Конспект занятия «По сказочным тропинкам с колобком»
PPTX / 13.45 Мб
Фото с детьми
PPTX / 2.41 Мб
аудиозапись
MP3 / 690.02 Кб
Приложение
DOCX / 12.69 Кб
Старший дошкольный возраст (6-8 лет).
По сказочным тропинкам с Колобком.
Петрова Наталия Валерьевна, высшая квалификационная категория, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №30», МБДОУ «Детский сад общеразвивающег вида №158» |
Цель применения ИКТ в НОД:
Обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала;
Помогает сделать занятие более привлекательным и современным;
Помогает решать познавательные и творческие задачи;
Формирует мотивацию и поддерживает интерес детей на протяжении НОД;
Организует объективный контроль развития и деятельности детей;
Даёт возможность дифференцированного подхода в обучении;
Обеспечивает незаметный переход для ребёнка от игровой деятельности к учебной;
Задания легко можно передать родителям через электронные носители или разместить на сайте для организации совместной деятельности ребёнка и родителя.
Цель НОД: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, в стихах.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»:
закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, в стихах;
обогащать и расширять словарный запас в ходе образования уменьшительно-ласкательных существительных и существительных с суффиксом «ищ»
развивать фонематическое восприятие, чувство ритма и рифмы в процессе работы с чистоговорками.
совершенствовать умения употреблять простые предлоги, согласовывать существительные в роде, числе и падеже;
развивать умение образовывать родительный падеж существительных;
развивать связную речь, совершенствовать умение доказывать свою точку зрения;
совершенствовать умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
Развивать творческие задатки детей и воображение;
Уточнять представление детей об окружающем мире;
Поощрять любознательность, развивать и выявлять интересы детей.
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать интерес к общению между взрослыми и детьми;
Воспитывать умение активно взаимодействовать с детьми и взрослыми;
Совершенствовать умение работать в паре.
«Физическое развитие»:
Способствовать развитию общей моторики;
Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью массажного мячика;
Совершенствовать направленную сильную воздушную струю с использованием дыхательного тренажёра.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Формировать эмоционально-нравственное отношения к окружающей действительности через сопереживание, соучастие, «вхождение» в образ.
Предварительная работа: индивидуальные и групповые занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Планируемые результаты НОД:
Ребёнок может применять усвоенные правила, навыки для решения несложных задач, поставленных взрослым;
Проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них;
Может включиться в игру с другими детьми, а также со взрослыми, сотрудничать с ними;
Ребёнок эмоционально откликается на переживания взрослых и детей, героев художественного произведения;
Ребёнок умеет слушать своих сверстников и взрослого, выполнять задания, выбирать задания, с которыми может справиться;
У ребёнка сформированы умения правильно произносить звук [Л] в словах, предложениях.
Ребёнок согласовывает существительные в роде, числе и падеже.
Ребёнок отвечает на вопросы полно и развёрнуто.
Предпосылки УД: коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; познавательные - умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.
Используемое оборудование для педагога:
ноутбук, компьютерная презентация.
Используемое оборудование для детей:
мягкая игрушка-Колобок;
картинки с изображением слона, слонёнка, большого слона, глаза, маленького глаза, большого глаза;
предметные картинки, расположенные на геометрических фигурах разного цвета и разной формы со звуком [Л];
магнитное пособие «По сказочным тропинкам» с картинками на магнитах: дятел, белка, слон, лошадка, лодка, лопатка, стол.
Деятельность учителя-логопеда
|
Деятельность детей |
||
Этап 1. Вводная часть-мотивационный этап (3минуты). |
|||
Организация детей для просмотра презентации |
|||
Цель этапа: мотивация детей к проведению образовательной деятельности, активация внимания, развитие речевой активности детей. |
Цель этапа: отгадать музыку, загадку, проверить отгадку
|
||
(Слайд 1, Презентация 1) Л.(логопед) здоровается с детьми, привлекает внимание детей аудиозаписью. Звучит аудиозапись -Знакома ли вам эта музыка? Где вы могли её слышать? -Кто изображён на экране? (рассказчик народных сказок- сказитель). -А кто главный герой сказки вы узнаете, если отгадаете загадку. Л. читает загадку.
Формой он похож на мяч.
