Использование приемов критического мышления как способ формирования мотивации на уроках в начальной школе.
Использование приемов критического мышления как способ формирования мотивации на уроках в начальной школе.
Автор: Дружинина Марина Николаевна, учитель начальных классов.
Основная цель моей педагогической деятельности - помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения современным, продуктивным, увлекательным и интересным. В связи с этой целью, я поставила перед собой такие задачи: используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей креативное и критическое мышление, коммуникативные навыки, стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы и решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Главным условием успешной деятельности является мотивация и учебная деятельность не исключение. Но современных детей все труднее заинтересовать, а удержать их внимание становится крайне сложно. На помощь учителям приходят современные интерактивные методы обучения. От традиционных эти методы отличаются в основном тем, что в процессе обучения акцент с учителя смещается на ученика. Учитель перестает быть единственным носителем и передатчиком знания. Его роль становится скорее ролью помощника, а активная роль принадлежит ученику, что значительно повышает мотивацию.
От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний и желание учиться. Когда учащиеся замотивированы деятельностью, когда им интересно учиться, тогда и процесс обучения идет на ином, более высоком уровне. Дети активны, когда им нравится и понятно то, что они делают, а значит приобретённые, а не полученные пассивно знания, имеют другое качество. Как правило, такие знания становятся достоянием учащегося и приобретаются в результате специально организованной учителем деятельности, через использование разнообразных приемов и методов. Одними из таких приемов являются приемы технологии формирования критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Приведу примеры некоторых приемов развития критического мышления, которые использую на уроках.
Кластер – приём графической организации материала, который позволяет конкретизировать и систематизировать факты.
Данная работа формирует умение находить главное в большом объеме информации, устанавливать причинно-следственные и логические связи, строить умозаключения.
На уроке окружающего мира во втором классе по теме: «Какие бывают растения», ребята в группе выполняют задание: используя раздаточный материал, распределяют растения на группы и делают вывод, что растения разнообразны, есть среди них деревья, кустарники, травы.
Далее прошу ребят определить, глядя на схему, чем они отличаются. Как правило, дети делают вывод, что растения отличаются высотой. И хотя далее в тексте поясняют, что у трав стебли мягкие, сочные, а у деревьев и кустарников - твердые, одревесневшие, многие, например, бруснику относят к травам т.к. это растение низкорослое, зрительный образ для детей сильнее.
Чтобы избежать подобных ошибок, предлагаю ребятам составить кластер «Как определить вид растений?» Сверху на доске пишу слово «растение» и спрашиваю у ребят:
- На что нужно посмотреть, чтобы определить вид растения?
- Надо посмотреть на стебли, - отвечают они, и мы записываем это слово ниже.
Затем, прошу детей в тексте найти ответ, какие бывают стебли? Они отвечают: мягкие, сочные и твёрдые, одревесневшие-стволы. Записываем это в кластер. Если стебель мягкий, сочный, то это травы, а если твердый одревесневший, то нужно смотреть, сколько стволов. Если один, то это дерево, если несколько стволиков, то это куст. Далее кластер дополняем информацией о том, как определить хвойное и лиственное дерево. Затем самостоятельно дети записывают примеры растений каждой группы.
Приём улучшает качество усвоения и запоминания учебного материала, делает его более наглядным и понятным. Его можно использовать на всех уроках.
Прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на стадии вызова, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Все сведения записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Например, на уроке литературного чтении по теме « Л.Н. Толстой. «Филлипок», дети получили задание:
- Рассмотрите фотографии и картины, как вы думаете, с творчеством какого писателя мы сегодня будем знакомиться?
- Что можно рассказать о мальчике, стоящем в дверях школы?
Прием « Перевоплощение»
Следует:
— определить тему;
— выбрать несколько личностей. Это могут быть как реальные люди, так и вымышленные персонажи
— представить, как бы это лицо решало данную задачу или поступило в данной ситуации.
