт реализации информационной деятельности в предметной области;
- творческая деятельность в сфере профессионально-ориентированных информационных технологий.
(Приложение 2 – образец заполненной таблицы с примерным планом повышения профессиональной компетенции).
Совершенствование педагогического мастерства должно соответствовать социальной и творческой активности, перспективным направлениям, в связи с которыми образовательный процесс сориентирован на ответственные отношения между преподавателем и студентом, преподавателем и преподавателем. Профессионально-личностное развитие педагогического работника является главной задачей педагогического образования. Преподаватель – личность и обладатель знаний, умений, навыков, традиций в педагогической практике, носитель определённой информации. Для развития нравственно-ценностных качеств в личности студента – целеустремлённости, доброты, гуманности, справедливости и т. д. – необходимо наличие данных качеств и в педагоге. Профессиональное становление преподавателя находится в прямой взаимосвязи с его саморазвитием и повышением педагогической компетентности.
Свойства личности педагога и его субъективный опыт влияют на способы и характер повышения профессиональной компетентности, психологическая основа которой – перманентное развитие и планомерное, постоянное повышение уровня квалификации.
Если у преподавателя не происходит профессионального развития, воспитать созидательную, творческую личность не получится, поэтому профессионализм педагога – обязательное требование повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Надежда Алексеевна Паршукова
Калягина Ирина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Калягина Ирина Владимировна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Калягина Ирина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна