Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи на тему: «В гостях у сказки» (занятие, приуроченное к 23 апреля – Всемирному дню книги)
Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Разработчик: Рыжикова Наталья Владимировна
Тема: Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи на тему: «В гостях у сказки» (занятие, приуроченное к 23 апреля – Всемирному дню книги)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Возраст воспитанников: Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, речевая, музыкальная, двигательная
Используемые технологии: Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурная минутка, ритмопластика, игровая; технология эмоционально – чувственного погружения
Формы организации взаимодействия: групповая, подгрупповая
Цель: Воспитание у дошкольников интереса к чтению, ознакомление с жанрами художественной литературы (сказка, сказочная повесть, поэзия)
Задачи: - Воспитать у детей потребность в ежедневном чтении; привить любовь к книге; продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи, учить понимать переносное значение слов и выражений; пополнить словарный запас
Понятия: писатель, сказка в стихах, псевдоним, кроссворд, горизонталь, вертикаль
Планируемый результат: Дети знают и различают жанры художественной литературы, знают авторов, умеют отгадывать загадки, делают пересказ, умеют разыгрывать сценки, умеют заполнять кроссворд, умеют вести диалог со сверстниками и взрослыми, у них появилась потребность в чтении, умеют пользоваться материалом и оборудованием
Материалы и оборудование: глобус, портреты писателей К.И. Чуковского, С. Я. Маршака, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, Э. Н. Успенского; картинки с изображением персонажей сказки Шарля Перро «Красная Шапочка», маска волка для инсценировки, муляж (пирожки), горшочек; кроссворд (на листе ватмана); для сюрпризного момента: книга в подарок «Лучшие сказки мира»
Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», Ш. Перро «Красная Шапочка», Г.Х. Андерсена «Русалочка», Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Красная Шапочка», «Путаница», «Сказка о глупом мышонке»; театрализованная деятельность в группе (игры –драматизации по мотивам знакомых произведений), разыгрывание сценок, выбор персонажей, атрибутов); знакомство с биографией и творчеством детских писателей: С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, Э.Н. Успенского; домашнее чтение других известных произведений С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, Э. Н. Успенского; заучивание отдельных фрагментов произведений; разгадывание загадок, заучивание песен; игра в слова (кубики с буквами, разрезная азбука); пополнение детскими книгами Центра развития «Дом книги».
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Первый этап Мотивационно-побудительный | Воспитатель говорит детям о том, что сегодня они отправляются в увлекательное путешествие по страницам любимых книг. Воспитатель с детьми проводит пальчиковую гимнастику | Дети выполняют движения пальчиковой гимнастики |
Пела мышка ночью в норке: Спи, мышонок, замолчи! | Поочередно, начиная с мизинцев обеих рук соединяют подушечки пальцев с большим в прямом и в обратном направлении | |
Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи | Растирают ладошки | |
Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок | Стучат кулачками | |
Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи! | Хлопают | |
Побежала мышка-мать. Стала кошку в няньки звать: | Одновременно сгибают и разгибают пальцы обеих рук | |
Приходи к нам, тетя Кошка, нашу детку покачать. | Растирают ладошки по «часовой стрелке» и в обратном направлении | |
Стала петь мышонку Кошка: - Мяу-мяу, спи, мой крошка, - Мяу-мяу, ляжем спать, - Мяу-мяу, на кровать. | Выполняют игровое упражнение «Цап-царапки» | |
