Конспект урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии в природе и жизни человека»
Конспект урока по теме «Бактерии в природе и жизни человека».
Биология, 5 класс
Кузина Надежда Сергеевна,
учитель биологии
МОУ Ундоровского лицея
Цель урока: создать условия для понимания и освоения учащимися роли бактерий в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Обучающие: способствовать формированию представлений о группах бактерий: гниения и разложения, азотфиксирующих (клубеньковых), молочнокислых, симбиотических и болезнетворных; их роли в природе и жизни человека как важного элемента естественнонаучной грамотности обучающихся.
Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к изучению сложных процессов, происходящих в природе при участии бактерий; развивать умение анализировать текст, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать навыки работы с учебником, дополнительным текстом.
Воспитательные: воспитание межличностного отношения при работе в группах, способствовать привитию правил личной гигиены, профилактики инфекционных заболеваний. Способствовать осознанию ценности биологических знаний в повседневной жизни каждого человека.
Основные понятия урока: цианобактерии, гнилостные бактерии, азотфиксирующие бактерии, молочнокислые бактерии, кишечные бактерии, болезнетворные бактерии.
Планируемые результаты обучения
Предметные: знать роль бактерий в природе и жизни человека;
Сформировать представление о санитарно-гигиенических правилах, позволяющих предупреждать заболевания, вызываемые различными бактериями;
Обобщить знания о многообразии бактерий.
Метапредметные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.
Использовать различные языковые средства для выражения своих мыслей.
Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.
Находить информацию в различных ресурсах, дополнительной литературе.
Личностные: развивать представление о многообразии живой природы.
Вести диалог на основе равных отношений с оппонентами и взаимного уважения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, скрайб-презентация, видео, рисунок «Бактерии в природе и жизни человека», раздаточный материал (рабочие листы, информация о бактериальных заболеваниях, разноцветные фигуры для разделения на группы).
Ход урока
1.Организационный момент. Настрой на урок (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть!
Проверка отсутствующих на уроке.
Проверка наличия учебных принадлежностей.
2. Актуализация знаний (4 мин)
Включается скрайб-презентация Скрайб-презентация. Актуализация знаний по теме «Бактерии в природе и жизни человека» Учитель озвучивает презентацию.
- Ребята, я предлагаю вам познакомиться с интересной информацией. Подумайте, о каких организмах идет речь.
Они окружают нас повсюду. На столе, на зеркале, экране монитора и даже на нашей коже. Они способны выживать в различных условиях: во льдах Антарктиды при температуре -83 С, в гейзерах, где вода нагрета до +85-90 С и даже в космическом вакууме. Благодаря им появились такие продукты, как кефир, йогурт и сыр. Им мы обязаны возникновением жизни на планете. Благодаря им в атмосфере нашей планеты стал появляться кислород.
- О ком же идет речь? Догадались?
- Да, действительно, это бактерии. Молодцы, ребята!
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока, глядя на рисунок.
Демонстрируется рисунок.
- Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Бактерии в природе и жизни человека». Запишите её в свои рабочие листы
Рабочий лист для учащихся
DOCX / 29.55 Кб
/data/files/h1622063105.docx (Рабочий лист для учащихся).
- Какие цели мы перед собой поставим сегодня?
1.Изучить роль бактерий в природе.
2.Изучить роль бактерий в жизни человека.
3.Узнать, как можно использовать знания о бактериях в повседневной жизни.
Учитель записывает на доске.
- Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на группы. У вас на партах лежат разноцветные фигуры. Объединяемся в группы по цвету.
- Придумайте название своей команде.
- Итак, приступим к изучению новой темы. Начнем с общей информации о бактериях.
3) Изучение новой темы (25 минут)
Посмотрите видео Мультфильм. Наука для детей - Бактерии | Смешарики. Пин-код – Супербактерия и ответьте на вопросы в рабочих листах. Узнаем, какая группа самая внимательная и сможет найти ответы на все вопросы (6 мин)
Вопросы:
1) Где живут бактерии? (под землей, воздухе, воде, раскаленных песках и др.)
2) Кого называют главными обитателями Земли и почему? (Бактерии. Масса бактерий больше массы всех растений и животных вместе взятых).
