12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Калягина Ирина Владимировна16006 Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 10 лет - в среднем профессиональном образовании Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! » |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор (ФИО) | Криницкая Ирина Владимировна |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» |
3 | Должность | преподаватель |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации |
5 | Вид ресурса | педагогическая статья |
6 | Конкурс | Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Формы и методы повышения профессиональной компетенции педагога в образовательном учреждении» |
7 | Аннотация | В данной статье автор объясняет взаимосвязь качества образовательного процесса и профессионализма педагога; раскрывает понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции», объясняя смысловую разницу между ними; рассматривает основные компоненты профессиональной компетентности преподавателя; предлагает читателю проверить собственный уровень педагогической компетентности в соответствии с тестовым материалом; объясняет специфику взаимосвязанных внутренней и внешней траекторий повышения педагогического мастерства; делится личным опытом и предлагает образец универсального примерного плана для повышения профессиональной компетентности. |
8 | Ключевые слова | образование, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, профессиональные компетенции, педагогические компетенции, саморазвитие, самосовершенствование, педагогическое мастерство, внешняя и внутренняя траектории, повышение квалификации, планирование |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | ||
1 | ||
2 | ||
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Приложения | ||
1 | Приложение 1. Методика оценки педагогической компетентности по критериям /data/files/o1654273044.docx (Критерии педагогической компетентности) | |
2 | Приложение 2. Примерный план повышения педагогической компетентности /data/files/o1654273073.docx (Примерный план) | |
3 | Иллюстрации – фотографии из личного архива |
Совершенствование российской системы образования предполагает развитие профессиональных компетенций педагогических работников всех уровней. Именно соответствие настоящим и будущим потребностям общества в целом и личности в частности будет являться целью современного образования в аспекте глобального рассмотрения. Важно обеспечить каждому человеку всестороннее развитие, чтобы в дальнейшем он был социально приспособлен, успешно осуществлял трудовую деятельность, имел стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Если преподаватель обладает гибким мышлением, моделирует образовательный процесс и умеет предвидеть итоги собственной педагогической деятельности, то он с очень большой долей вероятности достигнет поставленные цели. В связи с этим, в данный момент времени потребность в компетентных, творческих и конкурентноспособных педагогах-профессионалах растёт, так как именно такие преподаватели могут эффективно обучать и воспитывать подрастающее поколение в современном, столь быстро меняющемся мире.
Профессиональная компетентность преподавателя – обязательное требование повышения качества образовательного процесса. Следует разграничить понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции». Педагогической компетентности можно научиться во время обучения в педагогическом вузе и педагогической практической деятельности в дальнейшем. Например, в моем личном случае, так как являюсь преподавателем четырех дисциплин в среднем профессиональном образовании, и все они связаны с иностранным языком, педагогическая компетентность - уровень владения английским языком, методическая и психологическая грамотность, а также практический опыт преподавания в возрастной группе от 16 до 25 лет. Педагогическая компетенция – это совокупность врожденных или приобретенных качеств, требующихся для педагогической деятельности, например, обучать и воспитывать аудиторию определенного возраста. Как правило, учителя, преподаватели стремятся работать в конкретной возрастной категории, с которой взаимодействовать наиболее психологически комфортно. Мой возрастной диапазон учащихся – от 3 до 60 лет.
ученики – 3 года ученики – 6-7 лет студенты – 17-18 лет
Также к педагогическим компетенциям правомерно отнести умение наблюдать и анализировать, сопереживать и сочувствовать, проявлять терпение и обладать способностями к изучению иностранных языков. Определенные качества возможно воспитать в самом себе, тем не менее, изучение деятельности студентов-практикантов и молодых учителей способствует выводу о том, что большая часть элементов педагогической компетенции или врождённая, или воспитанная в детском возрасте.
Педагогическая компетенция – понятие всеобъемлющее, но также вполне допустима формулировка во множественном числе – педагогические компетенции – они являются структурными составляющими педагогической компетентности. Развитие педагогической компетентности предполагает умение адаптироваться в стремительно меняющейся образовательной среде, способность обладать восприимчивостью к инновациям в педагогике и постоянно развивать творческую самобытность.
Основные компоненты профессиональной компетентности:
- интеллектуально-педагогическая компетентность:
а) способность преподавателя использовать знания и накопленный опыт в педагогической деятельности в целях плодотворного воспитания и обучения;
б) восприимчивость и склонность педагога к инновационной деятельности;
- информационная компетентность – тот объем информации о студентах, коллегах и самом себе, которым обладает преподаватель;
- коммуникативная компетентность – умение эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, администрацией образовательного учреждения, родителями; эмпатия, культура и стиль общения, языковые навыки, лингвистический паспорт;
- рефлексивная компетентность - способность педагога контролировать собственный психоэмоциональный фон и поведение, стрессоустойчивость, самоанализ и самонаблюдение.
