Индивидуальный образовательный маршрут
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ РАЗРАБОТАННЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА
Ι Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации маршрута
1.1.2 Принципы и подходы к формированию маршрута
1.1.3 Индивидуальные особенности ребенка-инвалида
1.1.4 Планируемые результаты освоения маршрута
ΙΙ Содержательный раздел
2.1 Направление и содержание коррекционной работы
2.2.Взаимодействие с родителями
ΙΙΙ Организационный раздел
3.1 Описание используемых специальных методов.
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей
образовательной среды
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Индиидуальный образоательный маршрут, разработан с учетом индивидуальной
программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с
нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/0,6«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Программа реабилитации или абилитации ребѐнка – инвалида (ИПРА) с 01.09..2018 по 17.01.2032г.
Данная программа предназначена для специалистов дошкольных образовательных учреждений. В зависимости от уровня сформированности слуха и речи дети получают помощь в группах компенсирующей направленности.
1.1.1. Цель и задачи маршрута
Цель: обеспечение коррекции нарушений развития ребенка-инвалида, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы.
Основные задачи маршрута:
-обучать двигательных умений и навыков самообслуживания необходимых для различных видов детской деятельности;
-закрепление двигательных умений, полученных в результате специально проводимого лечения;
-формирование умения правильного обследования предметов;
-формирование целенаправленных движений и их автоматизация;
-закрепление целенаправленных автоматизированных движений;
- развитие общей и мелкой моторики;
-формирование познавательных процессов;
-способствовать формированию у ребёнка потребности в речевом общении;
-способствовать формированию мотивационно-потребностного компонента
речевой деятельности; развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности
(восприятия, памяти, мышления);
- учить ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию маршрута
Реализация маршрута осуществляется на основе принципов и подходов:
Принципа гуманизма – предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребенка;
Принципа системности – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка – инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
Принципа непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
Принципа реальности – предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
Принципа деятельностного подхода – предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный
возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка;
Принципа позитивной социализации ребенка – предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
Принципа индивидуализации дошкольного образования – предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития, с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка;
Принципа возрастной адекватности образования – предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно- эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности;
Содержание маршрута построено в соответствии со следующими подходами:
Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия детей с взрослыми, с другими детьми, с предметно- пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми;
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка-инвалида (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности, обусловленные его возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития ребенка;
Личностно-ориентированный подход – основан на выборе форм воспитательного процесса, не наносящих ущерба здоровью воспитанника: доброжелательность в отношениях, поддержание эмоционального благополучия ребенка, формирование его положительной самооценки;
Деятельностный подход – предполагает, что в основе развития ребенка- инвалида лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней;
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка-инвалида определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанника. Он же предусматривает обеспеченность для ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется
с учетом индивидуальных особенностей ребенка - инвалида (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к ребенку-инвалиду.
Вышеперечисленные принципы и подходы позволяют педагогам наметить стратегию коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать ее результат.
1.1.3 Индивидуальные особенности ребенка-инвалида
Ребенок инвалид посещает группу кратковременного пребывания.
Характеристика особенностей развития ребенка-инвалида
Адаптация проходила в средней степени, девочка не отходила от мамы. Ребенок в результате особенностей своего развития занимается только индивидуально. Круг представлений об окружающем – недостаточный. Игровая деятельность соответствует возрасту. Интерес к игрушкам стойкий избирательный. Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками – адекватный; использует предметы в соответствии с их функциональным назначением. Развитие речи характеризуется наличием фразовой речи с вырженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Обучаемость средняя; к занятиям относится с интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания. Внимание: недостаточно устойчиво.
Управлять своим поведением: умеет не всегда.
1.1.4 Планируемые результаты освоения маршрута
-овладение двигательными навыками и умениями разнообразных движений с пространственной организацией своего тела;
-овладение общей и мелкой моторикой, умение выполнять тонкие движения пальцев рук;
-обучить некоторым навыкам личной гигиены с помощью взрослого (мыть руки перед едой или после занятия, вытирать руки полотенцем);
- ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов: далеко, близко, внизу, наверху, рядом; различать левую и правую руку; верх и низ бумаги;
- вызывать потребности в речевом общении;
- увеличен пассивный словарь по лексическим темам, введены в активный словарь новые слова и словосочетания, короткие предложения;
- сформирована мотивация речевой деятельности; сформированы когнитивные предпосылки речевой деятельности(восприятия, памяти, мышления);
-сформирована познавательная активность, любознательность, умственные способности и речь;
- пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Направление и содержание коррекционной работы.
Ребенок – инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико–социальной экспертизы имеет ограничения по степени выраженности:
II степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.
I степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.
П степень – способность к ориентации, требующая помощи других лиц. Сохраняется возможность осознания собственной личности, своего положения и определения в месте, времени и пространстве только при помощи других лиц вследствие снижения способности осознания себя и внешнего мира, понимания и адекватного определения себя и окружающей ситуации.
П степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и помощи других лиц. Сохраняется возможность общения при использовании технических и других вспомогательных средств, нетипичных для обычного установления контактов между людьми, и помощи других лиц при приеме и передачи информации и для понимания ее смыслового содержания.
П степень – выраженное ограничение способности контролировать свое поведение вследствие выраженного изменения личности, постоянного снижения критики к своему состоянию и окружающему, охватывающему несколько сфер жизни, с возможностью частичной коррекции при помощи других лиц. Неадекватная оценка окружающей обстановки и реакция на нее в связи со значительно выраженными сенсорными нарушениями
I степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.
План работы воспитателя.
Направления коррекционных мероприятий | Содержание | Средства реализации коррекционного направления |
Ориентация | Формирование умения правильного обследования предметов. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование целенаправленных движений и их автоматизация. | Игры и упражнения для мелкой и общей моторики ( со словами, со словами и движениями) Пособия по развитию мелкой моторики. Демонстрация практических действий с проговариванием |
Общение | Формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми. Устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. | Сюжетно – ролевые игры. |
Передвижение | Развитие мелкой и общей моторики. Автоматизация целенаправленных движений. | Пособия по развитию мелкой и общей моторики. Контроль за действиями ребенка. |
Контроль за своим поведением | Формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. | Наглядно дидактические пособия. Сюжетно – ролевые игры. Режимные моменты. |
Самообслуживание | Обучению навыкам самообслуживания, целенаправленных автоматизированных движений. | Демонстрация практических действий с проговариванием. Контроль за действием ребенка, оказание помощи при необходимости. |
Обучение | Формировать усидчивость. Развивать умение доводить дело до конца. Формировать правила поведения. | Демонстрация практических действий с проговариванием. Игровые приемы. Беседа, рассказывание. |
План работы учителя-дефектолога
Направления коррекционных мероприятий | Содержание | Средства реализации коррекционного направления |
Ориентация | Учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции. Учить определять свое место во времени и пространстве. | Упражнения и игры, дидактические игры. |
Общение | Формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми. Устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. | Сюжетно – ролевые игры. |
Контроль за своим поведением | Формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. | Наглядно дидактические пособия. Сюжетно – ролевые игры. Режимные моменты. |
Самообслуживание | Обучение навыков самообслуживания, целенаправленных автоматизированных движений. Учить навыкам опрятности. | Демонстрация практических действий с проговариванием. Контроль за действием ребенка, оказание помощи при необходимости. |
Передвижение | Формирование умения правильного обследования предметов. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование целенаправленных движений и их автоматизация. | Упражнения и игры для общей и мелкой моторики( без слов, со словами, со словами и движениями). Демонстрация практических действий с проговариванием. |
Обучение | Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления через дидактические игры и т.д. Развитие лексической и грамматической стороны речи (обогащение словаря названиями предметов и явлений, действий по различной тематике). Развитие слухового восприятия, как необходимого условия формирования устной речи и общения. | Дидактические игры на развитие когнитивных процессов. Математические игры. |
План работы учителя-логопеда
Направления коррекционных мероприятий | Содержание | Средства реализации коррекционного направления |
Обучение | Развитие лексической и грамматической стороны речи (обогащение словаря названиями предметов и явлений, действий по различной тематике). | Рассматривание предметных и сюжетных картинок. Выполнение поручений. Речевые игры |
Общение | Формирование навыков сотрудничества и свободного общения с взрослыми и детьми во всех видах деятельности; - Систематическая работа по формированию активного словаря в процессе развития представления о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; - Формирование потребности осознанного выполнения правил поведения в социуме, позитивного отношения к себе и другим. Понимать жесты, выразительные движения, сочетающиеся со словесной инструкцией. Развитие умения общаться с помощью устной речи, в соответствии с произносительными возможностями. Развитие лексической и грамматической стороны речи (овладение значением слов, построение фразы). | Дидактические игры Рассматривание сюжетных и предметных картинок Игры-инсценировки, драматизация Речевые игры Игры на развитие коммуникативных навыков |
Ориентация | Учить ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов. | Игры на развитие слухового и зрительного восприятия |
Контроль за своим поведением | Формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. | Наглядно дидактические пособия. Сюжетно – ролевые игры. Режимные моменты. |
Самообслуживание | Обучение навыков самообслуживания, целенаправленных автоматизированных движений. Учить навыкам опрятности. | Демонстрация практических действий с проговариванием. Контроль за действием ребенка, оказание помощи при необходимости. |
Передвижение | Формирование умения правильного обследования предметов. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование целенаправленных движений и их автоматизация. | Упражнения и игры для общей и мелкой моторики( без слов, со словами, со словами и движениями). Демонстрация практических действий с проговариванием. |
План работы педагога-психолога
Направления воспитательно - образовательных мероприятий | Содержание | Средства реализации воспитательно - образовательного направления |
Общение | Развивать способность к общению через развитие мелкой моторики рук, разучивание артикуляционных гимнастик, проговаривание названий предметов и подражание звуков животных; оборудование сенсорной комнаты. | игры с крупами, игры с массажными мячами; артикуляционная гимнастика Оборудование сенсорной комнаты |
Самообслуживание | Развивать и закреплять умения и навыки к самообслуживанию через обыгрывание сюжетно-ролевых игр, выполнение заданий и упражнений. | Оборудование сенсорной комнаты: развивающие сенсомоторные дидактические игрушки, сенсорный набор для социальной адаптации детей с ОВЗ. |
Передвижение | Развивать и закреплять способности к передвижению через игровые упражнения, релаксацию мышц тела. | Оборудование сенсорной комнаты |
Контроль за своим поведением | Развитие способности к контролю за своим поведением во время игр, упражнений и с помощью оборудования сенсорной комнаты. | Оборудование: развивающие сенсомоторные дидактические игрушки. |
Ориентация | Развивать способность к ориентации в пространстве относительно себя с помощью оборудования сенсорной комнаты. | Оборудование сенсорной комнаты: сенсорный набор для социальной адаптации детей с ОВЗ, пространство сенсорной комнаты. |
Обучение | Развивать и закреплять умения и навыки к обучению с помощью дидактических игр и оборудования сенсорной комнаты. | Оборудование сенсорной комнаты |
2.2.Взаимодействие с родителями
Цель: Включение родителей в воспитательно-образовательных процесс, с целью преодоления нарушений развития ребенка
План взаимодействия с семьей
№ | Форма взаимодействия | Задачи | Дата проведения |
1 | Индивидуальное консультирование семьи педагогами | Формирование у родителей знаний, умений и навыков в области коррекционной педагогики и умения применять их по отношению к своему ребенку Выявление потребностей семьи в вопросах воспитания и обучения | В течение года |
2 | Знакомство родителей с результатами обследования | Познакомить с результатами обследования и индивидуальной программой обучения | 3-я неделя сентября, февраля, июня |
3 | Просмотр индивидуальных занятий дефектолога | Познакомить с методами и приемами работы дефектолога | В течение года |
4 | Индивидуальные практикумы для родителей | Обучить приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком | В течение года |
5 | Домашние задания | Закрепление знаний, полученных на занятиях | В течение года |
3. Организационный раздел
3.1.Описание используемых специальных методов.
Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные методы:
Наглядные методы - практическая деятельность на занятиях организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок, просмотр слайдов, видеофильмов.
Словесные методы - рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам), беседы по темам чтение художественной литературы (стихотворения, произведения, сказки и другое).
Игровые методы – дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием, создание игровой ситуации.
Практические методы –упражнение(подражательно-исполнительского характера), моделирование – процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о здоровом образе жизни, самообслуживании и взаимодействии с окружающим. Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Индивидуальные методы –обеспечивают структуру отношений, при Помощи, которой ребенок может сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их желания и потребности.
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей
образовательной среды
Оборудование в группе безопасное, здоровье сберегающее, эстетически оформленное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям.
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в общении:
Центры РППС | Наименование | ||||||
Центр психологической разгрузки /«Уголок уединения»/ | Антистрессовые игрушки | ||||||
Дартс магнитный | |||||||
Дорожка злости | |||||||
Дидактические игры: «Азбука настроения», «Поступки и настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо» | |||||||
Дидактические игры: «Найди пару», «Эмоции в сказках» | |||||||
Игрушки | |||||||
Картотека эмоций | |||||||
Книги в жестком переплете для рассматривания | |||||||
Мешочки гнева и радости. | |||||||
Мячики антистрессовые | |||||||
Подушки индивидуальные | |||||||
Центр сюжетно – ролевых игр | «Аэропорт» | ||||||
«Автобус», «Шофёры» | |||||||
«Больница», «Поликлиника», «Кукла заболела», «У врача» | |||||||
«Детский сад», «Прачечная», «Стирка» | |||||||
«Зоопарк», «Цирк» | |||||||
«Магазин» (Гастроном, универмаг, книжный магазин, т.д.) | |||||||
«На стройке» | |||||||
«Парикмахерская» | |||||||
«Почта» | |||||||
«Семья», «На кухне», «Столовая», «Обед матрёшек» | |||||||
Костюм: «Механик», «Пожарник», «Продавец», «Почтальон», «Художник» | |||||||
Дидактические игры игрушки | Лото «Детские игрушки», «Запутанные картинки», | ||||||
«Лото для девочек» | |||||||
«Модная компания», «Мы гуляем» | |||||||
«Семья» - лото | |||||||
«Пазлы для девочек», «Пазлы для мальчиков» | |||||||
Развивающее лото «Профессии» | |||||||
Детский автомобиль | |||||||
Кукольный дом с набором мебели (дерево) | |||||||
Куклы средние (20 - 35 см) разные | |||||||
Кукольная кровать | |||||||
Кукольный стол с 2 –я табуретами | |||||||
Коляска прогулочная (среднего размера) | |||||||
Кукла-младенец с ванной и принадлежностями | |||||||
Весы детские | |||||||
Игрушечные утюг и сушилка | |||||||
Модуль-основа для игры «Кухня» | |||||||
Модуль-основа для игры «Магазин» | |||||||
Модуль-основа для игры «Парикмахерская» | |||||||
Набор кухонной посуды | |||||||
Набор чайной посуды | |||||||
Набор муляжей овощей и фруктов | |||||||
Набор продуктов для завтрака - обеда | |||||||
Сумки, чемодан | |||||||
Стиральная машина | |||||||
Телефон | |||||||
Холодильник | |||||||
Часы пластмассовые | |||||||
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в ориентации: | |||||||
Центр математики и сенсорики
| Вкладыши круг и квадрат «Целое и части» Вкладыш квадрат «Целое и части» | ||||||
Деревянный лабиринт | |||||||
«Мозаика» | |||||||
Молоточек/М. Мантессори | |||||||
Пирамидки/М. Мантессори | |||||||
Пирамида малая и большая (пластмассовые) | |||||||
«Поставь по порядку», «Каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме», | |||||||
