Мониторинг уровня сформированности общих компетенций у обучающихся в рамках изучения химии и биологии
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАПОУ СПО СО «Екатеринбургский энергетический техникум»
Мониторинг общих компетенций
на практических занятиях и лабораторных работах
Е.И.Арканова, преподаватель
химии и биологии
Екатеринбург
2023
Мониторинг общих компетенций
На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор общих и профессиональных компетенций, определённых работодателем.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама
по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями.
Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу - методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.
Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Выделяется 2 вида компетенций:
- общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности;
- профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Система мониторинга сформированности общих и профессиональных компетенций необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости обучающихся, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи мониторинга:
определение достижений, обучающихся по темам изучаемой дисциплины,
реализация индивидуальных возможностей, обучающихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.
В своей педагогической деятельности мы все стараемся следовать главной цели: на основе познавательной самостоятельности обучающихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по дисциплине или модулю.
Качество профессионального образования в первую очередь определяется рейтингом наших выпускников на рынке труда. Для формирования профессиональных и общих компетенций необходимо выполнение 3 параметров:
1. Качество условий - это развитие материально-технической базы и информационного поля деятельности.
2. Качество образовательного процесса – это соответствие программ, КТП, ФГОС, УМК, творческой деятельности преподавателя, стандартам ФГОС нового поколения.
3. Мониторинг, сформированный в процессе образовательной деятельности, общих и профессиональных компетенций.
Компетентности | Их характеристика |
Способность принимать решения | Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. |
Способность к обучению | Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации |
Системное мышление | Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность | Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкость | Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Способность работать с информацией | Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы в другую |
Упорство и целеустремлённость | Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров |
Коммуникативные способности | Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт |
Способность к межличностным контактам | Умение слушать и понимать собеседника |
Проблемность мышления | Умение вырабатывать модели решения проблем |
При осознанном способе формирования, сформированные базовые компетенции должны совпадать со структурой учебной мотивации. Анализ результатов проводится по следующей схеме:
Диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся ____________________________________________________________________
Цель: установление соотношения уровня сформированности общих компетенций и уровня сформированности учебной мотивации у обучающихся, анализ полученных данных, составление рекомендаций.
Структура мотивации:
Мотивация | |||||
Эмоц.-психол. | Внешняя | Социальная | Учебно – познав. | Творческая | Самосовершен. |
| | | | | |
Структура компетенций:
Компетенции | |||||
Эмоц.-психол. | Регулятивные | Социальные | Учебно – познав. | Творческие | Самосовершен. |
| | | | | |
Сопоставление структуры мотивации и компетенций:
Ранг | Мотивация | Компетенции |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Анализ полученных результатов: _________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по формированию общих компетенций у обучающихся формируются по результатам мониторинга
Критерии оценки процесса выполнения практического задания
Уровни оценки | Процесс выполнения практического задания ( наблюдение ) |
Эмоционально - психологический | Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении задания |
Регулятивный | Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ |
Социальный (процессуальный) | Выполнение технологических операций |
Аналитический | Анализ дефектов и способов их устранения |
Творческий | Оригинальность выполнения задания, использование инновационных подходов |
Уровень самосовершенствования | Оценка продукта деятельности, анализ дефектов и способов их устранения |
Критерии оценки продукта деятельности
Уровни оценки | Продукт деятельности ( изучение ) |
Эмоционально - психологический | Эстетические качества продукта |
Регулятивный | Соответствие продукта требованиям ТБ и ОТ |
Социальный (процессуальный) | Соблюдение технологических требований |
Аналитический | Отсутствие неисправимых дефектов |
Творческий | Самостоятельность исполнения, оригинальность продукта, использование инновационных подходов |
Уровень самосовершенствования | Самооценка качества продукта, видение путей совершенствования продукта |
Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.
Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность интеграции теории с практикой, а преподаватель становится консультантом и наставником.
В своей педагогической деятельности, передо мною встала проблема мониторинга общих компетенций, выполненных студентами практических заданий и лабораторных работ. Как сделать эту работу интересной для самих обучающихся? И при этом сформировать у них умение отстаивать право на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.
Наблюдение за обучающимися на учебном занятии для оценки уровня сформированности социальных компетенций.
