Методическая разработка урока в 5 классе «Возникновение земледелия и скотоводства»
Методическая разработка урока в 5 классе «Возникновение земледелия и скотоводства»
Цель: раскрыть причины и последствия перехода к земледелию и скотоводству.
Мотивационный блок :
Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно племя занимается собирательством и охотой, другое наряду с этими занятиями – земледелием и скотоводством.
Предположите, какое племя жило в лучших условиях. Своё мнение докажите.
Информационный блок (возможен видеофрагмент).
Миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, то есть сам стал создавать продукты питания. Такой тип хозяйства называется производящим.
Путем наблюдения, горького опыта, размышления, сравнения из огромного растительного царства, выделить человеку удалось те растения, которые съедобные, а среди них наиболее питательные и урожайные.
Сначала надо было додуматься до самой идеи выращивания растений, сберечь семена, бросить в землю и ждать, когда созреет урожай!
Земледелие возникло более десяти тысяч лет назад. Выращивали пшеницу, ячмень, рис.
Одновременно стали приручать диких животных. Сначала между людьми и животными шла война- жестокая, беспощадная за жилище, за еду, за тепло.
Пока человек не задумался: зачем убивать из-за мяса, когда можно держать возле себя и давать размножаться, зачем убивать из-за шкуры, когда можно стричь шерсть, зачем убивать корову, если она дает такое вкусное молоко.
10 тысяч лет назад появляются первые животные. Из всего многообразия животных нужно выбрать самых нужных, самых полезных!
Люди стали жить оседло, то есть на одном месте. Несколько родов образовало племя. Во главе – старейшины, самые мудрые, самые опытные.
Аналитический блок.
1. Какие природные условия необходимы для занятия земледелием?
2. Первым из домашних животных была собака, а последним кошка.
Почему собака живет на улице, а кошка в доме. Чем объяснить такую разницу в судьбе этих домашних животных?
3. Много тысячелетий немощные и старые были обузой. Но пришло время, стариков перестали убивать, их окружили заботой и почетом. Что изменилось в жизни людей, что они изменили отношение к старшим?
4. 17 тысяч лет назад население Земли составляло 5 миллионов человек, а 7 тысяч лет назад – 70 миллионов человек. Чем объяснить рост населения?
5. Вспомним проблему урока. Какое племя оказалось лучше? И почему?
Игра «Путаница».
Учащимся предлагаются два заголовка:
1. Собирательство и охота;
2. Земледелие и скотоводство.
Распределите слова: кочевой образ жизни, оседлый образ жизни, копье, мотыга, вожак, старейшина.
Рефлексивный блок.
Домашнее задание.
Задание «А» - базовый уровень
Задание «А» + «В» - повышенный уровень
Задание «А» + «В» + «С» - высокий уровень
Уровень А
Впишите недостающие слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной ......
более лет назад......
Первым домашним животным была .....
Потом люди приручили и одомашнили других животных, например: .........
Новое ремесло - обработка металлов - появилось в около ..... лет назад.
Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была ....
Уровень «В»
Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».
Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.
По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление из нитей льняного полотна и шерстяной ткани. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее, на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 |
Уровень «С»
Найдите ошибки.
Один ученик был большим фантазером. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно.
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание - чей сноп будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
- Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них-то медные.
Тут в загоне рядом с полом тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного - они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».
В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.