12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна35
Россия, Щекино
0

Опыт работы учителя-дефектолога по сопровождению детей со сложной структурой дефекта в период адаптации к ДОУ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.

АДАПТАЦИЯ К ДОУ

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы, соматической ослабленностью, не большими потенциальными возможностями. В силу своих физиологических и психологических особенностей данной категории детей необходимы особые условия пребывания и ухода. В  число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха  и/или нарушениями зрения, глухие с нарушениями зрения, слепоглухонемые дети. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и  печени, врожденные пороки сердца. В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.

Проблема трудностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольной образовательной организации особа актуальна как у специалистов, работающих с данной категорией детей, так и у родителей.

Перед поступлением в ДОУ воспитанник проходит психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определяет выраженность нарушений и определяет внутренний коррекционный маршрут.

Специалисты ПМПК рекомендуют родителям детей с ОВЗ как можно раньше начать занятия со специалистами. На начальном этапе знакомства с учителем-дефектологом ДОУ родителям даются рекомендации для успешной и более легкой адаптации ребенка к учреждению.

Адаптация ребенка со сложной структурой дефекта - процесс длительный и сложный. Ребёнок сталкивается с новыми требованиями, четким режимом дня, новым стилем общения и постоянным контактом с окружающими людьми. Все это приводит к психическому напряжению и как следствие, появляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии и физиологических процессах.

В процессе пребывания в обществе, ребенок узнает границы своих возможностей, учится, как действовать в той или иной обстановке, устанавливает взаимоотношения с взрослыми и детьми. Этот одна из главных задач в процессе адаптации ребенка к ДОУ - умение вступать в ситуативно-деловое общение с взрослыми и сверстниками.

Первым опытом ситуативно-делового общения дошкольника со сложной структурой дефекта, являются занятия психолого-педагогической коррекции в игровой и в практической деятельности. Большинство детей, реагируют на первые посещения занятий плачем, отказом от контакта со специалистом. Знакомство с новым помещением, игрушками, людьми, новым укладом жизни - это большой эмоциональный и информационный стресс. Многие родители торопят события и требуют от специалистов незамедлительно приступить к коррекции в том смысле, в котором они ее понимают («вызов» речи, обучению чтению и письму). Родителям важно разъяснить о возможных трудностях, причинах, особенностях адаптационного периода. У каждого ребенка он индивидуален, длится от трех занятий и более. Требуется запастись терпением, ведь главными задачами коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в период адаптации являются:

создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

На начальном этапе происходит сбор информации об актуальном уровне развития ребенка. Большое разнообразие спектра нарушений и их тяжести дает основание считать диагностику и коррекцию детей данной категории сложным разделом коррекционной педагогики. К сожалению, в настоящее время не хватает разработанных эффективных методик диагностики и коррекции подобных сложных нарушений. Поэтому в работе с данной категорией детей необходимы различные подходы, в том числе применение нетрадиционных методов (песочная терапия, акватерапия и т.д). Специалисту не всегда удается диагностировать ребенка со сложной структурой дефекта по стандартным методикам. Чаще всего, ребенок не доступен к продуктивному контакту ,а метод наблюдения – единственно возможный и действенный способ составить картину актуального развития ребенка.

У всех детей данной категории на первый план выходит снижение познавательной деятельности, трудности в удержании внимании и концентрации. Полевое поведение. Грубое нарушение общей и мелкой моторики. Большинство детей не могут самостоятельно пользоваться ложкой, культурно-гигиенические навыки не развиты. Сенсорно-перцептивная деятельность затруднена. Дети не стремятся обследовать предметы, не знают их свойств. Речь, как правило, отсутствует, либо эхололична, либо состоит из отдельных звукокомплексов. Понимание простых инструкций затруднено.

Подобное описание вышеперечисленных особенностей детей со сложной структурой дефекта учителем-дефектологом определяет особое (индивидуальное) направление работы с каждым ребенком. Сюда входит: развитие мелкой и крупной моторики, формирование предметной деятельности. На первых занятиях можно использовать сенсорные коробки для выполнения ряда первоочередных коррекционных задач:

- привлечения и удержания внимания ребёнка (крупа шуршит, её можно трогать, зажимать в кулак, прятать пальчики, искать спрятавшиеся игрушки, насыпать ложкой и т. д);

- развития тактильного восприятия (фасоль и горох прохладный, горох - круглый, маленький, фасоль – гладкая);

- нормализовать состояние тонуса мелких мышц;

-формировать навык подражания действиям с предметами – переставлять, пересыпать, перекладывать;

-развивать моторику пальцев, совершенствовать хватательные движения: кулаком, щепотью;

- выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию.

После того как ребенок обретает навык устойчивого внимания, принятия и выполнения инструкций взрослого решаются остальные направления: развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Важным направлением в работе учителя-дефектолога является повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка, просветительская работа. Важно сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.

В коррекционной работе с такими детьми немаловажную роль играет соблюдение предписаний медиков. Врачи назначают медикаментозное лечение, чаще всего состоящее из двух групп препаратов: общеукрепляющих и ноотропов. В первую группу входят витаминные препараты и биостимуляторы, т. е. медикаменты, улучшающие обмен веществ. Ноотропы влияют на обменные процессы непосредственно в нервных клетках и, как следствие, на психическое развитие ребенка. Стимулирующие препараты иногда комбинируются с успокаивающими, благодаря чему ребенок становится более уравновешенным, у него улучшаются внимание, память, что положительно сказывается на его обучении. Кроме медикаментов используются физиотерапевтические процедуры и водолечение, оказывающие успокаивающее действие. В каждом отдельном случае необходимо систематическое наблюдение специалистов: невропатолога, ортопеда, отоларинголога, офтальмолога. Врачи назначат необходимое лечение, порекомендуют ортопедическую обувь, слуховой аппарат или очки.

Специалистам, сопровождающим ребенка со сложной структурой дефекта, следует собирать результаты ежегодных диспансерных осмотров детей. Это даёт возможность проследить динамику физического развития, состояния слуха, зрения, а также наметить ряд мер для улучшения состояния ребенка. Учителю-дефектологу необходимо обсудить с родителями воспитанников важность и необходимость этих мероприятий, как неотъемлемой части коррекционного процесса.


Список источников:


Резникова Е.В., Хабибулина М.Б., Будникова Е.С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. – Челябинск: 2010


Баранова Г.А., Борисова А.Н., Самошкина О.В. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида: учебно-методическое пособие. Учебно-методическое пособие. Тула: 2019












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.