Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи на тему: «В гостях у сказки» (занятие, приуроченное к 23 апреля – Всемирному дню книги)

0
0
Материал опубликован 26 March


Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Разработчик: Рыжикова Наталья Владимировна

Тема: Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи на тему: «В гостях у сказки» (занятие, приуроченное к 23 апреля – Всемирному дню книги)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Возраст воспитанников: Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, речевая, музыкальная, двигательная

Используемые технологии: Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурная минутка, ритмопластика, игровая; технология эмоционально – чувственного погружения

Формы организации взаимодействия: групповая, подгрупповая

Цель: Воспитание у дошкольников интереса к чтению, ознакомление с жанрами художественной литературы (сказка, сказочная повесть, поэзия)

Задачи: - Воспитать у детей потребность в ежедневном чтении; привить любовь к книге; продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи, учить понимать переносное значение слов и выражений; пополнить словарный запас

Понятия: писатель, сказка в стихах, псевдоним, кроссворд, горизонталь, вертикаль

Планируемый результат: Дети знают и различают жанры художественной литературы, знают авторов, умеют отгадывать загадки, делают пересказ, умеют разыгрывать сценки, умеют заполнять кроссворд, умеют вести диалог со сверстниками и взрослыми, у них появилась потребность в чтении, умеют пользоваться материалом и оборудованием

Материалы и оборудование: глобус, портреты писателей К.И. Чуковского, С. Я. Маршака, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, Э. Н. Успенского; картинки с изображением персонажей сказки Шарля Перро «Красная Шапочка», маска волка для инсценировки, муляж (пирожки), горшочек; кроссворд (на листе ватмана); для сюрпризного момента: книга в подарок «Лучшие сказки мира»

Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», Ш. Перро «Красная Шапочка», Г.Х. Андерсена «Русалочка», Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Красная Шапочка», «Путаница», «Сказка о глупом мышонке»; театрализованная деятельность в группе (игры –драматизации по мотивам знакомых произведений), разыгрывание сценок, выбор персонажей, атрибутов); знакомство с биографией и творчеством детских писателей: С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, Э.Н. Успенского; домашнее чтение других известных произведений С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, Э. Н. Успенского; заучивание отдельных фрагментов произведений; разгадывание загадок, заучивание песен; игра в слова (кубики с буквами, разрезная азбука); пополнение детскими книгами Центра развития «Дом книги».

























Организационная структура игрового занятия



Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Первый этап

Мотивационно-побудительный











Воспитатель говорит детям о том, что сегодня они отправляются в увлекательное путешествие по страницам любимых книг.

Воспитатель с детьми проводит пальчиковую гимнастику








Дети выполняют движения пальчиковой гимнастики

Пела мышка ночью в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Поочередно, начиная с мизинцев обеих рук соединяют подушечки пальцев с большим в прямом и в обратном направлении

Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи

Растирают ладошки

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок

Стучат кулачками

Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи!

Хлопают

Побежала мышка-мать.

Стала кошку в няньки звать:

Одновременно сгибают и разгибают пальцы обеих рук

Приходи к нам, тетя Кошка, нашу детку покачать.

Растирают ладошки по «часовой стрелке» и в обратном направлении

Стала петь мышонку Кошка:

- Мяу-мяу, спи, мой крошка,

- Мяу-мяу, ляжем спать,

- Мяу-мяу, на кровать.

Выполняют игровое упражнение «Цап-царапки»

Второй этап

Практический
















































Воспитатель показывает детям иллюстрацию сказки о глупом мышонке С.Я. Маршака, спрашивает детей, как называется произведение?


О каком еще мышонке есть сказка?

Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение: «Два мышонка»

Глупый мышонок…

Мышка пела мышонку ночью, а побежала искать няньку…

Тетя утка пела глупому мышонку громко, а тетя щука…

У кошки голосок хороший, а у наседки …

Как называется известная игра? Кошки –

Любимая игра хорьков?

Любимая игра белочек?

Любимые игры ежей?

В какую игру играла с мышонком сова?