После ответа детей кликнуть мышкой на слайд -выходит колобок для подтверждения правильности ответа. -Скажите, у Колобка какое настроение? Хотите узнать почему? Л.-У Колобка есть любимая песенка. Как вы думаете, что происходит, когда он её кому-то поёт. Л. поёт песенку Колобка ,не выговаривая звук Л. ( Приложение 2)
Я –весёый кообок У меня румяный бок. На сметане я мешон, В тёпуой печке испечён. Я от деда убежау, Бабке уовко помахау, Зайке головой кивнуу, Волку хвостикомвильнуу, Мишке глазиком мигнуу, От лисички увильнуу.
|
Дети заходят в кабинет под музыку, прислушиваются, высказывают предположение, о том, что разговор идёт о сказке. Подходят к экрану компьютера ,смотрят на экран.
Дети отгадывают загадку.
Делают вывод о том, что у Колобка грустное настроение, так как его никто не понимает из-за того, что он не умеет правильно произносить звук [Л] |
||
Речевая дидактическая игра «Закончи предложение» |
|||
Цель: упражнять в составлении предложения по смыслу, в рифму. |
Цель: осознание и принятие поставленной задачи. |
||
Л.-Давайте исправим ошибки, которые допустил Колобок. Я начинаю предложение, вы его заканчиваете. Логопед начинает читать стишок, дети его заканчивают, правильно проговаривая слова со звуком Л. Я………. У меня румяный бок. На сметане я мешон, В ………печке испечён. Я от деда……. Бабке ловко …….. Зайке головой……… Волку хвостиком ………. Мишке глазиком……… От лисички ………. |
Ответы детей.
весёлый колобок
тёплой убежал, помахал, кивнул, вильнул, мигнул, увильнул |
||
Уточнение глагольного словаря
|
|||
Л. -Что значит увильнуть? -От чего увильнул Колобок? |
-Уклониться от чего-нибудь, прибегнув к хитрости, к уловкам. Дети приходят к выводу, что Колобок увильнул от того, чтобы его не съели. |
||
Игра «Кого и чего встретил в лесу колобок?»
|
|||
Цель: подведение детей к цели НОД, развитие умения образовывать родительный падеж существительных, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых. |
Цель: Совершенствуют умение образовывать родительный падеж существительных, закрепляют правильное произношение звука [Л] в предложении, совершенствуют умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
|
||
Л.- Колобок покатился по тропинке. Кого и чего он увидел? (Фото1, Презентация 2, Слайд 1) Дети подходят к магнитному многофункциональному дидактическому пособию «По сказочной тропинке» и рассматривают предметы, изображённые на маленьких магнитах. Пока дети выполняют задание, логопед незаметно достаёт и выставляет на стол игрушку –Колобока. (Фото2,3, Презентация 2, Слайд 1) |
Примерный ответ: -Колобок увидел дятла.(белку, слона, лошадку). -Колобок увидел, лодку, лопатку, стол. |
||
Целеполагание |
|||
Цель: побуждать детей самостоятельно определить цель занятия. |
Цель: формулируют цель занятия |
||
Л. благодарит детей за помощь и предлагает найти общее между пред- метами, изображёнными на маленьких магнитах. При затруднении детей, логопед задаёт наводящие вопросы. -Догадайтесь какой звук будем учиться сегодня правильно произносить?
|
Слушают, отвечают на вопросы, активно рассуждают, формулируют цель занятия.
|
||
Л.приглашает детей занять места за столом. -Как вы думаете вместе с каким сказочным персонажем будем учиться сегодня правильно произносить звук [Л]?
|
Рассаживаются за столом и одновременно рассматривают игрушку – Колобока.
-с Колобком |
||
Этап 2.Основная часть(18 минут) |
|||
Цель этапа: обобщение и тренировка теоретических знаний, совершенствование умений и навыков детей произносить звук Л в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, в стихах. |
Цель этапа: закрепление знаний, использование имеющихся знаний и навыков. |
||
Познавательная беседа-рассуждение. |
|||
Цель: активизировать внимание, память, мышление, речь. |
Цель: развитие речевых навыков, формулировка вывода. |
||
(Слайд 2, Презентация 1). -Колобок так обрадовался, что вы хотите ему помочь научиться правильно произносить звук [ л], что решил рассказать вам сказку про то, что с ним случилось. Но так как его никто не понимает, он прислал свои фотографии нам на электронную почту. -Хотите посмотреть их? -Давайте поможем Колобку составить про него сказку. -Посмотрите на экран и скажите, на что положили Колобка? Что было перед тем, как отправить запекаться Колобка в печку? Что потом сделали бабка с дедкой? Словесное поощрение ребёнка за каждый правильный ответ. -А хотите попробовать испечь своего колобка? (Фото4, Презентация 2, Слайд 2) Л. Предлагает детям пройти к ковру и удобно расположиться на нём. |
Составляют сказку о Колобке.
