Конспект открытой образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему "Зимующие птицы"
Цель: закрепление знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
Активизация и уточнение словаря по теме «Зимующие птицы»;
Практическое закрепление в речи простых предлогов (на, в, за, под, между, около, над);
Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;
Согласование существительных с числительными;
Обучение использованию в самостоятельной речи приставочных глаголов движения (от слова «летел»);
Закрепление умения составления рассказа по следам демонстрации действий с помощью схем приставочных глаголов;
Обучение составлению описательного рассказа птицы с помощью плана-схемы;
Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением;
Работа над ритмическим рисунком;
Закрепление умения выделять первый согласный в словах.
Коррекционно- развивающие:
Развивать умение самостоятельно снимать напряжение;
Развитие мышечной системы с помощью самомассажа рук.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитание любви и сочувствия.
Предварительная работа:
Беседы воспитателя с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихов, загадок о птицах.
Чтение энциклопедической и художественной литературы.
Просмотр презентации «Зимующие птицы».
Прослушивание голосов зимующих птиц.
Штриховка и раскрашивание картинок с птицами.
Разучивание комплекса самомассажа для рук.
Оборудование: ноутбук с записью голосов зимующих птиц, коврограф, набор фигурок «зимующие птицы, сугроб, дуб, елка», игрушка «Старичок - лесовичок», «волшебная» палочка, перья разных птиц, картинки с изображением вороны и клеста, корзинка с шишками, схемы приставочных глаголов движения, план-схема для составления рассказа-описания птиц, макеты пенька, сугроба.
Образовательная деятельность.
1. Организационный момент.
А. Дети входят в группу.
- Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!)
Б. Круг добра.
- Встанем в круг. Это круг добра. Будем говорить друг другу добрые слова (Ирочка, Пашенька…). Молодцы, вы подарили друг другу теплые, ласковые слова!
2. Психогимнастика.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Покажите лицом, как холодно птицам зимой.
- Им очень грустно (показывают).
- Птицам не только холодно, но и голодно. Покажите, как они высматривают хоть какие-нибудь ягодки, семена на деревьях (показывают).
- Покажите, как радуются птицы, когда они находят себе корм.
3. Сообщение темы.
- Ребята, как называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях? (зимующие птицы).
- Каких же птиц у нас зимой много? (с мячом - зимой много воробьев…)
- А вы хотите посмотреть на этих птиц? (да). Давайте оденемся потеплее (имитация одевания).
- Мы сейчас скажем волшебные слова: «Хлопни-топни-повернись - и в лесочке очутись!» и окажемся в лесу.
- Повторим вместе… (дети выполняют задание).
4. Беседа со старичком-лесовичком о зимующих птицах.
Дети вместе с логопедом подходят к коврографу, на котором «Зимний лес».
- Вот мы и очутились на полянке. Присядьте (Дети садятся на стульчики). Ой, да здесь нас встречает старичок-лесовичок!
Ст: - Здравствуйте, дети! (Здравствуйте!). Посмотрите-ка, что висит на дереве? (кормушка). Для чего она нужна? (чтобы насыпать туда корм для птиц). А почему зимой люди должны подкармливать птиц? (потому что они могут погибнуть от голода). Что можно положить в кормушку? (можно насыпать в кормушку семечки, семена арбуза, дыни, кабачков, тыквы, орехи, отварную картошку, сало, рис, гречку, пшено, остатки фруктов, сухой сыр, крошки белого хлеба).
- Детки, старичок-лесовичок уже насыпал в кормушку зернышек. Давайте понаблюдаем, какие птицы прилетят на полянку.
5. Отгадывание загадок и размещение отгадок на картине «Зимняя поляна».
А) – Послушайте и догадайтесь, кто сюда летит (аудиозапись «Сова»).
- Куда села сова? (сова села на ветку)
Б)– А это кто? (аудиозапись «Синица») (это синица)
- Куда спряталась синица? (синица спряталась за дерево)
В) - А это кто? (аудиозапись «Ворона») (это ворона)
- Где находится ворона? (ворона находится около дуба)
Г) – Еще одна птица летит (аудиозапись «Сорока») (это сорока)
- Куда села сорока? (сорока села между дубом и елкой).
Д) – Еще одна птица летит (аудиозапись «Воробей») (воробей)
- Над чем кружится воробей? (воробей кружится над елкой)
Е) – Дети, а эта птица уже давно находится на полянке, просто мы ее не заметили (аудиозапись «Дятел»).
- Кто это? (дятел) Где сидит дятел? (дятел сидит в дупле)
Ё) Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит? (клест)
- Куда сел клест? (клест сел под елку)
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете зимующих птиц!
6. Согласование существительных с числительными.
- Давайте посчитаем, сколько всего птиц прилетело на поляну (дети считают от 1 до 7). Мы не ошиблись? Посчитаем обратно (счет от 7 до 1)..
7. Выделение первого звука в словах.
- Скажите, ребята, названия каких птиц начинаются со звука «с»? (сорока, синица)
- Названия каких птиц начинаются со звука «в»? (ворона, воробей)
Самомассаж рук шишками.
