Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Дерево, железо, пластик»
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Дерево, железо, пластик»
Цель: Дать представление детям о лаборатории и углубить их знания о свойствах таких материалов, как металл, дерево и пластмасса.
Образовательные задачи:
Формировать у детей элементарные умения в проведении опытов и развивать интерес к познавательной деятельности.
Познакомить с такими свойствами дерева, металла и пластмассы как плавучесть, горючесть;
Учить различать, находить и называть предметы из дерева, металла и пластмассы в ближайшем окружении;
Развивающие задачи:
Развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход; умение применять разнообразные способы обследования предметов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки коллективной работы;
Материалы и оборудование:
игрушки из дерева, пластмассы и металла;
ёмкость с водой – для проверки плавучести;
деревянные брусочки, металлические пластины, пластиковые предметы;
конверт + картинки кукол
карта-план и карта для «кодировки» результатов наблюдений
Ход совместной образовательной деятельности с детьми:
Организационный момент – мотивация детей на деятельность:
Ребята давайте поздороваемся и пожелаем друг другу здоровья
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, здравствуйте (машут рукой девочки)
Здравствуйте мальчики,
Здравствуйте, здравствуйте (машут рукой мальчики)
Здравствуй солнышко,
Здравствуй, здравствуй (машут 2-мя руками все)
Здравствуй день такой прекрасный!
Здравствуй, здравствуй! (хлопают в ладошки)
Здравствуйте гости дорогие
Здравствуйте, здравствуйте! (машут рукой)
Основная часть:
Мотивация на деятельность:
В нашу группу пришло письмо, в нем фотографии друзей, поэтому сегодня у нас в гостях три друга - три куклы: Буратино, кукла Мальвина и Железный Дровосек.
Куклы хотят узнать: из какого материала они сделаны, и какую пользу приносят эти материалы людям?
Отгадайте загадки:
Не тону. С топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь - От огня берегусь. (Дерево – показ материала)
Как вы думаете, какая из кукол сделана из дерева? (Буратино)
Значит, какой у нас Буратино? (Деревянный)
Следующий герой Железный Дровосек
Из чего он сделан? Тяжелое, холодное. В воде утону.
В огне не сгорю. ( Металл, железо-показ материала)
И третья гостья кукла Мальвина
Могу быть прозрачной,
Могу быть цветной.
Воды не боюсь,
Огня стерегусь. Из какого материала сделана кукла Мальвина? (Пластмасса – показ материала) Значит, кукла какая? (Пластиковая, пластмассовая).
Проблемная ситуация:
Оказывается, Буратино дорогой что-то потерял, а что забыл, ведь голова то у него какая? (деревянная). Но мы ему поможем.
Посмотрите на эту фотографию и скажите, что потерял Буратино? (ключик).
Друзья собрались искать ключик. А вы, ребята, хотите помочь искать ключик Буратино? (Да). Тогда в путь.
Чтобы нам легче было искать ключик, Железный Дровосек и Мальвина нарисовали карту-план, по которому мы будем двигаться.
Если мы узнаем, какую пользу приносят материалы, то обязательно найдем ключик. (Если мы весь путь пройдем, то обязательно ключик мы найдем!)
На карте первая остановка «Вопросик»,
Наши помощники «Руки»,
задание «Потрогай и назови» (кодировка ответов в таблицу-домик)
-) Найди деревянный предмет, какой предмет на ощупь? ( гладкий или шершавый, ровный или кривой, теплый или холодный, мягкий или твердый, прочный или хрупкий)
Кто из кукол у нас деревянный? (Буратино).
-) Найди железный предмет, какой он на ощупь?
(Гладкий или нет? Мягкий или нет? Прочный или нет? Теплый или нет?)
-) Найди пластмассовый предмет, какой он на ощупь?
(ответы детей, при затруднении наводящие вопросы)
Игра «Таинственный сундучок»
Задание: Опусти руку в «сундучок» с фасолью, достать предмет и определить из какого материала он сделан?
Физминутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.
Ручки в стороны развел, ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Ключ достал, дверь открыл и в путь знаний поспешил.
Посмотрим на карту, следующая остановка «Колокольчик», наш следующий помощник – «Уши»
Задание: постучать разными ложками: деревянной, металлической и пластиковой и определить, какой предмет звучал громче или тише, глухо или громко? (глухой – звонкий, тихий-громкий)
(кодировка ответов в таблицу–домик)
Педагог: А мы дальше идем – и друзей с собой ведем!
На пути следующее препятствие. Посмотрите на карту. Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (Речка)
Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей, с «кодирокой» в карту собственных наблюдений)
Давайте проверим - проведем эксперимент, опыт
Опыт: Тонет - не тонет.
Опустите деревянные, пластмассовые и металлические предметы в воду. Дети опускаю материалы в таз с водой. Что произошло?
Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают? ( дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул).
Как вы думаете, как нашим друзьям можно перебраться на другой берег? Буратино утонет? (нет). Почему? Мальвина сможет переплыть речку?
-Как же тогда Железному Дровосеку перебраться на другой берег? (Его могут переправить Буратино и кукла Маша, например построив Дровосеку лодку из дерева или пластмассы).
7) Педагог: Вот и перебрались друзья на другой берег. Посмотрите на карту.
Какое следующее препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)
Опыт: Горит – не горит.
Ребята, мы этот опыт рассмотрим на картинках.
А поможет нам печка. Чем печку топят? (дровами)
А дрова какие? Из чего? (деревянные)
Значит, если печку топят дровами, значит дрова горят.
А кто у нас деревянный из кукол? (Буратино)
Можно ему печку разжигать? (нет) Почему?
А он кушать очень хочет!
Решили друзья сварить уху.
Буратино: Я пойду рыбу ловить, кукла Мальвина: «И я пойду, я боюсь огня».
- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить?
(Буратино рыбу ловить и кукла Мальвина должны рыбу ловить, они воды не боятся, а Железный Дровосек – костер разводить он не боится огня.)
Вывод: Давайте посмотрим, что произошло с материалами? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается) (кодировка результатов в таблицу-домик).
-Сварили друзья ухи, сели есть, Железный Дровосек достал металлическую ложку, а Буратино – свою деревянную, а кукла Мальвина – пластиковую. Буратино и Мальвина быстро управились, а Железный Дровосек все дул и дул на свою ложку. Почему?
8) Узнаем из следующего опыта: Теплопроводность.
У меня в чашке горячая вода.
Я положу в чашку деревянную, пластмассовую и металлическую ложки. Достану и дам вам потрогать разные ложки, что произошло? (металлическая ложка нагрелась, а деревянная и пластмассовая нет). Дети трогают материалы. Это свойство называется теплопроводность, от слов «проводить тепло»
(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным, поэтому Железный Дровосек долго не мог остудить свою ложку).
9) Игра «Подарки для кукол»
Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для наших друзей.
Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)
А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
Предметы из пластмассы. (Ложка, конструктор. Машинка…)
Вывод: И из дерева, металла и пластмассы делают много очень нужных предметов.
3. Заключительная часть:
Вот и закончились наши поиски. А что мы с вами ищем? (Ключик для Буратино). А из какого материала сделан Буратино? (из дерева).
Значит, ключик, будет каким? (деревянным).
Задание: Найдите ключ Буратино среди других предметов (подарим его кукле).
Куклы всех благодарят и спасибо говорят.