12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена Владимировна11435
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия, Хабаровский край

15

Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии «Технологическая карта урока»

Участник: Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, Хабаровский край

Методическая разработка урока биологии по теме: «Лишайники», 7 класс

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представлений о лишайниках, особенностях их жизнедеятельности, взаимосвязи строения и выполняемых функций, распространенности и экологической роли в природе; обеспечение практической направленности учебного процесса.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на добывание новых знаний и умение их применять в новой ситуации, расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.

Воспитывающие: знакомство с разнообразием жизненных форм лишайников и их эстетическое значение; воспитание бережного отношения к лишайникам, как биоиндикаторам экологической обстановки данной местности.

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные:

Базовый уровень

по стандарту и программе учащиеся должны знать:

основные понятия, относящиеся с строению про- и эукариотической клеток;

строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

понятие о симбиозе;

общую характеристику лишайников;

типы слоевищ лишайников;

особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

по стандарту и программе учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику бактерий и грибов;

объяснять строение грибов и лишайников;

приводить примеры распространенности грибов и лишайников;

объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

Повышенный уровень:

составлять систематику лишайников;

характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, работать с рисунками учебника, сравнивать, находить отличия, составлять опорные схемы, объяснять значение новых слов, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу творческой группы, формирование экологической культуры обучающихся.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, слушать товарища, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение, готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников.

Организация пространства:

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Как размножаются лишайники», учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», дополнительный материал.

Тип занятия: комбинированный.

Базовые технологии:  личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; ИКТ.

Использованные источники:

http://portfolio.nn199mdou.edusite.ru/vis_p27aa1.html

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/09/07/razrabotka-uroka-biologii-v-5-klasse-po-teme-lishayniki

http://festival.1september.ru/articles/624093 /

http://festival.1september.ru/articles/635253 /

http://infourok.ru/tehnologicheskaya_karta_uroka_na_temu_lishayniki_5_klass-167144.htm

Технологическая карта урока по теме «Лишайники», 7 класс

Этапы урока

Цели этапов

Форма/

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты в соответствии с ФГОС

1. Подго-товитель-ный

Организо-вать инициа-тивное со-трудничест-во в поиске, сборе и структури-ровании ин-формации.

Самосто-ятельная работа с дополни-тельными источни-ками лите-ратуры, ресурсами сети Интернет.

Знакомится со специальной литературой.

Готовит презентацию, чтобы наиболее наглядно представить информацию о лишайниках (Приложение 1).

Готовит раздаточный материал (тесты для закрепления знаний по новой теме).

На предыдущем уроке учащиеся получают задание подготовить материал о лишайниках (условия жизни, местообитание, роль в природе, фотографии, история открытия и т.п.), оформить его в виде сообщения или презентации.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

Регулятивные: учатся самостоятельно подбирать материал для урока, пользоваться поисковыми системами Интернета.

Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.

2.Органи-зацион-ный (самооп-ределение к деятель-ности)

Организо-вать само-оценку уча-щимися го-товности к предстоя-щей дея-тельности на уроке.

Подвести учащихся к формули-ровке темы и цели урока.

Проинстру-ктировать учащихся относитель-но форм работы на уроке.

Коллек-тивная или фронталь-ная беседа.

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраивает на плодотворную работу.

С помощью вопросов подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.


 

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетради, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок

Воспринимают рассказ учителя, формулируют тему урока: «Лишайники».

Формулируют цель урока: изучить строение лишайников и выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также сформировать умения узнавать лишайники, характеризовать их роль в природе.

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: учатся самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

3. Актуа-лизация знаний (введение нового знания)

Организо-вать дея-тельность учащихся по восприятию, осмыслению и первично-му запоми-нанию но-вых знаний.

Вступи-тельная беседа, проблем-ное изло-жение с элемен-тами беседы.

Сообщает основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт учащихся, их знания о лишайниках.

Историческая справка (как были открыты лишайники, имена ученых).

Направляет поток вопросов учащихся в рациональное русло.

Включаются в деятельность по освоению содержания нового материала.

Познавательные: осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

4. Воспро-изведение нового знания

Организо-вать совмес-тную дея-тельность учителя и учащихся.

Самостоя-тельная работа в творчес-ких групп-пах, вы-ступления учащихся у доски с использо-ванием опорных схем и таблиц, заслуши-вание со-общений (презен-таций), фронталь-ное об-суждение.

Зачитывает «Необыкно-венную историю Гриба и Водоросли» (Приложение 2).

Организует групповую работу, результатом которой должны стать опорные схемы и таблицы.