А сестренки и братишки с ним играли в…


Воспитатель: Ребята, кто написал эти сказки?

Воспитатель показывает детям, как в готовый кроссворд надо правильно записать разгаданное слово: (в каждую клетку по горизонтали или вертикали, в зависимости от расположения закодированного слова вписать соответствующую букву).

«По горизонтали цифра 1 Маршак»





Дети отвечают: «Сказка о глупом мышонке»




Дети: «Сказка об умном мышонке»





Умный мышонок





Днем



Тихо




Плохой



Мышки


Уголки


Горелки


Пятнашки, чехарда


Прятки



Мышки – мышки


Дети: Самуил Маршак







Воспитатель: Ребята, а сейчас мы едем… (вращает глобус) в деревню: «Простоквашино» Предлагаю вам выполнить задание и отгадать загадки:

Усатый, полосатый, Матроскиным зовут. Все время спорит с Шариком, хозяйство, дом ведет. Обожает молоко, свежую сметанку, простоквашу и сырок, сливки, запеканку (кот Матроскин)

Он, конечно, верный друг, сторожит и дом, и луг. На охоту с ветерком со своим фоторужьем (пес Шарик)

Вредный, неприятный, недовольный, злой, да к тому же, жадный, местный почтальон (Печкин)

И зимой, и летом молоко дает, чтоб коту Матроскину на завтрак был творог (корова Мурка)

Маленькая птичка, птичка – невеличка. «Кто там, кто там, кто там» то тут, то здесь, то там (Галчонок)

Мальчик добрый, дядя … (Федор) приютил кота, собаку, и оставил в городе на время маму c папой?

Воспитатель: Кто написал сказочную повесть «Дядя Федор, Кот и Пес»?



Воспитатель спрашивает у детей, кто сможет заполнить кроссворд?











Дети отгадывают загадки










































Дети: Эдуард Успенский





Ребенок заполняет кроссворд: «По вертикали цифра 2 Успенский»


Воспитатель: Наше путешествие продолжается дальше (вращает глобус)

Воспитатель предлагает детям разыграть сценку из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»





















Воспитатель: Ребята, какой фрагмент сказки разыграли ребята?

Воспитатель проводит с детьми игру: «Собери слово»

Дети делятся на 4 команды. Каждая команда получает конверт с заданием.

Вопросы:

Команда №1

1. Какой головной убор подарила бабушка своей внучке на день рождения?

2. Кого встретила в лесу девочка, когда шла в гости к своей бабушке?

Команда №2

1. Какие гостинцы несла Красная Шапочка своей бабушке?

2. Где жила бабушка?

Команда №3

1. Что посоветовал собрать волк для бабушки?

2. Какую бабушкину вещь надел на себя волк, когда пришел к ней домой?

Команда №4

1. Что надел себе на голову волк?

2. Кто спас бабушку?

Воспитатель: Кто написал эту сказку?










Ведущий (ребенок):

В одной деревне жила добрая ласковая девочка (звучит музыка: «Песня Красной Шапочки», выходит девочка).

Мама и бабушка ее очень любили (выходит мама, девочка).

Однажды мама напекла пирожков.

Мама: - Сходи, доченька, проведай бабушку, отнеси ей пирожков и горшочек масла, да узнай, здорова ли она?

Девочка: - Хорошо, схожу, проведаю свою любимую бабушку, я очень по ней соскучилась.

Дети: «Красная Шапочка»












Дети собирают слова


(красная шапочка)



(волк)




(пирожки, масло)

(деревня)




(цветы)



(халат)



(чепец)

(дровосеки)

Дети: Шарль Перро



Ребенок заполняет кроссворд: «По горизонтали цифра 3 Перро»


Воспитатель: Наше путешествие продолжается … (вращает глобус)

Физкультурная минутка.

Воспитатель проводит с детьми физкультурную минутку, артикуляционную гимнастику






Дети выполняют движения физкультурной минутки, артикуляционную гимнастику



Я - великий Умывальник


Знаменитый Мойдодыр!