Таким образом, реалии нынешнего времени требуют от любого педагога наличия определенного перечня компетенций. Эффективность обучения и воспитания в большой степени обусловлено способностями и умениями преподавателя:
- использовать свой педагогический потенциал;
- рационально выстраивать свою работу;
- активизировать систематическую умственную деятельность;
- управлять собственным психоэмоциональным состоянием;
- проявлять творческий ресурс.
Существует достаточное количество тестов, которые помогают педагогам определить уровень педагогической компетентности. В качестве одного из диагностических инструментов возможно использовать методику оценки педагогической компетентности по критериям (Приложение 1), в которой представлены 15 показателей объединяющихся в информационно-коммуникационный, методический и коммуникативный блок. Если в результате тестирования преподаватель выявляет уровень ниже высокого - базовый или повышенный, ему следует задуматься над методами и формами повышения педагогической компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагогов неразрывно связано с развитием педагогических компетенций, как структурных элементов педагогической компетентности. Такое развитие осуществляется по двум взаимосвязанным траекториям, которые можно условно обозначить как внутреннюю и внешнюю. Внешняя траектория развития педагогического мастерства подразумевает управление процессами извне, например, участие в учебно-методических объединениях, курсы повышения квалификации,
(слева – Т. Ю. Аветова, справа – автор статьи И. В. Криницкая)
С огромной благодарностью к преподавателю курсов повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Татьяне Юрьевне Аветовой.
выступления на педагогических конференциях, круглых столах и т.д. Внутренняя траектория связана с процессами, управляемыми со стороны самого преподавателя, изнутри – с самовоспитанием, саморазвитием и самовоспитанием. По внутренней траектории педагог самостоятельно получает знания, развивает новые навыки и умения, изучает инновационные педагогические технологии, совершенствует способности и психические процессы.
Есть прямая взаимосвязь между эффективностью образовательного процесса и уровнем подготовки педагогических кадров. Вряд ли кто-то будет оспаривать положение о том, что уровень профессиональной компетентности каждого педагога подлежит постоянному, систематическому повышению. Семинары, вебинары, конференции и курсы повышения квалификации не будут обладать продуктивность в отрыве от процесса самообразования преподавателя, который является неотъемлемой потребностью любого творческого педагога. Профессии в области педагогики и психологии обладают повышенной социальной и моральной ответственностью. Не является и исключением преподаватель среднего профессионального образования. Самообразование может рассматриваться и как сознательная познавательная деятельность, в связи с которой педагог становится более добросовестным и ответственным в отношении результатов собственного педагогического труда.
В Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции, в котором я тружусь девятый год, все преподаватели планируют учебно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую деятельность и предоставляют в начале учебного года развернутый индивидуальный план работы. Образец и пример плана публиковала ранее в нашем педагогическом сообществе: https://урок.рф/library/individualnij_plan_prepodavatelya_2021_2022_uche_151016.html . Уже на этапе планирования и составления плана работы преподаватель продумывает:
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах;
- публикацию статей, материалов по проблемам развития, обучения, воспитания студентов, обобщению опыта;
- обучение на курсах повышения квалификации.
В конце учебного года преподаватели сдают планы-отчёты методисту и председателю предметно-цикловой комиссии (в моем конкретном случае – ПЦК иностранных языков), отчитываются по каждому из пунктов. Также, в каждом учебном полугодии преподаватели сдают подробные отчёты, представленные в таблицах и отражающие:
1) участие преподавателя в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конференциях, круглых столах, семинарах, тренингах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах, олимпиадах, тестированиях и т.п;
2) участие студентов в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конкурсах, олимпиадах, конференциях, круглых столах, семинарах, дискуссиях и т.п.;
3) курсы повышения квалификации/переподготовки преподавателя;
4) сведения о стажировке преподавателя;
5) присвоение грифа.
Пример заполненного реального полугодового отчёта также опубликован: https://урок.рф/library/kvartalnij_otchet_prepodavatelya_2_kvartal_2_ucheb_111550.html .