Учитель поясняет задачу каждой группе:

1 группа - строение лишайников.

2 группа - питание лишайников.

3 группа - типы слоевищ лишайников (кустистые, накипные лишайники, листоватые).

4 группа - размножение лишайников + просмотр видеоролика (Приложение 3).

5 группа - значение лишайников в природе.

Организует контроль выполнения задания.

Делятся на творческие группы. Работают в творческих группах.

Представляют результаты проделанной работы (в т.ч. домашней), заполняют схемы и таблицы.


 


 


 


 

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, учится работать с учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

     

Проводит физкультми-нутку (Приложение 4).

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

 

5. Первич-ное за-крепление знаний

Через ана-лиз строе-ния и значе-ния лишай-ников соз-дать условия для более глубокого подтверж-дения выво-дов обучаю-щихся о взаимосвязи всех органов лишайника.

Групповая самосто-ятельная работа, индиви-дуальное тестиро-вание.

Организует закрепление знаний, используя головоломки, загадки, упражнение на выбор верного суждения, тест (Приложение 5).

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Отгадывают головоломки, загадки, выбирают верные суждения, отвечают на вопросы теста.

Самопроверка и взаимопроверка теста.

Предметные: осваивают основные понятия: симбиоз, биоиндикатор, типы слоевищ, особенности строения и жизнедеятельности лишайников, их значение. Развивают информационную компетентность, учатся моделировать понятие, выбирают верное суждение.

Познавательные: формулируют ответы, осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: слушают учителя, работают по алгоритму.

Личностные: проявляют интерес к изу-чаемой теме и результатам её освоения.

6. Рефлек-сия дея-тельности на уроке

Организо-вать пони-мание цен-ности вы-полненной деятельнос-ти.

Диалог с учащими-ся по ре-зультатам

работы на уроке.

Проводит рефлексию

Задает вопросы:

Чему учились?

Зачем вам нужно новое знание?

Что было интересным?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу учащихся на уроке.

Выдает домашнее задание к следующему уроку.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившие-ся моменты урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Высказывают, аргументируют своё мнение.

С помощью сигнальных карточек выражают своё отношение к уроку

Записывают в дневник домашнее задание (стр. 32-36, ответить на вопрос: «Почему лишайники называют пионерами растительного мира?»

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

Приложение 1

Отдельные слайды презентации


 

Приложение 2

Необыкновенная история Гриба и Водоросли

Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

- Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Ошибаешься, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб. - А ты подумай.

Водоросль задумалась.

- Надо обратиться к Солнцу, - сказала, наконец, она. - Ты попроси у него прощения, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай попробуем, Солнце доброе.

- Безнадежная идея! - махнул Гриб. - Пробовал уже. Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух мне, честно говоря, не очень хочется. И корни тебе ни к чему, где это видано, чтобы у водоросли росли корни? У меня идея!

- Какая же? - оживилась Водоросль.

- Давай дружить, быстро ответил Гриб. - Ты в ладах с Солнцем, а в ладах с землей. Вот и будем обмениваться, я тебе пищу, а ты мне силу Солнца. Понимаешь?

- Понимать-то я понимаю, задумчиво ответила Водоросль. - Да только как мы будем жить вместе? Ты привык к Земле, а я живу в воде. Пойдем в воду - ты утонишь, выйдем на сушу - я засохну и умру.

- Не падай духом, - усмехнулся Гриб. - Жить мы с тобой будем в любом уголке, где есть влага.

- В таком случае я согласна! - радостно воскликнула Водоросль.

С тех пор Гриб и Водоросль живут вместе. Они настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга. Гриб и Водоросль, заключившие союз, настолько сдружились, что их стали называть даже одним именем - Лишайник. Такая дружба в мире животных и растений называется симбиозом.

Приложение 3

Отдельные фрагменты видеоролика «Размножение лишайников»

Приложение 4

Физкультминутка

Упражнения для снятия напряжения с глаз

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес! (выполняют круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб! (глаза влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук! (глаза вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой,

И скорей беги домой! (моргают глазами)

На горе мы видим дом, (глаза поднимают вверх)

Много зелени кругом: (круговые движения глазами)

Вот деревья, вот кусты, (смотрят влево, вправо)

Вот – душистые цветы. (смотрят перед собой)

Приложение 5


 

Головоломки, загадки, тест по теме «Лишайники»

Головоломки:

1.ждлваоиризоидыхшкуиаэждоле

2.ждпоешслоевищеждолзхнектов

3.ацжфукшсимбиозещгаистмалир

4.опавенягельванилкиспадыроима

5.арловрдавтогетеротрофыторлен

Загадки:

Гриб и водоросль дружно жили.

