Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения на уроках ИЗО»
«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения на уроках изобразительного искусства »
Бычкова Елена Анатольевна
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»
Иркутская область .г.Братска
Аннотация:
В статье описывается как мотивировать учащихся на уроках, приведены факторы, методы коллективно художественной деятельности влияющие на мотивацию. Построение интересного урока. Использование интерактивного формата обучения.
Одна из главных задач современного образования - повышение мотивации учащихся на уроках. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему.
Мотивация— побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.
Как же увлечь детей на уроке?
Как найти к каждому ученику свой подход?
При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как : чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью. На уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка.Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
1.Содержание учебного материала;
2.Организация учебной деятельности;
3.Коллективные формы учебной деятельности;
4. Оценка учебной деятельности;
5.Стиль педагогической деятельности учителя.
Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении. Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, не нужно выдумывать успех для ребёнка и хвалить его за это. На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Конечно, важно в каком кабинете проходит урок, как он оснащен, удобен ли. Физический комфорт влияет на подсознательное восприятие материала. Но и эмоциональный комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от учителя. Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире. Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу. А также пользоваться на уроках новыми информационными технологиями. Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным. Я стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставляю за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения. В каждой теме урока есть вариантность выполнения. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества. Важно воодушевить учащегося, объяснить, что каждый талантливый. На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Используя разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире. Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу.
Основные направления педагогического творчества учителя изобразительного искусства:
интеграция искусств на уроке ИЗО;
разнообразие изобразительных материалов и техник, доступных для урока;
организация коллективного творчества;
введения регионального содержания в тематику уроков;
проектная деятельность;
этнокультурное образование
Коллективная художественная деятельность.
Коллективная художественная деятельность является одним из методов приобщения детей художественному творчеству и в первую очередь способствует развитию интереса и понимания созидательного художественного процесса в искусстве. Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
контактная – готовность к приему и передачи информации;
координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Основные виды коллективной деятельности: «совместно-индивидуальная», «совместно-последовательная» и «совместно-взаимодействующая».
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники в начале работают индивидуально с учетом единого замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действий на каждом из этапов коллективной деятельности.
Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией на уроке изобразительного искусства. Эта форма коллективной деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которые на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.
Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы учащихся над совместной композицией ряд общих положений:
1. продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;
2. выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
3. определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых деталях;
4. определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединяться детали или крепиться к общему фону;
5. продумать процесс работы над коллективной композицией, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске.
К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность весь класс, не требуя особых условий учебного кабинета. Каждый, участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что чем лучше он выполнит задание, тем лучше будет работа коллектива. Это создает необходимость мобилизовать творческие возможности и проявить личные изобразительные возможности каждого ученика. Одно из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник коллективной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления, совместного планирования.
Последовательность художественное сотворчество учащихся класса
разработки идеи, эскиза общей композицией;
деление класса на группы для выполнения отдельных фрагментов, частей общей композиции;
соединение результатов в общую композицию:
обобщение результатов.
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенный опыт общения, умения сотрудничать, уважая чужую инициативу и защищая собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, материалов и техники исполнения коллективной композиции. В коллективной деятельности, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Методика для проведения рисуночного теста .
Методика «Раскрась свои чувства», авторы Т.Д. Зинкевич и А.М.Михайлов. Цель: выявить чувства, которые испытывает ребёнок в той или иной ситуации, и места их локализации в теле. Материал: стандартный лист белой бумаги с нарисованным контуром фигурки человечка, шаблон фигурки человечка, 7 цветных карандашей – желтый, оранжевый, зелёный, ярко-красный, коричневый и чёрный. Ребёнку выдаётся лист бумаги, на котором схематично изображён человечек, и карандаши. Раскрашивая «человечка», ребёнок может, кроме того, 29 экстериоризировать, проявить подавляемые чувства. Таким образом, он представит цветной портрет своих чувств. Инструкция: «Представь, что этот человечек – сказочный герой, в которого ты превратился. Этот герой, так же как и человек, может испытывать разные чувства. Чувства этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства». Когда ребёнок раскрасит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе. Интерпретация цветовых характеристик: Желтый – радость. Оранжевый – счастье. Зелёный – удовольствие. Синий – грусть. Ярко-красный – гнев, раздражение. Коричневый – чувство вины. Чёрный – страх. Если ребёнок раскрашивает фигурку спокойными тонами (жёлтым, зелёным, оранжевым), то это говорит о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, можно ожидать, что он будет конструктивно воспринимать занятия и реагировать на них. Появление в рисунке черных, коричневых и ярко – красных тонов может означать либо нестабильное, актуальное эмоциональное состояние, либо отголоски психологической травмы, которую перенёс ребёнок (особенно если имеется неупорядоченная, тревожная штриховка); либо места, в которых ребёнок испытывает боль, напряжение; либо ребёнок просто привык рисовать этим цветом. Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, то с таким ребёнком желательно провести индивидуальную психокоррекционную работу. Локализация чёрных, коричневых и ярко-красных пятен в определённых местах тела «человечка» может означать: - в области головы – возможно, что ребёнок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя или пугают его. Имеет смысл переключить деятельность ребёнка на двигательные упражнения, а потом перейти к придумыванию сказок и решению трудных «сказочных» задач; - в области рук – скорее всего, ребёнок испытывает определённые трудности во взаимодействии с другими людьми. В таком случае, ему необходимы принятие и поддержка, далее можно более активно включать его в упражнения на групповое взаимодействие. - в области ног – возможно ребёнок ощущает себя недостаточно уверенно и защищенно или имеет мышечное напряжение в ногах. Помимо принятия и поддержки, ребёнку необходимо дать возможность «отбрыкаться» ногами, затем предложить легкие упражнения для усиления чувства уверенности в себе и своих возможностях. - в области груди - можно предположить, что ребёнок испытывать серьёзные эмоциональные затруднения, беспокойство. С ним можно начинать работу с психодинамических медитаций, переходя постепенно к творческим заданиям.
Построение интересного урока ИЗО. Правила урока:
Творческая деятельность в приоритете (перенос педагогического акцента с изучения памятников на детское художественное творчество, с приобретения навыков рисования на получение творческого опыта)
Междисциплинарный подход (использование знаний, полученных учеником на других уроках).
Субъект -объектные отношения (ребенок не только объект педагогического воздействия, но и полноправный участник учебного процесса).
Разнообразие художественных материалов, техник, видов деятельности.
Разнообразие форм работы (индивидуальная, коллективная, групповая).
Отсутствие репродуктивных и авторитарных форм образования (в искусстве нет правильного результата).
Формирование мировоззренческих, эстетических, духовно-нравственных основ личности ученика.
Психологический комфорт ученика (обсуждение «слабых» работ без явной критики, с точки зрения возможного улучшения).
Отсутствие физкультминутки (ребенок должен быть погружен в творческий процесс).
При подготовке к уроку ИЗО лучше сделать конспект, а уже на его основе — технологическую карту. Число; Класс (возраст); Тема занятия; Цель занятия; Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие; Оборудование для ребенка; Оборудование для педагога; Зарисовка-эскиз предполагаемой работы, (ожидаемый результат занятия); Учебные задачи для учащегося.
План занятия по минутам: Организационный этап (1-3 минуты); Беседа с учащимися (10-12 минут); Самостоятельная работа (20-25 минут); Подведение итогов, обсуждение работ (3-4 минуты); Уборка класса (2-3 минуты); Ход занятия с уточнением видов деятельности и формы работы ребенка.
Практика показывает, что с каждым годом набирает обороты гибкость взаимодействия между педагогом и обучающимся. В своей практике я по максимуму использую интерактивный формат обучения. Выделяют три формата занятий: ⸻ пассивный - обучающийся выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); ⸻ активный - обучающийся выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, проекты ) ⸻ интерактивный - взаимодействие, равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Интерактивные формы ⸻ пробуждают у обучающихся интерес; ⸻ помогают развитию активно-познавательной и мыслительной деятельности, навыков анализа и критического мышления; ⸻ способствуют эффективному усвоению учебного материала; ⸻ учат самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; ⸻ позволяют обучающимся осуществлять постоянную обратную связь; ⸻ формируют жизненные навыки; ⸻ способствуют созданию благоприятной, творческой атмосферы на занятии. Интерактивное обучение: - «убеждает» педагога творчески подходить к разработке занятий. Считаем это плюсом данной модели обучения. При таком подходе у вас никогда не повторится занятие один в один, не произойдет выгорания от постоянного повторения одной и той же информации; - «убеждает» ученика включиться в процесс обучения. Существует ряд обязательных условий организации интерактивного обучения: ⸻ доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; ⸻ сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся; ⸻ опора на личный ("педагогический") опыт обучающего, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; ⸻ многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность.
Формы интерактивного обучения.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ
Интерактивная (проблемная) лекция представляет собой выступление, преподавателя перед аудиторий обучающихся с применением следующих активных форм обучения:
ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;
модерация (дает наиболее полное вовлечение всех участников лекционного занятия в процесс изучаемого материала);
демонстрация слайд-презентации или фрагментов учебных фильмов;
мозговой штурм;
мотивационная речь.
У обучающихся должна быть возможность дать обратную связь в различные моменты лекции.
КЕЙС-МЕТОД
Кейс-метод (от английского case — случай, ситуация) — усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
РОЛЕВАЯ ИГРА
Ролевая игра — это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / МАСТЕРСКАЯ
В таком формате обучающимся предлагается выполнить творческое задание в какой-то конкретной области. У обучающихся есть ограничения в виде материалах ресурсов и времени. Эта форма схожа со всем привычными лабораторными работами, но есть важные отличия:
У обучающихся избыточное количество ресурсов.
Обучающиеся не выполняют задание по инструкции.
Педагог не ограничивает обучающихся в действиях в пределах лаборатории/мастерской.
Задача педагога подготовить заранее задание, мастерскую или лабораторию (выбор между мастерской и лабораторией зависит от предметной области и сути задания).
СЕМИНАР
Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и учащимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определённых задач. Хорошо подходит в качестве оценочной формы. В ходе семинара педагог может легко устанавливать связь между темой семинара и имеющимися знаниями/опытом у учащегося. Для того, чтобы такая встреча не превратилась в дискуссию нескольких участников, требуются высокие коммуникативные навыки у педагога.
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС
Перевернутый класс – это формат смешанного обучения. Обучающийся погружается в тематику еще дома, изучив заранее подготовленный педагогом материал: видеолекции, статьи, фильмы и т.д. Важно, чтобы обучающийся уже дома попробовал применить знания из полученных материалов. Подготовка конспекта, ответ на вопрос, запись своего видеообращения и др. На занятии в формате дискуссии происходит вторичное погружение в тему, осознание и понимание материала в группе.
ТРЕНИНГ
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в профессиональном общении. Тренинг позволяет подготовить обучающихся к действиям в жизненных ситуациях и повысить их мотивацию. Позволяет создать положительный эмоциональный климат. Важно, чтобы по окончании тренинга обучающиеся получали дальнейшую поддержку, иначе приобретенные навыки и умения утрачиваются.
БРИФИНГ
Брифинг - (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс- конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. В этом случае сразу идут ответы на вопросы .
ДЕЙСТВИЕ ПО ОБРАЗЦУ
Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для действия: выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью учащиеся отрабатывают её на практике. Действие по образцу особенно интересно тогда, когда привязано к освоению нового для обучающегося профессионального навыка.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется следующими особенностями:
Все участники круглого стола выступают в роли оппонентов, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников.
Все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ
Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. На этапе предложения вариантов, и на этапе их оценки возможно использование метода мозгового штурма. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов решений. В ней приводятся сведения о основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Обучение через живое наблюдение и проживание, погружение в закономерности развития, действующие повсюду. Образовательная экспедиция - это непосредственный контакт с внешней образовательной средой, её конкретным образовательным объектом (например, экскурсия в музей на уроках изо).
Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.
2. Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.,1998;
3. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
4. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
5. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2006.-176с.;
6. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Использованы интернет ресурсы