Статья «Качество воспитания как составляющая успешности спортсмена»
Качество воспитания как составляющая успешности спортсмена
Блинова Ирина Игоревна,
преподаватель ГБПОУ «МССУОР №1» Москва.
Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы сохранить крепость духа.
В. Гюго
Выбор профессии в жизни каждого человека играет очень большую роль. Это – выбор жизненного пути, выбор судьбы и собственного профессионального и личностного развития. Этот выбор важен не только для самого человека, но и для всего общества – ведь только если работа приносит радость, человек будет выполнять ее качественно и с удовольствием, а не стремиться отделаться от своих задач, сделать их кое-как. Мне повезло – моя детская мечта учить детей осуществилась и не только не разочаровала меня во взрослом возрасте, но и продолжает ежедневно радовать – вместе со своими воспитанниками я каждый день открываю новые горизонты, учусь видеть мир под разными углами, поражаюсь его многообразию.
Мой путь к любимой с детства профессии педагога был непростым, но интересным. После окончания школы я, преодолев достаточно большой конкурс, поступила в Московский государственный открытый педагогический университет, который и закончила в 2000 году получила диплом по специальности «Педагог-психолог». Эта двойная квалификация дает возможность работать не только преподавателем, но и психологом, что особенно актуально в наше время, когда хороший педагог просто обязан одновременно быть и чутким психологом – это значительно упрощает взаимодействие с детьми и подростками.
Последние 9 лет я работаю в Московском среднем специальном училище олимпийского резерва (МССУОР) №1. Мои воспитанники – будущие олимпийцы, гордость нашей страны, ее «визитная карточка» в мировом спортивном сообществе и потому так важна их сегодняшняя подготовка – как физическая и тактико-техническая, так и морально-волевая, психологическая. Качество воспитания, которое они получают сегодня – залог их дальнейшего успеха, поэтому я предпринимаю максимум для их профессиональной и личностной самореализации.
Постоянное стремление человека удовлетворять свои потребности в движении, развиваться физически способствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировались в современные виды спорта, которые создают специфическую сферу деятельности человека – спортивную деятельность. Спортивная деятельность характеризуется своей профилирующей направленностью и социальной значимостью. Она предусматривает развитие у спортсменов патриотических и интернациональных чувств, создание специфической спортивной ценностно-мотивационной сферы
Значение и необходимость воспитания для спортивной деятельности трудно переоценить. Нет такого тренера или спортивного деятеля, который бы не подчеркивал роль психологической подготовки в спорте, которая, в свою очередь, напрямую зависит от качества воспитания.
В воспитательной деятельности по отношению к спортсменам стоит учесть, что спортивная деятельность очень специфична, она существенно отличается от других видов деятельности как целями, мотивацией, так и способами их достижения. Спортивная деятельность – это изнурительные тренировки, часто отказ от личной жизни, максимальная самоотдача, подготовка к соревнованиям и участие в них, которое требует от спортсменов специальных качеств, знаний, навыков и умений, предельного напряжения физических и духовных сил.
Поэтому основным содержанием современного воспитания спортсменов является определение структуры личности, наполнение ее конкретным экспериментальным содержанием и обеспечение деятельности практическим направлением. Главными целями воспитания является формирование у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях и достижения наилучшего результата, а также разработка психологически обоснованных методов тренировок и подготовки к соревнованиям.
В ходе воспитания спортсменов необходимо целенаправленно формировать те свойства и качества их психики, которые обеспечивают высокую результативность спортивной деятельности. Процесс воспитания спортсменов тесно связан с процессом их обучения и тренировки и направлен не только на формирование и развитие отдельных сторон психики, но и на совершенствование важных для спорта положительных свойств личности.
Воспитание спортсмена является многогранным педагогическим процессом, поэтому от его качества зависит успешность спортсмена как в профессиональном, так и в психологическом плане. Именно поэтому, чувствуя свою ответственность за спортивное и личное будущее своих воспитанников, я стараюсь регулярно повышать свой профессиональный уровень: изучаю современную педагогическую литературу, участвую в тематических семинарах и конференциях. В своей воспитательной деятельности я стараюсь воплощать педагогические принципы лучших отечественных педагогов и придерживаться правила, сформулированного английским писателем Д. Рёскин: «Вся задача воспитания – заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу».
3