Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну Геометрия»
Приложение № 3
Конспект образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему:
«Путешествие в страну Геометрия»
Разработала: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №29»
Смирнова Любовь Леонидовна
Г. Балахна
2024г.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Возраст воспитанников: 5-6 лет, старшая группа
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах
Задачи:
Образовательные:
-упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
-закрепить понятия «слева», «справа», «посередине»
-учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: солнце — круг; окно — квадрат; крыша, елочка - треугольник и др.
-формировать представления о порядковом счете
-учить детей составлять образ из геометрических фигур; собирать целое из частей
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук, творческое воображение
-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
-Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Психологический настрой перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстраций).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, зрительная гимнастика
Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Оборудование: сундук с картой, «Игровой набор Фрёбеля» №7,картина с изображением города геометрических фигур, картина с изображением геометрического леса, игра «Логические блоки Дьенеша», геометрические фигуры, цветок с 7 лепестками, счетные палочки, макет озера.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, плоскостное конструирование из геометрических фигур, игры с геометрическими фигурами
Структура занятия:
1.Организационный момент. Настроить детей.
2.Игра «Волшебный сундук с картой для путешествия по стране «Геометрия» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
3.Игра «Город геометрических фигур ».
4. Физкультминутка для глаз.
5.Упражнение «Геометрический лес».
6.Игра «Логические блоки Дьенеша»
7.Игровое упражнение «Найди предмет такой же формы».
8. Игровое упражнение «Цветик - семицветик»
9.Физкультминутка
10.Игра «Строительство дома».
11.Игра «Озеро загадок о геометрических фигурах».
Этапы занятия | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||||||
Орг. момент Основная часть
| Психологический настрой «Подари улыбку». Беседа с целью создания интереса Мотивационный момент Художественное слово
Поощрение Физкультминутка для глаз
Поощрение
Художественное слово Художественное слово
| Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! Ребята, сегодня я получила необычное письмо от жителей страны «Геометрия» Открывает письмо и рассказывает содержимое: - Ребята! В сказочной стране «Геометрия» беда! Чудо - Юдо натворил много зла! Вы жителям страны помогите, от чар злодея освободите! -Хотели бы вы помочь и отправиться в путешествие? -В этом путешествии нам многое придётся пройти, и будут необходимы знания о геометрических фигурах. - Что бы отправиться в сказочное путешествие, нам надо сказать волшебные слова: Ножкой топнем - в ладоши хлопнем, вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем- скажем «АХ» - и окажемся в гостях - Ребята, перед нами красивый сундучок, в нём лежит карта страны «Геометрия», чтобы его открыть, нам надо на крышке сундука необходимо выложить узор из геометрических фигур из 7 дара Фрёбеля Игра «Собери узор из геометрических фигур» -В левом верхнем углу красный квадрат. В середине – полукруг фиолетового цвета. В правом нижнем углу – желтый круг. В левом нижнем углу - синий ромб. В правом верхнем – зелёный треугольник. -Молодцы, ребята, вы правильно собрали узор и сундучок открылся! Вот она, карта страны «Геометрия»! - Стрелочки на карте показывают, что мы отправляемся в город «Геометрических фигур» Шли мы, шли и до города дошли! Чудо - Юдо здесь бывал и номера домов все сорвал. Игра «Расставь номера домов» -Надо вернуть номера домов, начиная слева направо. - Молодцы, вы правильно и быстро справились! - Ребята, рассмотрите дома геометрического города -Какой дом самый высокий (низкий)? -Какой самый широкий (узкий)? -Как вы думаете, кто здесь живёт? -Ребята, здесь живут роботы! Одному роботу Чудо - Юдо заблокировал память. И он теперь не знает где его дом. Он лишь помнит, что в нём больше окон, чем в других домах и дорога к дому самая короткая. Давайте поможем найти роботу дом. Как мы это можем сделать? -Вот мы с вами и нашли дом для робота. Под каким он номером? -Какие вы молодцы! Звучит музыка. А теперь прислушайтесь, вы слышите звуки красивой мелодии? А сейчас давайте немного расслабимся. «Глазкам нужно отдохнуть» «Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать Пусть немного отдохнут И опять моргать начнут Глазкам стало хорошо Увидят мои глазки все!» - Вот мы с вами отдохнули и нам пора отправляться снова в дорогу! Давайте на карте посмотрим дальнейший наш путь. - Мы отправляемся в «Геометрический лес» -Перед вами лес с изображением деревьев с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте. Сколько всего деревьев? - Покажите дерево с кроной, похожей на круг, овал. Квадрат, прямоугольник. -Какое по счету дерево с квадратной кроной (овальной и т.д.) - В лесу собирали геометрические ягоды заяц, лиса и медведь, но Злодей все ягоды из лукошек рассыпал. Надо животным леса помочь и правильно разложить: Мишке – желтые и круглые, Зайке – желтые, но не круглые, Лисе – круглые, но не желтые. Животные геометрического леса очень любят играть и предлагают вам игровое упражнение «Найди предмет такой же формы». -Сейчас вам буду показывать геометрические фигуры, а вы будете называть предметы, которые имеют такую форму Круг-солнце, блин и т.д. Треугольник-платок, крыша дома Прямоугольник- аквариум, книга Квадрат- стол, подушка и т. д. Молодцы. Ребята! -Какую дорогу нам укажет дальше карта? - Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся на геометрическую поляну. -Ребята, посмотрите, что это? Лепестки у цветка сорваны и разбросаны. Как мы можем ему помочь? -Сколько всего лепестков? -Какого цвета? Что вам напоминают цвета лепестков? Да, такие цвета есть у радуги. С какого лепестка мы с вами начнём выкладывать цветок? Какого цвета будет второй лепесток и т. д.? -Давайте мы соберём цветик -семицветик! Мы старались, мы старались, И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. Мы работаем руками, Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? Чтобы ноги не болели, Раз – присели, два – присели, Три, четыре, пять и шесть, Семь и восемь, девять, десять. Мы идем, идем, идем И по сказочной стране дальше в путешествие пойдём! - Ребята, куда дальше нам подскажет путь наша карта? -На карте мы видим озеро заколдованных геометрических фигур. -Вот мы шли, шли, шли и до озера дошли. Чудо - Юдо фигуры заколдовал, чтобы их расколдовать, надо загадки отгадать. Загадки Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины, Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат)
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник). Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - (треугольник) -Загадки все мы отгадали и фигуры расколдовали. Дальше в дорогу нам пора, собирайся, детвора! -На карте мы видим деревня Архитекторов- строителей. -Ребята, здесь наша помощь нужна жителям страны геометрии. Чудо - Юдо пролетал и дома все поломал. -Поможем построим заново деревню? Игра «Строительство дома» - На столах у вас лежат схемы и счетные палочки, из которых надо построить новые дома. - Какие геометрические фигуры вы использовали для постройки домов? Молодцы, ребята! Жители страны «Геометрия» в благодарность вам за помощь дарят вот этот мешок. Заглянем в него? Посмотрите, что там? - Ну что ж, как не грустно, но мы заканчиваем наше путешествие и нам пора возвращаться домой. Послушайте волшебные слова: «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем Вокруг себя повернёмся, закроем глаза и в садик вернёмся» Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур. Рефлексия: - Вы сегодня побывали в Геометрической стране, где все связано с фигурами. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями и помогли жителям страны
| Дети проходят в группу
-Да. Дети повторяют слова вместе с воспитателем
Дети рассматривают карту и определяют, куда им необходимо следовать
Ребята говорят свои предположения. Ответы детей: -Сосчитать окна в домах -Измерить дорожки с помощью условной меры -Под номером 5 Ребята закрывают глаза Глубокий вдох, моргают глазами Глаза закрывают Частое моргание глазами Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка Дети считают деревья слева направо. Ответ:5 Показывают деревья и отвечают, какие они по счету. Дети раскладывают в 3 лукошка детали игры «Логические блоки Дьенеша» Дети называют предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. Дети рассматривают карту.
-всего 7 лепестков -цвета лепестков напоминают радугу -первый лепесток-красный, второй - оранжевый, третий- желтый, четвёртый- зелёный, пятый - голубой, шестой- синий, седьмой -фиолетовый. Дети собирают цветок. Дети показывают движения физкультминутки: -Вращение корпусом вправо и влево - Дети имитируют движения крыльев. -Приседают - Ходьба на месте. Дети отгадывают загадки |