Конспект занятия «По сказочным тропинкам с колобком»

8
0
Материал опубликован 12 June 2019 в группе
Презентация к НОД
PPTX / 13.45 Мб


Фото с детьми
PPTX / 2.41 Мб


аудиозапись
MP3 / 690.02 Кб


Приложение
DOCX / 12.69 Кб

 

Старший дошкольный возраст (6-8 лет).

 

По сказочным тропинкам с Колобком.

 

Петрова Наталия Валерьевна, высшая квалификационная категория,

учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №30», МБДОУ «Детский сад общеразвивающег вида №158»

 

 

 

 

 

 

Цель применения ИКТ в НОД:

 

Обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала;

Помогает сделать занятие более привлекательным и современным;

Помогает решать познавательные и творческие задачи;

Формирует мотивацию и поддерживает интерес детей на протяжении НОД;

Организует объективный контроль развития и деятельности детей;

Даёт возможность дифференцированного подхода в обучении;

Обеспечивает незаметный переход для ребёнка от игровой деятельности к учебной;

Задания легко можно передать родителям через электронные носители или разместить на сайте для организации совместной деятельности ребёнка и родителя.

 

Цель НОД: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, в стихах.

 

Задачи приоритетной образовательной области:

 

«Речевое развитие»:

закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, в стихах;

обогащать и расширять словарный запас в ходе образования уменьшительно-ласкательных существительных и существительных с суффиксом «ищ»

развивать фонематическое восприятие, чувство ритма и рифмы в процессе работы с чистоговорками.

совершенствовать умения употреблять простые предлоги, согласовывать существительные в роде, числе и падеже;

развивать умение образовывать родительный падеж существительных;

развивать связную речь, совершенствовать умение доказывать свою точку зрения;

совершенствовать умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

 

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 

«Познавательное развитие»:

Развивать творческие задатки детей и воображение;

Уточнять представление детей об окружающем мире;

Поощрять любознательность, развивать и выявлять интересы детей.

«Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать интерес к общению между взрослыми и детьми;

Воспитывать умение активно взаимодействовать с детьми и взрослыми;

Совершенствовать умение работать в паре.


 

«Физическое развитие»:

Способствовать развитию общей моторики;

Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью массажного мячика;

Совершенствовать направленную сильную воздушную струю с использованием дыхательного тренажёра.


 

«Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Формировать эмоционально-нравственное отношения к окружающей действительности через сопереживание, соучастие, «вхождение» в образ.

Предварительная работа: индивидуальные и групповые занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

Планируемые результаты НОД:

 

Ребёнок может применять усвоенные правила, навыки для решения несложных задач, поставленных взрослым;

Проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них;

Может включиться в игру с другими детьми, а также со взрослыми, сотрудничать с ними;

Ребёнок эмоционально откликается на переживания взрослых и детей, героев художественного произведения;

Ребёнок умеет слушать своих сверстников и взрослого, выполнять задания, выбирать задания, с которыми может справиться;

У ребёнка сформированы умения правильно произносить звук [Л] в словах, предложениях.

Ребёнок согласовывает существительные в роде, числе и падеже.

Ребёнок отвечает на вопросы полно и развёрнуто.

Предпосылки УД: коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; познавательные - умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

 

Используемое оборудование для педагога:

ноутбук, компьютерная презентация.

 

Используемое оборудование для детей:

мягкая игрушка-Колобок;

картинки с изображением слона, слонёнка, большого слона, глаза, маленького глаза, большого глаза;

предметные картинки, расположенные на геометрических фигурах разного цвета и разной формы со звуком [Л];

магнитное пособие «По сказочным тропинкам» с картинками на магнитах: дятел, белка, слон, лошадка, лодка, лопатка, стол.

 

 

Деятельность учителя-логопеда

 

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть-мотивационный этап (3минуты).

Организация детей для просмотра презентации

Цель этапа: мотивация детей к проведению образовательной деятельности, активация внимания, развитие речевой активности детей.

Цель этапа: отгадать музыку, загадку,

проверить отгадку

 

(Слайд 1, Презентация 1)

Л.(логопед) здоровается с детьми, привлекает внимание детей аудиозаписью.

Звучит аудиозапись

-Знакома ли вам эта музыка? Где вы могли её слышать?

-Кто изображён на экране? (рассказчик народных сказок- сказитель).

-А кто главный герой сказки вы узнаете, если отгадаете загадку.

Л. читает загадку.

 

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол.
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это?