Поднимаются на носки, руки вверх

Опускаются, руки на пояс

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Наклоны вправо - влево

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара – барас!»

Выполняют упражнение «Пружинка»

И сейчас же щетки, щетки,

Затрещали, как трещотки

На выдохе произнести «тр – др» (4 раза)

И давай меня тереть, приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Выполняют упражнение для подвижности губ «Щетка»

Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Выполняют упражнение «Чистим зубы»

Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.


Воспитатель: Ребята, как называется это произведение?

Кто написал сказку в стихах «Мойдодыр»?

Воспитатель: Корней Чуковский – это псевдоним, вымышленное имя. На самом деле, детского писателя зовут Николай Эммануилович Корнейчуков




Воспитатель: - Глубоко в море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная – прозрачная, как стекло. Но, чтобы достать до дна в тех глубинах, не хватит никакого якорного каната. Там растут невиданные деревья и цветы, а между ними снуют рыбы, как у нас птицы в воздухе. На самой красивой подводной равнине возвышается выстроенный из янтаря, кораллов и жемчуга дворец морского царя, повелителя загадочного подводного народа.

Живут в этом дворце прекрасные создания неземной красоты с чудесными голосами: русалочки. А еще морские глубины населяют другие жители подводного царства: рыбы, морские коньки, морские звезды, водоросли.

Ребята, давайте мы с вами помечтаем: на мгновение окажемся в сказке и представим себя в образах морских обитателей.










Воспитатель: Ребята, кто написал сказку: «Русалочка»?




Дети: «Мойдодыр»



Дети: Корней Чуковский









Ребенок заполняет кроссворд: «По вертикали цифра 4 Чуковский»





































Звучит музыка из мультфильма: «Русалочка»

Дети танцуют (Ритмопластика + артикуляционная гимнастика: упражнение «Говорящие рыбки»)

(Дыхательная гимнастика)


Дети: Ганс Христиан Андерсен


Ребенок заполняет кроссворд: «По вертикали цифра 5 Андерсен»


Воспитатель загадывает детям загадку:

Лежит на полке и молчит. Возьми, открой – заговорит, расскажет все на свете. Дружите с нею, дети.

(книга)





Дети отгадывают загадку








Ребенок заполняет кроссворд: «По горизонтали цифра 6 Книга»



Воспитатель:

Книги бывают разные

Книги бывают классные

Грустные и веселые,

Старые, добрые, новые.

Несчастные и счастливые

И все - таки очень любимые.

Ребята, какие пословицы и поговорки о книге вы знаете?



































Дети рассказывают пословицы и поговорки о книге и чтении

1. Книга – лучший друг

2. Возьми книгу в руки – не будет скуки

3. С книгой жить – век не тужить

4.Чтение – вот лучшее учение

5. С книгой поведешься – ума наберешься

6. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

7. Ум без книги, как птица без крыльев

8. Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

9. Книга – твой друг, без нее как без рук

10. Книга мала, а ума придала

11. Будешь книги читать - будешь все знать

12. Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь

Ребенок читает стихотворение З. Бычкова

«Праздник книжки»

Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят.

По – весеннему сегодня

Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам нельзя никак без книжки! –

Все ребята говорят.


Третий этап

Рефлексирующий

Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия:

Ребята, что вы сегодня нового и интересного узнали на занятии?

Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Чему вы научились?

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы на свет появилась книга, надо приложить очень много усилий и задействовать большое количество людей: поэтов, писателей, художников, редакторов, работников типографии. Рождение книги - что может быть лучше для умных, любознательных, талантливых, творческих детей? Мир огромен. На свете много стран и великих книг. Стремитесь узнать больше. Ведь именно книга открывает для вас огромные возможности к познанию. Вот она – творение человеческих рук и душ, кладезь увлекательных, волшебных, мудрых и настоящих историй, трепещущее существо!

Сюрпризный момент:

Воспитатель дарит детям книгу: «Лучшие сказки мира».

Воспитатель предлагает детям посетить библиотеку





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации