Методическая разработка интегрированного урока развития речи и письма в 5 классе «Наставничество как способ создания условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАНЗУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИНТЕГРИРОВАННОГО
УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПИСЬМА
В 5 КЛАССЕ
«Наставничество как способ создания условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности»
Разработали и провели:
Жданова Олеся Александровна,
учитель русского языка и литературы;
Тарасова Ирина Викторовна,
педагог-психолог.
I.Аннотация___________________________________________________3
II.Введение _________________________________________________3 - 4
III.Основная часть _____________________________________________ 4
1.Специальные требования к проведению урока в коррекционном классе 4-5
2.Разработка________________________________________________ 5 - 9
IV. Заключение_______________________________________________ 9
V.Список использованной литературы___________________________ 10
VI.Приложения______________________________________________11-12
Аннотация
В данной методической разработке представлена совместная работа наставнической пары «педагог-психолог - учитель русского языка и литературы» как результат наставнической деятельности по теме: «Зацепки для уроков с целью удержания внимания обучающихся с трудностями в поведении». Разработка будет полезна всем учителям, работающим по адаптированным общеобразовательным основным программам.
Введение
Актуальность этой методической разработки состоит в том, что представленный урок развития речи и письма в специальном коррекционном классе разработан в соответствии с новыми стандартами (ФГОС).
Младшего подростка характеризует возрастающее стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться, в том числе и в основной деятельности – учебной. Детей 5 «В» класса отличают стойкие трудности поведенческого характера. В рамках наставнической деятельности два учителя объединили полезные знания и решили воплотить в совместно проведённом уроке.
Рассматриваем учебную деятельность как форму развития личности. Развитие личности всегда происходит в двух планах: актуальном и виртуальном. Актуальный план разворачивается в рамках конкретной предметной деятельности, а виртуальный план – это то, что является возможным, скрытым, но способно проявиться в любой момент. Вот и этот урок мы попытались предъявить как акт учебной жизнедеятельности.
Ввели особую психологическую структуру:
1 элемент. Установили межличностный контакт с помощью средств эмоционально духовного объединения через улыбку, случайных, не имеющих к учению слов о погоде, шуточных слов. Использовали традиционный приём технологии развития критического мышления «Колесо баланса».
2 элемент. С помощью дискуссионной беседы включили ребёнка в конкретную учебную деятельность, то есть способствовали переживанию успешности конкретного практического действия через подтверждение значимости позиции ученика.
3 элемент. «Зацепка» - та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая её в ситуацию неопределённости. Именно в беседе между учителями и детьми возник учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей. Осуществление перехода от теории к практике стало возможным благодаря использованию динамической паузы.
4 элемент. Организация учебных действий детей. Выбрали формы работы: фронтальная, работа в паре, комбинированная. Обращали внимание на любые детские догадки, фиксировали их на доске. Учитывали логику изменения материала, чёткость терминов и понятий. То есть дали ребёнку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового.
5 элемент. Коллективная деятельность сменялась индивидуальной мыслительной работой.
6 элемент. Получили естественный эмоциональный отклик в ответ на цветотерапию.
7 элемент. Развязка, эпилог. Придал уроку целостность и завершение. Рефлексия пути, так называемой виртуальной прогулки.
Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть.
Итак, используя цветовую гамму, мы сумели достичь гармоничных и уважительных отношений между участниками образовательного процесса.
Основная часть
1. Специальные требования к проведению урока в коррекционном классе
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
Упрощение типовой структуры в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
Опора на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и другое.
Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке заключаются в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Организуя учебную деятельность на уроке, приходится постоянно мобилизовать свои силы на решение познавательных задач. Поэтому учителю необходимо на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность детей с интеллектуальными нарушениями на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения, и в связи с этим, возрастает роль соответствия способов организации урока.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
С учётом всего вышеперечисленного разработали и провели интегрированный открытый урок комбинированного типа, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.
2.Разработка интегрированного урока развития речи и письма в 5 классе
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
Цель: уточнение знаний и умений определять окончание прилагательных мужского, среднего и женского рода с помощью создания благоприятной психологической атмосферы на уроке путём выражения детьми своих чувств через цветовую гамму.
Образовательные задачи: систематизировать действия обучающихся правильно подбирать имена прилагательные к именам существительным, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, выделять окончания у прилагательных и определять их род.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи через работу по фотокартине с помощью умения выражать настроение путём выбора цвета.
Воспитательные: овладеть чувственной и рефлексивной оценкой актуальных целей своей деятельности; достичь гармоничных и уважительных отношений между участниками образовательного процесса.
Оборудование урока: тетради, таблицы с окончаниями имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, фотокартины с изображением времён года, индивидуальные карточки, мультимедийная установка, ноутбук.
Ход урока
Цели этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | ||||||||||||
1.Установление межличностного контакта | ||||||||||||||
«Зацепка» Обеспечение быстрого включения детей в урок и настрой на продуктивную деятельность «Зацепка» | Педагог - психолог: пауза + улыбка -Здравствуйте, друзья. Я сейчас отправляюсь на прогулку и беру с собой только то, что окажется полезным. Догадайтесь, что это может быть: круглое, железное, быстрое. (Учитель русского языка раздаёт ребятам листы с «колесом баланса») - Наше колесо будет помогать держать равновесие (баланс). Помним об уважительном уважении друг к другу. Один говорит – другой не перебивает, дослушивает. Хочешь сказать – подними руку. Только так мы сумеем сохранить гармоничные отношения друг с другом. (Слайд 1 с велосипедом и вывешиваю на доску рисунок, который будет у всех). - Колесо баланса пригодится не только мне, но и нашим уважаемым гостям, Олесе Александровне, и, конечно, вам – отличным ребятам. - На вашем листе колесо имеет 5 частей. Каждая часть – это этап нашего урока. В течение прогулки мы будем закрашивать по одной части колеса тем цветом, который будет соответствовать вашему настроению в этот момент. Цвета могут и совпадать. - А в конце нашего занятия у вас появится возможность узнать о себе кое - что новое. - Итак, каким цветом сейчас можно раскрасить Ваше настроение? Выберите карандаш подходящего цвета и закрасьте любой сектор на вашем колесе баланса. | Разгадывают загадку: колесо Слушают Рассматривают изображение на слайде, которое поясняет фразу педагога-психолога о равновесии (балансе) Задумываются, выбирают карандаш. Раскрашивают | ||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||
Подготовка к достижению основной цели урока через постановку наводящих и уточняющих вопросов. Уточнение знаний о деятельности обучающихся правильно подбирать имена прилагательные к именам существительным. | Учитель: -Новое хорошо узнавать, но и старое, прошлое тоже полезно вспоминать. (Педагог-психолог раздаёт детям таблицы и вывешивает одну на доску).
- Знакомо ли вам то, что написано на таблице? -А что здесь написано? Что изучали? Что не изучали? -Как вы думаете, какая тема у нас сегодня будет? (Записывает на доске тему урока). -У прилагательных есть 3 рода. - От чего зависит род прилагательных? - Попробуем сформулировать правило. - Я назову начало, а вы продолжите. «В каком роде стоит существительное, … в таком же роде будет стоять и прилагательное». (Правило записано на обратной стороне доски. При открытии доски, дети проверяют то, как правильно они сформулировали). - Это правило будет нам помогать в сегодняшней работе. Обратите внимание и на окончания. - Что заметили? -Итак, от чего зависит род прилагательного…. Педагог – психолог: - Какие ощущения вы испытываете сейчас, когда у вас получилось поддержать беседу и ответить на все поставленные вопросы? - Давайте закрасим вторую часть нашего колеса баланса. | Работа по таблице Фронтальная беседа Отвечают (область знания отделяют от области незнания) Называют тему урока. Хором вслух дополняют правило. Проверяют себя. Читают по одному вполголоса. Смотрят на таблицу. Отвечают. Делают вывод. Задумываются. Закрашивают выбранным цветом сектор. | ||||||||||||
3.Первичное усвоение материала | ||||||||||||||
Коррекция и развитие связной устной речи через работу по фотокартине «Зацепка» Установка связи имён прилагательных с именами существительными, выделение окончания у прилагательных и определение их рода. | Педагог-психолог: - Повернитесь, пожалуйста, направо. - Что видите за окном? - Какая она весна? - Какие чувства вызывает? - Какие желания возникают? (Вывешиваю фотокартину с изображением весеннего времени года) - Посмотрите на фотографию. - Похожее время года? Чем? - Какие предметы указывают именно на этот сезон? Учитель русского языка подключается к беседе. (Раскладывает на каждую парту фотокартины разных времён года) -Какое время года изображено на вашей картине? Почему? - Нравится ли вам это время года? -На картинах есть много изображений предметов, которые называют существительными. На какие вопросы они отвечают? (Запись вопросов на доске). - Назовите их. А какие существительные на нашей картине? - Сколько родов у имён существительных? Назовите существительные мужского, женского и среднего рода. - По одному слову каждого рода мы будем записывать в тетрадь. - Для начала, откройте тетради и запишите число. -Теперь будем к существительным подбирать прилагательные. - Не забывайте пользоваться таблицей. - На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (женского рода? среднего рода?) - Подбираем примеры и выделяем окончания. Подводим итог этапа: какую работу сейчас выполняли? - Давайте закрасим третью часть нашего колеса баланса. | Поворачивают головы. Отвечают поочерёдно вслух. Рассматривают. Ищут на фотокартине Называют предметы, не перебивая друг друга, дослушивают ответы детей. Вспоминают вопросы, на которые отвечают имена существительные. Глазами «пробегают» повторно по записи вопросов на доске. Открывают и записывают дату с доски. Коллективная работа с опорой на таблицу. Проговаривают. Записывают, поочерёдно выходя к доске. Обобщают. Закрашивают. | ||||||||||||
IV. Динамическая пауза | ||||||||||||||
«Зацепка» Включение канала восприятия через ощущения (форточка открыта). Снятие психологического и физического напряжения | Педагог-психолог: - Сейчас бы погулять, вдохнуть запах свежести, ощутить всю свежесть весеннего дня полной грудью. (Показ педагогом - психологом дыхательных упражнений) (Заранее развесили по разным стенам класса окончания прилагательных на карточках в увеличенном размере) - Думаю, что все уже заметили новые карточки на стенах вашего класса. Попробуйте найти окончания прилагательных среднего рода и указать на них с помощью поворота головы и двух рук в ту сторону, где они расположены, но по моей команде. И т.п. - Какое чувство вызвала у вас эта работа, выразите в цвете и раскрасьте следующую часть колеса. (Слайд 2) | Выполняют дыхательную гимнастику, ориентируясь на педагога-психолога. Смотрят по сторонам, поворачивая голову, шею, руки, глаза. Закрашивают | ||||||||||||
V.Самостоятельная работа учащихся | ||||||||||||||
Работа по алгоритму | Учитель русского языка: -Теперь вы точно такую же работу выполните по фотокартине, которая лежит на вашем столе (Алгоритм записан на доске) - Подобрать нужно по 2-3 прилагательных к каждому существительному и выделить окончания. - Не забывайте пользоваться таблицей. Индивидуальная проверка работ учителем. | Выполняют в тетради письменно работу по алгоритму на доске. Работа в паре. | ||||||||||||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | VI.Итог урока Учитель русского языка: -Что вам помогало определять род у прилагательных? -А что вам помогало правильно выделять окончания у прилагательных? -Спасибо за работу, ребята. -Оцените свою деятельность на уроке. - Если вам хочется получить дополнительную отметку, можно взять карточку с текстом домой. Найти прилагательные в тексте, определить род и выделить окончания. Педагог-психолог: - Вот мы и подошли к завершению нашей прогулки. Мне очень понравилось с вами. Работа сегодня, действительно, показала, как уважительно нужно относиться друг к другу, сохранять равновесие (баланс). - Давайте закрасим оставшуюся часть нашего колеса баланса. | Отвечают на вопросы учителя: Самооценивание Выбор домашнего задания Закрашивают | ||||||||||||
VII.Рефлексия | ||||||||||||||
«Зацепка» Достижение гармоничных и уважительных отношений между участниками образовательного процесса. | Педагог-психолог: - А вот, что же покажет ваше настроение, ребята, в ответ на наш урок. Посмотрите, какой цвет повторяется или у вас сейчас выбор пал на новый оттенок. Определитесь и выберите на слайде тот, который вам близок в этот момент. Уважаемые гости, приглашаю Вас поучаствовать. (Слайд 3) - Прочитайте. Узнали что-нибудь о себе? Сделайте соответствующие выводы о своём эмоциональном здоровье. (Слайд 4) - Надеюсь, наша совместная прогулка пошла всем на пользу. Урок окончен. Спасибо. | Смотрят на слайд. Выбирают свой цвет молча. Читают, отвечают. |
Заключение
Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него своё творчество, свой методический почерк.
Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование слайдовых презентаций, создание на уроке ситуаций речевого общения, игровых моментов, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников с особыми образовательными потребностями.
Такой подход, несомненно, заинтересует учащихся, да и учителю будет интересней проводить урок. На уроках необходимо формирование не только предметных учебных действий, но и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.
Наставничество помогает осваивать новые формы работы, опираясь на способности и возможности участников зоны ближайшего окружения в обучающем сообществе школы. Настраивает учителей на выделение инновационных умений, а также демонстрирует большой набор умений «жизненных» или «карьерных».
Данная методическая разработка была представлена на семинаре директоров Качугского района в виде открытого интегрированного урока 10 марта 2023 года.
Список использованной литературы
1.Мастюкова Е.М., Певзнер М.С.,Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Выпуск 1 - Иркутск, 1992 – 160 с
2.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1988.- 175 с
3.Ефимова Т.Н. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных действий // Современный урок – 2021 г - №2
4.Фатикова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями// - Современное дошкольное образование – 2021 г.- №3 (105)
Приложение
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
12
Кучумова Ирина Викторовна
Тарасова Ирина Викторовна
Корнилова Марина Афанасьевна
Тарасова Ирина Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Тарасова Ирина Викторовна