Группа№______, курс ____, дисциплина ___________________________,
Профессия(специальность) _______________________________________
Педагог ____________________________Дата: ____________________
Уровень деятельности | Показатели социальной активности | Фиксация активности группы студентов | ||||||
Фамилия, имя (номер) студента | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Эмоционально - психологический | проявляет интерес к коллективному решению учебной задачи | | | | | | |
2 | Регулятивный | организует деятельность в группе, планирует деятельность | | | | | | |
3 | Социальный (процессуальный) | взаимодействует с другими учащимися по выбору способа решения задачи, учитывает их мнение | | | | | | |
4 | Аналитический | использует информационные ресурсы для продвижения решения задачи | | | | | | |
5 | Творческий | обсуждает и предлагает альтернативные способы решения задачи | | | | | | |
6 | Самосвершенствования | оценивает предложения других обучающихся по решению задачи, оценивает коллективное решение задачи | | | | | | |
Выводы:
о готовности группы к коллективной учебной деятельности: ________________
____________________________________________________________________
об уровне сформированности социальных ( коммуникативных и информационных) компетенций у обучающихся:
низкий уровень (зафиксирована результативность на 1-2 этапах):
__________________________________________________________________
средний уровень (зафиксирована результативность на 3-4 этапах):
__________________________________________________________________
высокий уровень (зафиксирована результативность на 5-6 этапах)
Критерии оценивания контрольной работы.
Качественные критерии оценивания:
Уровень оценки | Основные качественные показатели |
Эмоционально – психологический | - проявление эмоциональной устойчивости; - проявление личностной позиции; |
Регулятивный | - владение базовым программным материалом; - применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации; - прочность знаний; |
Социальный | - текст рассуждения (решения) последовательный, логически выстроенный; - умелое использование символики и графических средств; |
Аналитический | - сформированность научного аппарата, применение методов, адекватных учебной задаче; - информированность, широта знаний; - гибкость, системность, глубина мышления; |
Творческий | - применение знаний и умений в незнакомой ( нестандартной ситуации ); - оригинальность решения; |
Уровень самосовершенствова ния | - проявление высокого уровня самостоятельности; - применение знаний и умений выше программного материала; |
Количественные критерии оценивания:
1 балл - низкий уровень, 2 балла – средний уровень,
3 балла – высокий уровень сформированности компетенций.
Критерии оценки процесса выполнения проектного задания
Уровни оценки | Анализ выполнения проектного задания |
Эмоционально - психологический | Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении проекта |
Регулятивный (оргдеятельностный) | Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и операций, соблюдение требований ТБ и ОТ и др. |
Социальный (процессуальный) | Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности Реализация технологического процесса проекта |
Аналитический | Выявление и анализ ошибок проекта, поиск путей их устранения |
Творческий | Решение проблемных креативных ситуаций в результате реализации проекта |
Уровень самосовершенствования | Самооценка результатов, видение путей совершенствования проекта |
Критерии оценки уровня самосовершенствования
Уровни оценки | Анализ свидетельств достижений обучающегося |
Эмоционально - психологический | Понимание обучающимся сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса |
Регулятивный (оргдеятельностный) | Организация сбора и оформление свидетельств достижений |
Социальный (процессуальный) | Систематизация свидетельств достижений, свидетельства о накоплении профессионального опыта |
Аналитический | Свидетельства о научно-исследовательской деятельности |
Творческий | Свидетельства решения проблемных ситуаций в результате реализации учебной и профессиональной деятельности |
Уровень самосовершенствования | Свидетельства о профессиональном росте, видение путей самосовершенствования |
Таблица мониторинга практических занятий и
лабораторных работ
Решила апробировать модель мониторинга предложенной на курсах повышения квалификации по методике Темняткиной ОА. В течение всего курса прохождения дисциплины, обучающиеся заполняют таблицу мониторинга после прохождения каждого раздела программы.
Образцы такого мониторинга я привожу ниже. Может кому-то будет полезен мой опыт. Такая карта выдается детям- ориентирована она на конкретные задачи и цели Вашего модуля и дисциплины
Карта мониторинга (ФИО студента)
Оцените Ваши успехи по практической работе, отметив нужный ответ: Что нового вы получили сегодня от занятия? (0-нет результата, 1- большие затруднения, 2- почти справился, 3- я справился)
№ | Номер раздела в рабочей программе: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Номера практических занятий: | 1-5 | 6-9 | 10-12 | 13-16 | 17-20 | 21-23 | 24-26 | 27-28 |
1 | Определение целей ПЗ | | | | | | | | |
2 | Ответственность за результаты учебы | | | | | | | | |
3 | Терпимость к другим мнениям и позициям | | | | | | | | |
4 | Концентрация на учебе | | | | | | | | |
5 | Обобщение результатов, вывод по ПЗ | | | | | | | | |
6 | Способность генерировать идеи | | | | | | | | |
7 | Нахождение других источников информации | | | | | | | | |
8 | Выполнение задания без педагога | | | | | | | | |
9 | Проявление эмоциональной устойчивости при напряжениях | | | | | | | | |
10 | Умение сотрудничать с другими студентами | | | | | | | | |
11 | Умение нестандартно подходить к решению проблемы | | | | | | | | |
12 | Готовность к самостоятельному изучению темы | | | | | | | | |
13 | Доверие педагогам | | | | | | | | |
14 | Самостоятельное выявление допущенных ошибок | | | | | | | | |
15 | Умение извлекать пользу из полученного опыта | | | | | | | | |
16 | Желание учиться дальше | | | | | | | | |
17 | Способность генерировать идеи | | | | | | | | |
18 | Я учусь с интересом | | | | | | | | |
Обработка и интерпретация результатов опросника
№ п.п. | Компетенции | Номера ответов | ||
1 | Эмоционально-психологические | 9 | 13 | 18 |
2 | Регулятивные | 1 | 2 | 5 |
3 | Социальные | 3 | 7 | 10 |
4 | Учебно-познавательные | 4 | 8 | 12 |
5 | Творческие | 6 | 11 | 17 |
6 | Самосовершенствования | 14 | 15 | 16 |
Итоговая ведомость по уровням сформированности компетенций
за 2023г. в группе 215-э
Уровень деятельности | Эмоцио нально-психологический. | Регулятив ный уровень | Социальный уровень | Аналитичес кий уровень | Творческий уровень | Самосов -ние | |||||||
| 1-мотивация 2компетенции | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | Студент №1 | 4 | 7 | 6 | 7 | 0 | 2 | 6 | 9 | 4 | 6 | 7 | 8 |
2 | Студент №2 | 5 | 5 | 8 | 6 | 6 | 7 | 7 | 9 | 7 | 6 | 5 | 7 |
3 | Студент №3 | 4 | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 7 | 7 |
4 | Студент №4 | 2 | 5 | 9 | 6 | 3 | 4 | 5 | 7 | 5 | 3 | 8 | 4 |
5 | Студент №5 | 6 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 8 | 8 | 6 | 7 | 8 |
6 | Студент №6 | 5 | 8 | 7 | 9 | 8 | 6 | 7 | 5 | 8 | 7 | 7 | 8 |
7 | Студент №7 | 5 | 4 | 6 | 6 | 5 | 4 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 |
8 | Студент №8 | 5 | 8 | 6 | 9 | 8 | 6 | 8 | 5 | 8 | 7 | 7 | 8 |
9 | Студент №9 | 2 | 7 | 6 | 8 | 1 | 2 | 7 | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 |
| итого по студентам | 59 | 88 | 102 | 102 | 70 | 62 | 108 | 103 | 85 | 93 | 93 | 10,3 |
| % сформированности | 11,4 | 15,6 | 19,7 | 18,1 | 13,5 | 11,3 | 20,8 | 18,3 | 16,4 | 16,5 | 17,9 | 18,3 |
| общие цифры по мотивации № 1 | 517 | 0,1934236 | | | | | | | | | | |
| общие цифры по компитенциям№ 2 | 562 | 0,1779359 | | | | | | | | | | |
Итоговая диаграмма по 215-э группе.
Шаблон для выводов:
1. проведенные мониторинговые исследования показали …. уровень соответствия образовательных достижений обучающихся требованиям к результатам Основной профессиональной образовательной программы по профессии «…» (специальности «..»).
2. сформированность профессиональных и общих компетенций у выпускников по профессии «…» (специальности «..») удовлетворяет требованиям ФГОС.
3. мониторинговые исследования выявили следующие недостатки в подготовке обучающихся по профессии «…» (специальности «..»): …..
Здесь есть свои плюсы и минусы. Привожу их в таблице:
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- Формирование умения отстаивать право на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов - Ориентация студентов на гуманистические и демократические ценности. - Уменьшение нагрузки на преподавателя, поскольку физически проследить уровень сформированности общих компетенций по каждой выполненной практической работе у каждого студента невозможно. - Увеличение практической заинтересованности и мотивации к успешному выполнению практических заданий. - Непосредственное вовлечение студента в образовательный процесс и формирование чувства ответственности за результаты своего труда. - Возможность в любой период прохождения программы отследить уровень понимания обучающимися ключевых моментов раздела. - Возможность, по необходимости, составить мониторинг прохождения любого раздела программы всей группой студентов или отдельно взятым обучающимся. | - Нет возможности изменить результаты в случае завышенной самооценки обучающегося (5%) - В случае систематических прогулов студентом, такая групповая форма для него недействительна. |
Можно много спорить о том, в какой форме проводить мониторинг, каким он должен быть, как его проводить, с какой периодичностью, но нужно, что-то начать делать, чтобы было, что сравнивать. Если у вас, дорогие коллеги, есть более простая модель, большая просьба поделиться со всеми. Ведь мы с вами работаем, в конечном счете, на одну цель.
И мы все готовы учиться. Ниже в Приложении 1 привожу пример готового отчета по мониторингу своей группы
Приложение 1
Оценка результатов реализации программы мониторинга сформированности общих компетенций по учебным дисциплинам общеобразовательного и профцикла в группе 215-э (второй курс) за 2023-2024 уч.год.
Цель мониторинга: установление уровня сформированности общих компетенций, обучающихся по результатам освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла. Анализ полученных результатов, составление рекомендаций по формированию общих компетенций у обучающихся.
В процессе освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла установлены следующие результаты:
Эмоционально-психологический аспект:
В 2023-2025 учебном году были проведены психологические и социологические исследования в группе с целью изучения мотивационной сферы обучающихся 2 курса. По результатам проведенных психологических и социологических исследований сделаны выводы:
Группа | Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
215-э | ПК | Эмоционально-психологический аспект и ОК | |
Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития эмоционально-психологического аспекта общих компетенций необходимо привлекать к разработке, участию и проведению мероприятий, конкурсов, олимпиад направленных на профессиональное развитие студентов группы
Регулятивный аспект:
В 2023-2024 учебном году проведены диагностические работы с целью установления уровня сформированности знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам в соответствии с ФГОС. По результатам проведенных диагностических работ сделаны следующие выводы об освоении обучающимися требований
Группа | Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
215-э | ПК ОК 2 | ОК 3 | |
Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития регулятивного уровня надо уделить внимание формированию ОК2, ОК3 в группе, для этого необходимо скорректировать требования преподавателей в рамках ЦК к самостоятельной работе и срокам ее выполнения, для отслеживания загруженности студентов на 2 курсе. Необходимо выработать между спец.предметниками, преподающими дисциплины на 2 курсе, единую систему критериев оценивания и требований к обучающимся.
Социальный аспект:
В 2023-2024 учебном году проведены наблюдения за организацией коллективной деятельностью в группе, уровнем сформированности умения работать с информацией, умением решать групповые задачи и выполнять общую цель посредством обмена информацией и общением внутри группы.
Группа | Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
215-э | ПК | ОК4, ОК5,ОК6,ОК7 | |
Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития социального аспекта нужно уделить больше внимания работе в группе, совместной проектной деятельности, исследовательской работе, в которой каждый студент несет персональную ответственность за результат работы, вовлечь родителей, бабушек и дедушек студентов.
Аналитический аспект:
В 2023-2024 учебном году проведены наблюдения за уровнем готовности к аналитической деятельности и способностью к рефлексивному и критическому мышлению у всех студентов 2 курса, группы 215-Э.
215-Э | Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
ОК | | 48% | |
ПК | 28% | | |
Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития аналитического аспекта необходимо приучать студентов адекватно оценивать результаты своего умственного труда, находить недостатки и неточности в своей работе, вырабатывать алгоритм их устранения самостоятельно и находить причины неудачных решений. Привлекать к сторонней рефлексии самих и содействовать работе в паре.
Творческий аспект:
В 2023-2024 учебном году много студентов 2 курса приняли участие в творческой деятельности: олимпиады, конкурсы, брейн – ринги, участие в мероприятиях ЕЭТ
215-э | Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
Спорт | | | 4 мероприятия |
Уровень ОУ | | 3 мероприятия | |
Регион | 2 мероприятия | | |
Россия | 2 мероприятия | | |
Онлайн | | 3 мероприятия | |
Очно | | 3 мероприятия | |
Личное | 1 мероприятие | | |
Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития творческого аспекта необходимо постоянно и активнее привлекать студентов 2 курса к участию в различных мероприятиях, особенно по спецдисциплинам профуровня. Вести работу по наполнению портфолио студента.
Аспект самосовершенствования:
В 2023-2024 учебном году проведены наблюдения за уровнем сформированности умения контролировать развитие собственной личности во всех сферах деятельности. По результатам проведенных диагностических работ сделаны следующие выводы об уровне развития аспекта самосовершеннсвования:
Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
ПК-22% | ОК 48% | Уровень самооценки-69% |
Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития аспекта самосовершенствования необходимо развивать личностные качества студентов
посредством корректировки уровня, нужно создать ситуации успеха в данной группе в рамках преподаваемых профдисциплин ЦК.
Диаграмма развития общих и профессиональных компетенций по общеобразовательным дисциплинам и профмодулям студентов 2 курса за 2023-2024 уч.год. ( в %)
Развитие мотивации в течении года у студентов 2 курса
16