12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Король Ольга Александровна341
Россия, Донецкая Народная Респ., город Макеевка

«Мотивация на обучение:

виды и способы формирования, модели внедрения»


Мотив – это побуждение к деятельности, ответ на то, ради чего она происходит. Мотивация, в свою очередь, является направленностью активности организма, которая обусловливается актуализированной потребностью. Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, поскольку нас всегда волнует то, к чему мы стремимся. При этом эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикаторами этих потребностей, определяя их значимость и полезность для организма. Эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Они придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл. От мотива зависит качественная особенность всей деятельности человека. Так, особенности деятельности обучающегося, его интересы в значительной степени зависят от мотивов. Они направляют, организовывают познание, придавая ему личностное значение.

Мотивы, которые непосредственно не связаны с деятельностью, но влияют на ее успешность, являются внешними. К ним, например, можно отнести положительное отношение детей к школе, любознательность, доверие к учителю, готовность воспринимать его, стремление быть взрослыми, иметь атрибуты школьной жизни. Внутренние мотивы непосредственно связаны с самым процессом учения и его результатами.

Внутренняя мотивация учения у младших школьников неустойчивая, их интересует преимущественно результат. Волевые усилия к преодолению интеллектуальных трудностей, настойчивость в достижении учебной цели младшие школьники проявляют в зависимости от ситуации: интересная задача, состязательность, поддержка взрослых, товарища и т.п.

Мотивы учения у каждого ребенка глубоко личностные и индивидуальные. Внешнее поведение обучающегося, его отношение к школе, товарищам, оценивание многих событий – это все то, что влияет на желание ребенка учиться, преодолевать трудности.

Психологические исследования дают возможность выделить благоприятные и неблагоприятные предпосылки формирования у младших школьников положительных мотивов учения (Л. Божович, Н. Менчинская, Н. Морозова и др.). Благоприятной предпосылкой является то, что у большинства детей 6-9 лет преобладает положительное отношение к школе, полное доверие к педагогу, даже абсолютизация его как человека, который все знает и имеет большую власть; готовность воспринимать и подражать, острая потребность в новых впечатлениях, естественная любознательность. Вместе с тем известно, что интерес к обучению у детей этого возраста неустойчивый, большинство из них не проявляют волевых усилий для преодоления учебных трудностей. Многих первоклассников долгое время интересует только внешняя сторона школьной жизни, волнует новизна статуса школьника. Многие дети с готовностью подражают, однако когда надо делать что-то самостоятельно, ждут подсказки учителя, нервничают, то есть работают охотно на уроке лишь тогда, когда уверены в успехе.

Поскольку мотивационная сфера глубоко индивидуальна, в ее формировании нужно ориентироваться не на младшего школьника вообще, а на конкретные типы отношения детей к обучению, которые определились именно в этом классе. Отсюда вывод: в учебном процессе надо использовать широкий диапазон стимулов, чтобы влиять на мотивацию каждого ученика.

В каждом классе существует несколько групп детей с разным отношением к учебной деятельности и мой класс не исключение.

По обыкновению, почти половина обучающихся – хорошие исполнители. Они с готовностью воспринимают то, что говорит и показывает учитель, их постоянная учебная установка – внимательно слушать и выполнять все указания независимо от содержания деятельности. На уроке эти дети добросовестные и старательные, однако, чаще всего безынициативные. Руководящий мотив их учебной деятельности – опосредствованный интерес: стремление порадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу учителя. Итак, усвоение знаний для них – лишь средство достижения другой цели, которая находится за границами учебной деятельности.

С первых дней обучения выделяются дети с интеллектуальной инициативой – интеллектуальные лидеры – с ярко выраженным желанием проявить себя во всем, что происходит на уроке, поразмыслить над сложной задачей. Они избегают подсказок, хотят работать самостоятельно, им все нужно проверить, исследовать. Эти дети активизируются, когда учитель спрашивает о чем-то непривычном. Решение, как правило, приходит им в голову сразу, и они едва сдерживаются, чтобы его не выкрикнуть. Чаще всего в классе бывает 5-6 таких обучающихся, а в моём классе их-3 человека

Среди сильных обучающихся есть дети, которые иначе проявляют свое отношение к напряженной учебной деятельности. Внешне они не очень активные, и ум у них не такой быстрый, но почти все время они находятся в состоянии умственного напряжения: неожиданно для всех оригинально решают задачи, придумывают интересные загадки, удачно подбирают слова, умеют найти аналогию в жизни. Хотя они заметно отличаются от предыдущего типа внешним отношением к учебной деятельности, однако по мотивации их можно объединить в одну группу. Ведь и тем, и вторым присущ интерес к новому, потребность разобраться в нем, усвоить. Такие дети не боятся ошибиться, процесс работы интересует их больше, чем оценки. У «хорошего исполнителя» и у «интеллектуального лидера» могут быть одинаковые оценки. Однако это совсем не означает, что влияние учения на развитие личности каждого из них также одинаково.

Среди младших школьников есть небольшая группа детей (приблизительно 4-5 в классе), которые часто не могут самостоятельно выполнить учебное задание. Это проявляется на уроке по-разному. Один охотно слушает, жестами и мимикой показывает, как «напряженно» думает, каждый раз поднимает руку. Например, мой обучающийся Тимофей Н. приятный, послушный мальчик. Если много детей хочет отвечать, он так же упорно тянет руку. Я вызываю его, тот вскакивает, молчит и садится или говорит, что забыл. Им руководит не познавательный мотив, а стремление быть таким, как все.

Почти в каждом классе есть дети, которые стараются быть незаметными, когда понимают, что работа им не по силам. Для них главное, чтобы учитель их не замечал, чтобы урок как можно быстрее закончился. Среди них есть и шалуны, которые уже не боятся показать равнодушие к добросовестной работе, поиск новых знаний их откровенно не интересует, а плохие оценки надолго не расстраивают. Причины разные: незрелость ребенка, слабая подготовка, глубокая заброшенность. Этих детей объединяет негативное отношение к обучению, которое нуждается в значительных умственных усилиях. Они учатся, потому что этого требуют взрослые, и, в сущности, являются просто «присутствующими» на уроке. И в моём классе таких детей - 5 человек.

В соответствии с вышеизложенным, педагогу необходимо научиться в работе с разными группами детей в классе ставить разные развивающие и воспитательные цели. Следует помнить, что мотивация к учебной деятельности при этом является важной составляющей образовательного процесса. Она обусловлена интеллектуальной инициативой, познавательными интересами и проявляется в сосредоточенности, увлечении работой, волевых усилиях ребенка, чувстве удовлетворения от этого.

Активизация познавательного развития детей с помощью

метода Мозгового штурма

Активизации познавательного развития обучающихся способствует использование педагогом таких вопросов и заданий, которые не приведут к тупиковым вариантам ответов. Школьникам нужно будет подумать, найти путь разрешения поставленного задания, и решения эти могут быть нетрадиционными, креативными. При этом у педагога должны быть исчерпывающие ответы и объяснения по ходу разрешения детьми данного задания. Нужно быть готовым к восприятию любых мнений и точек зрения, которые обучающиеся могут представлять в разных формах (комментарии, спор, доказательство, диалог). В данном случае уместным будет использование метода мозгового штурма.

Сам метод «мозгового штурма» был создан, чтобы преодолеть инерцию мышления, и впервые использовался в 30-х гг. ХХ в. американским предпринимателем А. Осборном. Он заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения проблемы, что способствует активизации мышления каждого из участников, и содержит четыре шага: постановка задачи; выдвижение идей; обсуждение идей; принятие решения.

Однако структурная простота метода достаточно обманчива, поскольку этап выдвижения (генерирования) идей – дело тонкое. А. Осборн решение проблемы разделил на два этапа: генерирование идей без всякой критики; осмысление, критика, анализ идей и выработка решения. М. Михалко, Ю. Рич для активизации процесса выдвижения идей предлагают различные приемы. Рассмотрим некоторые из них:

Метод эмпатии. Эмпатия – вживание в роль, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если на уроке по теме «Природные тела и явления» планируется аппликация с изображением ночного неба, педагог может предложить детям вспомнить какие небесные тела и явления они изучали и представить себя небом: «Я – ночное небо. Я бескрайнее и темное. Во мне живут миллиарды звезд. Некоторые звезды объединяются в созвездия и создают рисунок. А еще … (предложения детей)».

Прямая аналогия. Разрабатываемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. Например, во время изготовления костюмов для детей или взрослых ко Дню Земли можно рассмотреть характеристики основных природных стихий (земля, вода и воздух) или природных явлений (дождь, снег, град, ураган, ветер и т.п.).

Что подскажут фигуры? Выберите какую-нибудь фигуру, цвета спектра, цифры или другие семантически богатые объекты и сравните их с объектом изучения. Например, при составлении карты своего района (города) сравнивать объекты с различными плоскими геометрическими фигурами. Затем нарисовать карту-схему, обозначая эти объекты геометрическими фигурами-символами.

Ассоциации. Участники называют первое слово, которое им пришло на ум при оглашении темы штурма. Пусть ассоциации свободно развиваются.

Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать. Например, как выполнить домашнее задание, чтобы наверняка получить неудовлетворительную оценку?

