Конспект урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность» (Биология, 5 класс)

5
1
Материал опубликован 2 November 2022 в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучшую разработку конспекта урока «Нескучная наука»







Конспект урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

для детей нормы

с использованием электронной формы учебника







Сахарова Светлана Николаевна,

учитель биологии,

МБОУ «Алексеевская ООШ №4»


Класс: 5 класс

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить обучающихся с особым отделом – цианобактериями.

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их жизнедеятельностью;

сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью.

2.Формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

3.Формирование умений выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1.Формирование умений ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, выбирать основания для сериации, объектов живой природы, создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц.

2.Формирование умений анализировать текст и рисунки учебника; сравнивать роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

3.Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умений слушать и понимать речь других людей, формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя биологические термины.

2.Формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, определение своей успешности при изучении темы.

Оборудование: ноутбук, видеофрагменты, интерактивные задания в учебнике ЭФУ, на сайте Learningapps.org , презентация.

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019.

ЭФУ: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019



Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Использованные технологии: информационно-коммуникационная технология, элементы модульной технологии, элементы технологии критического мышления, технология рефлексии.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи.

Методы обучения и методические приемы: проблемно – поисковый, рассказ, работа по модулю, работа с учебником и интерактивной доской.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. А теперь присаживайтесь.

t1667368477aa.png

2.Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы познакомимся с организмами, которые на пьедестале почёта природы заслуженно занимают 1 место.

Так как им можно вручить следующие медали:

За древность - они возникли самыми первыми на планете Земля - примерно 3,5 миллиарда лет тому назад и на протяжении миллиарда лет были единственными живыми существами на планете.

За самые мелкие размеры (0,5-5 мкм). На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч этих организмов.

За выносливость - они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере, в воде, во льдах и даже в горячих источниках.

За плодовитость - эти организмы размножаются каждые 20 минут, за сутки при благоприятных условиях могли бы заполонить весь Земной шар.

За всеядность – питаются всем: опавшими листьями, бумагой, мертвыми организмами, перерабатывают стекло и даже железо.

Что это за организмы?



3. Формулирование темы урока:


Как вы думаете, какие организмы мы будем изучать сегодня на уроке?

t1667368477ab.png

БАКТЕРИИ

Давайте правильно сформулируем тему, выполнив следующее задание.

Для этого надо разложить каждое из чисел на слагаемые.



t1667368477ac.png


Молодцы! Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

t1667368477ad.png

4. Постановка цели урока 


Учащиеся определяют задачи урока. Учитель обобщает ответы и ещё раз проговаривает цели урока. Давайте поставим цель нашего урока.

-Что вам уже известно о бактериях? А, чтобы вы хотели о них узнать?

Хорошо, мы постараемся пополнить наши знания.


5. Изучение нового материала 

- Кто такие бактерии?

t1667368477ae.png

Откроем учебник на стр. 41 и найдём ответ, что означает слово бактерия (название бактерия произошло от греческого слова «палочка», бактерии по форме напоминают палочку).

Дайте определение бактериям?

А кто–нибудь знает, какая наука изучает бактерии?

t1667368477af.png

Размер бактерии колеблется около величины в два микрона. В обычной точке умещается четверть миллиона бактерий. Но есть среди бактерий и настоящие гиганты, например, пурпурная серобактерия. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом.

t1667368477ag.png

Итак: Где же встречаются бактерии? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам посмотреть мультфильм https://learningapps.org/7430730 и выполните задание №1.

t1667368477ah.png

Физкультминутка




Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?


Самостоятельная работа по группам

(работа с инструктивными карточками)



1 группа «Внешнее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.41-42 (до пункта Бактерии очень выносливы), ответьте письменно на вопрос: Каковы размеры бактерий?

2) Составьте схему «Формы бактерий»



Примерный ответ группы:

группа:

1) Микроскопические размеры

2) Формы бактерий

t1667368477ai.gifодиночные округлые: кокки

сложенные в цепочку: стрептококки

палочковидные: бациллы

спиралевидные: спириллы

в виде запятой: вибрионы



2 группа «Бактерии»

Инструкция:

Прочитайте текст учебника Эфу на стр:42 (абзац: Бактерии самая древняя группа..), ответьте письменно на вопросы: Какая это группа организмов? Когда появились на Земле бактерии? Какое имеют строение?



Примерный ответ группы:

группа:

Это самая древняя группа организмов.

Появились бактерии более 3, 5 млрд лет назад

Имеют очень простое строение.

3 группа «Внутреннее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.43(до процессов жизнедеятельности) ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?

2) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.43 (до процессов жизнедеятельности) ответьте на вопрос:

Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?

Примерный ответ группы:

3 группа:

1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.

2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.

Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.



4 группа «Особенности строения бактерии»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.42 (пункт начинается со слов Клетка бактерии снаружи) и на стр:43 и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют?



4 группа

Примерный ответ группы:

1) Части имеет бактериальной клетки:

Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита), жгутики (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)



Инструкция:

5 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания)

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.43 - 44 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания:

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

питание → ……..

→ …….

Примерный ответ группы:

5 группа

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

t1667368477ai.gifпитаниеавтотрофы – способны

образовывать органические

вещества из неорганических

гетеротрофы – питаются

готовыми органическими

веществами



Инструкция:

6 группа «Особенности процессов жизнедеятельности ( тип обмена веществ - дыхание, размножение)

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр. 44 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания:

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

t1667368477ai.gif

t1667368477ai.gifдыхание → ……..

→ …….

размножение: ……….



Примерный ответ группы:

6 группа

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий



дыхание → без кислорода

кислородные

размножение: простое деление клетки на двое



Теперь мы можем ответь на вопросы: Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?

Предполагаемый ответ учащихся:

Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)



Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС.


6.Закрепление нового материала (на сайте Learningapps.org, стр: 6 кроссворд)

Пройти по ссылке и решить кроссворд  https://learningapps.org/6082836

t1667368477aj.png

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Наше путешествие по царству Бактерий подошло к концу. У каждого из вас на парте лежат иллюстрации бактерий. Выберите одну картинку и поднимите её вверх.

t1667368477ak.jpgt1667368477al.jpgt1667368477am.jpg

Домашнее задание : прочитать § 9 (стр. 41-44)

Творческое задание на выбор:

- выполните модель бактериальной клетки из пластилина;

- составить кроссворд о бактериях по параграфу 9.


Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Общая характеристика бактерий


Информационный, мультимедиа


Слайд, текст


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

2.

Общая характеристика бактерий

Информационный, мультимедиа


Гипертекст / гипертекст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

3.

Питание бактерий

Информационный, мультимедиа

Flash-анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

4.

Типы питания бактерий

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация, гипертекст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

5.

Размножение бактерий

Информационный, мультимедиа

Flash-анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

6.

Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям

Информационный, мультимедиа

Flash-анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

7.

Составление схемы строения бактериальной клетки

Практический, интерактивное задание

Flash-анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

8.



Формы бактериальных клеток


Практический, интерактивное задание

Flash-анимация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf

9.

Составление схемы «Питание цианобактерий»

Практический, интерактивное задание

Flash-анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000342-1000-4ddd-2421-250046bb2fd1/0046.swf


ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ


1 группа «Бактерии»

Инструкция:

Прочитайте текст учебника Эфу на стр:42 (абзац: Бактерии самая древняя группа), ответьте на вопросы: 1) Какая это группа организмов? 2)Когда появились на Земле бактерии? 3)Какое имеют строение? На стр: 41 ЭФУ используйте интерактивную схему

t1667368477an.png

1)

2)

3)



2 группа «Внешнее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.41-42 (до пункта Бактерии очень выносливы), ответьте письменно на вопрос: Каковы размеры бактерий?

t1667368477ao.gift1667368477ao.gift1667368477ao.gift1667368477ao.gif2) Составьте схему «Формы бактерий»:_____________

t1667368477ap.gif







3 группа «Внутреннее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.43(до процессов жизнедеятельности) ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?

2) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.43 (до процессов жизнедеятельности) ответьте на вопрос:

Как называют организмы, у которых нет ядра и есть оформленное ядро?



Организмы

t1667368477ao.gift1667368477ao.gif



Нет оформленного ядра - это Имеют оформленное ядро - это



4 группа «Особенности строения бактерии»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.42 (пункт начинается со слов Клетка бактерии снаружи) и на стр:43 (до предложения По этим признакам)и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют?

Части бактериальной клетки:

1)

2)

3)

4)

5)





5 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания)

Инструкция:



Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр.43 - 44 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания.

На стр: 43 ЭФУ используйте интерактивную схему

t1667368477an.png



Особенности процессов жизнедеятельности бактерий (питание)

 

t1667368477aq.gift1667368477aq.gif











6 группа «Особенности процессов жизнедеятельности ( тип обмена веществ - дыхание, размножение)

1) Прочитайте текст учебника ЭФУ на стр. 44 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам обмена веществ

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий (тип обмена веществ)

t1667368477aq.gift1667368477aq.gif

Размножаются …..

t1667368477ar.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Николаевна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучшую разработку конспекта урока «Нескучная наука»!

20 December 2022

Похожие публикации