 

После ответа детей кликнуть мышкой на слайд -выходит колобок для подтверждения правильности ответа.

-Скажите, у Колобка какое настроение?

Хотите узнать почему?

Л.-У Колобка есть любимая песенка. Как вы думаете, что происходит, когда он её кому-то поёт.

Л. поёт песенку Колобка ,не выговаривая звук Л. ( Приложение 2)

 

Я –весёый кообок

У меня румяный бок.

На сметане я мешон,

В тёпуой печке испечён.

Я от деда убежау,

Бабке уовко помахау,

Зайке головой кивнуу,

Волку хвостикомвильнуу,

Мишке глазиком мигнуу,

От лисички увильнуу.

 

Дети заходят в кабинет под музыку,

прислушиваются, высказывают предположение, о том, что разговор идёт о сказке.

Подходят к экрану компьютера ,смотрят на экран.

 

 

 

Дети отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод о том, что у Колобка грустное настроение, так как его никто не понимает из-за того, что он не умеет правильно произносить звук [Л]

Речевая дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: упражнять в составлении предложения по смыслу, в рифму.

Цель: осознание и принятие поставленной задачи.

Л.-Давайте исправим ошибки, которые

допустил Колобок. Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.

Логопед начинает читать стишок,

дети его заканчивают, правильно

проговаривая слова со звуком Л.

Я……….

У меня румяный бок.

На сметане я мешон,

В ………печке испечён.

Я от деда…….

Бабке ловко ……..

Зайке головой………

Волку хвостиком ……….

Мишке глазиком………

От лисички ……….

Ответы детей.

 

 

 

 


 

весёлый колобок


 


 

тёплой

убежал,

помахал,

кивнул,

вильнул,

мигнул,

увильнул

Уточнение глагольного словаря

 

Л. -Что значит увильнуть?

-От чего увильнул Колобок?

-Уклониться от чего-нибудь, прибегнув к хитрости, к уловкам.

Дети приходят к выводу, что Колобок увильнул от того, чтобы его не съели.

Игра «Кого и чего встретил в лесу колобок?»

 

Цель: подведение детей к цели НОД, развитие умения образовывать родительный падеж существительных, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых.

Цель:

Совершенствуют умение

образовывать родительный падеж существительных, закрепляют правильное произношение звука [Л] в предложении, совершенствуют умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

 

Л.- Колобок покатился по тропинке. Кого и чего он увидел? (Фото1, Презентация 2, Слайд 1)

Дети подходят к магнитному многофункциональному дидактическому пособию «По сказочной тропинке» и рассматривают предметы, изображённые на маленьких магнитах.

Пока дети выполняют задание, логопед незаметно достаёт и выставляет на стол игрушку –Колобока. (Фото2,3, Презентация 2, Слайд 1)

Примерный ответ:

-Колобок увидел дятла.(белку, слона, лошадку).

-Колобок увидел, лодку, лопатку, стол.

Целеполагание

Цель: побуждать детей самостоятельно

определить цель занятия.

Цель: формулируют цель занятия

Л. благодарит детей за помощь и

предлагает найти общее между пред-

метами, изображёнными на маленьких

магнитах. При затруднении детей,

логопед задаёт наводящие вопросы.

-Догадайтесь какой звук будем учиться

сегодня правильно произносить?

 

Слушают, отвечают на вопросы, активно рассуждают, формулируют цель занятия.

 

 

 

 

Л.приглашает детей занять места за

столом.

-Как вы думаете вместе с каким сказочным персонажем будем учиться сегодня правильно произносить звук [Л]?

 

Рассаживаются за столом и одновременно рассматривают игрушку – Колобока.

 

 

-с Колобком

Этап 2.Основная часть(18 минут)

Цель этапа: обобщение и тренировка теоретических знаний, совершенствование умений и навыков детей произносить звук Л в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, в стихах.

Цель этапа: закрепление знаний, использование имеющихся знаний и навыков.

Познавательная беседа-рассуждение.

Цель: активизировать внимание, память, мышление, речь.

Цель: развитие речевых навыков, формулировка вывода.

(Слайд 2, Презентация 1).

-Колобок так обрадовался, что вы хотите ему помочь научиться правильно произносить звук [ л], что решил рассказать вам сказку про то, что с ним случилось. Но так как его никто не понимает, он прислал свои фотографии нам на электронную почту.

-Хотите посмотреть их?

-Давайте поможем Колобку составить про него сказку.

-Посмотрите на экран и скажите, на что положили Колобка?