-Колобка положили на лопату.
Предполагают, что сначала замешивалось тесто, потом колобка лепили. -Положили его остужать на окошко. |
||
Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча(Приложение №1) |
|||
Цель: переключение детей на активную деятельность, снятия возможного напряжения, профилактика утомления, развитие мелкой моторики рук. |
Цель: массаж пальцев рук, снятие напряжения, развитие воображения. |
||
Л. Выполняет пальчиковую гимнастику вместе с детьми. |
Выполняют движения пальцами рук и одновременно проговаривают стишок вместе с логопедом и самостоятельно. |
||
Лепим, лепим колобка. Тесто месим мы слегка, А потом его катаем. На окошечко сажаем. Он с окошка прыг, да прыг, Укатился озорник.
|
имитация лепки сжимать и разжимать пальцы катать мячик на ладони раскрыть ладони бросить мячик на пол, хлопнуть в ладоши вращать кистями |
||
Игра «Куда закатился колобок» |
|||
Цель: совершенствовать умение детей согласовывать существительные вроде, в числе и падеже; употреблять простые предлоги; автоматизировать звук л в словах, используя умственную нагрузку, тем самым переключая внимание детей с основной задачи на второстепенную, что способствует плавному переходу к следующему этапу автоматизации звука в самостоятельной деятельности детей. |
Цель: закреплять умения употреблять существительные с простыми предлогами -на, в, за, под ( для отдельных детей со сложными предлогами -дифференциация заданий). |
||
-Что дальше случилось с Колобком ? Л.Просит детей подойти к экрану (Слайд 3-9, Презентация 1). -Посмотрите на экран и скажите, куда он покатился? (Составление предложений по действию Колобка. -Колобок катился, …..и - Колобок катился, катился и …..закатился на колодец, в клумбу, на бал Л. «кликает» мышкой на каждый слайд для движения колобка. Задания дифференцированы - некоторым детям логопед даёт задания посложнее , на употребление сложных предлогов: -Откуда укатился Колобок? Показ слайда и анимации. -Поднимите руки, кто ни разу не ошибся, кто один раз ошибся, два раза, больше двух раз). Словесное поощрение ребёнка за каждый правильный ответ.
|
-Он спрыгнул с окошка и покатился по тропинке.
Смотрят на экран. Отвечают на вопросы. Сами себя оценивают. Соотносят свою самооценку с оценкой логопеда. - катился и закатился в палатку закатился на колодец, в клумбу, на балкон, под стол, за куклу, под лавочку.
Колобок укатился из-за куклы, Колобок укатился из-под стола, Колобок укатился из-под скамейки. Самооценка детей за правильность выполнения задания
|
||
Речевая дидактическая игра «Подбери слово». |
|||
Цель: упражняться в автоматизации звука [Л] в словах, предложениях; развивать словарный запас детей; согласовывать существительные в роде, числе и падеже. |
Цель: закрепление умения произносить звук Л в словах. |
||
Л. -Кого первого встретил колобок? Как могла сложиться беседа героев, если колобок плохо произносит звук Л? (Слайд 11, Презентация 1). Л. кликает мышкой на слайд 5 раз для появления картинки, подтверждающей правильность ответа. -Подберите правильное слово: У кошки не ноги, а мягкие…(что?) Мама красит ногти…(чем?) Лодочник плывёт на…( чём?) В светильник ввернули…(что?) Зимой многие катаются на…(чём?)
Л.Подводит итог детских предположений. А колобок дальше по дорожке что сделал? |
Высказывают предположение, что заяц не понял, что хотел спеть Колобок и предложил Колобку поиграть с ним в игру, чтобы научиться правильно произносить звук [Л].
Предполагаемые ответы детей: -Лапки. Мама красит ногти лаком. Лодочник плывёт на лодке. В светильник ввернули лампочку. Зимой многие катаются на лыжах.
