Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетенции преподавателя в ОУ СПО»

18
10
Материал опубликован 3 June 2022 в группе


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

t1654272883aa.png

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор (ФИО)


Криницкая Ирина Владимировна

2

Образовательная

организация

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/

3

Должность

преподаватель

4

Преподаваемые дисциплины

ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

5

Вид ресурса

педагогическая статья


6


Конкурс

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Формы и методы повышения профессиональной компетенции педагога в образовательном учреждении»

7

Аннотация

В данной статье автор объясняет взаимосвязь качества образовательного процесса и профессионализма педагога; раскрывает понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции», объясняя смысловую разницу между ними; рассматривает основные компоненты профессиональной компетентности преподавателя; предлагает читателю проверить собственный уровень педагогической компетентности в соответствии с тестовым материалом; объясняет специфику взаимосвязанных внутренней и внешней траекторий повышения педагогического мастерства; делится личным опытом и предлагает образец универсального примерного плана для повышения профессиональной компетентности.

8

Ключевые слова

образование, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, профессиональные компетенции, педагогические компетенции, саморазвитие, самосовершенствование, педагогическое мастерство, внешняя и внутренняя траектории, повышение квалификации, планирование

Источники информации, изученные перед написанием статьи

1

https://nashol.me/2017102897103/razvitie-professionalnoi-kompetentnosti-pedagoga-teoriya-i-praktika-pecherkina-a-a-simanuk-e-e-umnikova-e-l-2011.html

2

https://urait.ru/bcode/441924

3

https://www.menobr.ru/article/65492-professionalnye-kompetentsii-pedagoga-v-obrazovanii

4

http://robotlibrary.com/book/111-pedagogika/7-glava-3-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga.html

5

https://spravochnick.ru/pedagogika/professionalnaya_kompetentnost_uchitelya/

Приложения

1

Приложение 1. Методика оценки педагогической компетентности по критериям /data/files/o1654273044.docx (Критерии педагогической компетентности)


2

Приложение 2. Примерный план повышения педагогической компетентности /data/files/o1654273073.docx (Примерный план)


3

Иллюстрации – фотографии из личного архива


 Совершенствование российской системы образования предполагает развитие профессиональных компетенций педагогических работников всех уровней. Именно соответствие настоящим и будущим потребностям общества в целом и личности в частности будет являться целью современного образования в аспекте глобального рассмотрения. Важно обеспечить каждому человеку всестороннее развитие, чтобы в дальнейшем он был социально приспособлен, успешно осуществлял трудовую деятельность, имел стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Если преподаватель обладает гибким мышлением, моделирует образовательный процесс и умеет предвидеть итоги собственной педагогической деятельности, то он с очень большой долей вероятности достигнет поставленные цели. В связи с этим, в данный момент времени потребность в компетентных, творческих и конкурентноспособных педагогах-профессионалах растёт, так как именно такие преподаватели могут эффективно обучать и воспитывать подрастающее поколение в современном, столь быстро меняющемся мире.

    Профессиональная компетентность преподавателя – обязательное требование повышения качества образовательного процесса. Следует разграничить понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции». Педагогической компетентности можно научиться во время обучения в педагогическом вузе и педагогической практической деятельности в дальнейшем. Например, в моем личном случае, так как являюсь преподавателем четырех дисциплин в среднем профессиональном образовании, и все они связаны с иностранным языком, педагогическая компетентность - уровень владения английским языком, методическая и психологическая грамотность, а также практический опыт преподавания в возрастной группе от 16 до 25 лет. Педагогическая компетенция – это совокупность врожденных или приобретенных качеств, требующихся для педагогической деятельности, например, обучать и воспитывать аудиторию определенного возраста. Как правило, учителя, преподаватели стремятся работать в конкретной возрастной категории, с которой взаимодействовать наиболее психологически комфортно. Мой возрастной диапазон учащихся – от 3 до 60 лет.

t1654272883ab.png

         ученики – 3 года                        ученики – 6-7 лет                 студенты – 17-18 лет

  Также к педагогическим компетенциям правомерно отнести умение наблюдать и анализировать, сопереживать и сочувствовать, проявлять терпение и обладать способностями к изучению иностранных языков. Определенные качества возможно воспитать в самом себе, тем не менее, изучение деятельности студентов-практикантов и молодых учителей способствует выводу о том, что большая часть элементов педагогической компетенции или врождённая, или воспитанная в детском возрасте.

Педагогическая компетенция – понятие всеобъемлющее, но также вполне допустима формулировка во множественном числе – педагогические компетенции – они являются структурными составляющими педагогической компетентности. Развитие педагогической компетентности предполагает умение адаптироваться в стремительно меняющейся образовательной среде, способность обладать восприимчивостью к инновациям в педагогике и постоянно развивать творческую самобытность.

Основные компоненты профессиональной компетентности:

- интеллектуально-педагогическая компетентность:

а) способность преподавателя использовать знания и накопленный опыт в педагогической деятельности в целях плодотворного воспитания и обучения;

б) восприимчивость и склонность педагога к инновационной деятельности;

- информационная компетентность – тот объем информации о студентах, коллегах и самом себе, которым обладает преподаватель;

- коммуникативная компетентность – умение эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, администрацией образовательного учреждения, родителями; эмпатия, культура и стиль общения, языковые навыки, лингвистический паспорт;

- рефлексивная компетентность - способность педагога контролировать собственный психоэмоциональный фон и поведение, стрессоустойчивость, самоанализ и самонаблюдение.

Таким образом, реалии нынешнего времени требуют от любого педагога наличия определенного перечня компетенций. Эффективность обучения и воспитания в большой степени обусловлено способностями и умениями преподавателя:

- использовать свой педагогический потенциал;

- рационально выстраивать свою работу;

- активизировать систематическую умственную деятельность;

- управлять собственным психоэмоциональным состоянием;

- проявлять творческий ресурс.

    Существует достаточное количество тестов, которые помогают педагогам определить уровень педагогической компетентности. В качестве одного из диагностических инструментов возможно использовать методику оценки педагогической компетентности по критериям (Приложение 1), в которой представлены 15 показателей объединяющихся в информационно-коммуникационный, методический и коммуникативный блок. Если в результате тестирования преподаватель выявляет уровень ниже высокого - базовый или повышенный, ему следует задуматься над методами и формами повышения педагогической компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов неразрывно связано с развитием педагогических компетенций, как структурных элементов педагогической компетентности. Такое развитие осуществляется по двум взаимосвязанным траекториям, которые можно условно обозначить как внутреннюю и внешнюю. Внешняя траектория развития педагогического мастерства подразумевает управление процессами извне, например, участие в учебно-методических объединениях, курсы повышения квалификации,

t1654272883ac.png

(слева – Т. Ю. Аветова, справа – автор статьи И. В. Криницкая)

С огромной благодарностью к преподавателю курсов повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Татьяне Юрьевне Аветовой.

выступления на педагогических конференциях, круглых столах и т.д. Внутренняя траектория связана с процессами, управляемыми со стороны самого преподавателя, изнутри – с самовоспитанием, саморазвитием и самовоспитанием. По внутренней траектории педагог самостоятельно получает знания, развивает новые навыки и умения, изучает инновационные педагогические технологии, совершенствует способности и психические процессы.

     Есть прямая взаимосвязь между эффективностью образовательного процесса и уровнем подготовки педагогических кадров. Вряд ли кто-то будет оспаривать положение о том, что уровень профессиональной компетентности каждого педагога подлежит постоянному, систематическому повышению. Семинары, вебинары, конференции и курсы повышения квалификации не будут обладать продуктивность в отрыве от процесса самообразования преподавателя, который является неотъемлемой потребностью любого творческого педагога. Профессии в области педагогики и психологии обладают повышенной социальной и моральной ответственностью. Не является и исключением преподаватель среднего профессионального образования. Самообразование может рассматриваться и как сознательная познавательная деятельность, в связи с которой педагог становится более добросовестным и ответственным в отношении результатов собственного педагогического труда.

     В Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции, в котором я тружусь девятый год, все преподаватели планируют учебно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую деятельность и предоставляют в начале учебного года развернутый индивидуальный план работы. Образец и пример плана публиковала ранее в нашем педагогическом сообществе: https://урок.рф/library/individualnij_plan_prepodavatelya_2021_2022_uche_151016.html . Уже на этапе планирования и составления плана работы преподаватель продумывает:

- участие в научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах;

- публикацию статей, материалов по проблемам развития, обучения, воспитания студентов, обобщению опыта;

- обучение на курсах повышения квалификации.

В конце учебного года преподаватели сдают планы-отчёты методисту и председателю предметно-цикловой комиссии (в моем конкретном случае – ПЦК иностранных языков), отчитываются по каждому из пунктов. Также, в каждом учебном полугодии преподаватели сдают подробные отчёты, представленные в таблицах и отражающие:

1) участие преподавателя в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конференциях, круглых столах, семинарах, тренингах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах, олимпиадах, тестированиях и т.п;

2) участие студентов в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конкурсах, олимпиадах, конференциях, круглых столах, семинарах, дискуссиях и т.п.;

3) курсы повышения квалификации/переподготовки преподавателя;

4) сведения о стажировке преподавателя;

5) присвоение грифа.

Пример заполненного реального полугодового отчёта также опубликован: https://урок.рф/library/kvartalnij_otchet_prepodavatelya_2_kvartal_2_ucheb_111550.html .

Самообразование преподавателя – один из важнейших векторов саморазвития и самосовершенствования, и каждый специалист выстраивает собственную траекторию повышения педагогического мастерства соответственно индивидуальных характеристик умственной деятельности, учитывая особенности интеллектуального труда. Самообразование педагогического работника коррелирует со стремлением и умением самосовершенствоваться – педагог может обладать высоким уровнем развития педагогических компетенций и выраженной педагогической компетентностью, большим жизненным опытом, но считать себя образцовым преподавателем, останавливаться на достигнутых результатах он не имеет права.

В нашем образовательном учреждении стремление повышать свою профессиональную компетентность поощряется в том числе и материально – преподаватель отражает итоги своей деятельности по саморазвитию в оценочных листах в каждом учебном полугодии, получает баллы и стимулирующие выплаты. Пример реального заполненного оценочного листа и приложения к нему: https://урок.рф/library/otcenochnij_list_prilozhenie_k_otcenochnomu_listu_164011.html.

Повышение уровня профессиональной компетентности не должно быть стихийным, спонтанным и скачкообразным. Лучшая характеристика – планомерность. План по саморазвитию может быть составлен на разные периоды времени - от плана на месяц до плана на весь межаттестационный период. Структура подобного плана педагог может видоизменять самостоятельно – дополнять на свое усмотрение графы, те или иные составляющие – например, удобно добавить графу с отражением результатов деятельности и обозначением последующих задач развития педагогических компетенций.

В качестве примерного, достаточно универсального плана может быть использован следующий:

План повышения профессиональной компетентности:

Преподаватель: ___________________________

                            (фамилия, имя, отчество)

Период: с _______________ до _____________


Направление развития

Формы развития

Сроки

реализации

1

теоретическое



2

методическое



3

психолого-педагогическое



4

информационное



 



    План представлен таблицей, содержащей информацию по направлениям, формам и срокам реализации повышения профессиональной компетентности.

В направлениях развития обозначены 4 блока: теоретический, методический, психолого-педагогический и информационный. Сроки реализации преподаватель определяет самостоятельно.

Рекомендации по заполнению второго столбца:

1) в теоретическом блоке преподаватель подробно расписывает прописывает:

а) систематическое изучение:

- документов;

- научно-педагогическая литературы;

- материалов периодической печати и различных средств массовой информации, в том числе электронных по педагогической тематике;

б) обучение на курсах повышения квалификации


2) методический блок содержит следующую информацию:

- организация и проведение мастер-классов, открытых уроков определенной тематики;


- посещение практических занятий своего образовательного учреждения и других организаций;


- формирование опыта по использованию в процессе обучения различных технологий


- выступления на мероприятиях учебно-методических объединений (УМО)


участие в вебинарах, семинарах, круглых столах, секциях, тренингах и т.п.


- выступления на научно-практических конференциях и педсоветах;


- участие в конкурсах;


- анализ и обобщение личного опыта профессиональной деятельности;


3) психолого-педагогический блок включает:

- чтение психолого-педагогической литературы;

- овладение инструментарием психолого-педагогической диагностики и

использование её результатов в работе;

4) информационный блок:

- развитие навыков работы с техническими средствами обучения;

- познавательная деятельность в области информационных технологий;

- изучение способов решения методических, проектных, модельных задач при помощи информационных технологий – опыт реализации информационной деятельности в предметной области;

- творческая деятельность в сфере профессионально-ориентированных информационных технологий.

(Приложение 2 – образец заполненной таблицы с примерным планом повышения профессиональной компетенции).

    Совершенствование педагогического мастерства должно соответствовать социальной и творческой активности, перспективным направлениям, в связи с которыми образовательный процесс сориентирован на ответственные отношения между преподавателем и студентом, преподавателем и преподавателем. Профессионально-личностное развитие педагогического работника является главной задачей педагогического образования. Преподаватель – личность и обладатель знаний, умений, навыков, традиций в педагогической практике, носитель определённой информации. Для развития нравственно-ценностных качеств в личности студента – целеустремлённости, доброты, гуманности, справедливости и т. д. – необходимо наличие данных качеств и в педагоге. Профессиональное становление преподавателя находится в прямой взаимосвязи с его саморазвитием и повышением педагогической компетентности.

   Свойства личности педагога и его субъективный опыт влияют на способы и характер повышения профессиональной компетентности, психологическая основа которой – перманентное развитие и планомерное, постоянное повышение уровня квалификации.

  Если у преподавателя не происходит профессионального развития, воспитать созидательную, творческую личность не получится, поэтому профессионализм педагога – обязательное требование повышения качества учебно-воспитательного процесса.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Творческих дерзаний! Молодцы!

3 June 2022

Надежда Алексеевна, спасибо! Дерзаем!

16 June 2022

Отличная работа! Браво,Ирина Владимировна! Всё чётко,ясно и наглядно!

4 June 2022

Спасибо, Марина Юрьевна! :) Очень приятно!

16 June 2022

Отличная работа!!! Поздравляю Вас с победой в конкурсе, Ирина Владимировна!!!

6 June 2022

Наталья Валерьевна, большое спасибо!

16 June 2022

Поздравляю с победой!

7 June 2022

Татьяна Анатольевна, большое спасибо!

16 June 2022

С заслуженной победой!

16 June 2022

Марина Юрьевна, большое спасибо! :)

16 June 2022

Похожие публикации