3) Роль бактерий в природе и жизни человека (кисломолочные продукты: кефир, йогурт, сыр, очищение сточных вод, удаление нефтяных пятен, производство лекарств и др.)
4) Во сколько раз в организме человека больше бактерий, чем собственных клеток? (в 10 раз).
5) Где особенно много бактерий? (на коже, в желудке и кишечнике)
6) Функции бактерий (помогают пищеварению и обмену веществ, только они производят химические реакции с азотом атмосферы и др.)
7) Возможно ли наше существование без бактерий? (нет)
8) В чем заключается опасность бактерий? (очень быстро размножаются, воспаление, закупорки каналов: воспаление легких, аппендицит, фурункулы и т.д.)
9) Как бороться с бактериями (плесень- антибиотик пенициллин).
10) Кем и когда был открыт пенициллин (1928 г. Александр Флемминг).
- Проверим ваши ответы.
- Молодцы, ребята! Все хорошо потрудились, а звание «Самые внимательные» получает команда ….
Работа с учебником в группах (7 минут):
- Значение бактерий на нашей планете огромно. Они имеют многочисленные «профессии». Познакомимся с некоторыми из них.
Задание. Нужно прочитать на с.88-89 учебника (параграф 18) подзаголовок «Роль бактерий в природе», найти «профессии» бактерий и заполнить пустые ячейки таблицы в рабочих листах.
- Что такое профессия? (род занятий, трудовой деятельности)
- Почему в учебнике это слово в кавычках? (так как речь идет о бактериях, то они в буквальном смысле слова не могут работать, но различаются по выполняемым функциям)
«Профессия» | В чем заключается | Представители |
Производители кислорода | цианобактерии | |
Благодаря их деятельности на нашей планете образованы огромные запасы железной руды, самородной серы, нефти, газа метана | ||
гнилостные бактерии | ||
Фиксаторы азота | клубеньковые бактерии | |
Симбионты | Живут внутри организмов животных и человека, помогают усваивать пищу, обеспечивают витаминами |
Правильный ответ:
«Профессия» | В чем заключается | Представители |
Производители кислорода | Создают питательные вещества, используя солнечную энергию и выделяя кислород | цианобактерии |
Строители | Благодаря их деятельности на нашей планете образованы огромные запасы железной руды, самородной серы, нефти, газа метана | серобактерии, железобактерии, метанобразующие бактерии |
Мусорщики | Питаясь отмершими частями растений, трупами животных, продуктов их жизнедеятельности, превращают сложные вещества (из которых те состоят) в простые, доступные растениям, очищают планету | гнилостные бактерии |
Фиксаторы азота | Способны поглощать из воздуха азот. Насыщая почву азотом, делают её более плодородной | клубеньковые бактерии |
Симбионты | Живут внутри организмов животных и человека, помогают усваивать пищу , обеспечивают витаминами | кишечные бактерии (кишечная палочка) |
- Звание «Самые «профессиональные» получает команда….
- А теперь пора отдохнуть и немного размяться.
Физкультминутка (1 мин)
Бактерии живут везде (дети выполняют круговые движения головой)
В почве (дети топают), воздухе (разводят руками), воде (изображают волны).
Внутри животных, человека (дети поглаживают животик)
И на загадочной комете! (стоя на носочках тянутся руками вверх).
Повторить 3 раза
Звание «Самые спортивные» получают все команды (или выделить одну).
- Итак, продолжим изучение темы. Мы узнали значение бактерий в природе. А какое же их значение в жизни человека?
Сообщение учащегося «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека» (2 минуты)
Задание для групп. Нарисовать рисунок в рабочих листах «Значение бактерий в жизни человека»
- Замечательные рисунки получились! Звание «Самые хозяйственные» заслужили все команды (или выделить одну).
- Роль бактерий может быть как положительной, так и отрицательной.
Так, болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания у живых организмов.
Прочитайте текст в учебнике на с. 90 и заполните схему в рабочих листах (4 минуты):
- Каким образом знания о бактериях помогает человеку в повседневной жизни?
- Правильно, зная, какие заболевания вызывают бактерии, мы можем предотвратить их появление.
Составление памятки (5 минут)
- Какие меры профилактики могут помочь вам предотвратить заболевания, вызываемые бактериями?
- Используя дополнительную литературу
Бактериальные болезни человека
DOCX / 586.25 Кб
/data/files/j1622063208.docx (Бактериальные болезни человека), составьте в рабочих листах памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека».
Примерное содержание памятки:
1. Соблюдать правила личной гигиены (в т.ч. мыть руки перед едой, после туалета, после улицы)
2. Прохождение флюорографии
3. Профилактические прививки
4. Правильное питание
5. ЗОЖ
6. Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя)
7. Мыть сырые фрукты и овощи
8. Не пить воду из непроверенных источников
9. Бороться с переносчиками инфекций (крысы, блохи, мухи)
10. Не употреблять в пищу консервы со вздутыми крышками
- Давайте посмотрим, какие пункты вы включили в свои памятки.
- Молодцы, ребята! Человека везде подстерегают опасности, у него очень много невидимых врагов, которые стремятся попасть в организм. Поэтому мы должны научиться защищаться от них, используя самые элементарные правила личной гигиены. Это поможет вам сохранить здоровье смолоду и на долгие года.
- Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья?
- Гигиена
- Звание «Самые гигиеничные» присуждается..
- А теперь решим небольшой тест, чтобы узнать, как вы запомнили новый материал.
4. Закрепление (7 минут)
Тест по теме «Бактерии в природе и жизни человека»
Часть А. Выбрать один верный ответ.
1.В быту и пищевой промышленности широко используются бактерии
1) клубеньковые 2) молочнокислые 3) болезнетворные 4) гниения.
2.Как называются бактерии, которые производят кислород?
1) цианобактерии 2) бактерии гниения 3) паразиты 4) болезнетворные.
3.Бактерии, способные поглощать азот из воздуха
1) клубеньковые 2) гниения 3) болезнетворные 4) молочнокислые.
4.Кефир, творог, йогурт получают с помощью
1) дрожжей 2) бактерий гниения 3) молочнокислых бактерий 4) цианобактерий.
5.Что НЕ относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями
1) соблюдение правил личной гигиены
2) термическая обработка пищи и воды
3) прививки и вакцины
4) употребление овощей прямо с грядки.
Часть В. Выберите правильные утверждения.
А) Некоторые бактерии используются человеком для получения антибиотиков.
Б) Болезнетворные бактерии вызывают заболевания только у человека.
В) Бактерии, которые живут внутри организма человека, называются симбионтами.
Г) Бактерии гниения питаются остатками растений и животных. Они - своеобразные санитары планеты.
Д) Квашение огурцов, капусты происходит с участием серобактерий.
Ответы на тест
Часть А: 2, 1, 1, 3, 4
Часть В: А, В, Г.
5. Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты)
- Вернемся к целям нашего урока. Все ли поставленные цели мы выполнили?
- Оцените, насколько полезным и продуктивным был для вас урок. Продолжите предложения:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
- Прошу руководителей групп проанализировать работу группы в целом. Выделите самого активного участника группы.
- Сегодня вы узнали, что бактерии – самые удивительные существа на Земле, они самые древние, самые многочисленные, самые опасные и вездесущие.
- В процессе изучения темы, ваши команды получили различные звания. Но все вы отлично потрудились и заслуживаете звание «Самые-самые»!
6. Домашнее задание (1 мин)
- Обязательно для всех: п.18 прочитать, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
Для тех, кто хочет знать больше – выполните рубрику «Задания» на стр.91 учебника или подготовьте сообщение по теме «Роль Роберта Коха в открытии и изучении туберкулезной палочки».
Спасибо за работу! Будьте здоровы и помните, что ваше здоровье в ваших руках!
Список литературы
1. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебн. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов. – М.: Просвещение, 2017. – 162 с.
2. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В. И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
3. Скрайб-презентация. Актуализация знаний по теме «Бактерии в природе и жизни человека» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=01jTY9K8UWw (дата обращения: 27.05.2021)
4. Мультфильм. Наука для детей - Бактерии | Смешарики. Пин-код – Супербактерия [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vnMcE4VYxrA (дата обращения: 27.05.2021)
Потамошнева Наталья Алексеевна