Один из разновидностей - прием «Примерь на себя роль»
Класс делится на команды, которые выступают от лица «АВТОРА», «СУДЬИ» и «ДРУЗЕЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ», ответственные, надевают шапочки, как бы примеряя на себя эти роли, остальные ребята становятся советчиками.
На уроке литературного чтения, работая над басней «Стрекоза и Муравей» в классе образовались группы «ДРУЗЬЯ СТРЕКОЗЫ» и «ДРУЗЬЯ МУРАВЬЯ», которые должны были рассказать всё о своих героях, а также группы «СОВЕТЧИКИ и СУДЬИ» и «Помощники АВТОРА».
После обсуждения, ответственные вышли к доске, защищать свои роли, и у ребят, возник спор, ведь Судья обвинил не только Стрекозу, за безделье, но и Муравья, за то, что он отказал в помощи.
В заключении мальчик, который выступал от имени автора, сделал вывод, что нужно трудиться, если хочешь быть сытым и жить в тепле.
Примеряя на себя роли, ребята рассмотрели произведение и главных героев с разных сторон и сделали правильный вывод.
На стадии рефлексии часто использую приёмы «Синквейн» и «Диаманта», которые очень нравятся ребятам.
Синквейн – это особое стихотворение, состоящее из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Составляя Синквейн, у учащихся появляется возможность выразить свои чувства, эмоции, определить своё отношение к обсуждаемой теме.
Начинать работу можно, как только ребята познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.
Примеры Синквейнов составленных детьми:
Приём «Диаманта» отличается количеством строк, их 7.
1 и 7 строки два противоположных понятия, они как бы встречаются на 4 строке, где нужно написать ассоциации.
Приём хорошо подходит для сравнения литературных героев, например при изучении сказок А.С. Пушкина
Приём «Шесть шляп»
Приём «Шесть шляп мышления» может быть использован на стадии осмысления и рефлексии.
Почему Шляпы?
Английский психолог Эдвард де Боно, основоположник метода, объяснял это так, «Шляпы помогают дирижировать оркестром мыслей. Выходя из дома, мы можем надеть то одну, то другую шляпу». Автор предлагает вместе со шляпой примерить направление мысли.
Белая — нейтральная. Примеряя эту шляпу, нужно обращаться к фактам.
Желтая — солнечная, радостная. Это шляпа позитивного мышления.
Черная — мрачная. Это полная противоположность жёлтой шляпы, а значит нужно искать все отрицательное и негативное.
Красная — эмоции, страсть. Нужно описать эмоциональное восприятие.
Зеленая — творческая, креативная.
Синяя — оценочная. Здесь делают выводы
Для работы класс делится на шесть групп.
Каждая выбирает себе одну шляпу по жребию или по желанию.
На уроке литературного чтения, изучая произведение Л.Н. Толстого «Филипок» ребята получили вот такие задания:
Белая шляпа:
- Где и с кем жил мальчик?
- Почему хотел учиться?
- Где находилась школа? и т.д., вопросы по содержанию.
Желтая шляпа:
- Обсудите, почему Филлипок положительный герой?
- Перечислите его положительные качества.
Черная шляпа:
- Какие поступки героя вы осуждаете?
- Что могло бы случиться с героем, какие опасности его подстерегали?
Красная шляпа:
- Какие чувства испытывал Филлипок, когда оставался дома, шел один в школу, когда учитель разговаривал с ним?
Зеленая шляпа:
- Чем закончится эта история?
- Кем станет Филлипок, когда вырастет?
Синяя шляпа:
- Что хотел сказать автор?
- Чему учит произведение?
Суждения не сталкиваются и не противопоставляются. Учитель должен помнить, что нет ошибочных мнений, все мнения выслушиваются, и лишь в конце при помощи наводящих вопросов можно помочь ребятам сделать нужный вывод.
Обобщая все вышеуказанное, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления и ее основные методы и приемы обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей, повышают мотивацию. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.
Панкова Татьяна Владимировна