Статья «Формирование компетенций обучающихся в ДОУ с помощью современных технологий»
Подготовила Кретинина Ю.К.
Что же такое компентенции? Чему учить нам детей и чему учиться детям? Задалась я главными вопросами этой публикации.
На сегодняшний день знания и навыки (как элементы образования) устаревают быстро, поэтому подход на основе компентенций является наиболее актуальным и перспективным. Он позволяет видеть всю картину, обеспечивая гибкость обучения. Какие же компентенции будут востребовательны в ближайшее время, уровень развития будет определять конкурентоспособность человека на рынке труда.
Системное мышление. На данный момент мы работает в постоянном стрессе, с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе. Когда был карантин по Ковиду и нас заставили в садике, придумывать онлайн задания по логопедии, мы испытали стресс и не знали за что взяться. Но прошло пару недель и мы стали работать в команде, создали систему занятий онлайн.
Межотраслевая коммуникация. Все больше проектов и профессий возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач, нам нужны такие кадры, которые будут иметь знания и умения во многих областях. В будущем потребность в таких специалистах будет только расти. Например, я учитель – логопед, и на данный момент мне не хватает моих педагогических знаний, я изучаю параллельно медицину, чтобы квалифицированно помочь ребенку преодолеть логопедические проблемы.
Управление проектами. На данный момент проекты везде и в ДОУ, и в школах. Детей обучаем планированию и проектированию. Специалист любого уровня сейчас может оказаться в роли человека, который должен отвечать за проект (не обязательно его специализации).
Работа с ИК – системами. Если ты обладаешь знаниями и умениями работы и ИК – системами – это большой плюсом при работе. А в будущем это будет главная часть работы, многих специальностей.
Работа с людьми и работа в команде. Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет сделать и выполнить большинство задач. Люди должны общаться между собой и придумывать вместе стратегию развития и решения задач.
Мобильность и открытость. Поскольку мир постоянно меняется, лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира. В команду следует брать представителей разных стран и культур. Потребуются умения находить язык с другими людьми принимать и прислушиваться к ним. Для этого необходимо быть гибким, мобильным в отношениях, уметь слушать и слышать.
Осознанность. Эта компентенция позволяет человеку быть эффективным в настоящем и свободным – счастливым в собственной жизни. Быть удачливым и спокойным.
Коммуникация. Мы должны уметь доносить свои мысли, уметь ценить людей и слушать их для своего развития и для развития мира.
Следующий вопрос, который я ставлю перед собой, как мы можем обучить детей сейчас, чтобы они нашли себя в будущем. Конечно, с помощью педагогических технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Технологий много, сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Какие же современные технологии я могу использовать в работе в ДОУ по развитию компентенций?
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технология исследовательской деятельности
технологии проектной деятельности
личностно-ориентированные технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
игровая технология
технология «ТРИЗ»
технологии предметно – развивающей среды
Итак, разберемся поподробнее.
1.Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях. Я расскажу о тех, которые я использую постоянно в своей деятельности.
- Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
-Гимнастика пальчиковая. Проводится в любое удобное время (во время занятий или во время внережимных моментов). Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
2. Технологии проектной деятельности. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Информационные технологии захватывают детей, картинки яркие привлекательные, если включить детям презентацию, дети становятся более активными на занятии и берут на себя больше ответственности.
4. Игровая технология .Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
5. Технология «ТРИЗ» Технология решения изобретательских задач
Главная цель - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Педагог использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Таким образом, раскрывая понятия компетенций и технологий, я хочу сделать вывод, что наше образование идет в ногу со временем, мы - педагоги развиваем личность, готовим ее к изменениям в мире. Мышление у наших детей более гибкое, они открыты к общению, мобильны к ситуациям, активны, внимательны, добры. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Информатизация общества ставит перед педагогами -дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
быть наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Надеясь на то, что в школе и в Вузе будут продолжать работать по развитию личности и готовить ее к жизни, а не только обучать умению «слушать». Современные педагоги тоже должны быть мобильны и гибкие в современном мире.
Литература:
Интернет источник статья -Нуртдинова Н.Ю.
Журнал «Дошкольник» Современные технологии.