- Пока мы с вами подбирали слова, старичок-лесовичок набрал для клеста угощение - целую корзину еловых шишек! Давайте покажем Лесовичку, как мы с шишками играем (дети берут из корзинки шишки).
Раз, два, три, четыре, пять! - (Сильное надавливание шишкой на
Будем с шишкой мы играть! середину ладони)
Будем с шишкой мы играть - (Прокатывание шишки между ладонями)
Между ручками катать!
В ручку правую возьмём - (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, - (Катаем шишку между пальцами)
Между пальчиков катаем.
В ручку левую возьмём - (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, - (Катаем шишку между пальцами)
Между пальчиков катаем.
Мы закончили катать, - (Кладем шишки в корзинку)
Надо их клесту отдать.
8. Образование относительных прилагательных.
- Ребята, на полянке птицы потеряли перышки. Давайте определим, чьи здесь перышки.
- Чье это перышко? (воронье). Чей хвост у вороны? (вороний). А это? (синицыно). Чей хвост у синицы? (синицын).А это чье перышко? (сорочье). Хвост чей у сороки? (сорочий). Вот еще перышко (воробьиное). У воробья чей хвост? (воробьиный).
Физкультурная пауза.
- Старичок-лесовичок, а что это за палочка у тебя?
Ст: - Эта палочка- волшебная. Сейчас я превращу вас в птиц (дотрагивается палочкой).
- Птицы, подойдите ко мне. Холодно птицам зимой, хотят они полетать, чтобы согреться. Пусть старичок останется здесь, а мы с вами отправимся в полет. Давайте полетим воон к тому большому пеньку!
- Но дорога далека, и нам нужно подготовиться к полету. Разогреем крылышки (движения руками), разомнем ножки (движения ногами), покрутим головкой (движения головой). Мы готовы к полету? (да). Все, что мы по пути делаем, будем проговаривать. Полетели! (выполнение действий с проговариванием глаголов).
- Мы через сугроб…перелетели, к пеньку…подлетели, вокруг пенька…облетели, на пенек …залетели, на пеньке отдохнули, с пенька …слетели и обратно…улетели.
- Старичок-лесовичок превратит нас снова в детей (дотрагивается палочкой).
9. Составление рассказа по следам демонстрации действий (работа со схемами приставочных глаголов).
- Присядьте, дети.
- Ребята, старичок-лесовичок оставался здесь и ему очень интересно, куда мы летали. Давайте ему расскажем. Что мы сделали сначала? (мы перелетели через сугроб), что мы сделали потом? (мы подлетели к пеньку), затем? (мы залетели на пенек), мы на пеньке отдохнули, что мы сделали потом? (мы с пенька слетели), а затем? (мы домой улетели).
Параллельно подбираются схемы приставочных глаголов.
Затем один из детей повторяет весь рассказ:
- Мы через сугроб перелетели, к пеньку подлетели, вокруг пенька облетели, на пенек залетели, с пенька слетели и домой улетели.
10. Составление рассказов-описаний зимующих птиц по плану-схеме.
- Ребята, старичку интересно, какие птицы летали к пеньку? Пусть он отгадает. Дети, давайте загадаем старичку-лесовичку загадки о зимующих птицах. Никита, ты не называй птицу, а только расскажи о ней (ребенок рассказывает о вороне).
Ст: - Это, наверно, воробей? (нет, это ворона).
- Давайте еще загадку загадаем (другой ребенок рассказывает по плану-схеме о клесте).
Ст: - Это, наверно, дятел? (нет, клест).
- Ничего, старичок, отгадаешь в другой раз.
11. Развитие слухового восприятия.
- Дятел дерево долбил,
день-деньской кору дробил.
- Сейчас мы с вами попробуем также хорошо отбивать ритм, как и дятел (логопед предлагает детям отхлопать заданный ритм).
12. Игра на внимание «Какая птица улетела?»
- Ребята, в лесу стало темнеть, и птицам пора возвращаться в свои домики.
Посмотрите внимательно на полянку, запомните птиц, а теперь закройте глаза (убираю одну птицу). Откройте глаза. Какая птица улетела? (улетела ворона). И так далее продолжается, пока в дупле не останется один дятел.
- Дети, а почему дятел не улетел? (потому что он живет в дупле).
13. Возвращение домой.
- Ребята, вы очень понравились старичку-лесовичку, он понял, что вы –настоящие друзья птиц, и приглашает вас к себе в гости еще. На память он дарит вам бумажные перышки. Раскрасьте их дома таким же цветом, как и перья зимующих птиц, и в следующий раз покажете перышки лесовику.
- А теперь нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старичком-лесовичком (До свидания!) Встаньте, подойдите ко мне. Скажем волшебные слова:
До свиданья, зимний лес, не забудем мы чудес.
Ты скорее повернись – снова в группе очутись!
14. Рефлексия.
- Мы снова в группе. Что вам понравилось в путешествии? Что оказалось для вас трудным? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?