Покатился |
||
Динамическая пауза. Физкультминутка. |
|||
Цель: профилактика утомления детей, совершенствование координации речи с движением, смена деятельности, развитие воображения; автоматизация звука [Л ] в стихах. |
Цель:выполнять движения, предложенные детьми. Если дети затрудняются в самостоятельном выборе движений, логопед предлагает свои.
|
||
Л. Приглашает ребят пройти и сесть на зелёную лужайку (на ковёр). -Прикатился Колобок на полянку и решил поиграть с нами. Он будет читать стишок, а вы должны придумать к нему движения. Логопед читает стихотворение за Колобка. Дети и логопед вместе выполняют движения. (Приложение 2) Я –весёлый колобок У меня румяный бок. На сметане я мешон, В тёплой печке испечён. Я от деда убежал, Бабке ловко помахал, Зайке головой кивнул, Волку хвостиком вильнул Мишке глазиком мигнул, От лисички увильнул.
|
Предлагают свои движения, соответствующие тексту стихотворения.
руки развести в стороны; руки на поясе, наклоны влево, вправо; руками замешивать тесто; руками печь пироги; имитировать бег; помахать рукой; кивнуть головой; приставить ладонь к спине и ей повилять; подмигнуть глазом; покачать головой. |
||
Игра «Остудим Колобка» |
|||
Цель: развитие сильной направленной воздушной струи. |
Цель: сильно, целенаправленно подуть на дыхательный тренажёр. |
||
(Фото5, Презентация2, Слайд2) -Какой горячий колобок, давайте остудим его, что для этого нужно сделать? Л.Раздаёт детям дыхательные тренажёры и вместе с детьми вспоминает, как правильно дуть, чтобы струя воздуха была сильной, целенаправленной, вместе с детьми дует на тренажёр. -Представьте, что у вас в руках Колобок. -Давайте вспомним, как правильно выполняется это упражнение. |
Дети дуют на тренажёр.
-Выполняем глубокий вдох через нос, выдох сильный через рот, щёки не надуваем.
|
||
Практическая деятельность, работа в паре. |
|||
Цель: развивать память, внимание, логическое мышление; автоматизировать звук Л в словах, совершенствовать умение работать в паре; профилактика переутомления детей, смена деятельности. |
Цель: продолжить собирать логические цепочки, называя при этом предметные картинки, изображённые на геометрических фигурах со звуком Л |
||
Л. - Кого следующего встретил на пути Колобок? Просит посмотреть на экран. (Слайд 12, Презентация 1) Л.Предлагает детям перейти к столу. На столе разложены в определённой последовательности геометрические фигуры с изображёнными на них предметными картинками, в названии которых есть звук Л.(Фото 6-8, Презентация 2, Слайд 3) -Что мог предложить Волк Колобку? Колобок предлагает и вам вместе с Волком поиграть в игру «Собери бусы»: -Продолжите цепочку из картинок в той же последовательности, как они расположены, называя при этом картинки, изображённые на фигурах, правильно произнося звук [Л]. |
-Волка Дети дружно, договариваясь друг с другом, продолжают выкладывать логическую цепочку, называя при этом предметные картинки, в названии которых есть звук [Л], выделяя его (произнося утрированно).
Дети: поиграть с ним
Дети продолжают выкладывать логическую цепочку, соблюдая очерёдность, помогая друг -другу, называют слова со звуком [Л], изображённые на картинках. |
||
Игра «Эхо» |
|||
Цель: развивать у детей чувство ритма и рифмы, автоматизировать звук [Л] в слогах, слоговые упражнения на автоматизацию звука [Л] из механической, однообразной деятельности превратить в занимательную игру. |
Цель: дети правильно произносят звук [Л] в слогах. |
||
Л.Просит подойти детей к компьютеру и посмотреть на экран. |
|
||
Л.- Катится логопед по дорожке и поёт песенку, а эхом раздаются только отдельные слоги. -Давайте споём их. (Слайд 13, Презентация 1) Л. Собирает мёд пчела Усть у белочки дупло Я с собой возьму пилу В доме чистые полы |
Дети: ла-ла-ла; ла-ла-ла; л о-ло-ло, ло-ло-ло; лу-лу-лу, лу-лу-лу; лы-лы-лы, лы-лы-лы |
||
Игра «Разложи картинки по порядку и назови слова» |
|||
Цель: Обогащать и расширять словарный запас в ходе образования уменьшительно-ласкательных существительных и существительных с суффиксом «ищ»; автоматизировать звук [Л] в словах; развивать внимание, мышление.
|
Цель: сравнивать картинки, находить общее, отличное; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, существительные с суффиксом «ищ» самостоятельно и по подражанию (можно привести пример- рука-ручища, ручка); правильно произносить звук [Л]. |
||
Л. А на встречу Колобку……… После ответа детей логопед кликает мышкой на Слайд 14 для подтверждения правильности ответа. Л.-Мишка тоже пришёл не с пустыми руками. -Что он принёс? -Как думаете, для чего?