«Подбери по величине» /М. Мантессори | |||||||
«Посадим грибы», «Построй башню» | |||||||
«Разноцветные фигуры» - домино | |||||||
«Развитие внимания», «Большой - маленький» | |||||||
Развивающая и обучающая игрушка для детей от 2-х лет «Форма» | |||||||
Сенсорное ведерко | |||||||
Сенсорный куб с вкладышами | |||||||
Стойка с рамками для развития мелкой моторики/ М.Мантессори | |||||||
Часы деревянные | |||||||
Шарики /М. Мантессори | |||||||
«Шашки», «Шахматы» | |||||||
Шнуровка деревянная /М. Мантессори | |||||||
Шнуровка пластмассовая | |||||||
Магнитная доска настенная и напольная | |||||||
Конструктивный центр |
| ||||||
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в передвижении: | |||||||
Центр физической культуры дошкольников | Балансир малый | ||||||
Вожжи | |||||||
Дорожка мягкая | |||||||
Дорожка ребристая | |||||||
Качалка – кит | |||||||
Кегли в наборе | |||||||
Кочки | |||||||
Кольцеброс | |||||||
«Настольный кольцеброс» | |||||||
Мяч резиновый, | |||||||
Обручи пластмассовые | |||||||
Рефлекторная дорожка | |||||||
Спортивный уголок (Канат, лестница веревочная; гимнастические кольца, палка) | |||||||
Фитбол гладкий, фитбол массажный | |||||||
Футбол напольный | |||||||
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в контроле за своим поведением, самообслуживанием: | |||||||
Центр здоровья | Дидактические игры: «Приятного аппетита», «Предметы гигиены», «Учимся одеваться», «Учимся мыть руки» | ||||||
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в обучении: | |||||||
Центр приобщения к социокультурным ценностям | Куклы в национальных костюмах (русский, казахский) | ||||||
Предметы художественно-прикладного искусства (деревянные, глиняные) | |||||||
Набор открыток« Орск» | |||||||
Мини – музей «Деревянная посуда» | |||||||
Символика РФ, портрет президента | |||||||
Центр экологии. /Ознакомление с миром природы/ | «Варим кашу» - дидактическая игра | ||||||
Волшебные бусы /М. Мантессори | |||||||
Демонстрационный материал «Как растет живое» | |||||||
Деревянные пазлы «Зайчик», «Паровозик» | |||||||
Дидактические пособия: «Грибы», «Деревья и кустарники», «Дикие и домашние животные» - на магнитах | |||||||
Зоопарк – набор открыток | |||||||
Набор «Домашние животные», «Животные леса», «Морские животные», «Пресмыкающиеся» | |||||||
Настольные игры «Пингвины», «Чистый город», «Элтн кудиц», | |||||||
«Насекомые австралии» | |||||||
Пазлы: «Африка», «Дары лета», «Лесные животные», «Фруктовая мозаика», «Подводный мир», | |||||||
Настольная игра «Изучаем мир» - викторина | |||||||
Развивающее лото «Овощи - фрукты», | |||||||
Центр развития познавательско – исследовательской деятельности | Картотека алгоритмов для экспериментов и наблюдений. | ||||||
Коллекция круп | |||||||
Коллекция ракушек | |||||||
Коллекция семян | |||||||
Компас | |||||||
Лупа | |||||||
Мельница для сыпучих материалов | |||||||
Микроскоп | |||||||
Набор маленького исследователя | |||||||
Образцы неживой природы (песок, земля, камни, косточки, бруски) | |||||||
Стол для экспериментирования с песком и водой | |||||||
Совочки, лопатки, четки, кисточки | |||||||
Формочки разной конфигурации, емкости разного размера, | |||||||
Центр математики и сенсорики
| Вкладыши круг и квадрат «Целое и части» Вкладыш квадрат «Целое и части» | ||||||
Деревянный лабиринт | |||||||
«Мозаика» | |||||||
Молоточек/М. Мантессори | |||||||
Пирамидки/М. Мантессори | |||||||
Пирамида малая и большая (пластмассовые) | |||||||
«Поставь по порядку», «Каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме», | |||||||
«Подбери по величине» /М. Мантессори | |||||||
«Посадим грибы», «Построй башню» | |||||||
«Разноцветные фигуры» - домино | |||||||
