Итоговое занятие по природоведению в 5 классе специальных школ VIII вида в форме игры «В мире природы»

5
17
Материал опубликован 11 March 2018

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
 

Конспект итогового занятия по природоведению в 5 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида в форме игры: «В мире природы»

Подготовила: учитель Сидякова Ангелина Александровна

 

г. Балахна

 2018

Конспект итогового занятия по природоведению в 5 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида в форме игры: «В мире природы»

Цель урока: создание условий для актуализации полученных знаний.

Задачи урока:

Образовательные - закрепить и обобщить основной и дополнительный материал к учебнику природоведения 5 класса в форме игры;

Коррекционные - развивать мышление, память, зрительное и слуховое внимание и восприятие; развивать способность сравнивать, анализировать, использовать ранее полученные знания и умения для их обобщения (посредством ответов на вопросы, выполнения заданий на классификацию и исключение лишних понятий, обобщение).

Воспитательные - воспитывать интерес к предмету в целом, вкус к успеху и способности к творчеству.

Урок направлен на формирование базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью:

Личностные учебные действия:

активное включение в общеполезную социальную деятельность, умение гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

Коммуникативные учебные действия:

умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.).

Регулятивные учебные действия:

принятие и сохранение целей и задач решения типовых учебных и практических задач, осуществление коллективного поиска средств их осуществления;

умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватного оценивания собственного поведения и поведения окружающих;

осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Оборудование и материалы: комплекты заданий (см. приложение).

Ход урока

I. Предварительный этап игры - в классе формируются три команды (по 3-4 человека) по принципу цветовой палитры: из мешочка (возможна другая закрытая емкость) каждый ученик вынимает цветной жребий (стикер) и таким образом создаются «цветные команды» - «Синие», «Красные» и «Зеленые». Каждая команда выбирает капитана, он прикрепляет цветной бейджик, затем получает от учителя комплект заданий для своей команды. Комплект включает в себя 6 заданий. Вопросы к заданиям выводятся на интерактивную доску.

Правила игры:

Учитель проверяет правильность выполнения заданий по мере выполнения задания учащимися. Команде, которая быстрее всех выполнила задания начисляются дополнительные баллы (+2 балла).

По очереди капитаны команд выходят к доске и записывают в таблицу баллы своей команды (таблицу предварительно разместить на классной доске).

Команда

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

Синие

           

Красные

           

Зеленые

           


 

На столах не должно быть учебников, тетрадей и других подсказок.

Количество заданий может варьироваться на усмотрение учителя.

 

II. Процессуальный этап.

1 задание - разгадать ребусы (макс. балл = 5).

1 команда

2 команда

3 команда


 

2 задание - найти группы, в которой все предметы относятся к живой природе (макс. балл = 5).

1 команда

2 команда

3 команда

комар, гриб, земля, рыба, нефть

муравей, цветок, заяц, человек, камень

рыба, пчела, курица, лиса, лягушка

подберезовик, воздух, глина, звезда, вода

планета, вода, камень, трава, звезда

солнце, море, дом, земля, дождь

мухомор, кукушка, кактус, обезьяна, пальма

лебедь, паук, медуза, человек, белый медведь

змея, дождевой червь, ящерица, кабан

крокодил, голубь, бабочка, белка, лось

небо, кактус, рябина, океан, мышь

бабочка, подосиновик, кролик, цыплята, небо

лошадь, собака, подорожник, колорадский жук, стрекоза

компьютер, снег, воздух, песок, звезда

верблюд, ромашка, полезные ископаемые, горы

ветер, град, иней, почва, равнины

черепаха, крокодил, панда, белка, гусеница

земляника, тополь, ива, гадюка, жаба

клен, липа, комар, слон, черная пантера

муха, ящерица, зебра, бурый медведь, еж

кабачок, небо, розы, озеро, крыса

крапива, подберезовик, сирень, тюльпаны, небо

бурундук, змея, карась, дельфин, паук

кит, шмель, клещ, крот, подорожник

мрамор, гранит, камень, озеро, снег

хомяк, морская свинка, ветер, ель, ландыш

воздух, почва, горы, суша, вода, град

подосиновик, жаба, лев, стрекоза, рысь

шиповник, черника, рябина, береза, крыжовник

клен, муха, леопард, мышь, енот, тигр


 

3 задание – прочитайте слова «справа налево»; скажите, что эти слова объединяет? (макс. балл = 1).

1 команда

2 команда

3 команда

еинеживд

тсор

еинатип

еинежонмзар

еинахыд

Ииреткаб

ыбирг

яинетсар

еынтовиж

Адов

тевс

олпет

худзов


 

4 задание – найдите соответствия. Будьте внимательны, среди них есть лишние! (макс. балл = 6).

1 команда

2 команда

3 команда

Легкие

воздух

язык

испарение

скелет

атмосфера

облака

полезные ископаемые

горные породы

орган

глаза

скелет

нос

облака

воздух

испарение

полезные ископаемые

уши

ветер

осанка

уши

кожа

почва

ветер

металлические руды

пульс

нос

горные породы

глина

испарение

органы дыхания

орган вкуса

переход воды из жидкого состояния в газообразное

воздушная оболочка Земли

части природы, которые образуют твердую оболочку Земли

часть тела, которая имеет определенное строение и расположение, выполняет одну или несколько функций

орган зрения

орган обоняния

скопление капель воды, которые находятся высоко над поверхностью Земли

смесь газов, прозрачная, без цвета и запаха

горные породы, используемые человеком в промышленности

положение тела, позвоночника и костей

орган слуха

орган осязания

верхний плодородный слой суши

горизонтальное перемещение воздуха

полезные ископаемые, из которых получают металлы

ритмические удары, которые соответствуют частоте сокращения сердца


 

5 задание – исправьте ошибки в тексте (макс. балл = 4).

1 команда

2 команда

3 команда

У каждой страны есть свои символы. Это герб, флаг и гимн. Герб Российской Федерации представляет собой щит с золотым трехглавым орлом. Над орлом расположены три короны: две больших и одна малая. В лапах орел держит флаг нашей страны. В центре на груди орла расположено изображение Владимира Путина.

У каждой страны есть свои символы. Это герб, флаг и гимн. Цвет российского флага – бело-сине-красный. Белый цвет символизирует небо и верность, синий – благородство и совершенство, красный – отвагу, мужество и героизм. В центре флага помещено изображение звезды желтого цвета. Флаг всегда развивается над резиденцией президента - Большим Кремлевским дворцом.

Столица нашей Родины - город Москва. Это самый крупный город России. Более 860 лет назад князь Петр I основал Москву, историческим центром которой являлся древний Кремль. Этот Кремль был сначала деревянный, позже на его месте возвели Кремль из красного кирпича. Московский Кремль имеет 50 башен. Самая известная из них - Троицкая, на ней расположены знаменитые часы - куранты.


 

6 задание - объясни результаты опыта (макс. балл = 2).

1 команда

2 команда

3 команда

Один ученый, исследуя жизнь растений, проделал такой опыт. Он поместирл под стеклянный колокол горшок с растением и мышь. Наблюдая в течение нескольких дней за животным, он не увидел каких-либо изменений в поведении мыши. Но когда он убрал растение, мышь через несколько часов начала метаться и задыхаться. Почему так произошло?

Зажгли три свечи. Одну свечу накрыли стаканом, другую - литровой банкой, а третью оставили открытой. Свеча под стаканом погасла первой. Затем погасла свеча под банкой. А третья продолжала гореть. Почему так произошло?

Взяли большой шприц. Прижали «носик» шприца пальцем, чтобы не выходил воздух. Надавили на поршень: он с трудом продвигается внутрь шприца. Прекратили давление на поршень, опустив руку. Поршень вернулся в исходное положение. Почему так произошло? На каком свойстве воздуха основан данный опыт?


 

III этап - подведение итогов.

Учитель: Ребята, в течение года мы с вами знакомились с тайнами природы. Теперь вы знаете, что природа полна загадками и тайнами. А еще она многих приютила. В нем живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. В природе ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в ней разнообразных растений! Природа - это все окружающие нас тела, кроме тех, которые построены или изготовлены человеком. Люди восхищаются природой. О ней говорят, что она красива, богата, разнообразна и неповторима!

Формируются победители и призеры.


 

Список использованных интернет-ресурсов:

http://www.3ezhika.ru/mamaladushka/kopilochka-znanij/kosmicheskie-rebusy/comment-page-1/

http://gameboh.ru/publ/igry_rebusy/rebusy_pro_leto/91-1-0-1165

https://infourok.ru/konspekt-po-teme-kislorod-2051094.html

http://umochki.ru/rebusy/rebusy-dlya-malyshej

https://infourok.ru/prezentaciya-azbuka-v-rebusah-801618.html

http://pochemu4ka.ru/load/?page97

http://mybabe.info/razvivalochki-po-psihicheskim-processam/interesnye-rebusy-dlya-detey-s-otvetami

http://gameboh.ru/publ/igry_rebusy/rebusy_pro_cvety/91-1-0-1175

https://infourok.ru/rebusi-po-teme-lekarstvennie-rasteniya-klass-1884246.html

http://www.igraza.ru/page-1-1-43.html

 

 


 

Приложение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

При оценке конкурсной работы у меня возник вопрос. В текстовом документе "Оборудование и материалы: комплекты заданий (см. приложение), презентация". В приложении помещена фотография. Мне бы хотелось заглянуть в эти задания, с другой стороны, как я понял, эти задания есть в тексте. Презентация, в тексте она упоминается в описании ресурса нет. В самом тексте по презентацию упоминания нет. Пока чуть погожу с оценкой, подожду разъяснений автора, на доработку, думаю, отправлять не стоит.

2 April 2018

Добрый вечер! Признаю свою ошибку - не вырезала слово "презентация" из текстового документа! Сама презентация существует и представляет собой перечень самих заданий. Например, (Слайд 1) Задание 1 - разгадать ребус (Слайд 2) Задание 2 - найти группы и т д.. К сожалению, у меня не получилось загрузить ее по техническим причинам. Действительно, задания для каждой команды есть в тексте. В конвертах они представлены в виде отдельно разрезанных карточек. На данный момент это демо-версия. К проведению игры (конец 4 четверти) планирую сделать эти "карточки" более объемными и красочными, возможно заламинирую. Спасибо за замечания!

2 April 2018
Ответ для

Спасибо за комментарий! Так выходит, что профессор и доктор пед. наук оценивает эту работу намного выше, чем Вы. И очевидно почему. Потому что сразу видит какая метод. работа проведена. Вам как-никак знать, каково количество методических разработок для учителей коррекционной школы? А Вы с коллегой в подобном случае придираетесь к мелочам (например, к конвертикам), называя эти ошибки "серьезными". Я не спорю, они есть. Мне в первую очередь, хотелось поделиться самой идеей, а использовать ли конвертики, либо еще какие-то премудрости, каким образом объявлять задание заинтересовавшийся учитель решит, думаю, сам.

5 April 2018
Ответ для

Ангелина Александровна, в пятом классе проговариваете задание? У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому словесные инструкции не целесообразно проводить. Лучше использовать наглядный материал в виде технологических карт, опорных схем. И прислушайтесь к мнению более опытных коллег. Они плохого не посоветуют.

4 April 2018

Жаль, что не получилось загрузить. Да и задания можно было отсканировать и приложить. Без этих файлов Вы наберете намного меньше баллов. Ну что же оцениваю как есть.

2 April 2018
Ответ для

Честно говоря, не понимаю, зачем эти файлы сканировать, если они представлены в электронном виде в формате таблицы. Считаю, что это лишнее.

2 April 2018
Ответ для

Поясняю. Да это все в тексте есть и я смог получить представление. Но представим другую ситуацию. Я хочу провести это занятие в своем классе. Я скачал Конспект, но провести не могу, нет заданий. Ну, а составить их самому, даже просто извлечь из текста ума не хватает. Вот именно для этого, для удобства использования в ресурсе должны быть все необходимые материалы.

2 April 2018
Ответ для

А разве это не есть задания?

2 April 2018
Ответ для

Вопросом на вопрос. А у Вас в конвертах лежать эти задания? Как я понимаю нет. Там и текст и рисунки. И все это удобного размера, как раз под конверт. И конверт красиво и удобно сделан и его выкройку можно было дать. Поймите это конкурсная работа и тут каждая мелочь важна.

2 April 2018
Ответ для

Может я просто проговариваю эти задания? Про выкройку насмешили, если Вы конечно серьезно, это же не конспект урока-оригами в детском саду.

2 April 2018

Если надумаете делать презентацию добро пожаловать на Мастер-класс Создание презентаций для урока (https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/groups/988) чем смогу помогу.

2 April 2018

Ангелина Александровна, конечно, урок в классах коррекции VIII вида отличается от проведения уроков в обычных классах. Действительно, соглашусь с Сергеем Николаевичем: это работа на конкурс и приложения должны быть такими, чтобы их можно было сразу без дополнительной обработки использовать в работе. Презентация Ваша не загрузилась, может быть, из-за объема файла. Есть ограничения на сайте.

4 April 2018

Может быть. Не подскажете, где можно ознакомиться с индикаторами и шкалой критериального оценивания данной работы?

5 April 2018
Ответ для

Спасибо за ответ! С этими файлами я ознакомлена. Я так понимаю индикаторов и шкалы оценивания к каждому критерию нет?

6 April 2018

Ангелина Александровна, условия конкурса как и общие условия проведения и требования к конкурсным работам есть на страничке, где Вы на него регистрировались. https://урок.рф/contest/506

6 April 2018
Ответ для

Ангелина Александровна, индикаторы шкалы оценивания появляются у членов жюри во время проверки конкурсных работ: шкала оценок от 1 до 5. Каждый эксперт, который проверяет Вашу работу, а их всего 10, ставит свою оценку по каждому критерии, как он сам видит работу, а потом они, наверное, усредняются.

7 April 2018

Похожие публикации