Второй этап Практический | Воспитатель показывает детям иллюстрацию сказки о глупом мышонке С.Я. Маршака, спрашивает детей, как называется произведение? О каком еще мышонке есть сказка? Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение: «Два мышонка» Глупый мышонок… Мышка пела мышонку ночью, а побежала искать няньку… Тетя утка пела глупому мышонку громко, а тетя щука… У кошки голосок хороший, а у наседки … Как называется известная игра? Кошки – Любимая игра хорьков? Любимая игра белочек? Любимые игры ежей? В какую игру играла с мышонком сова? А сестренки и братишки с ним играли в… Воспитатель: Ребята, кто написал эти сказки? Воспитатель показывает детям, как в готовый кроссворд надо правильно записать разгаданное слово: (в каждую клетку по горизонтали или вертикали, в зависимости от расположения закодированного слова вписать соответствующую букву). «По горизонтали цифра 1 Маршак» | Дети отвечают: «Сказка о глупом мышонке» Дети: «Сказка об умном мышонке» Умный мышонок Днем Тихо Плохой Мышки Уголки Горелки Пятнашки, чехарда Прятки Мышки – мышки Дети: Самуил Маршак |
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы едем… (вращает глобус) в деревню: «Простоквашино» Предлагаю вам выполнить задание и отгадать загадки: Усатый, полосатый, Матроскиным зовут. Все время спорит с Шариком, хозяйство, дом ведет. Обожает молоко, свежую сметанку, простоквашу и сырок, сливки, запеканку (кот Матроскин) Он, конечно, верный друг, сторожит и дом, и луг. На охоту с ветерком со своим фоторужьем (пес Шарик) Вредный, неприятный, недовольный, злой, да к тому же, жадный, местный почтальон (Печкин) И зимой, и летом молоко дает, чтоб коту Матроскину на завтрак был творог (корова Мурка) Маленькая птичка, птичка – невеличка. «Кто там, кто там, кто там» то тут, то здесь, то там (Галчонок) Мальчик добрый, дядя … (Федор) приютил кота, собаку, и оставил в городе на время маму c папой?
Воспитатель: Кто написал сказочную повесть «Дядя Федор, Кот и Пес»? Воспитатель спрашивает у детей, кто сможет заполнить кроссворд? | Дети отгадывают загадки Дети: Эдуард Успенский Ребенок заполняет кроссворд: «По вертикали цифра 2 Успенский» | |
| Воспитатель: Наше путешествие продолжается дальше (вращает глобус) Воспитатель предлагает детям разыграть сценку из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» Воспитатель: Ребята, какой фрагмент сказки разыграли ребята? Воспитатель проводит с детьми игру: «Собери слово» Дети делятся на 4 команды. Каждая команда получает конверт с заданием. Вопросы: Команда №1 1. Какой головной убор подарила бабушка своей внучке на день рождения? 2. Кого встретила в лесу девочка, когда шла в гости к своей бабушке? Команда №2 1. Какие гостинцы несла Красная Шапочка своей бабушке? 2. Где жила бабушка? Команда №3 1. Что посоветовал собрать волк для бабушки? 2. Какую бабушкину вещь надел на себя волк, когда пришел к ней домой? Команда №4 1. Что надел себе на голову волк? 2. Кто спас бабушку? Воспитатель: Кто написал эту сказку? | Ведущий (ребенок): В одной деревне жила добрая ласковая девочка (звучит музыка: «Песня Красной Шапочки», выходит девочка). Мама и бабушка ее очень любили (выходит мама, девочка). Однажды мама напекла пирожков. Мама: - Сходи, доченька, проведай бабушку, отнеси ей пирожков и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? Девочка: - Хорошо, схожу, проведаю свою любимую бабушку, я очень по ней соскучилась. Дети: «Красная Шапочка» Дети собирают слова (красная шапочка) (волк) (пирожки, масло) (деревня) (цветы) (халат) (чепец) (дровосеки) Дети: Шарль Перро Ребенок заполняет кроссворд: «По горизонтали цифра 3 Перро» |
| Воспитатель: Наше путешествие продолжается … (вращает глобус) Физкультурная минутка. Воспитатель проводит с детьми физкультурную минутку, артикуляционную гимнастику | Дети выполняют движения физкультурной минутки, артикуляционную гимнастику |
Я - великий Умывальник Знаменитый Мойдодыр! | Поднимаются на носки, руки вверх Опускаются, руки на пояс | |
Умывальников Начальник И мочалок Командир! | Наклоны вправо - влево | |
Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара – барас!» | Выполняют упражнение «Пружинка» | |
И сейчас же щетки, щетки, Затрещали, как трещотки | На выдохе произнести «тр – др» (4 раза) | |