Что было перед тем, как отправить запекаться Колобка в печку? Что потом сделали бабка с дедкой?

Словесное поощрение ребёнка за каждый правильный ответ.

-А хотите попробовать испечь своего колобка?

(Фото4, Презентация 2, Слайд 2)

Л. Предлагает детям пройти к ковру и удобно расположиться на нём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют сказку о Колобке.

 

-Колобка положили на лопату.

 

Предполагают, что сначала замешивалось тесто, потом колобка лепили.

-Положили его остужать на окошко.

Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча(Приложение №1)

Цель: переключение детей на активную деятельность, снятия возможного напряжения, профилактика утомления, развитие мелкой моторики рук.

Цель: массаж пальцев рук, снятие напряжения, развитие воображения.

Л. Выполняет пальчиковую гимнастику вместе с детьми.

Выполняют движения пальцами рук и одновременно проговаривают стишок вместе с логопедом и самостоятельно.

Лепим, лепим колобка. Тесто месим мы слегка, А потом его катаем. На окошечко сажаем. Он с окошка прыг, да прыг, Укатился озорник.

 

имитация лепки

сжимать и разжимать пальцы

катать мячик на ладони

раскрыть ладони

бросить мячик на пол, хлопнуть в ладоши

вращать кистями

Игра «Куда закатился колобок»

Цель: совершенствовать умение детей согласовывать существительные вроде, в числе и падеже; употреблять простые предлоги; автоматизировать звук л в словах, используя умственную нагрузку, тем самым переключая внимание детей с основной задачи на второстепенную, что способствует плавному переходу к следующему этапу автоматизации звука в самостоятельной деятельности детей.

Цель: закреплять умения употреблять существительные с простыми предлогами -на, в, за, под ( для отдельных детей со сложными предлогами -дифференциация заданий).

-Что дальше случилось с Колобком ?

Л.Просит детей подойти к экрану (Слайд 3-9, Презентация 1).

-Посмотрите на экран и скажите, куда он покатился? (Составление предложений по действию Колобка.

-Ко­лобок катился, …..и

- Колобок катился, катился и …..за­катился на колодец, в клумбу, на бал­

Л. «кликает» мышкой на каждый слайд для движения колобка.

Задания дифференцированы - некоторым детям логопед даёт задания посложнее , на употребление сложных предлогов:

-Откуда укатился Колобок?

Показ слайда и анимации.

-Поднимите руки, кто ни разу не ошибся, кто один раз ошибся, два раза, больше двух раз).

Словесное поощрение ребёнка за каждый правильный ответ.

 

-Он спрыгнул с окошка и покатился по тропинке.

 

Смотрят на экран. Отвечают на вопросы.

Сами себя оценивают. Соотносят свою самооценку с оценкой логопеда.

- катился и закатился в палатку

за­катился на колодец, в клумбу, на бал­кон, под стол, за куклу, под лавочку.

 

 

 

 

 

 

Колобок укатился из-за куклы,

Колобок укатился из-под стола,

Колобок укатился из-под скамейки.

Самооценка детей за правильность выполнения задания

 

 

 

Речевая дидактическая игра «Подбери слово».

Цель: упражняться в автоматизации звука [Л] в словах, предложениях; развивать словарный запас детей; согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

Цель: закрепление умения произносить звук Л в словах.

Л. -Кого первого встретил колобок? Как могла сложиться беседа героев, если колобок плохо произносит звук Л? (Слайд 11, Презентация 1).

Л. кликает мышкой на слайд 5 раз для появления картинки, подтверждающей правильность ответа.

-Подберите правильное слово:

У кошки не ноги, а мягкие…(что?)

Мама красит ногти…(чем?)

Лодочник плывёт на…( чём?)

В светильник ввернули…(что?)

Зимой многие катаются на…(чём?)

 

Л.Подводит итог детских предположений.

А колобок дальше по дорожке что сделал?

Высказывают предположение, что заяц не понял, что хотел спеть Колобок и предложил Колобку поиграть с ним в игру, чтобы научиться правильно произносить звук [Л].

 

 

Предполагаемые ответы детей:

апки.

Мама красит ногти лаком.

Лодочник плывёт на лодке.

В светильник ввернули лампочку.

Зимой многие катаются на лыжах.

 

 

 

 

Покатился

Динамическая пауза. Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления детей, совершенствование координации речи с движением, смена деятельности, развитие воображения; автоматизация звука

[Л ] в стихах.

Цель:выполнять движения, предложенные детьми. Если дети затрудняются в самостоятельном выборе движений, логопед предлагает свои.

 

Л. Приглашает ребят пройти и сесть на зелёную лужайку (на ковёр).

-Прикатился Колобок на полянку и решил поиграть с нами. Он будет читать стишок, а вы должны придумать к нему движения. Логопед читает стихотворение за Колобка. Дети и логопед вместе выполняют движения. (Приложение 2)

Я –весёлый колобок У меня румяный бок. На сметане я мешон, В тёплой печке испечён. Я от деда убежал, Бабке ловко помахал, Зайке головой кивнул, Волку хвостиком вильнул Мишке глазиком мигнул, От лисички увильнул.

 

Предлагают свои движения, соответствующие тексту стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

руки развести в стороны;

руки на поясе, наклоны влево, вправо;

руками замешивать тесто;

руками печь пироги;

имитировать бег;

помахать рукой;

кивнуть головой;

приставить ладонь к спине и ей повилять;

подмигнуть глазом;

покачать головой.

Игра «Остудим Колобка»

Цель: развитие сильной направленной воздушной струи.

Цель: сильно, целенаправленно подуть на дыхательный тренажёр.

(Фото5, Презентация2, Слайд2)

-Какой горячий колобок, давайте остудим его, что для этого нужно сделать?

Л.Раздаёт детям дыхательные тренажёры и вместе с детьми вспоминает, как правильно дуть, чтобы струя воздуха была сильной, целенаправленной, вместе с детьми дует на тренажёр.

-Представьте, что у вас в руках Колобок.

-Давайте вспомним, как правильно выполняется это упражнение.

Дети дуют на тренажёр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выполняем глубокий вдох через нос, выдох сильный через рот, щёки не надуваем.

 

 

Практическая деятельность, работа в паре.

Цель: развивать память, внимание, логическое мышление;

автоматизировать звук Л в словах,

совершенствовать умение работать в паре; профилактика переутомления детей, смена деятельности.

Цель: продолжить собирать логические цепочки, называя при этом предметные картинки, изображённые на геометрических фигурах со звуком Л

Л. - Кого следующего встретил на пути Колобок?

Просит посмотреть на экран. (Слайд 12, Презентация 1)

Л.Предлагает детям перейти к столу.

На столе разложены в определённой последовательности геометрические фигуры с изображёнными на них предметными картинками, в названии которых есть звук Л.(Фото 6-8, Презентация 2, Слайд 3)

-Что мог предложить Волк Колобку?

Колобок предлагает и вам вместе с Волком поиграть в игру «Собери бусы»:

-Продолжите цепочку из картинок в той же последовательности, как они расположены, называя при этом картинки, изображённые на фигурах, правильно произнося звук [Л].

-Волка

Дети дружно, договариваясь друг с другом, продолжают выкладывать логическую цепочку, называя при этом предметные картинки, в названии которых есть звук [Л], выделяя его (произнося утрированно).

 

 

 

 

 

Дети: поиграть с ним

 

 

 

Дети продолжают выкладывать логическую цепочку, соблюдая очерёдность, помогая друг -другу, называют слова со звуком [Л], изображённые на картинках.

Игра «Эхо»

Цель: развивать у детей чувство ритма и рифмы, автоматизировать звук [Л] в слогах, слоговые упражнения на автоматизацию звука [Л] из механической,

однообразной деятельности превратить в занимательную игру.

Цель: дети правильно произносят звук [Л] в слогах.

Л.Просит подойти детей к компьютеру и посмотреть на экран.

 

Л.- Катится логопед по дорожке и поёт песенку, а эхом раздаются только отдельные слоги.

-Давайте споём их. (Слайд 13, Презентация 1)

Л. Собирает мёд пчела

Усть у белочки дупло

Я с собой возьму пилу

В доме чистые полы

 

 

 

 

 

Дети: ла-ла-ла; ла-ла-ла;

л о-ло-ло, ло-ло-ло;

лу-лу-лу, лу-лу-лу;

лы-лы-лы, лы-лы-лы

Игра «Разложи картинки по порядку и назови слова»

Цель: Обогащать и расширять словарный запас в ходе образования уменьшительно-ласкательных существительных и существительных с суффиксом «ищ»; автоматизировать звук [Л] в словах; развивать внимание, мышление.

 

Цель: сравнивать картинки, находить общее, отличное;

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, существительные с суффиксом «ищ» самостоятельно и по подражанию (можно привести пример- рука-ручища, ручка);

правильно произносить звук [Л].