Нарисуйте идею. Ведущий просит участников оформить следующее предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.

Правда — в ногах. Часть мозгового штурма участники проводят стоя. Это встряхивает, не позволяет генераторам откинуться на спинку стула и витать мыслями в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом. Либо же генераторы идей меряют аудиторию шагами, поскольку некоторым в движении лучше думается.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе детей младшего школьного возраста:

1. Разделить детей на две группы: «генераторы идей», «эксперты».

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За каждую предложенную идею участник получает фишку.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будут крики и споры у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на «кричание» надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся «кричать» по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

5. Все идеи детей надо успеть записать на доске или запомнить. Уместен диктофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это вырабатывает умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».

8. В некоторых случаях делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо развести во времени.

Воспитание ответственного отношения к учебе

посредством командных игр

Ответственность – это особый мотив человеческих поступков, который принципиально отличается от, например, биологических или экономических мотивов, с только ему присущей чертой идеальности. Ключевой особенностью ответственности является ее постоянство, что превращает это качество в осознанное правило (как готовность действовать определенным образом).

Анализ исследований по проблеме формирования ответственности и использования различных видов игр в работе с обучающимися позволил сделать вывод о том, что воспитанию ответственности способствует использование игр в коллективе, в команде. Коллективная деятельность всегда менее контролируемая и поэтому в ней наиболее ярко выражаются как проявления истинной моральной ответственности ребенка, так и желание каким-то образом избежать действий, требующих ответственного отношения. Под командными играми чаще подразумевают спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол и т.п.), но существует вариант организации командных игр как игр психологических.

Так, немецким психотерапевтом К. Фопелем была предложена идея формирования сотрудничества в команде посредством командной игры. По его мнению, настоящее сотрудничество означает, что каждый вносит личный вклад, при этом каждый имеет собственное мнение. Именно такой вид взаимодействия в детском коллективе будет способствовать становлению у детей таких общественно необходимых качеств как творческая энергия, стойкость, решительность, командный дух, чувство социальной ответственности и общественная смелость.

Для проведения указанной работы предлагаю использовать игры для создания команды (предложенные К. Фопелем), а также подвижные командные игры и игры, построенные на коллективной творческой деятельности.

Игры для создания команды

Игра «Слепой полет».

Цель игры: учить детей взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.

Ход игры: один игрок – пилот маленького самолета, который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. В начале игры экспериментатор рассказывает детям небольшую историю: «Однажды ночью летел маленький самолет и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была темная, а света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был сын авиадиспетчера Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному прибору и сказал пилоту, в каком направлении ему нужно двигаться, чтобы попасть на взлетную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они были благодарны Чарли за такую помощь. Предлагаю и вам такую же игру. Один из вас будет Чарли, а другой Пилотом самолета, который ведет самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли руководит Самолетом, направляя его от одной стороны помещения к месту назначения – стулу, который стоит в другой стороне».

Дети стоят справа и слева от «взлетно-посадочной полосы» и изображают «дома» и «деревья». «Чарли» направляет «Пилота», чтобы самолет не задевал «дома» и «деревья».

Следующей формой работы с детьми является проведение подвижных игр, с помощью которых формируют волевые качества, организованность и дисциплинированность, умение сотрудничать друг с другом. Эти игры способствуют воспитанию чувства ответственности, поскольку позволяют детям осознать, что победа зависит от работы каждого из них. Например, моим детям в классе очень нравится:

Игра «Передача мяча по кругу».

Цель игры: развивать у детей командный дух, навыки сотрудничества; способствовать развитию ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: две команды выстраиваются в круг. Капитаны получают по одному волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его тому, кто справа и дальше мяч передается по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, мяч возвращается к капитану, он передает его в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Выигрывает команда, в которой мяч быстрее вернется к капитану.

Следующий вид работы с детьми, который способствует воспитанию ответственности, – коллективная творческая деятельность.

Игра «Строим дом».

Цель игры: воспитывать ответственность за свои действия перед коллективом во время совместной творческой деятельности.

Ход игры: детей делят на две команды, каждой из которых предлагается сделать аппликацию на определенную тему. Каждому ребенку в команде выдается лишь одна деталь из набора, которую он должен присоединить. Та команда, которая быстрее и качественнее справится с заданием – побеждает.

В процессе игры дети обычно советуются, помогают друг другу, стараются как можно быстрее справиться с заданием.

Мотивы учения у каждого ребенка глубоко личностные и индивидуальные. Задачей педагога современной школы является создание для всех детей предпосылок для воспитания положительных черт характера, желания и умения учиться, преодолевая трудности на пути к достижениям, развитию мотивации учения способствуют стимулирующая среда и система специальных педагогических приемов.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.