12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Никитина Елена Валентиновна1490 Воспитатель детского сада, мама своим детям и бабушка внукам. Россия, Волгоградская обл., Волгоград Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста
Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №341Дзержинского района Волгограда»
ТЕМА: «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста»
Выполнила: Е.В. Никитина
Волгоград-2018
Пояснительная записка:
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Требования к развитию мелкой моторики детей группы среднего возраста (4-5 лет).
Развитие моторики у детей 4-5 лет должно соответствовать следующим нормативным требованиям:
- стучит предметом о предмет;
- берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный;
- вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки, старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
- перерисовывает крестик, круг, квадрат.
Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции.
Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики.
В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
на 2017 – 2018 учебный год
Фамилия, имя ребенка: Кирилл К, возраст 4-5.
Проблема: Недостаточный уровень развития мелкой моторики, не соответствующий возрастной норме.
Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики.
Основные направления развивающей работы: Учить правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Формирование интереса к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.
Дата составления: 25.09.2017г.
Воспитатель: Никитина Е.В.
Согласовано: со старшим воспитателем
Планирование индивидуальных занятий октябрь.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Совершенствование координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности. | Пальчиковый театр «Сказки на пальчиках» | 02.10.17 | выполнено |
Занятие 2 | Совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. | Упражнение «Пушистые дорожки» | 05.10.17 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. | Порвать на мелкие кусочки лист бумаги. | 09.10.17 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Работа с трафаретами «Обведи и раскрась геометрические фигуры»
| 12.10.17 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Формировать умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук. | Д/и «Умелые прищепки» | 16.10.17 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать с ножницами, развивать умение вырезать по диагонали.
| Обвести треугольник по трафарету и вырезать. | 19.10.17 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Формировать умение производить движения откручивания и закручивания крышек разных размеров, координировать мелкие движения рук. | Д/и «Весёлые пробки» | 23.10.17 | выполнено |
Занятие 2 | Увеличение подвижности пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка» | 26.10.17 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий ноябрь.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животных. | 06.11.17 | выполнено |
Занятие 2 | Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 09.11.17 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. | Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. | 13.11.17 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». | 17.11.17 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж). | 20.11.17 | выполнено |
Занятие 2 | Формировать графические умения и навыки. | «Рельсы для поезда» - рисование прямых линий. | 24.11.17 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать тактильную чувствительность. | «Помоги повару отделить фасоль от гороха». | 27.11.17 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать с ножницами, развивать умение вырезать по прямой.
| Обвести квадрат по трафарету и вырезать. | 29.11.17 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий декабрь.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». | 04.12.17 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать формировать графические навыки. | Обвести картинку по точкам и раскрасить. | 07.12.17 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | Самомассаж ладоней. | 11.12.17 | Выполнено 18.12.17 |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | «Поможем бабушке развязать узелки на веревке». | 14.12.17 | Выполнено 18.12.17
|
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | «Весёлая шнуровка» | 19.12.17 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. | 21.12.17 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. | Рисуем машину пальчиками на крупе. | 25.12.17 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. | Оригами «Кораблик» | 28.12.17 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий январь.
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать навыки вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание круга из квадрата. | 15.01.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. | «Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток. | 18.01.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Лепка «Кисть винограда» методом налепа. | 22.01.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. | Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток. | 25.01.18 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий февраль.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Пальчиковая игра «Снегири». | 05.02.18 | выполнено |
Занятие 2 | Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях | 08.02.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать навыки вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание овала из прямоугольника. | 12.02.18 | выполнено |
Занятие 2 |
|
| 15.02.18 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять приёмы владения ножницами. | Аппликация «Узор на платочке» | 19.02.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Развивать тактильную чувствительность. | «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек. | 22.02.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. | «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. | 26.02.18 | выполнено |
Занятие 2 | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Солнышко». | 28.02.18 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий март.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать развивать зрительно- моторные функции. | Из риса выложить салют по нарисованному контуру. | 01.03.18 | выполнено |
Занятие 2 | Учить штриховать в разных направлениях. | Штриховка «Овощи и фрукты». | 03.03.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. | Д/упр. «Обведи по точкам». | 12.03.18 | выполнено |
Занятие 2 | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. | «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. | 15.03.18 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику. | Завязываем бантик на подарке. | 19.03.18 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать мелкую моторику. | Смотать клубок для бабушки. | 22.03.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Д/упр. «Обведи по точкам» | 26.03.18 | Выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц. | 29.03.18 | Выполнено 30.03.18 |
Планирование индивидуальных занятий апрель.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Совершенствование навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание овала из прямоугольника. | 02.04.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | Аппликация из пшена «Солнышко». | 05.04.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Выкладывание из счетных палочек предметов по образцу. | 09.04.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Обрывание цветка по контуру. | 12.04.18 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Совершенствование навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание круга из квадрата. | 16.04.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | Пластилинография «Рыбки в аквариуме». | 19.04.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек. | «Домик для скворца» -выкладывание из палочек по принципу «колодца». | 23.04.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Д/упр. «Обведи по точкам». | 26.04.18 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий май.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. | Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды). | 03.05.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | Пластилинография «Клубника». | 04.05.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Закрепить умение работать в технике оригами. | Оригами «Самолёт». | 07.05.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Пальчиковая игра «Дождик». | 11.05.18 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Закрепить умение работать техникой налепа. | Пластилинография «Солнце». | 14.05.18 | выполнено |
Занятие 2 | Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. | «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу. | 17.05.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Закрепление навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание круга из квадрата. | 21.05.18 | выполнено |
Занятие 2 | Закрепление навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание овала из прямоугольника. | 24.05.18 | выполнено |
Динамика достижений: В результате проведённых занятий наблюдается положительная динамика: ребёнок держит ножницы правильно, режет ими по прямой, по диагонали, вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы. Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме
Воспитатель: Никитина Е.В.
Дата заполнения: 25.05.2018г.
Используемая литература:
Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.