И давай меня тереть, приговаривать: «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! | Выполняют упражнение для подвижности губ «Щетка» Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу | |
Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» | Выполняют упражнение «Чистим зубы» Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами. | |
Воспитатель: Ребята, как называется это произведение? Кто написал сказку в стихах «Мойдодыр»? Воспитатель: Корней Чуковский – это псевдоним, вымышленное имя. На самом деле, детского писателя зовут Николай Эммануилович Корнейчуков Воспитатель: - Глубоко в море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная – прозрачная, как стекло. Но, чтобы достать до дна в тех глубинах, не хватит никакого якорного каната. Там растут невиданные деревья и цветы, а между ними снуют рыбы, как у нас птицы в воздухе. На самой красивой подводной равнине возвышается выстроенный из янтаря, кораллов и жемчуга дворец морского царя, повелителя загадочного подводного народа. Живут в этом дворце прекрасные создания неземной красоты с чудесными голосами: русалочки. А еще морские глубины населяют другие жители подводного царства: рыбы, морские коньки, морские звезды, водоросли. Ребята, давайте мы с вами помечтаем: на мгновение окажемся в сказке и представим себя в образах морских обитателей. Воспитатель: Ребята, кто написал сказку: «Русалочка»? | Дети: «Мойдодыр» Дети: Корней Чуковский Ребенок заполняет кроссворд: «По вертикали цифра 4 Чуковский» Звучит музыка из мультфильма: «Русалочка» Дети танцуют (Ритмопластика + артикуляционная гимнастика: упражнение «Говорящие рыбки») (Дыхательная гимнастика) Дети: Ганс Христиан Андерсен Ребенок заполняет кроссворд: «По вертикали цифра 5 Андерсен» | |
| Воспитатель загадывает детям загадку: Лежит на полке и молчит. Возьми, открой – заговорит, расскажет все на свете. Дружите с нею, дети. (книга) | Дети отгадывают загадку Ребенок заполняет кроссворд: «По горизонтали цифра 6 Книга» |
| Воспитатель: Книги бывают разные Книги бывают классные Грустные и веселые, Старые, добрые, новые. Несчастные и счастливые И все - таки очень любимые. Ребята, какие пословицы и поговорки о книге вы знаете? | Дети рассказывают пословицы и поговорки о книге и чтении 1. Книга – лучший друг 2. Возьми книгу в руки – не будет скуки 3. С книгой жить – век не тужить 4.Чтение – вот лучшее учение 5. С книгой поведешься – ума наберешься 6. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает 7. Ум без книги, как птица без крыльев 8. Без книги, как без солнца, и днем темны оконца 9. Книга – твой друг, без нее как без рук 10. Книга мала, а ума придала 11. Будешь книги читать - будешь все знать 12. Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь Ребенок читает стихотворение З. Бычкова «Праздник книжки» Тает снег, клокочут воды, Звонко птицы гомонят. По – весеннему сегодня Расцвели глаза ребят. Очень любят праздник книжки И девчонки, и мальчишки. Книга – верный, Книга – первый, Книга – лучший друг ребят. Нам нельзя никак без книжки! – Все ребята говорят. |
Третий этап Рефлексирующий | Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия: Ребята, что вы сегодня нового и интересного узнали на занятии? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Чему вы научились? Воспитатель: Ребята, для того, чтобы на свет появилась книга, надо приложить очень много усилий и задействовать большое количество людей: поэтов, писателей, художников, редакторов, работников типографии. Рождение книги - что может быть лучше для умных, любознательных, талантливых, творческих детей? Мир огромен. На свете много стран и великих книг. Стремитесь узнать больше. Ведь именно книга открывает для вас огромные возможности к познанию. Вот она – творение человеческих рук и душ, кладезь увлекательных, волшебных, мудрых и настоящих историй, трепещущее существо! Сюрпризный момент: Воспитатель дарит детям книгу: «Лучшие сказки мира». Воспитатель предлагает детям посетить библиотеку | |