12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминых Ольга Игоревна57
Россия, Красноярский край, Красноярск
6

Методическая разработка урока "Типы химических реакций" для Всероссийского дистанционного конкурса для учителей естественнонаучного цикла на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС»

Автор: Фоминых Ольга Игоревна

КБОУ «Школа дистанционного образования», г. Красноярск


Тема урока: Типы химических реакций

Форма образовательного события - учебные станции

Формируемое понятие “Химическая реакция”

Класс 8 

УМК: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.


Цель: сформировать понятия о типах химических реакций: соединения, разложения, замещения.


Планируемые естественно-научные результаты: 

интерпретируют результаты наблюдений;

создают объяснительные модели и представления о типах химических реакций;

преобразовывают одну форму представления данных в другую;

делают прогноз о протекании реакции обмена.


Планируемые предметные результаты: 

соблюдают правила ТБ при выполнении лабораторных опытов;

определяют число реагентов и продуктов реакции;

различают типы химических реакций: соединения, разложения, замещения;

классифицируют реакции по числу реагентов и продуктов реакции. 


Время отводимое на работу - 40 минут.

Время на станции - 10 минут.


Средства обучения:

Оборудование и реактивы для проведения лабораторных опытов: цинк в гранулах, соляная кислота, основной карбонат меди (малахит) крист., известковая вода, медь (гранулы или проволока), спиртовка, два штатива, кристаллизатор, пробирки, газоотводная трубка, химический стакан, прибор для получения газов (прибор Кирюшкина), пробиркодержатель, спички.

Инструкции для каждой станции (см. Приложение 1-4).

Для станции «Моделирование» подготовить конструктор моделей молекул неорганических соединений, или пластилин и/ или цветной картон, ножницы, клей (др. подручный материал).

Схема станций

t1610464957aa.png


Технологичская карта урока

Этап

Деятельность обучающихся

Функция педагога

Время окончания этапа, индикатор (промежуточный результат)

1) Лаборатория

Выполняют лабораторную работу в соответствии с инструкцией, соблюдая правила ТБ работы с химическим оборудованием и реактивами. 

Наблюдают признаки химических реакций, определяют число реагентов и продуктов реакции совместно с учителем. 

Готовит оборудование и реактивы, инструкции.

Наблюдает и следит за соблюдением правил ТБ работы с химическим оборудованием и реактивами. 

Помогает учащимся верно провести наблюдение, определить число реагентов и продуктов реакции. 

10 минут


Результаты:

интерпретируют результаты наблюдений;

соблюдают правила ТБ при выполнении лабораторных опытов;

определяют число реагентов и продуктов реакции.


Приложение 1


2) Моделирование 

По описанию химических явлений учащиеся конструируют модели молекул, вступивших в реакцию и продуктов данной реакции с помощью конструктора моделей молекул/ пластилина/ рисунков.

Готовит описание химических явлений, конструктор моделей (или подготовить материал для лепки)

  10 минут

Результаты: 

создают объяснительные модели и представления о типах химических реакциях;

определяют число реагентов и продуктов реакции;

классифицируют реакции по числу реагентов и продуктов реакции. 

Приложение 2

3) Уравнения

Расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций. Определяют и классифицируют число реагентов и продуктов реакции. По описанию “Типы химических реакций” устанавливают соответствие между уравнением реакции и ее типом.

Готовит задания.

10 минут

Результаты: преобразовывают одну форму представления данных в другую (преобразовывают тест описания а типах химических реакций в химическое уравнение);

определяют число реагентов и продуктов реакции;

классифицируют реакции по числу реагентов и продуктов реакции.

Приложение 3

4) Рефлексия

После прохождения всех станций, ученики собираются вместе с учителем (за “круглым столом”) и обсуждают свои результаты, задания. Выполняют задание, в котором появляется четвертый тип реакций по числу реагентов и продуктов. Делают прогноз о протекании реакции обмена. 

Организует беседу с учениками

10 минут

Результаты: 

делают прогноз о протекании реакции обмена

(прогнозируют четвертый тип химической реакции);

сформировано понятие о типах химических реакций: соединения, разложения, замещения.

Приложение 4


Приложение 1. 

Станция “Лаборатория”

(проводится под наблюдением учителя/ лаборанта)


Задание: Проведите опыты, соблюдая ТБ работы с химическим оборудованием и реактивами. Заполните таблицу (сколько веществ вступило в реакцию, сколько образовалось, отметьте признаки химических реакций).

опыта

Сколько веществ вступило в реакцию?

Сколько веществ образовалось в результате реакции?

Признак реакции

Опыт №1




Опыт №2




Опыт №3





Инструкция:

Опыт №1. 

Образец установки опыта. 

t1610464957ab.png

На резиновое кольцо воронки поместите 2-3 гранулы цинка (Zn) и укрепите воронку в пробирке с газоотводной трубкой (как показано на рисунке). В воронку добавьте 2-3 мл разбавленной соляной кислоты (HCl). В пробирку, перевернутую вверх дном, соберите газ водород (H2). Зажгите лучинку и поднесите ее к концу пробирки с водородом. легкий хлопок означает, что выделяется чистый газ водород. Сделайте наблюдения. Заполните таблицу. 

Опыт №2. 

Образец установки опыта. 

t1610464957ac.png

Прокалите в пламени спиртовки медную пластинку или проволоку. Сделайте наблюдения. Заполните таблицу. 

Опыт №3.

Образец установки опыта. 

t1610464957ad.png

В пробирку поместите небольшое количество основного карбоната меди (СuOH)2CO3(малахит). Закрепите пробирку в штативе с небольшим наклоном в сторону отверстия. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Газоотводную трубку опустите в стаканчик с известковой водой (Са(ОН)2). Зажгите спиртовку. Сначала прогрейте в пламени всю пробирку, а затем нагрейте ее в том месте, где находится малахит. Сделайте наблюдения. Заполните таблицу. 


Приложение 2. 

Станция “Моделирование”

Задание: Прочитайте описание химических реакций. Соберите модели исходных веществ (реагентов) и продуктов данной реакции по описанию. 

Описание 1. При взаимодействии двух частей меди (Cu)  и одной части кислорода (O2) образовалось две части оксида меди (II) (СuO).

Описание 2. Под действием электрического тока две молекулы воды (H2O) образовали две молекулы водорода (Н2) и одну молекулу кислорода (O2).

Описание 3. Один атом цинка заместил один атом водорода в соляной кислоте (HCl). При этом образовалась соль хлорид цинка (ZnCl2) и выделился газ водород (Н2).


Приложение 3. 

Станция “Уравнение”

Задание: Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакциях. Посчитайте число веществ, вступивших в реакцию и ее продуктов. По описанию “Типы химических реакций” установите соответствие между уравнением реакции и ее типом. 

Zn + HCl → ZnCl2 + H2

(СuOH)2CO3СuO + H2O + CO2

Cu + O2 → CuO

Описание “Типы химических реакций”

Реакция соединения — это реакция, реагентами которой являются два или несколько простых, или сложных веществ, а продуктом — одно сложное вещество. А + В = АВ

Реакция разложения — это реакция, реагентом которой является одно сложное вещество, а продуктом — два или несколько простых, или сложных веществ. Чаще всего реакции разложения протекают при нагревании. AB = A+ B

Реакция замещения — это реакция, реагентами которой являются простое и сложное вещества, а продуктами — также простое и сложное вещества, но атомы одного из элементов в сложном веществе заменены на атомы простого реагента.

A + BC = AC = B


Приложение 4

Рефлексия

Вопросы беседы с учащимися:

1. Расскажите на каких станциях были.

2. Какие задания оказались трудными?

3. С какими заданиями лучше всего справились?

4. Какое задание понравилось больше всего?

5. С какими типами химических реакциях познакомились?

6. Решите тренировочное задание, перейдя по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pcpipq3tv21, или отсканировав QR-код:

t1610464957ae.png

7. Какой тип реакции нам предстоит изучить в следующий раз?

8. Предположите, как протекают реакции обмена? Почему они так называются?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.