Конспект открытой образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему "Зимующие птицы"

5
0
Материал опубликован 25 April в группе

Цель: закрепление знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

Активизация и уточнение словаря по теме «Зимующие птицы»;

Практическое закрепление в речи простых предлогов (на, в, за, под, между, около, над);

Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;

Согласование существительных с числительными;

Обучение использованию в самостоятельной речи приставочных глаголов движения (от слова «летел»);

Закрепление умения составления рассказа по следам демонстрации действий с помощью схем приставочных глаголов;

Обучение составлению описательного рассказа птицы с помощью плана-схемы;

Развитие  умения отвечать на вопрос полным предложением;

Работа над ритмическим рисунком;

Закрепление умения выделять первый согласный в словах.


Коррекционно- развивающие:

Развивать умение самостоятельно снимать напряжение;

Развитие мышечной системы с помощью самомассажа рук.


Коррекционно- воспитательные:

Воспитание любви и сочувствия.


Предварительная работа:

Беседы воспитателя с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов, загадок о птицах.

Чтение энциклопедической и художественной литературы.

Просмотр презентации «Зимующие птицы».

Прослушивание голосов зимующих птиц.

Штриховка и раскрашивание картинок с птицами.

Разучивание комплекса самомассажа для рук.


Оборудование:  ноутбук с записью голосов зимующих птиц, коврограф, набор фигурок «зимующие птицы, сугроб, дуб, елка», игрушка «Старичок - лесовичок», «волшебная» палочка, перья разных птиц, картинки с изображением вороны и клеста, корзинка с шишками, схемы приставочных глаголов движения, план-схема для составления рассказа-описания птиц, макеты пенька, сугроба.

 Образовательная деятельность.

1. Организационный момент.

А. Дети входят в группу.

- Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!)

Б. Круг добра.

- Встанем в круг. Это круг добра. Будем говорить друг другу добрые слова (Ирочка, Пашенька…). Молодцы, вы подарили друг другу теплые, ласковые слова!

2. Психогимнастика.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Покажите лицом, как холодно птицам зимой.

- Им очень грустно (показывают).

- Птицам не только холодно, но и голодно. Покажите, как они высматривают хоть какие-нибудь ягодки, семена на деревьях (показывают).

- Покажите, как радуются птицы, когда они находят себе корм.

3. Сообщение темы.

- Ребята, как называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях? (зимующие птицы).

- Каких же птиц у нас зимой много? (с мячом - зимой много воробьев…)

- А вы хотите посмотреть на этих птиц? (да). Давайте оденемся потеплее (имитация одевания).

- Мы сейчас скажем волшебные слова: «Хлопни-топни-повернись - и в лесочке очутись!» и окажемся в лесу.

- Повторим вместе… (дети выполняют задание).

4. Беседа со старичком-лесовичком о зимующих птицах.

Дети вместе с логопедом подходят к коврографу, на котором  «Зимний лес».

- Вот мы и очутились на полянке. Присядьте (Дети садятся на стульчики). Ой, да здесь нас встречает старичок-лесовичок!

Ст: - Здравствуйте, дети! (Здравствуйте!). Посмотрите-ка, что висит на дереве? (кормушка). Для чего она нужна? (чтобы насыпать туда корм для птиц). А почему зимой люди должны подкармливать птиц? (потому что они могут погибнуть от голода). Что можно положить в кормушку? (можно насыпать в кормушку  семечки, семена арбуза, дыни, кабачков, тыквы, орехи, отварную картошку, сало, рис, гречку, пшено, остатки фруктов, сухой сыр, крошки белого хлеба).  

- Детки, старичок-лесовичок уже насыпал в кормушку зернышек. Давайте понаблюдаем, какие птицы прилетят на полянку.

5. Отгадывание загадок и размещение отгадок на картине «Зимняя поляна».

А) – Послушайте и догадайтесь, кто сюда летит (аудиозапись «Сова»).

- Куда села сова? (сова села на ветку)

Б)– А это кто? (аудиозапись «Синица») (это синица)

- Куда спряталась синица? (синица спряталась за дерево)

В) - А это кто? (аудиозапись «Ворона») (это ворона)

- Где находится ворона? (ворона находится около дуба)

Г) – Еще одна птица летит (аудиозапись «Сорока») (это сорока)

- Куда села сорока? (сорока села между дубом и елкой).

Д) – Еще одна птица летит (аудиозапись «Воробей») (воробей)

- Над чем кружится воробей? (воробей кружится над елкой)

Е) – Дети, а эта птица уже давно находится на полянке, просто мы ее не заметили (аудиозапись «Дятел»).

- Кто это? (дятел) Где сидит дятел? (дятел сидит в дупле)

Ё) Кто там прыгает, шуршит,

   Клювом шишки потрошит? (клест)

- Куда сел клест? (клест сел под елку)

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете зимующих птиц!

6. Согласование существительных с числительными.

- Давайте посчитаем, сколько всего птиц прилетело на поляну (дети считают от 1 до 7). Мы не ошиблись? Посчитаем обратно (счет от 7 до 1)..

7. Выделение  первого звука в словах.