Л. А на встречу Колобку………

После ответа детей логопед кликает мышкой на Слайд 14 для подтверждения правильности ответа.

Л.-Мишка тоже пришёл не с пустыми руками.

-Что он принёс?

-Как думаете, для чего?

 

Л. -Разложите картинки по порядку.(Фото 9, Презентация 2, Слайд 4)

 

-Что общего в названии этих картинок?

 

-Чем они отличаются?

Л. -Разложите картинки по порядку.

-Как назовём маленького слона ( маленькие глаза)?

-Как назовём большого слона (большие глаза)?

 

-Медведь

 

 

 

 

 

-Игру

-Чтобы в игре учиться правильно произносить звук [Л].

Дети выкладывают картинки:

1.Слонище, слон, слонёнок.

2.Глазища, глаза, глазки.

-На всех картинках изображены слоны (глаза).

-Размером.

 

-Слоник ( глазки).

 

Слонище (глазища)

Игра «Запомни и расскажи»

Цель: Закрепить правильное произношение звука Л в стихах. Развивать слуховую и зрительную память. Дифференцировать задание с опорой на слуховое восприятие с одними детьми, у которых преобладает слуховое восприятие, с опорой на зрительное восприятие с другими детьми, у которых преобладает зрительное восприятие.

Совершенствовать умение работать в паре в ходе рассказывания друг другу стихотворения, оценивания друг друга, Совершенствовать умение оценивать себя самим.

Цель: Правильно произносить звук Л в стихах с опорой и без опоры на зрительное восприятие.

 

Л.- Кого ещё встретил Колобок в лесу?

(кликнуть мышкой на Слайд 14, Презентация 1,переход на 15 Слайд для подтверждения правильности ответа.

-Как вы думаете, что было дальше, если она рассказала Колобку вот такой стишок.

Л.предлагает детям подойти и посмотреть на экран, попробовать выучить стишок с опорой на картинку:

Белый снег - кликнуть на мышку,

Белый мел – кликнуть на мышку,

Белый заяц тоже бел- кликнуть на мышку,

А вот белка не бела, белой даже не была- кликнуть на мышку.

Словесное поощрение ребёнка за каждый правильный ответ.

 

 

-Лису

Предполагают , что Лиса предложила Колобку выучить стишок, чтобы закрепить правильное произношение звука.

Разучивают стишок с опорой на зрительное восприятие, по необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка, взаимооценка деятельности детей.

 

Этап 3.Итоговый-рефлексивный этап(4 минуты)

Цель этапа: уточнить уровень достижения целей и задач НОД, установить обратную связь с детьми. Мотивировать детей на самостоятельную деятельность вне рамок НОД.

Цель этапа: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные для каждого моменты НОД.

 

Л.Побуждает детей вспомнить:

- Какая была цель на занятии?

Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели.

Предлагает перечислить:

-Какие задания помогли вам вместе с Колобком правильно произносить звук [Л]?

Отвечают на вопросы логопеда.

Делают вывод, что всё занятие учились вместе с Колобком произносить правильно звук [Л].

Дети делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение, делают выводы.

(Слайд 17, Презентация 1)

Л.- Вам понравилась сказка, которую мы составили сегодня вместе с колобком?

-Вот и сказочке конец, а кто слушал ….

Все вместе…. Молодец!

Л.- Пускай помашет рукой тот, кому понравилось наше занятие, похлопает тот, кто ещё бы хотел встретиться с Колобком, потопает ножками тот, кто

запомнил игры и стишки, которые герои предложили Колобку, а для чего, как вы поняли?

Л.- Я думаю, что без вас Колобок бы не справился с заданиями и не научился правильно произносить звук [Л].

-Предлагаю вам выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и прикрепить его на магнитный мольберт

( Фото 10, Презентация 2, Слайд 4)

 

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение по поводу того, что было интересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы Колобок научился правильно произносить звук [Л].

 

 

 

Дети выбирают смайлик и прикрепить его с помощью магнита на магнитный мольберт.

Дальнейшее развитие темы: продолжение работы по автоматизации звука Л в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках в совместной деятельности логопед-ребёнок-родитель после завершения НОД.

 

Информационные ресурсы:

Музыка http://iplayer/fm/;

Картинки к презентации (Электронный ресурс).-Режим доступа: https://googl.ru/imghp

Приложения:

Приложение 1-Пальчиковая гимнастика «Колобок».

Приложение 2 –Речь с движением.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.