Статья «Формирование компетенций обучающихся в ДОУ с помощью современных технологий»

5
0
Материал опубликован 25 October 2021 в группе

Подготовила Кретинина Ю.К.

Что же такое компентенции? Чему учить нам детей и чему учиться детям? Задалась я главными вопросами этой публикации.

На сегодняшний день знания и навыки (как элементы образования) устаревают быстро, поэтому подход на основе компентенций является наиболее актуальным и перспективным. Он позволяет видеть всю картину, обеспечивая гибкость обучения. Какие же компентенции будут востребовательны в ближайшее время, уровень развития будет определять конкурентоспособность человека на рынке труда.

Системное мышление. На данный момент мы работает в постоянном стрессе, с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе. Когда был карантин по Ковиду и нас заставили в садике, придумывать онлайн задания по логопедии, мы испытали стресс и не знали за что взяться. Но прошло пару недель и мы стали работать в команде, создали систему занятий онлайн.

Межотраслевая коммуникация. Все больше проектов и профессий возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач, нам нужны такие кадры, которые будут иметь знания и умения во многих областях. В будущем потребность в таких специалистах будет только расти. Например, я учитель – логопед, и на данный момент мне не хватает моих педагогических знаний, я изучаю параллельно медицину, чтобы квалифицированно помочь ребенку преодолеть логопедические проблемы.

Управление проектами. На данный момент проекты везде и в ДОУ, и в школах. Детей обучаем планированию и проектированию. Специалист любого уровня сейчас может оказаться в роли человека, который должен отвечать за проект (не обязательно его специализации).

Работа с ИК – системами. Если ты обладаешь знаниями и умениями работы и ИК – системами – это большой плюсом при работе. А в будущем это будет главная часть работы, многих специальностей.

Работа с людьми и работа в команде. Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет сделать и выполнить большинство задач. Люди должны общаться между собой и придумывать вместе стратегию развития и решения задач.

Мобильность и открытость. Поскольку мир постоянно меняется, лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира. В команду следует брать представителей разных стран и культур. Потребуются умения находить язык с другими людьми принимать и прислушиваться к ним. Для этого необходимо быть гибким, мобильным в отношениях, уметь слушать и слышать.

Осознанность. Эта компентенция позволяет человеку быть эффективным в настоящем и свободным – счастливым в собственной жизни. Быть удачливым и спокойным.

Коммуникация. Мы должны уметь доносить свои мысли, уметь ценить людей и слушать их для своего развития и для развития мира.


​​​​​​​ Следующий вопрос, который я ставлю перед собой, как мы можем обучить детей сейчас, чтобы они нашли себя в будущем. Конечно, с помощью педагогических технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Технологий много, сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

Какие же современные технологии я могу использовать в работе в ДОУ по развитию компентенций?

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технология исследовательской деятельности

технологии проектной деятельности

 личностно-ориентированные технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

игровая технология

технология «ТРИЗ»

технологии предметно – развивающей среды

Итак, разберемся поподробнее.

1.Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях. Я расскажу о тех, которые я использую постоянно в своей деятельности.

- Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 
-
Гимнастика пальчиковая. Проводится в любое удобное время (во время занятий или во время внережимных моментов). Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
-
Гимнастика для глазЕжедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. 
-
Гимнастика дыхательнаяВ различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики. 

2. Технологии проектной деятельности. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

 «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

 «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Информационные технологии захватывают детей, картинки яркие привлекательные, если включить детям презентацию, дети становятся более активными на занятии и берут на себя больше ответственности.

4. Игровая технология .Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

 группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

5. Технология «ТРИЗ» Технология решения изобретательских задач 

Главная цель - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Педагог использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Таким образом, раскрывая понятия компетенций и технологий, я хочу сделать вывод, что наше образование идет в ногу со временем, мы - педагоги развиваем личность, готовим ее к изменениям в мире. Мышление у наших детей более гибкое, они открыты к общению, мобильны к ситуациям, активны, внимательны, добры. Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Информатизация общества ставит перед педагогами -дошкольниками  задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

быть наставником в выборе  компьютерных программ,  

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Надеясь на то, что в школе и в Вузе будут продолжать работать по развитию личности и готовить ее к жизни, а не только обучать умению «слушать». Современные педагоги тоже должны быть мобильны и гибкие в современном мире.

Литература:

Интернет источник статья -Нуртдинова Н.Ю.

Журнал «Дошкольник» Современные технологии.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации