"Об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям с ТНР на занятиях по ФЭМП в условиях групп компенсирующей направленности"

2
0
Материал опубликован 27 August


В Федеральной образовательной программе дошкольного образования указывается, что важной структурной единицей содержания образовательной области «Познавательное развитие» является формирование именно познавательных действий дошкольников, ставится задача формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Математика является мощным инструментом познания, стимулирующего поиск способов и средств изучения окружающего мира.

Между тем современные психолого-педагогические исследования доказывают, что дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) испытывают определенные затруднения в овладении математическими знаниями и представлениями. Как и у многих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) эти трудности сопряжены с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферой, координацией в системе «глаз-рука», пространственно-временными отношениями. Дети с ТНР не могут в словесной форме отразить конкретные математические действия, построить сложные предложения с употреблением союза «и». Ограниченность словарного запаса и отсутствие сенсорного опыта в сочетании с ограниченностью понятий числа, числового ряда, его свойств, смысла счетного ряда создают повышенный риск в овладении элементарными математическими представлениями на этапе завершения дошкольного обучения.

Перечисленные проблемы повышают риск в овладении дошкольниками с ТНР математическими представлениями в дошкольном возрасте и могут неблагоприятно отразиться на школьном обучении. Поэтому педагоги применяют в своей работе адекватные формы, методы и средства математического развития, привлекательные дошкольникам с ОВЗ.

Формирование математических представлений дошкольников, как одно из главных направлений познавательного развития должно осуществляться в соответствии с адаптивной образовательной программой МБДОУ ДС № 21 так же как и в общеобразовательных группах, но с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с ТНР. Речевая патология затрудняет процесс вербального контакта с педагогом, поэтому они подключают игровые технологии, такие как дидактические игры, подвижные игры с математическим содержанием, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, игры с бытовыми предметами и орудиями и т.д. Наиболее значимы для дошкольников с ТНР дидактические игры с использованием наглядных форм обучения, позволяющих оперировать математическими знаниями без словесного пояснения. Зная о том, что дошкольники с недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами включают игры с математическим содержанием во все виды детской деятельности «Путаница» (знание цифр, внимание, наблюдательность), «Найди соседа» (восстанавливать правильность числового ряда), игры с блоками Дьенеша.

Игровые технологии несут в себе двойную нагрузку, с одной стороны они увлекают игровым сюжетом к познанию математических представлений, но с другой стороны, та же эмоциональная составляющая активизирует речевое развитие ребенка, стремление к вербальному контакту с педагогом или сверстником. Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление, активизирует познавательную деятельность. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Он становится хорошим средством воспитания у детей интереса к математике. В дальнейшем дети используют игры и игровые упражнения с математическим содержанием в самостоятельной деятельности.

Одним из интересных средств, на мой взгляд, является математическая сказка, несущая в себе не только художественный смысл, но некоторые математические знания. Даже само название сказок уже представляет собой задачу: «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев». «Четыре желания», «Волк и семеро козлят» и другие. В сказке «Три медведя» можно предложить пересчитать количество стульев в доме у медведей, расставить их в порядке возрастания величины, тоже самое можно проделать с кроватями медведей. В старшем возрасте дошкольники уже знакомы с содержанием сказок и могут менять его по своему усмотрению, сочиняя новый вариант с математическим уклоном. Например, сказка «Колобок» благодатная информация о математических измерений и подсчетов: сколько зверей повстречалось Колобку, который по счету был Волк? Изменить сказку можно введением дополнительной дорожки для передвижения Колобка. Перед взором героя на развилке дорог предстает указатель двух дорожек на конце которых нарисованы Лиса и дом бабушки и дедушки. Какая дорожка окажется длиннее к дому или Лисе? Куда отправиться Колобок?

На сказочных сюжетах основаны настольно-печатные дидактические игры, когда детям приходится считать не только количество передвижений по кружкам, но и определять пространственные направления: налево, направо, вперед, назад и т.д.

Для осуществления образовательного процесса по формированию математических представлений у дошкольников с ТНР создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда в группе, обеспечивающая всестороннее познавательное развитие детей по всем направлениям. Составлена картотека дидактических игр математического содержания, имеется как демонстрационный, так и раздаточный материал. Подгрупповые, так и индивидуальные занятия оснащены ярким и разнообразным наглядным материалом.

Организация и проведение занятий с детьми с ТНР предполагает индивидуальный и дифференцированный подход внутри группы по степени сложности задания, по его объему, по способу выполнения и т.д. Такие индивидуальные упражнения имеют значительную, а иногда и единственно приемлемую форму работы. Индивидуальные занятия не превышают по протяженности 20 минут и включают в себя игровые познавательные задания комплексного характера, позволяющие уточнить, обогатить, устранить пробелы в знаниях, полученных на подгрупповых занятиях. Особенно такие занятия необходимы тем детям, которые трудно усваивают материал математического содержания. При этом педагог чутко следить за эмоциональным состоянием ребенка, когда у него пропадает интерес к данному сюжету игры. Тут же появляется аналогичная игра с другим сюжетом, но с тем же математическим содержанием для дальнейшего усвоения учебного материала. Своевременно принятые меры позволят избежать ненужных осложнений в развитии и поведении.

Эффективность педагогической коррекции оценивается на основе сравнительного анализа динамики в развитии дошкольников. Целенаправленная и индивидуализированная система педагогической помощи воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья средствами учебных занятий по математике в дошкольном учреждении приводит к позитивной динамике развития математического и общего развития.


Литература:

Баряева, Л. Б. Изучение пространственно-зрительных представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Баряева, А. П. Крутецкая, А. В. Творогова //Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Том 6. – Вып. 3. – С.462–467. Электронный ресурс: https://www.labirint.ru/authors/59232/

Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях./ Л.Б. Баряева. Издательство Каро, 2007.- 288с. Электронный ресурс: https://www.labirint.ru/books/332789/

Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Программа для спец. дошкольн. учрежд. / сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. –Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с. Электронный ресурс: https://pedlib.ru/Books/7/0121/7_0121-1.shtml

Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод.пособие / А. В. Калинченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с. Электронный ресурс: https://www.labirint.ru/books/117083/

Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 480 с.. Электронный ресурс: https://www.labirint.ru/books/285954/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации