Итоговое занятие по природоведению в 5 классе специальных школ VIII вида в форме игры «В мире природы»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Конспект итогового занятия по природоведению в 5 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида в форме игры: «В мире природы»
Подготовила: учитель Сидякова Ангелина Александровна
г. Балахна
2018
Конспект итогового занятия по природоведению в 5 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида в форме игры: «В мире природы»
Цель урока: создание условий для актуализации полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательные - закрепить и обобщить основной и дополнительный материал к учебнику природоведения 5 класса в форме игры;
Коррекционные - развивать мышление, память, зрительное и слуховое внимание и восприятие; развивать способность сравнивать, анализировать, использовать ранее полученные знания и умения для их обобщения (посредством ответов на вопросы, выполнения заданий на классификацию и исключение лишних понятий, обобщение).
Воспитательные - воспитывать интерес к предмету в целом, вкус к успеху и способности к творчеству.
Урок направлен на формирование базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
активное включение в общеполезную социальную деятельность, умение гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
Коммуникативные учебные действия:
умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.).
Регулятивные учебные действия:
принятие и сохранение целей и задач решения типовых учебных и практических задач, осуществление коллективного поиска средств их осуществления;
умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватного оценивания собственного поведения и поведения окружающих;
осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Оборудование и материалы: комплекты заданий (см. приложение).
Ход урока
I. Предварительный этап игры - в классе формируются три команды (по 3-4 человека) по принципу цветовой палитры: из мешочка (возможна другая закрытая емкость) каждый ученик вынимает цветной жребий (стикер) и таким образом создаются «цветные команды» - «Синие», «Красные» и «Зеленые». Каждая команда выбирает капитана, он прикрепляет цветной бейджик, затем получает от учителя комплект заданий для своей команды. Комплект включает в себя 6 заданий. Вопросы к заданиям выводятся на интерактивную доску.
Правила игры:
Учитель проверяет правильность выполнения заданий по мере выполнения задания учащимися. Команде, которая быстрее всех выполнила задания начисляются дополнительные баллы (+2 балла).
По очереди капитаны команд выходят к доске и записывают в таблицу баллы своей команды (таблицу предварительно разместить на классной доске).
Команда |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
Синие |
||||||
Красные |
||||||
Зеленые |
На столах не должно быть учебников, тетрадей и других подсказок.
Количество заданий может варьироваться на усмотрение учителя.
II. Процессуальный этап.
1 задание - разгадать ребусы (макс. балл = 5).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
2 задание - найти группы, в которой все предметы относятся к живой природе (макс. балл = 5).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
комар, гриб, земля, рыба, нефть муравей, цветок, заяц, человек, камень рыба, пчела, курица, лиса, лягушка подберезовик, воздух, глина, звезда, вода планета, вода, камень, трава, звезда солнце, море, дом, земля, дождь мухомор, кукушка, кактус, обезьяна, пальма лебедь, паук, медуза, человек, белый медведь змея, дождевой червь, ящерица, кабан крокодил, голубь, бабочка, белка, лось |
небо, кактус, рябина, океан, мышь бабочка, подосиновик, кролик, цыплята, небо лошадь, собака, подорожник, колорадский жук, стрекоза компьютер, снег, воздух, песок, звезда верблюд, ромашка, полезные ископаемые, горы ветер, град, иней, почва, равнины черепаха, крокодил, панда, белка, гусеница земляника, тополь, ива, гадюка, жаба клен, липа, комар, слон, черная пантера муха, ящерица, зебра, бурый медведь, еж |
кабачок, небо, розы, озеро, крыса крапива, подберезовик, сирень, тюльпаны, небо бурундук, змея, карась, дельфин, паук кит, шмель, клещ, крот, подорожник мрамор, гранит, камень, озеро, снег хомяк, морская свинка, ветер, ель, ландыш воздух, почва, горы, суша, вода, град подосиновик, жаба, лев, стрекоза, рысь шиповник, черника, рябина, береза, крыжовник клен, муха, леопард, мышь, енот, тигр |
3 задание – прочитайте слова «справа налево»; скажите, что эти слова объединяет? (макс. балл = 1).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
еинеживд тсор еинатип еинежонмзар еинахыд |
Ииреткаб ыбирг яинетсар еынтовиж |
Адов тевс олпет худзов |
4 задание – найдите соответствия. Будьте внимательны, среди них есть лишние! (макс. балл = 6).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Легкие воздух язык испарение скелет атмосфера облака полезные ископаемые горные породы орган |
глаза скелет нос облака воздух испарение полезные ископаемые уши ветер осанка |
уши кожа почва ветер металлические руды пульс нос горные породы глина испарение |
органы дыхания орган вкуса переход воды из жидкого состояния в газообразное воздушная оболочка Земли части природы, которые образуют твердую оболочку Земли часть тела, которая имеет определенное строение и расположение, выполняет одну или несколько функций |
орган зрения орган обоняния скопление капель воды, которые находятся высоко над поверхностью Земли смесь газов, прозрачная, без цвета и запаха горные породы, используемые человеком в промышленности положение тела, позвоночника и костей |
орган слуха орган осязания верхний плодородный слой суши горизонтальное перемещение воздуха полезные ископаемые, из которых получают металлы ритмические удары, которые соответствуют частоте сокращения сердца |
5 задание – исправьте ошибки в тексте (макс. балл = 4).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
У каждой страны есть свои символы. Это герб, флаг и гимн. Герб Российской Федерации представляет собой щит с золотым трехглавым орлом. Над орлом расположены три короны: две больших и одна малая. В лапах орел держит флаг нашей страны. В центре на груди орла расположено изображение Владимира Путина. |
У каждой страны есть свои символы. Это герб, флаг и гимн. Цвет российского флага – бело-сине-красный. Белый цвет символизирует небо и верность, синий – благородство и совершенство, красный – отвагу, мужество и героизм. В центре флага помещено изображение звезды желтого цвета. Флаг всегда развивается над резиденцией президента - Большим Кремлевским дворцом. |
Столица нашей Родины - город Москва. Это самый крупный город России. Более 860 лет назад князь Петр I основал Москву, историческим центром которой являлся древний Кремль. Этот Кремль был сначала деревянный, позже на его месте возвели Кремль из красного кирпича. Московский Кремль имеет 50 башен. Самая известная из них - Троицкая, на ней расположены знаменитые часы - куранты. |
6 задание - объясни результаты опыта (макс. балл = 2).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Один ученый, исследуя жизнь растений, проделал такой опыт. Он поместирл под стеклянный колокол горшок с растением и мышь. Наблюдая в течение нескольких дней за животным, он не увидел каких-либо изменений в поведении мыши. Но когда он убрал растение, мышь через несколько часов начала метаться и задыхаться. Почему так произошло? |
Зажгли три свечи. Одну свечу накрыли стаканом, другую - литровой банкой, а третью оставили открытой. Свеча под стаканом погасла первой. Затем погасла свеча под банкой. А третья продолжала гореть. Почему так произошло? |
Взяли большой шприц. Прижали «носик» шприца пальцем, чтобы не выходил воздух. Надавили на поршень: он с трудом продвигается внутрь шприца. Прекратили давление на поршень, опустив руку. Поршень вернулся в исходное положение. Почему так произошло? На каком свойстве воздуха основан данный опыт? |
III этап - подведение итогов.
Учитель: Ребята, в течение года мы с вами знакомились с тайнами природы. Теперь вы знаете, что природа полна загадками и тайнами. А еще она многих приютила. В нем живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. В природе ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в ней разнообразных растений! Природа - это все окружающие нас тела, кроме тех, которые построены или изготовлены человеком. Люди восхищаются природой. О ней говорят, что она красива, богата, разнообразна и неповторима!
Формируются победители и призеры.
Список использованных интернет-ресурсов:
http://www.3ezhika.ru/mamaladushka/kopilochka-znanij/kosmicheskie-rebusy/comment-page-1/
http://gameboh.ru/publ/igry_rebusy/rebusy_pro_leto/91-1-0-1165
https://infourok.ru/konspekt-po-teme-kislorod-2051094.html
http://umochki.ru/rebusy/rebusy-dlya-malyshej
https://infourok.ru/prezentaciya-azbuka-v-rebusah-801618.html
http://pochemu4ka.ru/load/?page97
http://mybabe.info/razvivalochki-po-psihicheskim-processam/interesnye-rebusy-dlya-detey-s-otvetami
http://gameboh.ru/publ/igry_rebusy/rebusy_pro_cvety/91-1-0-1175
https://infourok.ru/rebusi-po-teme-lekarstvennie-rasteniya-klass-1884246.html
http://www.igraza.ru/page-1-1-43.html
Приложение
Дедушка ГуРу
Сидякова Ангелина Александровна
Сидякова Ангелина Александровна
Полева Наталья Кузьминична
Дедушка ГуРу
Сидякова Ангелина Александровна
Дедушка ГуРу
Сидякова Ангелина Александровна
Дедушка ГуРу
Сидякова Ангелина Александровна
Дедушка ГуРу
Сидякова Ангелина Александровна
Медведева Татьяна Александровна
Сидякова Ангелина Александровна
Сидякова Ангелина Александровна
Медведева Татьяна Александровна
Медведева Татьяна Александровна