Статья «Роль учителя-логопеда в формировании навыков общения у первоклассников с речевыми нарушениями на этапе коррекции звукопроизношения»

3
0
Материал опубликован 6 October 2020 в группе

Кудрявцева Елена Геннадьевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №93

Барабинского района Новосибирской области.

Статья «Роль учителя-логопеда в формировании навыков общения у первоклассников с речевыми нарушениями на этапе коррекции звукопроизношения».



В нашу общеобразовательную школу каждый год поступают дети, имеющие нарушения в интеллектуальном, речевом, физическом развитии. И с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи.

Незначительное нарушение речи вызывает у обучающихся начальных классов неуверенность в себе. А заметные речевые нарушения могут стать серьёзным препятствием в усвоении программного материала по русскому языку и чтению.

Наиболее частым речевым нарушением у детей, заметным всем, является нарушение произношения двух и более звуков. Часто дети, имеющие такие речевые нарушения, стесняются своего дефекта, не хотят отвечать на уроках, замыкаются, стараются меньше общаться со сверстниками и взрослыми в школе, возникает страх перед учителем, нежелание учиться.

Поэтому считаю, что своевременное проведение коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, помогает детям справиться с речевыми трудностями и повысить желание учиться, быть успешным, с уверенностью общаться в классе со сверстниками и учителем.

Наиболее эффективной формой работы по коррекции и развитию речи учащихся являются индивидуальные и групповые занятия. Такие формы логопедических занятий дают возможность формировать мотивационно - потребностный компонент речевой деятельности и в дальнейшем становится базой для развития активной речи детей на уроках, перемене, во внеурочной деятельности.

Не смотря на то, что игровая деятельность характерна для детей дошкольного возраста, на своих логопедических занятиях применяю разнообразные игры, игровые упражнения и игровые ситуации.

Так для развития подвижности органов речевого аппарата в подготовительный период в занятия включаю «Сказки о Язычке». Занимательные сказки, в которых главный герой историй Язычок помогает детям путешествовать, гулять, играть, рассказывать приключенческие истории и вместе с ребятами выполнять артикуляционные упражнения. Это сказки из пособий: Е.М. Косиновой «Гимнастика для развития речи», Т.А.Куликовской «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких» и «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.Н. Костыгиной «Тру-ля-ля», Ю.Соколовой «Речь и моторика» и другие, на основе которых придумываю новые истории, а дети помогают. Такой приём даёт возможность ребёнку уверенно говорить, участвовать в беседе, ведь мы сочиняем весёлые истории.

Весёлые стишки для проведения артикуляционной гимнастики вовлекают детей в обучающую деятельность и развивают у них внимание, память, лексический запас.

А чтобы коррекция произношения проходила эффективнее, обязательно проводится работа по развитию слухового восприятия и памяти с применением игровых упражнений сначала неречевых звуков: «Что звучит?», «Кто кричит?», «Узнай звук и назови», «Чей голос?», «Звучащие баночки», «Гремящие коробочки», «Послушай – повтори». Затем различаем на слух длительность звучания, темпа, громкости звуков окружающей действительности. Далее проводятся упражнения на узнавание и различение слов, близких по звуковому составу. И на этом этапе применяю игровые приёмы. Например, помогите Незнайке услышать среди слов правильное: показываю картинку - сумка и называю слова: сумка – думка – шумка – сумка, а дети хлопают или поднимают руку, только в том случае, когда слово произносится правильно. В дальнейшем дети учатся различать слоги, звуки, в процессе которых подпрыгивают, топают, приседают, ловят мяч, услышав отличный от других слог, заданный в ряду других звук. Затем, когда звук произносит изолированно, в слогах, словах повторяет правильно звучащие слоги, слова.

Логопедические занятия с детьми с речевыми нарушениями строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так на занятии по коррекции звуковой стороны речи, следуя единому плану занятия, использую сигнальные карточки, символы звуков, буквы, если ребёнок не достаточно правильно произносит звук. Такой приём даёт возможность ребёнку уверенно чувствовать себя и эффективно работать на занятии.

В процессе логопедической коррекции звуковой стороны речи формирую у детей стремление к совершенствованию своей речи. Хвалю детей даже за маленькие успехи в развитии речи. Одновременно на занятиях учимся с детьми работать в парах, обсуждать выполнение задания, договариваться друг с другом, обращаться к взрослому и товарищу за помощью. Часто на логопедических занятиях создаю проблемные ситуации: «Что же делать Незнайке…», «Помогите Соне…», «Посоветуйте Диме…». Такая работа помогает детям с речевыми нарушениями включаться в повседневные школьные дела, рассуждать, выслушивать друг друга, делать выводы, тем самым, развивать навыки общения со сверстниками.

В процессе такой, казалось бы, небольшой работы на начальном этапе логопедической коррекции постепенно дети чувствуют себя уверенно. Учитель в классе отмечает, что ребёнок поднимает руку, отвечает на уроках, общается со сверстниками на переменах, участвует в классных мероприятиях. Родители отмечают, что дети с желанием идут в школу, рассказывают, что делали на логопедических занятиях и в классе.

Таким образом, учитель-логопед в общеобразовательной школе не только учит детей преодолевать речевые нарушения в устной и письменной речи, но и помогает в формировании личностных качеств, развитию общения, социализации:

- владение навыками коммуникации,

- умение начать и поддержать разговор,

- задать вопрос взрослому,

- выразить свои намерения, просьбу, пожелание,

- умение обратиться к взрослому за помощью, точно описать возникшую проблему,

- умение излагать свое мнение и аргументировать его,

- умение правильно закончить разговор,

- готовность к участию в различных видах социального взаимодействия.



Список используемой литературы:

1.Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): книга для логопедов/Меттус Е.В, Литвина А.В, Бурина Е.Д и др.-СПб:КАРО, 2008-112с.

2.Поваляева М.А, Справочник логопеда/М.А. Поваляева –Изд.7-е-Ростов н/Д: Феникс, 2007 -445 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации