Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию: «Ты и другие люди» для детей подготовительной к школе группы

Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию: «ТЫ И ДРУГИЕ ЛЮДИ»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям.
Задачи:
Образовательные: уточните понятие о категории людей, которые окружают ребенка; формировать умение классифицировать их по различным признакам, сравнивать между собой; продолжить учить детей воспроизводить впечатления от общения с разными людьми во время игр; дифференцировать красивое и некрасивое в человеке; передавать в имитационных играх род занятий того или иного человека.
формировать положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям; стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения.
Развивающие: развивать эмоциональную чувствительность малышей; навыки повествовательной речи, пополнять словарный запас антонимами,
Воспитательные: формировать умение корректировать свое поведение в зависимости от категории, настроения, физического состояния собеседника; соотносить его с реакцией различных взрослых; замечать в общении людей несложные для восприятия проблемы.
Предварительная работа: чтение книг С. Степановой «Нас не проведёшь», «Звонят? Откройте дверь!», заучивание пословиц, моделирование ситуаций и тренингов по привитию бдительности и осмотрительности,
Материал: иллюстрации к сказкам, мяч, иллюстрации о безопасности, изображение полицейского.
Ход ООД
1. Вводная часть Организационный момент
«Добрый день», - тебе сказали,
«Добрый день», - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Восп.: Сегодня на улице холодно, а в нашей группе тепло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
2. Основная часть
2.1 Беседа
Восп.: Мы живем в Донецкой Народной Республике. А как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: Донецк
Восп.: Правильно, ребята! В нашей городе живёт много людей - дончане. Каких людей среди них вы считаете самыми близкими для себя?
Дети: Мама, папа, другие члены семьи, родственники.
Восп.: Можете ли вы представить свою жизнь без разговора с ними, без маминых ласковых слов и мудрых папиных советов? (Ответы детей) Но общение не может ограничиваться только в семье. Где и с кем вы ещё общаетесь?
Дети: В д/саду, во дворе, с приятелями и знакомыми.
Восп.: Какого человека можно назвать знакомым?
Дети: Человека, которого знаем не только в лицо, а знать его имя, адрес, чем занимается.
Восп.: Разговаривать с хорошими друзьями и знакомыми приятно. К сожалению, среди знакомых бывают сердитые, угрюмые, строгие люди. С такими знакомыми вам нравится общаться? (Ответы детей) Где можно встретить незнакомых людей?
Дети: На улице, в магазине, общественном транспорте.
Восп.: Незнакомые, прохожие разговаривают друг с другом? Почему?
Дети: Люди идут, торопятся, они не знают друг друга.
Восп.: Бывают ситуации, когда без разговора с незнакомыми невозможно обойтись (привести примеры: посещение парикмахерской, магазина, врача, проезд в транспорте).
«Вокруг нас всегда есть люди,
Сколько рядом разных их,
Замечаем их повсюду,
И знакомых, и чужих,
Кто ж ребёнку близкий самый?
Это вся его семья!»
2.2 Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Раз- два- три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз- два- три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я — вот и
вся моя семья!
Восп.: К сожалению, среди незнакомых людей встречаются и опасные люди.
Они могут совершить любое преступление. Как же выглядят такие люди? Чтобы разобраться в этом, совершим небольшое путешествие по сказкам, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться? На чем путешествуют герои сказок?
Дети: Печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет.
Восп.: (На экране появляется картинка «Ковер-самолет») Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте встанем и возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!» (Музыка ковра самолёта) Все ближе и ближе сказочная страна. Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели (все сели).
Восп.: (На экране появляется картинка «Снежная королева») А теперь вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Опишите внешность Снежной королевы.
Дети: Она очень красива, её платье расшито драгоценными камнями и бусами, на голове - сияющая корона.
Восп.: А какой у неё характер?
Дети: Равнодушна к бедам людей, может быть очень злой и жестокой.
Восп.: Молодцы, ребята. (На экране появляется эпизод со сказки) В сказке А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» красавица царица отравила царевну, превратившись в старуху. Поэтому не стоит думать, что некрасивый, бедно одетый человек - злой и недобрый и может быть преступником. (На экране появляется эпизод со сказки) Вспомните сказку С. Аксакова «Аленький цветочек», где Чудище обладает добрым сердцем. (На экране появляется эпизод со сказки) Неопрятно одетую, в лохмотьях Золушку из сказки Шарля Перро с добродушным характером. Вывод - приятная внешность не означает, что у незнакомца добрые намерения. Злой человек может притвориться добрым и искренним, ласковыми словами, подарками он старается завоевать ваше доверие, а на самом деле причинит вам вред.
