12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Баннова (Медведева)83 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий в специальной коррекционной школе VIII вида
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий в специальной коррекционной школе VIII вида
Форм представления учебной информации достаточно много, даже если мы ограничимся лишь компьютерными учебными материалами. Это могут быть различные электронные учебники, пособия, статьи, методички, а также учебные презентации. В настоящее время существует множество учебных презентаций, но они не всегда содержат именно ту информацию, тот материал, который необходим ученикам коррекционной школы. Не всегда в готовых учебных презентациях имеются упражнения, которые наиболее точно и содержательно доносили бы учебный материал такой категории детей. Поэтому приходится адаптировать готовые презентации для учеников школы VIII вида, а также создавать новые свои авторские.
Совместная организованная деятельность с такими учащимися имеет свою специфику, она должна быть понятной, доступной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, то есть должно быть задействовано как можно больше анализаторов для коррекции всех психических процессов учащихся. И конечно большой потенциал даёт компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Программ для создания электронного учебного материала большое множество. наиболее доступная PowerPoint из пакета Microsoft Office. Сами презентации имеют свою типологию (классифицируются). На логопедических занятиях я использовала учебные презентации, так, как и все учителя независимо от учебного предмета. Обучающие презентации являются хорошим подспорьем для целенаправленной отработки учебного материала. Исходя из задач, которые я ставлю на своих занятиях, можно выделить следующие критерии классификации учебных презентаций:
а) по видам речевой деятельности для обучения:
— говорению;
— чтению;
— письму.
б) по сторонам речи для обучения:
— фонетической стороне речи;
— лексической стороне речи;
— грамматической стороне речи.
в) по этапам работы над новым речевым материалом для:
— введения и первичного закрепления;
— целенаправленной тренировки; (презентация-тренажер).
Так как обучающие презентации являются основным видом используемых мною презентаций, то мне бы хотелось пояснить, чем же она эффективны.
Функциональность. Презентация органично вплетается в занятие и является методическим инструментом учителя, а не электронной доской с наглядными пособиями. Она является живым элементом. С помощью презентации введение нового речевого материала становится не только более наглядным, но и более действенным для процесса его усвоения. Очень интересны детям презентации с участием сказочных героев или героев мультфильмов, сюжетами сказок и т.п.
Нелинейность. Обучающая презентация подвижна за счёт эффектов анимации. Поэтому можно управлять вниманием учеников. Постепенная (дозированная) подача информации даёт возможность переключать внимание с одного вида учебного материала на другой. Игровая форма презентаций с использованием приёмов «поиграем и узнаем», «обучение с увлечением», «учимся, играя» является более доступным средством при работе с данной категорией учащихся.
Интерактивность. Презентация имеет элементы обратной связи с обучающимися, которые видят на экране результат проделанной ими работы. Особенно когда упражнение подвижное – анимационное.
Смысловая завершенность. Обучающая презентация всегда представляет собой законченный фрагмент занятия.
Виды обучающих презентаций:
Презентация-тренажер ориентирована на закрепление отдельных навыков. Среди форм работы с тренажерами можно назвать игры-тренажёры, интерактивные игры, викторины, игры по станциям, КВН.
КВН «Язык родной дружи со мной», логопедическая викторина «Знатоки речи», интерактивная игра «Своя игра», игра-соревнование «Весёлые звуки», занятие-путешествие по теме: «Предложение» - мои авторские презентации. Конечно, техническая сторона вопроса представляет большую трудность, поскольку процесс создания тренажера достаточно трудоемкий и требует много времени, но такие презентации стимулируют учащихся, повышают интерес к логопедическим занятиям.
Познавательная презентация используется для иллюстрации познавательного учебного материала на логопедических занятиях. К таким можно отнести те материалы, которые требуют привлечения дополнительной изобразительной и речевой наглядности. Например, внеклассное логопедическое мероприятие «К слову сказать» представлено в форме путешествия в виртуальный музей.
Функции познавательной презентации ограничены и сводятся к наглядному представлению учебных тем.
Прикладная презентация используется для создания раздаточного учебного материала. Эти материалы разнообразны: учебные тексты и упражнения с иллюстрациями, схемы, таблицы и т.п. Оформительские возможности мультимедиа делают печатный учебный продукт более наглядным и привлекательным.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентации дают возможность подбирать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая в себя развивающие и обучающие игры, электронные тесты, практические мультимедийные презентации. Презентации я использую на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.
За время работы по теме самообразования было сделано следующее:
собраны, адаптированы и созданы презентации по разделам:
1.Звуки и буквы.
Темы презентаций: «Гласные первого-второго ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Дифференциация звонких и глухих согласных».
2.Слово.
Темы презентаций: «Части слова», «Словообразование», «Ударение», «Предлоги», «Части речи».
3.Предложение.
Темы презентаций: «Виды предложений», «Составление предложений», «Выделение предложений из речи и текста».
выстроена система занятий;
подобраны материалы для проведения диагностического обследования.
Конечно основная масса, т.е. большее количество презентаций – это познавательные в основном адаптированные презентации, которые являются обычным сопровождением к рабочим занятиям и применяются для:
автоматизации звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия;
развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки, а также зрительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.
Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышает интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционного процесса. И как показывают результаты диагностического обследования, значительно повышает эффективность работы по коррекции всех структурных компонентов речевой деятельности.