Мотивация учения: способы диагностики и особенности повышения
Мотивация учения: способы диагностики и особенности повышения
Аннотация. Статья посвящена вопросу мотивации учения обучающихся общеобразовательного учреждения. Статья включает краткий обзор диагностических мероприятий, направленный на выявление актуального уровня учебной мотивации и преобладающих мотивов учения. Помимо этого в статью включена информация о способах повышения мотивации учения в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: мотивация, обучение, диагностика, педагогические технологии.
Учебные успехи обучающихся образовательного учреждения во многом зависят от желания учащихся проходить обучение, получать новые знания, желания посещать школу, то есть от мотивации учения. В связи с этим педагогическим работникам необходимо обладать методами диагностики мотивации учения, а также обладать технологиями её повышения.
На данный момент в образовательном процессе широко используются следующие диагностические методики, направленные на определение актуального уровня учебной мотивации: «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга, «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреевой) и другие. Первая и вторая методики активно применяются на уровне начального общего образования, третья – на уровне основного и среднего общего образования.
Помимо диагностических методик педагог в своей работе может ориентироваться на успеваемость учащихся, результаты итоговых аттестаций, желание учащихся принимать участие во внеурочной деятельности и социально значимых проектах, конкурсах и олимпиадах.
В ситуации выявления низкой мотивации учащихся, а также с целью профилактики возникновения данной проблемы педагоги прибегают к разным методам формирования положительной устойчивой мотивации. В первую очередь классический урок разбавлять интересными упражнениями и заданиями. Проведение дебатов, игор, соревнований, киноуроков, использование презентаций и ведеоматериалов, работа в группах и парах способствуют повышению интереса учащихся к предмету, их вовлечению в учебную деятельность.
Умение оценить учебную мотивацию школьников и наличие в арсенале педагога методов формирования положительной устойчивой мотивации станут отличной базой для качественного обучения детей.