«Развитие внимания», «Большой - маленький» | |||||||
Развивающая и обучающая игрушка для детей от 2-х лет «Форма» | |||||||
Сенсорное ведерко | |||||||
Сенсорный куб с вкладышами | |||||||
Стойка с рамками для развития мелкой моторики/ М.Мантессори | |||||||
Часы деревянные | |||||||
Шарики /М. Мантессори | |||||||
«Шашки», «Шахматы» | |||||||
Шнуровка деревянная /М. Мантессори | |||||||
Шнуровка пластмассовая | |||||||
Магнитная доска настенная и напольная | |||||||
Конструктивный центр |
| ||||||
Центр речевого развития | Аудио сказки для самых маленьких | ||||||
Дидактическая игра: «Веселое путешествие», | |||||||
Дидактическая игра «Разрезные картинки «Семья» | |||||||
Дидактическая игра «Это я», «Я и семья» | |||||||
Дидактическая игра «Ушарик» | |||||||
Комплекс интерактивных игр и упражнений «Мерсибо» | |||||||
Компьютерная программа «Я в мире звуков» -Мсток Аудио Медио | |||||||
Наборное полотно с карточками-словами | |||||||
Веселые знания для малышей. Речь. | |||||||
Волшебный сундучок + деревянная мебель «Мой дом» | |||||||
Волшебный сундучок «Тема недели» | |||||||
Центр «Мир книги» | З. Александрова. Мой Мишка | ||||||
А. Барто. Игрушки | |||||||
Большая энциклопедия для малышей | |||||||
И. Гурина. Алфавит. Обижать друзей нельзя | |||||||
И.Ищук. У кого какие мамы. | |||||||
Т. Куликова. Учимся говорить. | |||||||
Колыбельные. Потешки. Лепеталки. | |||||||
| Моя сестрёнка. | ||||||
Русские народные песенки: Жили у бабуси, Ладушки, Топ-топ, топотушки, др | |||||||
Русские народные сказки: Волк и козлята. Заюшкина избушка. Зимовье зверей. Иван-царевич и серый волк. Колобок. Курочка Ряба. Маша и медведь. Репка. В гостях у солнышка. | |||||||
Сказка Золушка. | |||||||
Самая первая энциклопедия. Профессии | |||||||
К. Чуковский. Мойдодыр. | |||||||
Центр художественного творчества | Альбомы для творчества «Хохломская роспись», «Урало – сибирская роспись» | ||||||
Гуашь. Набор из 10-12 цветов | |||||||
Губки для смывания краски с палитры | |||||||
Доски, 20 x 15 см | |||||||
Клей карандаш | |||||||
Круглые кисти (беличьи, колонковые ) | |||||||
Мольберт двусторонний | |||||||
Наборы из разных сортов цветной бумаги и картона для занятий аппликацией | |||||||
Набор цветных карандашей 18 цв. | |||||||
Набор фломастеров (12 цветов) | |||||||
Ножницы с тупыми концами | |||||||
Палитры | |||||||
Пластилин, не липнущий к рукам (8-10 цветов) | |||||||
Песок кинетический | |||||||
Подставки для кистей | |||||||
Печатки, формочки или трафареты для нанесения узора на вылепленное изделие | |||||||
Подносы для форм и обрезков бумаги | |||||||
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания | |||||||
Стеки разной формы | |||||||
Трафареты «В деревне», «Волшебный лес», «Забавные машины» | |||||||
Цветные восковые мелки (12 цветов) | |||||||
Шаблоны | |||||||
Штампы «Цветы» | |||||||
Щетинные кисти для клейстера или жидкого клея | |||||||
Н/И пазлы «Народные промыслы» | |||||||
Театр | Домашний кукольный театр «Русские народные сказки», «Буратино» | ||||||
«Дружная семейка» -пальчиковый театр | |||||||
Кукольный театр настольный «Маша и медведь» | |||||||
Пальчиковый «Красная Шапочка», «Теремок» | |||||||
Наголовники животных и птиц | |||||||
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) | |||||||
Театр Матрешек: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»/М.Мантессори | |||||||
Театр на магнитах «Три медведя» | |||||||
Ширма напольная | |||||||
Музыка | Веселая песенка «Трям! Здравствуйте!» | ||||||
Барабаны | |||||||
Бубны | |||||||
Гитара пластмассовая | |||||||
Дудка пластмассовая |
Учебно-методическое обеспечение Программы
наименование | Автор | Год, издательство |
«Азбука с крупными буквами для малышей» | Олеся Жукова | москва: Изд. АСТ, 2016г |
«Занимаемся с ушариком»..1,2,3, 4 этапы | Зонтова О.В. | Санкт-петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.. «Умная Маша» |
«Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения» | С.В. Ихсанова. | Ростов н/Д: Феникс, 2014. |
«Корекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом» | О.А. Леонова. Практическое пособие. – | СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС» , 2013 |
" Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи".. | Т.Г.Визель. | М.:В.Секачев. 2013 |
«Мы читаем по слогам» | Л.М. Козырева. | М.- издательство «Гном» и Д», 2011 |
«Покажи стихи руками» | А.В. Никитина. – | СПб.: КАРО, 2009. |
«Развивайся малыш! Сюжетные картинки по развитию речи» | О.В. Закревская. | 3-е изд. – М.: изд. ГНОМ, 2015 |
«Развивайся малыш! Предметные картинки по развитию речи» | О.В. Закревская | 3-е изд. – М.: издательство ГНОМ, 2015 |
«Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с3 до 4 лет) | Н.В. Нищева | СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009 |
«Учимся понимать речь» | Е. Климонтович. | Москва: Теревинф, 2015 |
«Уроки логопеда Исправление нарушений речи» | Н.С.Жукова. | Москва: эксмо, 2017г. |
«Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков речи2013 | О.А. Новиковская | Санкт-петербург: изд.» Корона. Век». 2013 |
«Упражнения для психомоторного развития дошкольников | А.Л. Сиротюк. | М.- АРКТИ, 2008 |
«Фонетическая ритмика в школе и детском саду» | Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Практикум по работе со слабослышащими детьми. | М.: Учебная литература, 1997. |
Развиваю мышление и речь. Пособие для подготовки детей к школе. 3 книга | Глинка Г.А. | «Питер» Санкт-Петербург. Москва. Харьков. Минск. 2001г. |
Математика в детском саду. 2-я младшая группа. | Микевич Л.В. | Москва. «Скрипторий» 2010г. |
Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. | Осипова А.А. | Москва. Творческий центр «Сфера» 2002г. |
Формирование элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 5-6 лет. | Помораева И.А., Позина В.А. | Москва. «Мозайка-Синтез» 2015г. |
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога дефектолога. | Стребелева Е.А. | Москва. Гуманитарный издательский центр. 2001г. |
Коррекционно развивающее обучение. Организационно педагогические аспекты. Пособие для учителя. | Шевченко С.Г. | Москва. «Владос» 2001г. |
Электронная библиотека | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация образовательного процесса
Оценка результатов (Усвоение программы (указать какой) в полном (частичном) объёме / сформированы (полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения в школе / положительный результат отсутствует)___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организация коррекционного процесса
Оценка результатов (Усвоение программы (указать какой) в полном (частичном) объёме / сформированы (полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения в школе / положительный результат отсутствует)__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолого-педагогическое сопровождение
Оценка результатов (Восстановлены(компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением / достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению(труду)/ реализована (реализуется ) возможность получения школьного образования / положительные результаты отсутствуют)__________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Организация жизнедеятельности
Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности / достигнута (полная или частичная) способность к самообслуживанию / восстановлены (полностью или частично) навыки бытовой деятельности / положительный результат отсутствует)__________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________