Восп.: (На экране появляется картинка «Ковер-самолет») Пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
«Раз, два, три, наш ковер в детский сад лети!» (Музыка ковра самолёта) Все ближе и ближе детский сад. Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели (встали).
Восп.: Можно ли наверняка знать намерения чужого человека? (нет) Поэтому с незнакомыми людьми нужно вести себя осторожно, даже если они вовсе не похожи на преступников. Детям следует избегать общения с чужими людьми, особенно, когда рядом нет ваших родителей.
2.3 Дидактическая игра «Ты живешь среди людей»
Дети становятся полукругом перед педагогом, а тот берет в руки мяч. Правило игры. Тот, кто мяч поймал - отвечает на вопрос.
Взрослый бросает ребенку мяч и задает вопросы, а ребенок должен поймать мяч, дать ответ и вернуть мяч взрослому. Остальные малыши следят за ответом товарища и при необходимости исправляют его или помогают.
Какие люди живут в твоей семье? (Мама, папа, брат, бабушка, дедушка.)
Кто живет в квартире (доме) рядом? (Соседи.)
Каких людей приглашают в гости? (Родственников, друзей, приятелей.)
С кем нужно здороваться при встрече? (Со всеми знакомыми.)
Кому мы дарим подарки? (Родным и друзьям.)
Кого считают старыми? (бабушек и дедушек.)
Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети (Ходят в детсад или в школу.)
Все незнакомые - это родные или чужие нам люди? (Это чужие люди.)
Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели, нянечки …)
А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например? (Могут, если это врач, водитель автобуса.)
С кем ты играешь? (С детьми, друзьями.)
С какими людьми следует обращаться вежливо? (Со всеми людьми)
Во время игры воспитатель побуждает малышей не называть конкретные имена, а употреблять слова обобщающего характера.
2.4 Логическая игра «Скажи наоборот»
Педагог просит детей назвать слова, противоположные тем, которые он говорит.
Чужие — родные;
Незнакомые — знакомые;
Дети — взрослые;
Старые — молодые;
Братья — сестры;
Бабушка — дедушка;
Враги — друзья;
Равнодушные — заботливые;
Расстроенные — радостные.
2.5 Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
2.6 Обсуждение ситуации с детьми
Детям предлагается обсудить следующие ситуации.
Ситуация 1
Надя вышла на прогулку с мамой, увидела, что рядом незнакомая девушка возила в коляске очень симпатичного младенца. Наде стало интересно, мальчик это или девочка, и как зовут младенца. Подскажите как должна вести себя Надя. (Сначала спросить разрешения у мамы: можно обратиться к девушке. Если мама разрешит, тогда можно подойти, поздороваться и пообщаться с незнакомкой.)
Ситуация 2
Маленький Саша шел с бабушкой в магазин. Вдруг мальчик увидел, что бабушке стало очень плохо. Что делать мальчику? (Как можно скорее обратиться к прохожим с просьбой вызвать врача.) Какими словами следует сказать это? ( «Простите, пожалуйста, моей бабушке плохо, пожалуйста, вызовите немедленно врача!»).
Ситуация 3
Оля вышла во двор посидеть на лавочке. Вдруг подошел незнакомый дядя и стал расспрашивать девочку, как ее зовут, из какой она квартиры, кто у нее сейчас дома. Что бы вы посоветовали Оле? (Не разговаривать с незнакомцем, а скорее вернуться домой.)
Ситуация 4
Друзья играли в песочнице. Вдруг к ним подошел незнакомый старший мальчишка и предложил подраться, чтобы помериться силой. Что делать малышам? (Отойти от парня и не принимать драку с ним.)
2.6 Дидактическая игра «Какой человек нам приятен?»
Воспитатель называет слова-признаки, а дети внимательно слушают их и в случае, если считают человека с таким признаком приятным, хлопают в ладоши.
Словесный материал для игры:
Вежливый, добрый, ласковый, родной, злой, отзывчивый, крикливый, сварливый, красивый, невежливый, заботливый, чистоплотный, хитрый, искренний, хвастливый, общительный, жадный.
2.7 Правила безопасности
Восп.: Запомните правила безопасности:
- Никогда не брать угощение или подарки у чужих людей.
- Никогда не садиться в чужую машину.
- Никогда не рассказывать чужим о своей семье и о себе.
- Никогда не молчать, если происходит что-то подозрительное, если кто-то хочет причинить тебе зло, надо бежать в людное место и кричать: «Я вас не знаю, отпустите меня! Это не мои родители! Помогите!»
3. Заключительная часть Итог.