Мастер-класс на тему «Эвритмия как один из методов воздействия на продуктивность учебной деятельности учащихся с ОВЗ»
Мастер-класс на тему «Эвритмия как один из методов воздействия на продуктивность учебной деятельности учащихся с ОВЗ»
Звучит новогодняя музыка
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш конкурс уже традиционно проходит в канун Нового года. Мы все готовим подарки своим близким к этому празднику. Я тоже предлагаю вам подарить друг другу ПОДАРКИ, сделанные своими руками.
Для начала улыбнитесь и повторяйте за мной. Звучит музыка для активизации «Синий иней»
Подарок своими руками
Желаем…
- ок-
чтобы все было ок, ноль проблем
- большой палец- отличного настроения,
- пис- мира во всем мире, двойных зарплат, и любимого человека рядом.
- скрестить пальцы-
мы всегда поддерживаем и болеем за успехи своих коллег
- сердце-
Любви ваших близких.Мы дарим свои сердца детям!
Поблагодарите друг друга, поаплодируйте.
Сейчас мы не просто делали подарки, мы повышали настроение друг другу. В связи с этим у меня к вам вопрос: « Можно ли повысить настроение музыкой и ритмическими движениями? Ответ – да.
Как вы думаете, может ли танцепластика оказывать коррекционное значение на учащихся с ОВЗ? Ответ – да.
Можем ли мы повысить познавательный интерес к изучению предмета используя музыку, движения и речь? Ответ – да.
Вы сами помогли ответить на вопрос, почему я выбрала для своего мастер-класса именно эту тему. Мне остается только рассказать, что это за метод.
Эвритмия – искусство движения с музыкой и речью. Ее также называют "видимой речью" или "видимой песней". Дети с удовольствием отзываются на ее простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и привести в гармонию их тело и жизненные силы. Эвритмия улучшает координацию и мелкую моторику, способствует развитию правильного ощущения пространства, усиливает способность слушать.
Применение элементов этой методики я сегодня покажу на примере урока природоведения. Тема урока «Вода в природе». Цели и задачи урока вы видите на слайде.
Знакомьтесь - 5 «а» класс. В классе 9 человек. Все с олигофренией в легкой степени дебильности. По классификации Певзнер к 1 группе – неосложненнная форма относятся 2 учащихся. Ко 2 группе – осложненная форма с выраженными нейродинамическими нарушениями - 6 уч-ков, 3 группа - осложненная форма с нарушением анализаторов - 1 ученик (синдром Гольденхара). У одного уч-ка сопутствующий дефект – синдром РДА (ранний детский аутизм).
Вы увидите несколько элементов эвритмии, которые можно использовать на разных этапах урока.
Мотивация к учебной деятельности. Психолого-педагогический настрой на успех, на хорошую оценку. Видеоролик (дети под музыку: ладонями привлекают к себе хорошее настроение; отгоняют от себя неудачи; ставят блок плохому настроению; настраиваются на успех аплодисментами)
Актуализация и пробное действие. Календарь погоды (снежинки, дождь, град). Вместе с учителем под звуки дождя пальчиками на ладошке озвучивают тихий дождь, затем все громче и сильнее. Гром стучат ладошками по парте. Снег под музыку изображают кто как может – тихий, медленно летящий; снежная буря.
Физминутка «Я рисую речку»-дети танцуют и поют.
Включение в систему знаний и повторений. «Круговорот воды в природе». Дети, стоя руками под музыку моделируют процесс круговорота воды в природе. Сначала пошел дождь или снег, затем потекли реки, после этого началось испарение воды, и вода собралась в облаках и тучах и т.д.
Рефлексия учебной деятельности. Оценка результатов. «Лайк» (игро-танец)
Вывод: элементы этой методики я попробовала на всех своих уроках. На уроках географии, когда учили природные явления. Изображали ветер – это движение воздуха. Ветер ласковый (нежный , теплый и т.д), сильный (холодный неласковый, злой и т.д.), ураган и шторм на море. Все под музыку проговаривали, придумывая слова-характеристики ветра. Извержение вулкана, землетрясение, наводнение и цунами. Пробовала на уроках истории. Мы защищали русский город от нападения монголо – татар. В замедленном темпе стреляли из лука, кидали копье, рубились мечами. Попытались изобразить батальную сцену с учащимися 8 класса. После просмотра эпизода фильма «Война и мир», я предложила ребятам самим выбрать для себя к какому роду войск они будут относиться. Кто-то выбрал конницу, кто-то пехоту, кто-то артиллерию, кто-то был Кутузовым и Наполеоном. И в замедленном темпе под музыку с проговариванием своих действий они это сделали. С ребятами 9 класса при изучении эпохи Хрущева Н.С. о жилищном строительстве мы строили дом из кирпичей.
Обогащается словарный запас. Развиваются творческие способности. Расширяются знания учащихся. Сохраняется устойчивый интерес к изучению предмета. Одним словом, уроки имеют большую коррекционную значимость. И у ребят после этих уроков не возникает затруднения ответить на вопрос, чем мы занимались на прошлом уроке. Используя эту методику, педагогу открывается огромное поле деятельности.