Вместе ели, вместе пили.

Чтобы я и дальше рос,

Очень важен… (Симбиоз)

Тундра очень им богата,

Ест его олень рогатый. (Ягель)

Я в еловом лесу,

Бородой своей трясу. (Лишайник бородач)

Не цветет, а растение,

Не рыба, а живет в воде,

Капуста, но не растет в огороде. (Водоросль)

На полене иногда вырастает борода. (Лишайник-бородач)

На коре, на стенке –

Золотые пенки. (Стенная золотянка)

Тест по теме «Лишайники»

1. Какие два компонента сочетают в себе лишайники?

А) Гриб и бактерия Б) Бактерия и водоросль

В) Гриб и водоросль Г) Водоросль и водоросль

2. Взаимополезное сожительство двух компонентов в лишайнике - это…

А) Симбиоз Б) Паразитизм

В) Биоиндикация Г) Фотосинтез

3. Тело лишайников называется …

А) Таллом Б) Мицелий

В) Микориза Г) Спорангий

4. Какого типа слоевищ не существует у лишайников?

А) Накипной Б) Листоватый

В) Кустистый Г) Побеговый

5. Самый сложноорганизованный тип слоевища – это …

А) Накипной Б) Листоватый

В) Кустистый Г) Побеговый

6. В слоевище различают…

А) Корковые слои и древесину Б) Корковые слои и сердцевину

В) Древесину и сердцевину Г) Корковые слои и проводящие ткани

7. Чем крепится лишайник к дереву?

А) Корнями Б) Водорослями

В) Сердцевиной Г) Ризоидами

8. Хлорофилл содержится в …

А) Гифах гриба Б) Клетках водорослей

В) Рибосомах Г) Ядре

9. По способу питания лишайники относят к …

А) Гетеротрофам Б) Автотрофам

В) Автогетеротрофам Г) «Прожорливым» организмам

10. Где не растут лишайники?

А) На почве Б) На деревьях

В) На скалах Г) В воде

11. Какой из лишайников употребляют в пищу олени?

А) Ягель Б) Леканора

В) Пармелия Г) Гипогимния

12. К какому царству живых организмов относят Лишайники?

А) Бактерии Б) Грибы

В) Растения Г) Животные

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Пахомова Татьяна Петровна, 07.03.17 в 22:03 4 Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна! Спасибо за разработку!
Елена Владимировна, 25.03.17 в 05:29 3 Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, спасибо за Ваше внимание.
Екатерина Николаевна, 22.03.17 в 13:01 4 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Елена Владимировна, большое спасибо Вам за урок!
Елена Владимировна, 25.03.17 в 05:30 3 Ответить Пожаловаться
Екатерина Николаевна, спасибо за Ваше внимание.
Авхадеева Раиса Ивановна, 24.03.17 в 15:20 3 Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал, Елена Владимировна! Помню несколько лет назад мой сын делал реферат по теме "Лишайники". Компьютеров тогда у нас не было. Мы сходили в несколько библиотек, опросили всех своих знакомых, целую неделю рисовали иллюстрации. Почерк был, конечно, корявый, но содержание получилось отличное. И вот пришел мой сын из школы. Растроенный!!? Нет, он был просто убит. Потому что на последней странице красовалась тройка... Что я должна была сказать своему ребенку?!
Елена Владимировна, 25.03.17 в 05:29 2 Ответить Пожаловаться
Раиса Ивановна! Мне очень жаль за коллегу, которая не смогла оценить труды Вашего сына. Мои ученики часто оформляют свои работы сами, проявляя свои способности, тратя при этом немало времени. Да, не всегда получается красиво, но я в первую очередь оцениваю содержание и потраченное время ученика.
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.07.19 в 17:10 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс! Сила и мастерство учителя не в том,чтобы наши дети нас боялись,а в том,чтобы уважали! Жаль,что сын Раисы Ивановны потеряет интерес!!! Я любыми путями делаю из сложной работы прежде всего интересную!!!
Елена Владимировна, 06.07.19 в 17:25 1 Ответить Пожаловаться
Вы правы и Ваши замечательные работы яркий тому пример.
Поляков Александр Васильевич, 21.02.20 в 23:00 1 Ответить Пожаловаться
Очень много творчества и никакие образовательные стандарты его не затмят.Так держать .Здорово!
Елена Владимировна, 22.02.20 в 00:47 0 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за добрые слова, Александр Васильевич! Мне очень приятно!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.