Материал на проверке

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

0
0
Материал опубликован Вчера в 22:43 в группе

Аннотация. Одним из главных условий осуществления учебной деятельности является формирование мотивации обучающихся. Чтобы учёба ребёнка была успешной, необходимо сделать обучение для него желанным процессом. Из опыта работы представлены формы, приемы и методы, влияющие на формирование учебной мотивации.


Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

Щеглова И.И., учитель начальных классов МОУ СОШ №32

Г. о. Подольск

Мотивация – это эмоциональная и психическая готовность сделать что - то, несмотря на трудности, готовность прилагать усилия, чтобы получать желаемое.

Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса. Педагог - психолог Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация – это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей. [1]


Мотивация младших школьников к учебной деятельности может быть разной, вот некоторые её виды:

Познавательная мотивация. Выраженный интерес к новым знаниям, новой информации, получение удовольствия от открытия чего-то нового.

Социальный мотив. Стремление лучше учиться для того, чтобы обеспечить собственное успешное будущее.

Престижная мотивация. Характерна для учеников с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она способна побудить школьника учиться лучше, чем одноклассники, быть первым.

Компенсаторная мотивация. Проявляется у детей с низкой успеваемостью. Она включает побочные мотивы по отношению к учебной деятельности.

Мотивация достижения успеха. Желание правильно выполнять задания, получать необходимый результат, осознавать себя в качестве способного, умного, грамотного человека.

Мотивация избегания неудачи. Ученики стараются избежать плохих оценок или последствий, которые они влекут за собой (например, недовольство родителей или учителя, наказание).


Для формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности можно использовать следующие приёмы:

Создание ситуаций успеха. Они развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

Дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности.

Использование коллективных форм обучения. Например, работа в парах, в группах.

Формирование приёмов самоконтроля. Вовлечение школьника в процесс оценивания. Также важно учитывать индивидуальные особенности учеников и проводить индивидуальную работу с каждым из них, в особенности с неуспевающими детьми или со школьниками с низким уровнем мотивации. [2]

Наша задача поддержать в детях интерес к учению, организовать деятельность обучающихся так, чтобы мотивация «Я хочу учиться» продолжалась бы как «Я могу учиться!».

Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста можно отметить несколько приёмов формирования учебной мотивации.

1)Необходимо учить ребенка самого ставить перед собой цели. На уроках в работе с новым материалом или при повторении отрабатываем постановку разных целей - близких, перспективных, простых и сложных. При этом используются опорные схемы, плакаты, дидактический раздаточный материал. (Фото 1 и 2)


t1734896549aa.jpg

Фото 1. Опорные слова для целеполагания учебной деятельности

t1734896549ab.jpg

Фото 2.Устный счёт и самопроверка с помощью дидактических карточек

2)Создание ситуации успеха эффективно влияет на формирование положительной учебной мотивации. Предоставление ребёнку права выбора материала из заданий разного уровня сложности возможно на любом уроке. (Фото 3)


t1734896549ac.gif

Фото3. Задания разного уровня сложности по теме «Три склонения имен существительных»


3)Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы. (Фото 4 и 5)


t1734896549ad.jpg

Фото 4. Игра «Поймай словечко».

Работа с лексическим значением слов


t1734896549ae.jpg

Фото 5. Работа с наборным полотном «Историческая карта»


4)Важную роль в формировании мотивов учения имеет практическая направленность. Через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией дети осознают значимость изучаемого материала. (Фото 6 и 7)


t1734896549af.jpg

Фото 6. Моделирование проезжей части дороги из поделок, выполненных на уроке труда (технологии)


t1734896549ag.jpg

Фото 7. Моделируем ракету «Малыш»

5) Стимулирование деятельности оказывает мощное мотивирующее воздействие на ребенка. Это может быть поощрение через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставка лучших работ. (Фото 8 и 9)


t1734896549ah.jpg

Фото 8. Выставка проектных работ учащихся «Правила в стихах»

t1734896549ai.jpg

Фото 9. Медали за активное участие в мероприятиях


Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. При этом необходимо учитывать, что работа с детьми младшего школьного возраста должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития их индивидуальности.

«Мы не можем делать великие дела, мы можем делать малые дела с великой любовью»— цитата из высказывания Матери Терезы.[3] Эта мысль должна быть основополагающей в формировании учебной мотивации младших школьников.

Интернет – источники


[1]https://4schoolngo.my1.ru/Doc/Psiholog_soc/lectoriy/oosobennosti_uchebnoj_motivacii_mladshego_shkolnik.pdf

[2] https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=мотивация+это&l10n=ru&lr=10747

https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=мотивация+младших+школьников+к+учебной+деятельности&l10n=ru&lr=10747

[3]https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=Мы+не+можем+делать+великие+дела.+Мы+можем+делать+только+маленькие+дела%2C+но+с+великой+Любовью&l10n=ru&lr=10747

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.