Методическая разработка урока по биологии для обучающихся 8 класса по теме «Витамины»
Методическая разработка урока по биологии
для обучающихся 8 класса по теме «Витамины»
Класс: 8
Тема урока: Витамины.
Цели:
Предметно-дидактическая: ознакомление учащихся с информацией о биологической роли некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Воспитательная: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, формирование навыков работы в группе, воспитание чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
метапредметные:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Предметные:
Имеют представление о витаминах;
Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;
Знают химические названия и буквенные обозначения витаминов;
Называют последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводят примеры;
Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
Знают правила рационального питания.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы:
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
Дополнительные:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником);
практические (выполнение практической работы,составление таблиц, поиск информации)
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные карточки для проведения практической работы.
Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный | | | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Само- проверка | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | Сегодня мы поговорим о веществах которые называют «пламень жизни». Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ. Посмотрите видео од ной из песни Тимы Белорусских (слайд 1-2) и попробуйте определить о чем мы сегодня будем говорить на уроке (Слайд 3) Какие ассоциации у вас связаны со словом «витамины»? Кто озвучит тему урока? (Слайд 4)Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие опросы получить ответы? | Словесный (беседа), наглядный | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | Определяют тему урока; Участвуют в постановке познавательной цели урока. Предполагаемый ответ: Узнать, что такое витамины. Изучить их многообразие. Выяснить, в каких продуктах содержатся. Узнать какие функции выполняют | Словесная оценка учителя | Регулятивные: Целеполагание | |||||||||||||||||||||||||||
Учебно-познавательная деятельность: Постановка проблемы Открытие нового через её решение Первичное закрепление Открытие нового Постановка и решение проблемы | (Слайд 5). Мы часто слышим разную информацию о витаминах: Витамины есть только в овощах и фруктах. Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. Витамины нужно принимать только зимой и весной. Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. Постановка проблемного вопроса: - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. | Дедуктивный (применение знаний) Проблемный, | Предлагает обучающимся проблемный вопрос и задания с целью выявления роли витаминов. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод о роли витаминов в организме. | Словесная оценка учителя | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные: Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. | |||||||||||||||||||||||||||
Итак, попробуйте сформулировать понятие «Витамины». (Слайд 6) Витамины - это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для протекания биохимических реакций в организме. (Слайд 7) Все витамины делятся на 2 большие группы водорастворимые и жирорастворимые. Выписать в 2 колонки водорастворимые и жирорастворимые.
1)Как называется заболевание, которое возникает при длительном недополучении организмом какого либо витамина– авитаминоз. 2)Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание – гиповитаминоз. 3)Бывают и случаи заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина - гипервитаминоза Влияние некоторых витаминов на здоровье человека. Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы)-приложение 1 Характеристика витаминов
Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2. (Слайд 8)
Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3. (Слайд 9) Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4. (Слайд 10) Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5. (Слайд 11) | Дедуктивный (применение знаний) | Организует первичное закрепление материала. | Работа с учебником. Осуществляют проверку. Работать с книгой, фиксировать информационный материал в форме таблиц Проверяют с таблицей на слайде Предполагаемые ответы авитаминоз гиповитаминоз. Гипервитаминоз
Заполнение таблицы \ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы. - Какой витамин самый важный? - Что является источником витаминов в организме? - Почему витамины нужно получать в определенной дозировке? - Как восполнить недостаток витаминов в организме? - Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты? Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток. | Проблемный, практический, индуктивный, наглядный | . Во время выступления учащихся демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. | . Выслушивают сообщения одноклассников Делают вывод о многообразии и роли витаминов. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Практическая работа по определению витамина С. А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне. Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке. Приложение 6. (Слайд 12) ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА. “Определение витамина С” 1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. 3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало. 4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком. 5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком. 6. Сделайте вывод. После выполнения работы учащиеся делают выводы: витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке; витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке. (Слайд 13) Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет. (Объяснения учащихся).
А теперь проверим свои знания.Тест№1. Приложение 7. (Слайд 14-15) - Понравился ли тебе урок? - Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе? - Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион? В заключении нашего урока еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.(Учитель угощает фруктами). | Словесный практический | Организует закрепление материала и рефлексию. Выставляет оценки | Выполняют работу После выполнения работы учащиеся делают выводы: -витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке; -витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке. Участвуют в обсуждении проблемного вопроса Работа и проверка в парах | | Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; Самооценка. | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: изучить параграф «Витамины». По желанию подготовить сообщения о других группах витаминов. (Слайд 16) |
Приложения к плану-конспекту урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»
приложение 1
Характеристика витаминов
Витамин | Суточная потребность (мг) | Источники витамина | Проявление авитаминоза |
А | | | |
В | | | |
С | | | |
D | | | |
Приложение 2.
Витамин С
Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.
Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.
В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.
Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.
Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.
Приложение 3.
Витамин D.
Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Приложение 4.
Витамин А
Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,
на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.
При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.
Приложение 5.
Витамин В
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.
Приложение 6.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.
5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
Приложение 7.
Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.
1. Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а