- Скажите, ребята, названия каких птиц начинаются со звука «с»? (сорока, синица)

- Названия каких птиц начинаются со звука «в»? (ворона, воробей)

 Самомассаж рук шишками.

- Пока мы с вами подбирали слова, старичок-лесовичок набрал для клеста угощение - целую корзину еловых шишек! Давайте покажем Лесовичку, как мы с шишками играем (дети берут из корзинки шишки).

Раз, два, три, четыре, пять!      - (Сильное надавливание шишкой на         

Будем с шишкой мы играть!         середину ладони

Будем с шишкой мы играть - (Прокатывание шишки между ладонями)                                                       

Между ручками катать!                    

В ручку правую возьмём           - (Сильно сжимаем шишку в правой руке) 

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,           - (Катаем шишку между пальцами)

Между пальчиков катаем.

В ручку левую возьмём              - (Сильно сжимаем шишку в левой руке) 

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,               - (Катаем шишку между пальцами)

Между пальчиков катаем.

Мы закончили катать,                   - (Кладем шишки в корзинку)

Надо их клесту отдать.

8. Образование относительных прилагательных.

- Ребята, на полянке птицы потеряли перышки. Давайте определим, чьи здесь перышки.

- Чье это перышко? (воронье). Чей хвост у вороны? (вороний). А это? (синицыно). Чей хвост у синицы? (синицын).А это чье перышко? (сорочье). Хвост чей у сороки? (сорочий). Вот еще перышко (воробьиное). У воробья чей хвост? (воробьиный).


Физкультурная пауза.

- Старичок-лесовичок, а что это за палочка у тебя?

Ст: - Эта палочка- волшебная. Сейчас я превращу вас в птиц (дотрагивается палочкой).

- Птицы, подойдите ко мне. Холодно птицам зимой, хотят они полетать, чтобы согреться. Пусть старичок останется здесь, а мы с вами отправимся в полет. Давайте полетим воон к тому большому пеньку!

- Но дорога далека, и нам нужно подготовиться к полету. Разогреем крылышки (движения руками), разомнем ножки (движения ногами), покрутим головкой (движения головой). Мы готовы к полету? (да). Все, что мы по пути делаем, будем проговаривать. Полетели! (выполнение действий с проговариванием глаголов).

- Мы через сугроб…перелетели, к пеньку…подлетели, вокруг пенька…облетели, на пенек …залетели, на пеньке отдохнули, с пенька …слетели и обратно…улетели.

- Старичок-лесовичок превратит нас снова в детей (дотрагивается палочкой).

9. Составление рассказа по следам демонстрации действий (работа со схемами приставочных глаголов).

- Присядьте, дети.

- Ребята, старичок-лесовичок оставался здесь и ему очень интересно, куда мы летали. Давайте ему расскажем. Что мы сделали сначала? (мы перелетели через сугроб), что мы сделали потом? (мы подлетели к пеньку), затем? (мы залетели на пенек), мы на пеньке отдохнули, что мы сделали потом? (мы с пенька слетели), а затем? (мы домой улетели).

Параллельно подбираются схемы  приставочных глаголов.

Затем один из детей повторяет весь рассказ:

- Мы через сугроб перелетели, к пеньку подлетели, вокруг пенька облетели, на пенек залетели, с пенька слетели и домой улетели.

10. Составление рассказов-описаний зимующих птиц по плану-схеме.

- Ребята, старичку интересно, какие птицы летали к пеньку? Пусть он отгадает. Дети, давайте загадаем старичку-лесовичку загадки о зимующих птицах. Никита, ты не называй птицу, а только расскажи о ней (ребенок рассказывает о вороне).

Ст: - Это, наверно, воробей? (нет, это ворона).

- Давайте еще загадку загадаем (другой ребенок рассказывает по плану-схеме о клесте).

Ст: - Это, наверно, дятел? (нет, клест).

- Ничего, старичок, отгадаешь в другой раз.

11. Развитие слухового восприятия.

 - Дятел дерево долбил,

день-деньской кору дробил.

- Сейчас мы с вами попробуем также хорошо отбивать ритм, как и дятел (логопед предлагает детям отхлопать заданный ритм).

12. Игра на внимание «Какая птица улетела?»

- Ребята, в лесу стало темнеть, и птицам пора возвращаться в свои домики.

Посмотрите внимательно на полянку, запомните птиц, а теперь закройте глаза (убираю одну птицу). Откройте глаза. Какая птица улетела? (улетела ворона). И так далее продолжается, пока в дупле не останется один дятел.

- Дети, а почему дятел не улетел? (потому что он живет в дупле).

13. Возвращение домой.

- Ребята, вы очень понравились старичку-лесовичку, он понял, что вы  –настоящие друзья птиц, и приглашает вас к себе в гости еще. На память он дарит вам бумажные перышки. Раскрасьте их дома таким же цветом, как и перья зимующих птиц, и в следующий раз покажете перышки лесовику.

- А теперь нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старичком-лесовичком (До свидания!)  Встаньте, подойдите ко мне. Скажем волшебные слова:

До свиданья, зимний лес, не забудем мы чудес.

Ты скорее повернись – снова в группе очутись!

14. Рефлексия.

- Мы снова в группе. Что вам понравилось в путешествии? Что оказалось для вас трудным? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?





Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации