Конспект занятия – игры, направленного на формирование мышления у детей 4-5 лет с нарушением интеллекта «Как ребята помогли зверятам»

2
1
Материал опубликован 11 March 2018 в группе

Конспект занятия – игры,
направленного на формирование мышления
у детей 4-5 лет с нарушением интеллекта

«Как ребята помогли зверятам»

Цель:
формировать наглядно-действенное мышление у детей с нарушением интеллекта посредством решения игровых проблемно-практических задач.

Задачи:

продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения;

учить решать проблемно-практические задачи методом проб;

закреплять представления об использовании предметов-орудий в бытовых и игровых ситуациях;

учить детей давать речевой отчет о последовательности выполненных ими практических действий

воспитывать у детей доброжелательность и отзывчивость.

Оборудование:


 

«Волшебный» мешочек, в котором лежат сачок, удочка, лейка, совочек, молоток пластмассовый или деревянный, палочка короткая 10-20 см и палочка длинная 40-50 см;
прозрачный тубус с «застрявшим» внутри кубиком, тазик с водой, пластмассовые шарики, цветок в горшке, игра «Рыбалка» (по количеству детей)
Образные игрушки: утенок, мышонок, котенок, щенок.


 

Ход организованной образовательной деятельности:


 

Учитель-дефектолог приносит в группу большой, красивый «Волшебный» мешочек.


Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, какой красивый мешочек я нашла, когда шла к вам в группу. Какой мешок? (Большой, красивый) Давайте посмотрим, что там?
Дети по очереди опускают руку в мешочек и достают один предмет.
Учитель-дефектолог: Что это? (Ответы детей зависят от уровня их речевого развития – это может быть полный ответ «Это лейка», лепетный или за ребенка дает ответ педагог).
-Вот сколько предметов было в мешочке: сачок, молоток, удочка, палочка короткая, палочка длинная, лейка и совочек (Называя предмет, педагог демонстрирует его детям)
-Сколько предметов мы достали из мешочка? (много). Вербальный ответ сопровождается показом – разводят руки в стороны.
Раздается стук. Педагог показывает детям утенка

Учитель-дефектолог: Кто это пришел? (Утенок)
Правильно, это утенок. Он плачет. Что с тобой случилось, утенок?
Утенок: у меня есть цветочек, но он завял, испортился (показывает цветок в горшке ), и я не знаю, что мне делать.
Педагог предлагает детям рассмотреть поближе цветочек, потрогать землю (она сухая) и подумать, что надо сделать.
Дети: Цветочек надо полить.
Утенок: Я не знаю, как.
Учитель-дефектолог предлагает одному из детей помочь утенку полить цветочек.
Учитель-дефектолог: как полить цветок? Что нам для этого нужно?
Ребенок: надо взять лейку, налить в нее воду и полить цветок (ответ зависит от уровня речевого развития ребенка) Ребенок самостоятельно или совместно с педагогом поливает цветок.
Утенок: Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, что цветы надо поливать из лейки.
Лейку отдают утенку и он «уходит»

Раздается стук. Педагог показывает детям мышонка.

Учитель-дефектолог: Кто это еще пришел? (Мышонок)
Правильно, это мышонок. Он плачет. Что с тобой случилось, мышонок?
Мышонок: у меня есть норка, но в нее попал кубик и застрял там (показывает прозрачный тубус с кубиком ), теперь я никак не могу попасть в свою норку.
Педагог предлагает детям рассмотреть поближе «норку» и подумать, как помочь мышонку, как достать кубик.
Дети: Надо взять палочку. Педагог предлагает одному из детей взять короткую палочку и вытолкнуть кубик из норки. Если ребенок берет короткую палочку, то педагог дает ему возможность попробовать вытолкнуть кубик.
Учитель-дефектолог. Почему у тебя не получилось? (Потому что палочка короткая. Надо взять длинную палочку )
Если ребенок сразу отказывается взять короткую палочку, то педагог просит его объяснить свой выбор. Ребенок длинной палочкой выталкивает кубик из «норки»

Мышонок: Спасибо вам, ребята. Вы мне помогли. За это я хочу с вами поиграть.
Физкультминутка.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте)
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Мы руки опускаем, (руки вниз)
Мы руки разведем, (руки в стороны)
И побежим кругом (бег).
Палочку отдают мышонку и он «уходит»


 

Раздается стук. Педагог показывает детям собачку.


 

Учитель-дефектолог: Кто же еще к нам пришел? (Собачка)
Правильно, это собачка. Она плачет. Что с тобой случилось, собачка?
Собачка: у меня есть шарики, я с ними играл и они попали в воду. (Показывает детям тазик с водой, в котором плавают пластмассовые шарики) Я не могу их достать, потому что боюсь намочить лапки. Я не знаю, что мне делать.
Педагог предлагает детям рассмотреть предметы, оставшиеся на столе, и подумать, как достать шарики из воды, чтобы не намочить руки. Что для этого надо взять?
Дети: Надо взять сачок и достать шарики из воды. Педагог предлагает одному из детей достать шарики из воды сачком.
В том случае, если дети не дают правильный ответ, то надо дать им возможность проверить свои варианты.

Собачка: Спасибо вам, ребята.
Шарики и сачок отдают собачке и она «уходит»

Раздается стук. Педагог показывает детям котенка.

Учитель-дефектолог: Кто это пришел? (Котенок)
Правильно, это котенок.
Котенок: Я хочу наловить рыбки на обед, но не знаю, как это сделать. Может, вы мне подскажете, чем ловят рыбку?
Дети рассматривают оставшиеся на столе предметы.
Дети: Надо взять удочку. Дети дают котенку удочку.
Котенок: Пойдемте все вместе ловить рыбу.
Дети играют в различные варианты игры «Рыбалка».


 

После занятия учитель-дефектолог индивидуально с каждым ребенком проводит беседу о том, кто приходил в гости? Как ребята помогли утенку? Мышонку? Кошечке? Собачке?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая работа. Спасибо.

11 March 2018

Похожие публикации