Внеклассное мероприятие для 9-х классов «Ломоносовская викторина»
Ломоносовская викторина
PPTX / 31 Мб
/data/files/c1637254800.pptx (Ломоносовская викторина)Ломоносовская викторина
Учитель: Кольченко Е.А.
Внеклассное мероприятие для 9-х классов АООП 9.1
Мероприятие проводится в 2 этапа. Каждый этап по 30 минут. Перерыв 10 минут.
Цели: формирование и коррекция объективных представлений об окружающем мире, расширение кругозора учащихся в предметных областях, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, социализации учащихся с ОВЗ, формирование метапредметных умений.
Задачи. Образовательные:
1. Формирование и коррекция предметных знаний и умений.
2. Повышения мотивации к изучению школьных предметов.
3. Развитие представлений о жизни и деятельности великого русского учёного М.В. Ломоносова.
Воспитательные:
Формирование чувства гордости за свою страну, чувства любви и уважения к выдающимся людям Отечества
Формирование коммуникативных навыков
Развитие умения работать в команде, проявлять уважение, соблюдать правила
Коррекционно-развивающие:
Формирования умения понимать задание, следовать инструкции
Развитие и коррекция: внимания, памяти, восприятия, мышления
Развитие и коррекция умения выражать свои мысли, стоить речевое высказывание
Создание условий для преодоления инертности психических процессов.
Развитие и коррекция навыков самоконтроля.
Оборудование: презентация, листы бумаги для ответов, карты.
В качестве жюри могут выступать педагоги, преподающие в классе, завуч, библиотекарь, родители.
Задания викторины составлены по предметам, помещены на слайды и открываются по щелчку мыши после краткого рассказа о жизни Ломоносова М.В. Тема задания связана с эпизодами жизни учёного.
Ход мероприятия:
Орг. Момент.
Добрый день!
Каких учёных вы знаете? (Предлагает назвать имена учёных, которые прославили Россию). В этом году вся Россия отмечает 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова - великого русского учёного. Сегодня в честь дня рождения учёного пройдет «Ломоносовская викторина». Слайд 1
Михаил Васильевич совершил открытия в разных науках. Поэтому в нашей викторине будут вопросы по всем предметам, которые изучаются в школе.
За верный ответ можно получить 1 балл. Победителем станет тот, кто заработает больше всех баллов. По результатам будут определены призеры, занявшие 2 и 3 места.
Внимание! Ломоносовская викторина в год науки и технологий, в честь 310 дня рождения великого ученого объявляется открытым.
Слайд 2
М.В. Ломоносов - великий русский ученый. Он добился создания первого русского университета (МГУ). Сделал открытия в разных областях знаний. Был поэтом и писателем, географом и художником, историком и химиком. Научные работы учёного переведены на разные языки и известны во всем мире. Когда-то он был совсем маленьким мальчиком.
Слайд 3
«Живая природа у Белого моря».
Михаил Васильевич родился 19 Ноября 1711 в деревне Мишанинская (сегодня с. Ломоносово) Архангельской губернии. Природа в этих краях суровая. По клику исчезает изображение деревни, открываются задания.
В течение пяти минут запишите названия обитателей Севера, которые окружали М.В. Ломоносова в родном краю с первых дней жизни: животных, птиц, рыб, растений.
Примерные ответы:
Животные: северный олень, писец, морж, белый медведь, лемминг.
Птицы: полярная сова, чайка, гусь, куропатка, тупик.
Рыбы: треска, сельдь, акула, пикша, камбала.
Растения: мох, лишайник, карликовая береза, сосна, морошка.
Ученики сдают бланки.
По щелчку мыши появляется изображение фауны. За это время жюри определяет победителя, который получает балл.
Кого в детстве Михаил Васильевич не мог увидеть? Появляется изображение животных. (Ответ:пингвины – обитатели южного полушария)
За верный ответ ученик получает балл.
Слайд 4.
Задачи на смекалку
Учитель: Миша Ломоносов в детстве был очень любознательным мальчиком и задавал взрослым много вопросов, на которые даже отец не всегда знал ответы.
Интересно, у кого получится проявить смекалку? Задания:
На яблоне росло 37 яблок, а на иве меньше. Сколько яблок росло на иве?
(На иве яблоки не растут).
Три девочки идут из школы домой, а навстречу им два мальчика. Сколько всего детей идет домой?
(Три девочки)
Слайд 5.
Физические тренировки
С девяти лет Михаил начал помогать отцу. Вместе они ловили рыбу и охотились в суровом Белом море. В этих морских приключениях поморам приходилось сражаться с морскими штормами или грести на веслах в отсутствие ветра. Тогда приходилось полагаться на свои силы. Поморы были крепкими людьми.
Задание:
Учитель: Чтобы лодка поморов могла плыть, необходимо иметь сильные руки. Задание для мальчиков.
1. Кто больше выполнит отжиманий.
Во время плавания лодку сильно качают волны. Нужно удержать равновесие. Задание для девочек.
2. Упражнение «Ласточка». Кто дольше сохранит равновесие? (девочки).
Для детей, которые не могут участвовать в общих заданиях предлагается другой конкурс:
3. Конкурс на гибкость (переступить через свои руки, замкнутые в замок).
Слайд 6
Математические вычисления
Учитель:
Пойманная рыба давала доход семьям поморов. На свою первую зарплату Михаил купил учебники по математике и русскому языку. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно ему нравилась «Арифметика».
Задания
1. В каком веке жил М.В. Ломоносов? (Ответ: в 18 веке)
2. М.В. Ломоносов прожил 54 года. В каком году он умер? (Ответ: 1765 г)
3. Сколько лет назад родился ученый? (Ответ: 310 лет назад)
4. Сколько сотен, единиц, десятков, тысяч в годе рождения ученого?
(Ответ: 7сот., 1 ед., 1дес., 1 тыс.).
Решите пример, составленный из цифр даты рождения ученого: 1711-11*19=
(Ответ: 1502)
Слайд 7
Первое путешествие М.В. Ломоносова
Учитель Михаил рано остался без родной матери. Отец женился снова. Мачехе очень не нравилась любовь к книгам у юноши. Жить Михаилу становилось все трудней. В 19 лет он тайком пешком уходит из дома в Москву учиться. За 3 недели пешком Михаил прошел 1168 км.
По щелчку мышки исчезает картина и открываются задания, по второму щелчку мышки появляется иллюстрация маршрута Ломоносова до Москвы.
Задания
Работа с картой.
1. Найдите на карте и отметьте Архангельск вблизи Белого моря. Это ближайший крупный город к деревне Мишанинская, с которого Михаил отправился в Москву пешком.
2. Отметить на карте Белое море, в котором работал Михаил с отцом.
Карта 1
https://big-archive.ru/wp-content/uploads/2019/06/14-28.jpg
3. Проложите на карте путь М.В. Ломоносова от Архангельска, Вологду, Ярославль и в Москву
Карта №2
Слайд 8
Славяно-греко-латинская академия
В Москве Ломоносов учится в Славяно-греко-латинской академии. За 5 лет старательный ученик проходит все, что другие ученики изучали 12 лет. В награду Михаила отправляют учиться в Германию
Михаила отправляют учиться в Германию.
По щелчку мышки исчезает изображение Академии и появляется карта Европы
Задание.
Найдите на карте № 3 Европы Германию, ее столицу.
Какие страны нужно было бы пересечь Ломоносову сегодня, чтоб сухопутным транспортом добраться до Германии? Назовите их столицы
Слайд 9
Учеба за границей и литературное творчество
В Германии Ломоносов учится в Университете. Он изучает технические, естественные науки, иностранные языки и литературу. В годы учёбы он пишет стихи. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.
Задания
Что мы знаем из литературы. Каждый участник пишет за 3 минуты
1. Названия сказок
2. Имена поэтов
3. Имена писателей
4. Названия любых произведений литературы
5. Прочитать наизусть стихотворение или его отрывок (2 балла)
Слайд 10
М.В. Ломоносов – историк
М.В. Ломоносов внес свой вклад в историю Отечества. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Этот труд облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Вопросы по истории Отечества.
Хорошо ли вы знаете нашу историю?
Из родной деревни Ломоносов пришел пешком в Москву.
1. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
2. Где была столица России во времена Ломоносова? (в Петербурге)
3. Какой царь построил Петербург?
4. Кто подписал указ об основании Московского университета? (императрица Елизавета Петровна)
5. В чью честь назван Московский Государственный Университет?
Слайд 11
Труды на благо Родины
В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.
На уроках ОСЖ вы проходите все, что необходимо для повседневной жизни.
1. Какие продукты используют для приготовления теста для блинов? (примерные ответы: молоко, яйца, сахар, соль, мука)
2. Что нужно знать при покупке одежды? (Свой размер одежды)
3. Как помочь человеку при ожоге? (Промыть место ожога холодной водой)
4. Какие блюда входят в праздничное меню? (учащиеся перечисляют названия салатов, закусок, основных блюд, напитков, десертов)
5. Каким способом передается грипп, ангина, корь, туберкулёз? (по воздуху)
Слайд 12
Для просвещения России
М.В. Ломоносов был настоящим патриотом России. Он очень старался, что бы русские люди были грамотными.
Именно Ломоносов настоял на том, чтоб обучение в России велось на русском языке.
Хорошо ли вы знаете русский язык?
1. Назовите 5 существительных среднего рода (окно, кино, эскимо, пальто, кафе)
2. Укажите имя существительное, в котором надо писать Ь.
Доч…. врач…циркач… (дочь)
3. В каком слове пишется окончание И (проверь с помощью проверочного слова земля)
вспомнить о братишк …
гостить у сестричк…(верно)
ответить Наталь…
4.Укажите, где допущена речевая ошибка.
Уважать старших.
Рассказывал о друзей (ошибка).
Договорился с одноклассниками.
5. Укажите строчку, где написаны только имена прилагательные:
Жёлтый, красный, стоял.
Волшебная, смелый, зелёный. (верный ответ)
Железный, золотой, рюкзак.
Учитель хвалит ребят, спрашивает, что удивило, что понравилось больше всего. Жюри объявляет победителей.