Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста
Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №341Дзержинского района Волгограда»
ТЕМА: «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста»
Выполнила: Е.В. Никитина
Волгоград-2018
Пояснительная записка:
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Требования к развитию мелкой моторики детей группы среднего возраста (4-5 лет).
Развитие моторики у детей 4-5 лет должно соответствовать следующим нормативным требованиям:
- стучит предметом о предмет;
- берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный;
- вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки, старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
- перерисовывает крестик, круг, квадрат.
Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции.
Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики.
В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
на 2017 – 2018 учебный год
Фамилия, имя ребенка: Кирилл К, возраст 4-5.
Проблема: Недостаточный уровень развития мелкой моторики, не соответствующий возрастной норме.
Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики.
Основные направления развивающей работы: Учить правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Формирование интереса к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.
Дата составления: 25.09.2017г.
Воспитатель: Никитина Е.В.
Согласовано: со старшим воспитателем
Планирование индивидуальных занятий октябрь.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Совершенствование координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности. |
Пальчиковый театр «Сказки на пальчиках» |
02.10.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. |
Упражнение «Пушистые дорожки» |
05.10.17 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. |
Порвать на мелкие кусочки лист бумаги. |
09.10.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Развивать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
Работа с трафаретами «Обведи и раскрась геометрические фигуры»
|
12.10.17 |
выполнено |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Формировать умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук. |
Д/и «Умелые прищепки» |
16.10.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать с ножницами, развивать умение вырезать по диагонали.
|
Обвести треугольник по трафарету и вырезать. |
19.10.17 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Формировать умение производить движения откручивания и закручивания крышек разных размеров, координировать мелкие движения рук. |
Д/и «Весёлые пробки» |
23.10.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Увеличение подвижности пальцев рук. |
Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка» |
26.10.17 |
выполнено |
Планирование индивидуальных занятий ноябрь.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
«Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животных. |
06.11.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
09.11.17 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. |
Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. |
13.11.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. |
Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». |
17.11.17 |
выполнено |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. |
Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж). |
20.11.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Формировать графические умения и навыки. |
«Рельсы для поезда» - рисование прямых линий. |
24.11.17 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать тактильную чувствительность. |
«Помоги повару отделить фасоль от гороха». |
27.11.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать с ножницами, развивать умение вырезать по прямой.
|
Обвести квадрат по трафарету и вырезать. |
29.11.17 |
выполнено |
Планирование индивидуальных занятий декабрь.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику пальцев. |
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». |
04.12.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать формировать графические навыки. |
Обвести картинку по точкам и раскрасить. |
07.12.17 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
Самомассаж ладоней. |
11.12.17 |
Выполнено 18.12.17 |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
«Поможем бабушке развязать узелки на веревке». |
14.12.17 |
Выполнено 18.12.17
|
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
«Весёлая шнуровка» |
19.12.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Развивать мелкую моторику пальцев. |
Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. |
21.12.17 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. |
Рисуем машину пальчиками на крупе. |
25.12.17 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. |
Оригами «Кораблик» |
28.12.17 |
выполнено |
Планирование индивидуальных занятий январь.
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать навыки вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. |
Вырезание круга из квадрата. |
15.01.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. |
«Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток. |
18.01.18 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику пальцев. |
Лепка «Кисть винограда» методом налепа. |
22.01.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. |
Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток. |
25.01.18 |
выполнено |
Планирование индивидуальных занятий февраль.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику пальцев. |
Пальчиковая игра «Снегири». |
05.02.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. |
«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях |
08.02.18 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать навыки вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. |
Вырезание овала из прямоугольника. |
12.02.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
|
|
15.02.18 |
выполнено |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять приёмы владения ножницами. |
Аппликация «Узор на платочке» |
19.02.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Развивать тактильную чувствительность. |
«Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек. |
22.02.18 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. |
«Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
26.02.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
Пальчиковая гимнастика «Солнышко». |
28.02.18 |
выполнено |
Планирование индивидуальных занятий март.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать развивать зрительно- моторные функции. |
Из риса выложить салют по нарисованному контуру. |
01.03.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Учить штриховать в разных направлениях. |
Штриховка «Овощи и фрукты». |
03.03.18 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. |
Д/упр. «Обведи по точкам». |
12.03.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. |
«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. |
15.03.18 |
выполнено |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику. |
Завязываем бантик на подарке. |
19.03.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Развивать мелкую моторику. |
Смотать клубок для бабушки. |
22.03.18 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Д/упр. «Обведи по точкам» |
26.03.18 |
Выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц. |
29.03.18 |
Выполнено 30.03.18 |
Планирование индивидуальных занятий апрель.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Совершенствование навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. |
Вырезание овала из прямоугольника. |
02.04.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. |
Аппликация из пшена «Солнышко». |
05.04.18 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Выкладывание из счетных палочек предметов по образцу. |
09.04.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Обрывание цветка по контуру. |
12.04.18 |
выполнено |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Совершенствование навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. |
Вырезание круга из квадрата. |
16.04.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
Пластилинография «Рыбки в аквариуме». |
19.04.18 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек. |
«Домик для скворца» -выкладывание из палочек по принципу «колодца». |
23.04.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Д/упр. «Обведи по точкам». |
26.04.18 |
выполнено |
Планирование индивидуальных занятий май.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. |
Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды). |
03.05.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. |
Пластилинография «Клубника». |
04.05.18 |
выполнено |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Закрепить умение работать в технике оригами. |
Оригами «Самолёт». |
07.05.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Пальчиковая игра «Дождик». |
11.05.18 |
выполнено |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Закрепить умение работать техникой налепа. |
Пластилинография «Солнце». |
14.05.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. |
«Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу. |
17.05.18 |
выполнено |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Выполнение |
Занятие 1 |
Закрепление навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. |
Вырезание круга из квадрата. |
21.05.18 |
выполнено |
Занятие 2 |
Закрепление навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. |
Вырезание овала из прямоугольника. |
24.05.18 |
выполнено |
Динамика достижений: В результате проведённых занятий наблюдается положительная динамика: ребёнок держит ножницы правильно, режет ими по прямой, по диагонали, вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы. Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме
Воспитатель: Никитина Е.В.
Дата заполнения: 25.05.2018г.
Используемая литература:
Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.
Журба Мэдинэ Закировна