Л. -Разложите картинки по порядку.(Фото 9, Презентация 2, Слайд 4)
-Что общего в названии этих картинок?
-Чем они отличаются? Л. -Разложите картинки по порядку. -Как назовём маленького слона ( маленькие глаза)? -Как назовём большого слона (большие глаза)?
|
-Медведь
-Игру -Чтобы в игре учиться правильно произносить звук [Л]. Дети выкладывают картинки: 1.Слонище, слон, слонёнок. 2.Глазища, глаза, глазки. -На всех картинках изображены слоны (глаза). -Размером.
-Слоник ( глазки).
Слонище (глазища) |
||
Игра «Запомни и расскажи» |
|||
Цель: Закрепить правильное произношение звука Л в стихах. Развивать слуховую и зрительную память. Дифференцировать задание с опорой на слуховое восприятие с одними детьми, у которых преобладает слуховое восприятие, с опорой на зрительное восприятие с другими детьми, у которых преобладает зрительное восприятие. Совершенствовать умение работать в паре в ходе рассказывания друг другу стихотворения, оценивания друг друга, Совершенствовать умение оценивать себя самим. |
Цель: Правильно произносить звук Л в стихах с опорой и без опоры на зрительное восприятие.
|
||
Л.- Кого ещё встретил Колобок в лесу? (кликнуть мышкой на Слайд 14, Презентация 1,переход на 15 Слайд для подтверждения правильности ответа. -Как вы думаете, что было дальше, если она рассказала Колобку вот такой стишок. Л.предлагает детям подойти и посмотреть на экран, попробовать выучить стишок с опорой на картинку: Белый снег - кликнуть на мышку, Белый мел – кликнуть на мышку, Белый заяц тоже бел- кликнуть на мышку, А вот белка не бела, белой даже не была- кликнуть на мышку. Словесное поощрение ребёнка за каждый правильный ответ.
|
-Лису Предполагают , что Лиса предложила Колобку выучить стишок, чтобы закрепить правильное произношение звука. Разучивают стишок с опорой на зрительное восприятие, по необходимости.
Самооценка, взаимооценка деятельности детей.
|
||
Этап 3.Итоговый-рефлексивный этап(4 минуты) |
|||
Цель этапа: уточнить уровень достижения целей и задач НОД, установить обратную связь с детьми. Мотивировать детей на самостоятельную деятельность вне рамок НОД. |
Цель этапа: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные для каждого моменты НОД.
|
||
Л.Побуждает детей вспомнить: - Какая была цель на занятии? Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели. Предлагает перечислить: -Какие задания помогли вам вместе с Колобком правильно произносить звук [Л]? |
Отвечают на вопросы логопеда. Делают вывод, что всё занятие учились вместе с Колобком произносить правильно звук [Л]. Дети делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение, делают выводы. |
||
(Слайд 17, Презентация 1) Л.- Вам понравилась сказка, которую мы составили сегодня вместе с колобком? -Вот и сказочке конец, а кто слушал …. Все вместе…. Молодец! Л.- Пускай помашет рукой тот, кому понравилось наше занятие, похлопает тот, кто ещё бы хотел встретиться с Колобком, потопает ножками тот, кто запомнил игры и стишки, которые герои предложили Колобку, а для чего, как вы поняли? Л.- Я думаю, что без вас Колобок бы не справился с заданиями и не научился правильно произносить звук [Л]. -Предлагаю вам выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и прикрепить его на магнитный мольберт ( Фото 10, Презентация 2, Слайд 4)
|
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение по поводу того, что было интересно.
Чтобы Колобок научился правильно произносить звук [Л].
Дети выбирают смайлик и прикрепить его с помощью магнита на магнитный мольберт. |
||
Дальнейшее развитие темы: продолжение работы по автоматизации звука Л в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках в совместной деятельности логопед-ребёнок-родитель после завершения НОД. |
Информационные ресурсы:
Музыка http://iplayer/fm/;
Картинки к презентации (Электронный ресурс).-Режим доступа: https://googl.ru/imghp
Приложения:
Приложение 1-Пальчиковая гимнастика «Колобок».
Приложение 2 –Речь с движением.