ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ И ФОРМИОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ И ФОРМИОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
Литература-это тот инструмент,играя на струнах которого,можно пробудить в ребёнке всё тайное ,сокровенное,всё лучшее,что есть в его душе и сердце.Именно литература ещё в раннем возрасте обращает внимание ребёнка к разным характерам,событиям,эмоциям и чувствам.
Однако, в действительности педагоги сталкиваются с проблемой нежелания читать.А ведь совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима.В 1970-1980 годы возник миф о России, как о самой «читающей стране Мира».Высокий престиж чтения в обществе,и особенно «серьёзной»литературы,собирательство,создание своих домашних библиотек-всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране.Но сегодня ситуация значительно изменилась,как и престиж массового чтения,читательские пристрастия и привычки.
В наш век высоких технологий и господства компьютеров и телефонов,дети потеряли интерес к чтению.Оно стало немодным,несовременным для подростков в настоящее время.
Педагоги и психологи всерьёз озабочены проблемой детского чтения.Казалось бы,воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый ребёнок индивидуален; воспитывать без книг неразумно:никто не в силах превзойти мудрость народов.Воспитывать с помощью книг,с опорой на книги,с учётом мирового опыта –значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок,значит экономить время и силы,значит расти и развиваться.Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения,внеклассное чтение,а также через внеурочную деятельность.Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей и их познавательного роста.
Основную помощь в развитии творческого потенциала ребёнка несёт в себе чтение.Нравственные ценности,заложенные в художественной литературе,постигаются интуитивно.Они усваиваются через сострадание и сопереживание с героями литературного произведения.Кульминация этих состояний,поднимающих и просветляющих читателя,называется катарсисом(от греч.catharsis-очищение).Субъективно он переживается как душевный подъём,готовность к высоким и добрым пступкам.Первоначально этот термин,введённый Аристотелем,применялся исключительно к трагедии.Однако,что касается нынешних детей,то ждать потрясений от великой литературы особенно не приходится.
Литературный процесс современности представляет собой «сплав» типов литературы.Массовая беллетристика захватила основы у классики.Задача педагога,библиотекаря -умело расставить приоритеты между классикой,которой современные дети практически не интересуются,и лёгким «бульварным чтивом».
Чтение качественной художественной литературы занимает особое место в формировании личности,духовного мира человека,его нравственности,мышления,эмоций,речи,творческих начал.
Важна роль внеклассной работы по литературе.Она стимулирует интерес обучающихся к предмету,даёт им возможность примерить на себя роли литературных героев.В сознании ребёнка происходит развитие личностного подхода к литературному произведению,воспитывается самостоятельность эстетических оценок.Практика организации литературных гостиных,творческих вечеров помогают раскрыть в ребёнке творческие способности.
Уроки внеклассного чтения,проводимые достаточно редко,требующие длительной подготовки,создают особое эмоциональное состояние ожидания чего-то праздничного.Необычность,яркость уроков,проявляющиеся в выборе места проведения и оформления,широкое использование форм внеклассной работы,свободный выбор произведений для обсуждения,возможность обращения к современной литературе,новым изданиям классики-эти особенности уроков внеклассного чтения стимулируют творческий потенциал детей.Воздействие таких уроков на учащихся очень сильное.
Внеклассные мероприятия помогают осуществить многие задачи:повысить интерес к литературе как к учебному предмету,привить любовь к чтению русской и мировой литературы,сформировать нравственные позиции,чувство любви к Родине и повышение читательской культуры в целом.
В работе можно применять различные формы проведения уроков внеклассного чтения:урок-размышление,урок-защита сочинений,урок-отзыв о прочитанном произведении.Можно использовать на уроках приёмы внеклассной работы(интеллектуальные игры,викторины,кроссворды,концерты,спектакли,конкурсы,литературные путешествия,праздники и т.д.).
В подготовке к уроку следует учитывать систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой(работа с библиотечным каталогом,со справочным аппаратом книги,аннотированием,работа над отзывом,рецензией,обзором,рефератом и т.д.).
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки,школы и семьи.Важно и то,что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди,сами испытывающие радость от общения с книгой,способные вести диалог с автором.Когда учитель и библиотекарь –единомышленники и работают вместе,тогда будет положительный результат.
Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из 3-4 –х заинтересовавшихся темой урока ребят,которые выступают в роли организаторов,ведущих,основных докладчиков и их оппонентов,библиографов,оформителей.Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками,вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.
Несомненным подспорьем являются и специальные библиотечные уроки,также нацеленные на стимулирование интереса к чтению.
Приобщая ребёнка к чтению,библиотека не только открывает путь к одному из важных источников информации,она защищает его душу,питает ум и сердце,побуждает к самосознанию,содействует творческой самореализации личности,её жизнестойкости.
Не секрет,что современные школьники,как никогда раньше,нуждаются в благотворном,эмоциональном воздействии,и это воздействие могут оказать уроки внеклассного чтения,на которых прослеживается глубокая межпредметная связь,преемственная связь с традиционными уроками литературы.Именно такие уроки требуют много знаний,кропотливого труда,так и от учащихся.Уроки внеклассного чтения предполагают оптимальный отбор содержания,сочетание способов организации деятельности с точки зрения целесообразности и валидность(учёт психологических и возрастных особенностей детей).Разнообразные педагогические технологии ,приёмы и методы,имеют гуманистическую и коммуникативную направленность.
Заставить учиться нельзя,учёбой надо увлечь!Долг каждого педагога-научить детей любить книгу,ощущать потребность в ней,понимать её.В обучении,воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга.Но книга учит только тогда,когда ребёнок умеет с ней работать,умеет читать в истинном смысле этого слова,т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность,и умственное развитие.