Методическая разработка «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Методическая разработка
«Экологическая тропа
на территории дошкольного учреждения»
Разработала:
Воспитатель 1КК
Васильева Ю.А.
г. Верхняя Пышма
2024г.
Паспорт экологической тропы
на территории ДОУ
Пояснительная записка
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы:
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: МАДОУ «Детский сад № 11», Свердловская область, г. Верхняя Пышма
Год прокладывания маршрута экологической тропы: 2024 г.
Режим пользования: круглогодичный.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропе:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка;
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы;
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
- Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятии и другие виды деятельности.
Правила поведения на экологической тропе:
1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
5. С тропы нельзя брать с собой сувениры природы: красивые камни и т.п.
6. С тропы можно брать с собой только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- Экологические беседы.
- Наблюдения.
- Элементарные опыты.
- Экскурсии.
- Целевые прогулки.
- Экологические конкурсы, викторины.
- Решение экологических ситуативных задач.
- Чтение художественной литературы.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций.
- Труд в природе.
- Коллекционирование.
- Экологические досуги, развлечения, праздники.
- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные).
- Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями
на экологической тропе
- Взросло-детские проекты.
- Изготовление поделок.
- Субботники по облагораживанию территории ДОУ.
- Участие в конкурсах.
- Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах.
- Фотовыставки.
- Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Описание объектов экологической тропы
1. Еловая аллея
Цель: создание условий для наблюдения за хвойными деревьями; формирование бережного отношения к природе.
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за хвойными деревьями в разные времена года.
Сравнивание хвойных деревьев с другими деревьями: ствол, ветки, хвоя, кора, семена. Рассматривание коры через лупу.
Забота человека о хвойных деревьях.
Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева.
Изучение связей хвойных деревьев с животными и растениями
Изучение целебных свойств хвойных деревьев
2. Муравейник
Тема: Наблюдение за муравьями – тружениками
Цель: расширение представлений детей о муравьях – тружениках;
Содержание:
Рассматривание муравейника
Наблюдение за муравьями – тружениками
Прогулка и наблюдение за появлением насекомых.
Опытно-исследовательская деятельность:
- взаимосвязь муравьев и растений,
- рассказ и наблюдение за взаимодействием муравья и божьей коровки
- жизненный цикл муравья,
изготовление макетов помогающих изучать жизнь муравьев (устройство муравейника)
3. Клумба «Зеленая аптека»
Цель: знакомство с разнообразием лекарственных растений и их лечебными свойствами.
Лекарственные растения: календула, мята, подорожник, тимьян, ромашка аптечная, василек, шалфей, зверобой, лапчатка, манжетка, тысячелистник
Содержание:
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев.
Рассматривание и сбор семян.
Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме.
Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
4. Аллея Победы
Цель: наблюдение за сиренью; патриотическое воспитание
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за сиренью в разные времена года.
Сравнение сирени с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, цветы, семена.
Забота человека о деревьях.
Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева, рисование цветущей сирени.
Изучение целебных свойств сирени
5. солнечные часы
Солнечные часы – прибор для определения времени по движению тени по циферблату.
Содержание.
Знакомство с работы принципами солнечных часов
-Познакомить детей с деталями часов (циферблат, стрелки)
-Закрепить знания детей о частях суток. (утро, обед, вечер, ночь)
Проведение исследований
Рассматривание и наблюдение за солнечными часами в разное время суток и разные времена года.
-Учить определять время по часам, с точностью до одного часа.
-Формировать пространственно-временные представления.
-Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
6. Цветник
Цель: изучение и наблюдение растений в разные сезоны года.
Содержание.
Труд с детьми: посадка растений, полив, рыхление, прополка.
Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
Беседы о роли человека в жизни растений.
Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
Видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
7. Дуб
Цель: наблюдение за дубом; формирование бережного отношения к природе.
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за дубом в разные времена года.
Сравнение дуба с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, семена.
Забота человека о деревьях. Береза и человек.
Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева, рисование тени дерева. Рассматривание коры через лупу.
Изучение связей березы с животными и растениями
Изучение целебных свойств дуба
Сбор опавших листьев, желудей, веточек для поделок
8. Березовая роща
Цель: наблюдение за березами; формирование бережного отношения к природе.
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за березами в разные времена года.
Сравнение березы с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, семена.
Забота человека о деревьях. Береза и человек.
Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева, рисование тени дерева. Рассматривание коры через лупу.
Изучение связей березы с животными и растениями
Изучение целебных свойств березы
9. Птичья столовая
Цель: знакомство детей с птицами, которых можно встретить на территории детского сада, воспитание доброе отношение к птицам, трудолюбия.
Оборудование. Кормушки, скворечники.
Содержание.
Наблюдение за птицами на территории ДОУ: научить называть о описывать птиц, отличать зимующих и перелетных птиц, понимать значение птиц в природе,
В зимнее время года дети развешивают кормушки, подкармливают птиц.
Весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники.
Опытно-исследовательская деятельность:
- рассматривание оперения при помощи лупы.
- изучение поведения птиц во время кормления.
- изучение питания птиц зимой и летом.
- изучение повадок птиц.
10. Сосновый бор
Цель: создание условий для наблюдения за хвойными деревьями; формирование бережного отношения к природе.
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за хвойными деревьями в разные времена года.
Сравнивание хвойных деревьев с другими деревьями: ствол, ветки, хвоя, кора, семена. Рассматривание коры через лупу.
Забота человека о хвойных деревьях.
Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева.
Изучение связей хвойных деревьев с животными и растениями
Изучение целебных свойств хвойных деревьев
11. Огород
Цель: Формирование у детей интереса к опытной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
Содержание:
высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение;
Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о культурных растениях;
Дидактические игры: Лото «Мир растений», «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»
«Чего не стало», «Что где растет»,
Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород»,
Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.
Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло.
Экспериментальная деятельность влияние воды на рост растений
12. Альпийская горка «Полянка насекомых»
Цель: Знакомство детей с разнообразием мира насекомых.
Содержание:
Прогулка и наблюдение за появлением насекомых.
Опытно-исследовательская деятельность:
- взаимосвязь насекомых и растений,
- полезные насекомые,
- жизненный цикл божьей коровки,
- жизненный цикл бабочки,
- маскировка насекомых и т.д.
изготовление макетов помогающих изучать жизни насекомых, например, пчел
13. Контейнер по сбору мусора
Цель: обучение детей элементарной сортировке бытовых отходов.
14. Метеостанция
Цель: обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды: наблюдение за изменениями погоды, проведение анализа и формулирование вывода.
Оборудование.
Термометр - прибор для изменения температуры воздуха.
Дождемер - прибор для измерения количества осадков.
Ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра.
Детский барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).
облакоулавливатель - для распознавания облаков.
Содержание.
Познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Проведение наблюдений, практических работ, организация систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Примерный годовой план работы на экологической тропе
Месяц | Название | Задача, мероприятия |
СЕНТЯБРЬ | Давайте знакомиться | —знакомство вновь пришедших детей с экологической тропой; — работа со схемой ЭТ; — обзорная экскурсия по экологической тропе — познакомить с объектами экологической тропы |
Целевая прогулка: «Деревья – кустарники» | — сравнение разных растений, выделение общих и отличительных признаков деревьев и кустарников, закрепление названий деревьев (берёза, тополь, ель, клён) и кустарников | |
Наблюдение за деревьями и кустарниками | — наблюдение за изменением цвета листьев деревьев и кустарников, за цветущими растениями (какие растения цвели летом, какие сейчас); — беседа о том, почему цветущих растений осталось так мало | |
Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», | — закрепление названий деревьев, кустарников; — уточнение их видовых отличий | |
Наблюдение за птицами | — закрепить понятия «кормушка», «скворечник»; — закрепить знания о птицах; — вспомнить понятия «перелётный птицы» и «зимующие птицы» | |
Труд в природе | — сбор семян на клумбе, пересадка однолетних цветов в горшки | |
ОКТЯБРЬ | Целевая прогулка «Осинка» | — продолжать знакомить детей с деревьями, их строением, внешним видом; — формировать наблюдательность; |
Наблюдение за деревьями | — дать определение: Что такое листопад?; — изучение контрастных по окраске листьев деревьев | |
«Найди кустарник (дерево, цветок, траву) по описанию». | — закрепление названий деревьев, кустарников; — уточнение их видовых отличий | |
Исследование: Какое дерево останется без листьев раньше других? | — развивать наблюдательность и интерес | |
Наблюдение за травами: как они изменились? | — уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе | |
Игры на прогулках: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок», | — уточнить знания о деревьях | |
Труд в природе | — сбор природного материала для поделок: листьев | |
НОЯБРЬ | Целевая прогулка «К Берёзке» | — продолжать знакомить детей с деревьями, их строением, внешним видом; — формировать наблюдательность; — рассказать о роли берёзы в жизни человека (берёзовый сок, берёзовые почки, береста) |
Наблюдение за птицами: Какие птицы остались зимовать? | — закрепить знания о зимующих птицах | |
Наблюдение за деревьями и кустарниками | — пронаблюдать за изменениями во внешнем виде деревьев и кустарников | |
«Найди кустарник (дерево, цветок, траву) по описанию». | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Игры на прогулках: «К дереву беги», «Цепочка слов» (дети называют деревья, кустарники, птиц, ягоды) | — уточнить знания о деревьях, кустарниках, птицах, ягодах | |
Труд в природе | — сбор природного материала для поделок: шишек, веточек | |
ДЕКАБРЬ | Цикл наблюдений «В гости к ёлочке» | — закрепить знания об особенностях ели; — познакомить с понятиями: «хвоя», «вечнозелёная», «иголки»; — рассказать о пользе ели; — вспомнить песни и стихотворения о ели |
Обзорная экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, зимушки — зима!». | — познакомить с зимними явлениями в неживой природе | |
Наблюдение за снегом | — исследование снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный; — проведение опыта «Как вода превращается в лёд»; — изготовление цветных льдинок | |
Игры на прогулке «Кто мороза не боится»; «Опиши, а я отгадаю» (птицы у кормушки); | Повторение названий птиц, деревьев, кустарников | |
Труд в природе | — уборка участка от снега; — постройка снежных горок, снеговиков, снежных поделок | |
Столовая для птиц | — развешивание кормушек; — наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке; — подкормка птиц зерном, семечками и т. д. | |
ЯНВАРЬ | Сравнение ели и сосны | — закреплять умение сравнивать знакомые предметы: у сосны иголки более длинные, мягкие и светлые; шишки короткие, округлые; сосна выше ели и т. д. |
Наблюдения за свойствами снега | — во время снегопада рассмотреть сне- жинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи; — полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи; — послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит | |
Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. | — сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид; — продолжать подкармливать птиц у кормушек | |
Исследование «Где быстрее растает снег» | — внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег. | |
Игры на прогулке «Кто мороза не боится»; «Птички» | — повторение названий птиц | |
Труд в природе- подкормка птиц; | — уборка снега; — создание построек из снега; — в сильный снегопад «помочь» некоторым деревьям, стряхнув часть снега с веток. | |
ФЕВРАЛЬ | Целевая беседа: «Зимующие птицы» | — обобщить наблюдения за зимующими птицами; — воспитывать у детей заботливое отношение к животным |
Целевая прогулка «В гости к деревьям» | — обобщить основные признаки зимы | |
Наблюдения за сугробами | — закрепить знания детей: откуда берутся сугробы? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах) | |
Наблюдение за ветром | — закрепить знания детей и расширить словарный запас: зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый | |
Наблюдение за птицами | — проведение исследования: в одну кормушку насыпать зерно, семечки, кусочки сала, а в другие — только хлеба. Понаблюдать какие птицы будут прилетать к этим кормушкам. | |
Игры на прогулках: «Что изменилось», «Следопыты» (сравнить следы вороны и воробьёв), «Найти по названию», «Когда это бывает» | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Труд на прогулках: | — расчистка дорожек от снега; — подкормка птиц | |
МАРТ | Экскурсия по экологической тропинке «Здравствуй, весна!» | — развивать наблюдательность: поиск первых признаков весны (оседание снега у стволов деревьев, почки на сирени, сосульки на солнечных сторонах крыш и т. д.) |
Наблюдение за снегом | — развивать наблюдательность: иногда снег идёт вместе с дождём, снежный по кров стал серым, в тёплую погоду снег липкий. – расширять словарный запас: что такое наст | |
Наблюдение за деревьями | — развивать наблюдательность: почему около стволов деревьев появились воронки? | |
Наблюдение за птицами | — развивать наблюдательность: все чаще слышны голоса птиц, которые чувствует приближение весны | |
Наблюдение за сосульками | — развивать наблюдательность: сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой | |
Исследование «Как узнать растение» | — продолжать учить детей сравнивать основные признаки деревьев и кустарников, — продолжать учить выявлять их отличительные признаки; — продолжать изучать части растения | |
Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи | — выяснить, стало ли солнышко пригревать | |
Исследование: сбор обломанных ветром веток | — наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке | |
Игры на прогулках «К дереву беги»; «Летают — не летают»; «Найди по описанию» | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Труд в природе | — уборка снега на участке, посыпание дорожек песком. | |
АПРЕЛЬ | Целевая прогулка по экологической тропе | — учить видеть красоту природы, наслаждаться ею, стремиться её сохранить |
Исследование «Что происходит с почками» | — развивать наблюдательность: как изменяются почки на ветках? | |
Наблюдение за капелью | — обогащение словаря: что значит выражение «звенит капель»? Почему это явление природы называется «капель»? | |
Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Труд в природе | — уборка старых листьев и травы; — подготовка рассады для огорода | |
МАЙ | Экскурсия по экологической тропе | — найти признаки весны: изменение цвета неба, количество солнечных лучей, таяние сосулек, капель, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках, появление зелёных листочков |
Наблюдение за лужами и ручьями | — развивать наблюдательность: откуда берутся лужи? (Отметить повышение температуры днём, которое приводит к таянию снега, а следовательно, к образованию луж и ручейков) | |
Наблюдение за птицами. | — развивать наблюдательность: какие новые птицы появились на участке; каких птиц не стало видно | |
Наблюдение за насекомыми: лужайка с насекомыми | — развивать наблюдательность: как двигаются? В каких местах их больше | |
Целевая прогулка «На лужок» Наблюдение за травами и цветами на лугу | — развивать наблюдательность: | |
«К дереву беги»; «Летают — не летают»; «Следопыты»; «Найди по описанию» | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Труд в природе | — подготовка клумб, рыхление почвы, посадка семян цветов в землю; — подготовка грядок для высаживания рассады | |
ИЮНЬ | Экскурсия на лужок | — продолжать наблюдать за одуванчиком |
Цикл наблюдений «Ель летом». | — определить связь дерева с другими растениями и животными; — познакомиться с лечебные свойства дерева | |
Труд в природе | — уборка мусора (фантиков, бумажек) на экологической тропинке; — полив цветов на клумбе; — сезонные работы на огороде | |
Игры «Найди лист по образцу», | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Развлечение «В гости к Гномику» | Повторение изученного, обобщение правил поведения в лесу | |
ИЮЛЬ | Наблюдение за листьями деревьев и кустарников | — продолжать учить сравнивать основные признаки деревьев: сравнение их по цвету, форме |
Цикл наблюдений за божьими коровками | — развивать наблюдательность; — выделить основные признаки божьей коровки; — повторить признаки насекомых | |
Труд в природе | — полив цветов на клумбе; — сезонные работы на огороде | |
Игра «1-2-3- к дереву беги» | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Развлечение «В гости к Муравьишке» | Повторение изученного, обобщение правил поведения в лесу | |
АВГУСТ | Экскурсия на лужок | — беседа о насекомых и наблюдение за ними |
Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета» | — поиск признаков лета | |
Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», | — закрепление названий деревьев, кустарников; | |
Труд в природе | — полив цветов на клумбе; — сезонные работы на огороде | |
Развлечение | Повторение изученного, обобщение правил поведения в лесу |
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Экологической тропе"
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Роспотребнадзором.
1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.
2. Требования безопасности перед выходом на «Экологическую тропу»
2.1. Заместитель директора по хозяйственной части обязан:
2.1.1. Ежедневно осматривать территорию «Экологической тропы», не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на «Экологической тропе»
3. Требования безопасности во время нахождения на «Экологической тропе»
3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Экологической тропе», исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.
3.1.2. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора и деревьям.
3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.
3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы и соблюдать питьевой режим.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.
4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"
5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.
Заключение
Итак, экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Литература
1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
2. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
3. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.
4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
5. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
6. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание № 7, 2000.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.