МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятие для детей 6-8 летнего возраста Изобразительное искусство по художественно-эстетическому направлению «Поэтапное рисование белого медведя».

2
2
Материал опубликован 19 January в группе

Департамент образования администрации гОРОДА Томска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования Центр дополнительного образования

«Планирование карьеры» г. Томска

(МАОУ «Планирование карьеры»)

t1737552225aa.gifMUNICIPAL INSTITUTION CENTRE BY CAREER PLANNING


Ул. Смирнова, д.28, стр.1, г. Томск, 634059, Россия, тел./факс: 90-11-73

Адрес сайта: www.cpc.tomsk.ru

E-mail: cpc@education70.ru












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Занятие для детей 6-8 летнего возраста

Изобразительное искусство по художественно-эстетическому направлению «Поэтапное рисование белого медведя».







Автор:

Голубь Анна Сергеевна

Педагог дополнительного образования ИЗО студии «Акварелька»

















Томск 2025 –

СОДЕРЖАНИЕ


Y

Пояснительная записка

Изобразительное искусство - искусство, особенно любимое детьми. Занятия изобразительного искусства – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. Главная цель для педагога — это психологическое здоровье каждого ребенка, развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения всех видов изобразительного искусства.

Цель занятий по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся. В процессе занятий дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования (пуантилизм, кляксография, рисование мыльными пузырями и др.).

На протяжении занятия, педагог устанавливает дружеские отношения, чтобы обучающие чувствовали себя свободными и могли, не стесняясь, выражать свои чувства, эмоции, настроение; уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески, нестандартно мыслить.

Цель занятия: изображение композиционных пропорций, умение передавать форму медведя (рисование по всему листу бумаги по заданной тематике с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

Задачи: Образовательная: овладение средствами поэтапного художественного изображения белого медведя, закрепить и обобщить знания детей об образе жизни и интересных фактах о жизни белого медведя, способствовать умению понимать и толковать смысл пословиц и поговорок, где встречается данный персонаж, познакомить с природным явлением – северное сияние.

Развивающая: способствовать стимулированию развитию мелкой и крупной моторики, глазомера, активизация зрительно-двигательной координации, развивать внимание при решении творческих заданий.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, коммуникативные качества, стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования красками, воспитывать любовь к животным. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Тип урока – открытие новых знаний. Изучение темы осуществляется на занятии общей продолжительностью 60 минут. Во избежание переутомления детей после 40 минут образовательной деятельности делается обязательный перерыв 10 минут. Урок проводится в группе (10-12 человек).

Основная идея педагогической деятельности. Занятие подчинено общей цели: формирование предпосылок универсальных учебных действий:

закрепить и обобщить знания детей об образе жизни и интересных фактах о жизни белого медведя способствовать умению понимать и толковать смысл пословиц и поговорок, где встречается данный персонаж, обеспечить условия для передачи поэтапного рисования медведя;

дать представление о «декоративном орнаменте» на шарфе у персонажа, закреплять умение рисовать мелкие детали тонкой кистью, знание элементарных правил композиции, передачи формы предмета;

Развитие умения работать по заданному алгоритму, выполнять последовательно инструкции педагога (подготовить рабочую поверхность, найти центр рабочего поля;

Способствовать развитию высших психических функций (память, мышление, воображение, внимание, восприятие, речь); развивать умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;

способствовать стимулированию развитию мелкой и крупной моторики, глазомера, активизация зрительно-двигательной координации, развивать внимание при решении творческих заданий;

развивать умение видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения, равномерности закрашивания объекта, выделять тень и свет, умение смешивать и подбирать цвет краски в палитре, переносить на изображаемый предмет;

воспитывать старательность и аккуратность при выполнении работы, формировать положительное отношение к учебе, умение выслушать и дополнять ответы друг друга.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога. Методическая разработка составлена с учётом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Занятие построено по принципу (пошаговое рисование), с учетом художественных и возрастных особенностей детей, включает игровой вид деятельности и художественную деятельность творческого характера. Интерес занятия заключается в том, что дети учатся рисовать по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений.

Занятие имеет следующую структуру, состоящее из трёх частей. В вводной части уделяется время на настрой детей на совместную работу, устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками, снижается психоэмоциональное напряжение.

Для успешной реализации поставленной цели и задач на занятии используются разнообразные методы и приемы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, словесные указания), наглядные (использование иллюстративного материала), практические (рассуждение по вопросам поискового характера), проблемно-поисковые (самостоятельное выполнение практического задания), отвечающие требованиям развивающего обучения.

В завершении урока проводится закрепление изученного материала в вопросо-ответной форме. Подводятся итоги, позволяющие оценить совместно с учащимися, достигнуты ли поставленные в начале урока цель и задачи. При это применяются различные виды рефлексии: эмоциональная (раскрывающая впечатления и самоощущения, учащихся на уроке), рефлексия содержания (учащийся оценивает, все ли было понятно и доступно на уроке), рефлексия деятельности (учащийся оценивает, все ли у него получилось на уроке). Это позволяет оперативно каждому обучающемуся провести самооценку результатов своей работы. При этом преподавателю очень важно помнить о необходимости аргументированной оценки работы детей.

Методическая разработка помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам использовать предлагаемые материалы в своей практике.

Основная часть

Изобразительное искусство по художественно-эстетическому направлению «Поэтапное рисование белого медведя».

Педагог: Голубь Анна Сергеевна, МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска.

Тема: «Медведь».

Цель: изображение композиционных пропорций, умение передавать форму медведя (рисование по всему листу бумаги по заданной тематике с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

Задачи:

Образовательная: расширить представления детей о жизни полярного медведя, о его приспособленности к жизни на Крайнем Севере; познакомить с внешним видом, повадками, отличительными особенностями белого медведя, способствовать умению понимать и толковать смысл пословиц и поговорок, где встречается животное, познакомить с самым ярким явлением природы Севера - северным сиянием; обеспечить условия для передачи поэтапного рисования медведя, дать представление о «декоративном орнаменте» на шарфе у персонажа, закреплять умение рисовать мелкие детали тонкой кистью, знание элементарных правил композиции, передачи формы предмета.

Развивающая: способствовать стимулированию развитию мелкой и крупной моторики, глазомера, активизация зрительно-двигательной координации, развивать внимание при решении творческих заданий.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве, воспитывать старательность и аккуратность при выполнении работы, формировать положительное отношение к учебе, умение выслушать и дополнять ответы друг друга, способствовать положительному отношению и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату.

Материал к занятию: акварельная бумага, акварель, кисти для рисования, стаканы с водой, салфетки, глобус, изображения: северный полюс, северное сияние, тюлень, олень, морж, белый медведь,

1 Этап. Водный. Создание эмоционального положительного настроя. Педагог: Добрый день ребята. Ребята, кто из вас бывал на Северном полюсе? А кто бы хотел там побывать? А что это за место такое и где он расположен? (Детям предлагается рассмотреть глобус и найти Северный полюс, изображение белого медведя.

t1737552225ab.jpg

Фото 1. Дети рассматривают глобус, находят Северный полюс и изображение белого медведя.

Дети: Рассматривают глобус, отвечают на вопросы.

Педагог: Сегодня я приглашаю вас в необыкновенное путешествие на Северный полюс.

Дети встают в круг, закрывают глаза руками. Звучит музыка. На экране появляется изображение Северного полюса.

Педагог: Вот мы и оказались на северном полюсе. Ребята приготовили вам загадки, а вы должны угадать, что мы увидим и кого мы с вами сегодня встретим.

2 Этап. Основной.

Ребёнок 1. Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает –

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо одеяние?

Это – (северное сияние). На экране появляется изображение северного сияния.

Педагог: ребята, может кто-нибудь знает, что это за явление в природе – северное сияние?

Дети: ответы детей.

Педагог: Северное сияние - это оптическое явление, при котором верхний слой атмосферы планеты светится зелеными, красными, желтыми, синими и фиолетовыми цветами.

Ребёнок 2.

На северном полюсе живет

Обожает снег и лед.

Вместо плюшек и конфет

Рыбу ловит на обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью, ведь он (Тюлень). На экране появляется изображение тюленя (Фото 2).

t1737552225ac.jpg

Фото 2. Ребята рассматривают изображение тюленя.

Ребёнок 3.

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой.

Этот зверь собой не плох

И рога ветвисты (Олень). На экране появляется изображение северного оленя.

Ребёнок 4.

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой.

С клыками острыми как нож

Любитель рыбы – бурый (морж). На экране появляется изображение моржа.

Ребёнок 5.

Сев на ледяную глыбу,

Ловит он на завтрак рыбу.

Белоснежным он слывет и на севере живет (Белый медведь). На экране появляется изображение белого медведя (Фото 3).

t1737552225ad.jpg

Фото 3. Появление на экране изображение белого медведя.


Педагог: Белый медведь самый большой хищник, обитающий на суше. Среда обитания белого медведя - это Арктика. Белый медведь так называется потому, что он имеет белый окрас своей шерсти, что позволяет ему хорошо маскироваться в белых по цвету льдах и в белом снегу. А маскировка для белого медведя важна для его охоты. Но кожа у него белая. Но её не видно сквозь густую шерсть, разве что совсем немного на носу. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать большие расстояния Их стопы покрыты шерстью, что позволяем им не скользить по льду и снегу. Они отлично плавают, умеют ловить рыбу, после выхода на берег сразу отряхиваются от воды. Поиском пищи занимаются и днём, и ночью, охотятся в одиночку. У них очень чуткое обоняние, они способны учуять тюленей, лежащих в укрытии под снегом.

Эти животные очень любопытны и умны. Во время выслеживания тюленя медведь закрывает лапой свой чёрный нос или может притвориться проплывающей мимо льдиной. Мишка испытывает эмоции если злиться до радости: после удачной охоты и сытого обеда, иногда начинает резвиться как котёнок.

Педагог: про медведей есть много пословиц и поговорок, а также примет. Может кто-нибудь из ребят знает пословицы и поговорки о медведе?

Дети: ответы детей.

Педагог: Пословица 1. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Смысл этой пословицы таков - когда в одном месте находятся два сильных и властных человека или животных, возникают конфликты и соперничество.

Пословица 2. Шкуру неубитого медведя не делят. Значение пословицы таков - нельзя делиться или распоряжаться чем-то, чего у тебя еще нет.

Пословица 3. Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает. Эта пословица подчеркивает, что человек является главным в своем доме или своей сфере и имеет полное право действовать по своему усмотрению.

Педагог: Посмотрите, какого белого медведя мы сегодня будем рисовать (Педагог показывает образец нарисованного белого медведя. Это сказочный медведь, так как в природе животные не носят шарфы. Наш медведь одел мягкий, теплый, вязанный шарф.

Педагог рассказывает по схеме этапы выполнения рисунка. Демонстрирует.

Шаг 1. Намечаем середину листа бумаги и чуть выше ставим засечку – это будущий лоб нашего животного. Опускаем две линии, чуть изгибая их в центре – это будущее тело медведя.

Шаг 2. Намечаем уши, рисуем объёмный шарф, мордочку, нос, маленькие глаза (Фото 4). Набросок готов.

t1737552225ae.jpg

t1737552225af.jpg

Фото 4. Набросок

Фото 5. Изображение северного сияния

Шаг 3. Изобразим северное сияние (Фото 5). Для этого воспользуемся красками -акварелью. Посмотрев на мой рисунок, какие цвета возьмём?

Дети: Синий, фиолетовый, голубой, сиреневый, розовый, бордовый.

Педагог: Широкой кистью мазками мы изображаем северное сияние поочередно нанося цвета.

Шаг 4. Декорируем шарф. Кистью среднего размера рисуем полоски (Фото 6). Поскольку работа выполнена в холодной цветовой гамме, то шарф предлагаю выполнить в малиновом цвете. Вы можете взять любой холодный цвет. Декорируем шарф орнаментом, я использовала способ – «зиг-заг» (Фото 7).

t1737552225ag.jpg

t1737552225ah.jpg

Фото 6. Раскрашивание шарфа

Фото 7. Декорирование шарфа

В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве орнамент - это украшение, используемое для украшения частей здания или предмета. В нашем случае – это предмет, мы наносим узор на шарф медведя.

Шаг 5. Добавляем мордочку – используем цвет «охра»; нос, глаза – черным цветом; ушные раковины, щеки – розовым. Обратите внимание, что необходимо оставить блики на носу и на глазах у медвежонка (Фото 8).

t1737552225ai.jpg

t1737552225aj.jpg

Фото 8. Дополняем глазами, мордочкой, носом изображение

Фото 9. Дополняем рисунок: наносим звёзды, месяц, элементы растительности

Шаг 6. Тонкой кистью рисуем шерсть животному по всему телу. Наносим тень внизу от шарфа, используем немного чёрного цвета и воду.

Шаг 7. Белой гуашью добавляем месяц и звёзды. Для этого используем среднюю кисть (Фото 9).

Планирование (с чего начнем, что сделаем потом; используем алгоритм действий схемы). Самостоятельная работа. Педагог предлагает детям нарисовать белого медведя. Организует самостоятельную работу детей. Оказывает индивидуальную помощь при работе с карандашами и красками, выборе цвета. Включает музыку «Звуки природы – живой лес» для создания творческой атмосферы.

Дети выполняют работу по данной тематике (Фото 10, 11).

t1737552225ak.jpg

t1737552225al.jpg

Фото 10. Выполнение работы по тематике


t1737552225am.jpg

t1737552225an.jpg

Фото 11. Выполнение работы по тематике



Первичное закрепление.

Педагог: давайте, вспомним, что мы с вами сегодня делали на занятии?

Дети: сказочного белого медведя.

Педагог: что нового узнали об белых медведях? Что уже знали о них? Что было самым интересным и запоминающимся?

Дети: ответы детей.

Педагог: Какие цвета красок использовали?

Дети: малиновый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, изумрудный. Все оттенки перечисленных цветов.

Рефлексия.

Педагог: мы сегодня хорошо занимались, продемонстрируем свои работы.

Ребята, у вас получились очень интересные работы. Давайте покажем их друг другу, у вас получилось очень красиво и все работы замечательные (Фото 12)!

t1737552225ao.gif

Фото 12. Демонстрация работ

Педагог: что вышло удачным на ваш взгляд? Над чем еще следовало поработать?

Дети: ответы детей.

Педагог: Тебе твоя работа понравилась? А, какая тебе ещё понравилась работа, почему?

Дети: ответы детей.

t1737552225ap.jpg

Фото 13. Демонстрация работ


Дети демонстрируют свои работы (Фото 13), рассказывают о ней небольшой рассказ. Что вышло удачным, над чем следовало бы поработать, какая работа понравилась, почему.

Заключение



Занятия с применением акварелью, гуаши вырабатывают у детей необходимые навыки и умения свободного рисования. Использование акварели и гуаши имеет ряд преимуществ:

- всегда доступны

-способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- способствует развитию пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;

- уточняет представления учащихся о цвете, форме, и размере предметов и их частей;

-развивается мышление, речь, воображение;

-способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование пословиц и поговорок.

Цель занятия достигнута – обучающиеся изобразили белого медведя в правильных пропорциях, сделали набросок, подобрали и смешали цвета. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Для выбора изображаемого персонажа был выбран белый медведь ведь этого зверя характеризуют, как сильного, смелого и могущественного.

В результате изобразительной деятельности у обучающихся:

расширились представления детей о жизни полярного медведя, пониманию и толкованию смысла пословиц и поговорок; с природным явлением – северное сияние, термином - орнамент;

развивается умение работать по заданному алгоритму, изображать белого медведя, делать набросок, подобрать цвета, выполнять последовательно инструкции педагога - подготавливать рабочую поверхность, находить центр рабочего поля;

совершенствуются высшие психические функции (память, мышление, воображение, внимание, восприятие, речь); развивается умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;

воспитывается старательность и аккуратность при выполнении работы, формируются положительное отношение к учебе, умение выслушать и дополнять ответы друг друга.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект, чтобы занятия приносили обучающимся только положительные эмоции.

Список использованной литературы



Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 кл. Просвещение. М. 2011 г. 111 с.

Н. М. Сокольникова., С. П. Ломов. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства. Астель. М. 2009 г. 143с.

Неменская Л.А., Горяева Н.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3кл. Просвещение. М. 2008 г. 144 с.

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 кл. Просвещение. М. 2014 г. 144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет публикации

19 January

Надежда Алексеевна добрый день. Добавила публикацию.

22 January

Похожие публикации