Самообразование преподавателя – один из важнейших векторов саморазвития и самосовершенствования, и каждый специалист выстраивает собственную траекторию повышения педагогического мастерства соответственно индивидуальных характеристик умственной деятельности, учитывая особенности интеллектуального труда. Самообразование педагогического работника коррелирует со стремлением и умением самосовершенствоваться – педагог может обладать высоким уровнем развития педагогических компетенций и выраженной педагогической компетентностью, большим жизненным опытом, но считать себя образцовым преподавателем, останавливаться на достигнутых результатах он не имеет права.
В нашем образовательном учреждении стремление повышать свою профессиональную компетентность поощряется в том числе и материально – преподаватель отражает итоги своей деятельности по саморазвитию в оценочных листах в каждом учебном полугодии, получает баллы и стимулирующие выплаты. Пример реального заполненного оценочного листа и приложения к нему: https://урок.рф/library/otcenochnij_list_prilozhenie_k_otcenochnomu_listu_164011.html.
Повышение уровня профессиональной компетентности не должно быть стихийным, спонтанным и скачкообразным. Лучшая характеристика – планомерность. План по саморазвитию может быть составлен на разные периоды времени - от плана на месяц до плана на весь межаттестационный период. Структура подобного плана педагог может видоизменять самостоятельно – дополнять на свое усмотрение графы, те или иные составляющие – например, удобно добавить графу с отражением результатов деятельности и обозначением последующих задач развития педагогических компетенций.
В качестве примерного, достаточно универсального плана может быть использован следующий:
Преподаватель: ___________________________
(фамилия, имя, отчество)
Период: с _______________ до _____________
№ | Направление развития | Формы развития | Сроки реализации |
1 | теоретическое | ||
2 | методическое | ||
3 | психолого-педагогическое | ||
4 | информационное |
| |
План представлен таблицей, содержащей информацию по направлениям, формам и срокам реализации повышения профессиональной компетентности.
В направлениях развития обозначены 4 блока: теоретический, методический, психолого-педагогический и информационный. Сроки реализации преподаватель определяет самостоятельно.
Рекомендации по заполнению второго столбца:
1) в теоретическом блоке преподаватель подробно расписывает прописывает:
а) систематическое изучение:
- документов;
- научно-педагогическая литературы;
- материалов периодической печати и различных средств массовой информации, в том числе электронных по педагогической тематике;
б) обучение на курсах повышения квалификации
2) методический блок содержит следующую информацию:
- организация и проведение мастер-классов, открытых уроков определенной тематики;
- посещение практических занятий своего образовательного учреждения и других организаций;
- формирование опыта по использованию в процессе обучения различных технологий
- выступления на мероприятиях учебно-методических объединений (УМО)
участие в вебинарах, семинарах, круглых столах, секциях, тренингах и т.п.
- выступления на научно-практических конференциях и педсоветах;
- участие в конкурсах;
- анализ и обобщение личного опыта профессиональной деятельности;
3) психолого-педагогический блок включает:
- чтение психолого-педагогической литературы;
- овладение инструментарием психолого-педагогической диагностики и
использование её результатов в работе;
4) информационный блок:
- развитие навыков работы с техническими средствами обучения;
- познавательная деятельность в области информационных технологий;
- изучение способов решения методических, проектных, модельных задач при помощи информационных технологий – опыт реализации информационной деятельности в предметной области;
- творческая деятельность в сфере профессионально-ориентированных информационных технологий.
(Приложение 2 – образец заполненной таблицы с примерным планом повышения профессиональной компетенции).
Совершенствование педагогического мастерства должно соответствовать социальной и творческой активности, перспективным направлениям, в связи с которыми образовательный процесс сориентирован на ответственные отношения между преподавателем и студентом, преподавателем и преподавателем. Профессионально-личностное развитие педагогического работника является главной задачей педагогического образования. Преподаватель – личность и обладатель знаний, умений, навыков, традиций в педагогической практике, носитель определённой информации. Для развития нравственно-ценностных качеств в личности студента – целеустремлённости, доброты, гуманности, справедливости и т. д. – необходимо наличие данных качеств и в педагоге. Профессиональное становление преподавателя находится в прямой взаимосвязи с его саморазвитием и повышением педагогической компетентности.
Свойства личности педагога и его субъективный опыт влияют на способы и характер повышения профессиональной компетентности, психологическая основа которой – перманентное развитие и планомерное, постоянное повышение уровня квалификации.
Если у преподавателя не происходит профессионального развития, воспитать созидательную, творческую личность не получится, поэтому профессионализм педагога – обязательное требование повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Комментарии (10)
сменить сортировку


Отредактировано 04-06-2022 11:46






