Дети со сложной структурой дефекта. Опыт работы с детьми
Дети со сложной структурой дефекта:
особенности обучения.
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с понятием ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.
Сложный дефект это любое сочетание психических и/или физических недостатков подтвержденных в установленном порядке. Множественные нарушения (по Т.А. Басиловой) – это сочетание трех и более нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к различным отклонениям в развитии и отягощающим структуру нарушения.
К категории детей со сложными дефектами:
Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
Дети глухие слабовидящие;
Слепоглухонемые дети;
Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:
Дети с умственной отсталостью слепоглухие;
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.
Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
Опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта в МКОУ «Специальная школа №20»
Официальных утверждённых программ для детей со сложной структурой дефекта нет, кроме программ для слабослышащих и глухих детей. Единственный вариант, который признаётся в нашей системе государственного коррекционного обучения – это программа для детей с умственной отсталостью, которая лишь частично подходит для работы с детьми со сложной структурой дефекта.
Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.
На базе «Специальной школы №20» имеются классы для детей с глубокой степенью умственной отсталости (2-ой вариант обучения), в которых обучение осуществляется при дифференцированном подходе.
Работая в классе второго варианта обучения, где дети имеют сложную структуру дефекта: умственная отсталость с нарушением зрения, ДЦП; нарушения интеллекта и РАС (расстройство аутистического спектра); Можно сказать, что обучение осуществляется на личностно-ориентированном и дифференцированном подходе, в связи с тем, что зона ближайшего развития у детей существенно разная.
Уроки с учениками делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья обучающихся. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ученикам возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.
Основными направлениями деятельности по сопровождению являются: - выбор образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка; в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе не использую учебники.
Весь дидактический и демонстрационный материал, подбираю с учетом психофизического здоровья учеников, так на предмете «Речь и альтернативная коммуникация» для Савелия Е. я использую карточки для глобального чтения, карточки «PECS», он с ними активно работает, может использовать прописи по назначению, за ним нужен контроль и иногда вмешательство в его деятельность. Если же он отказывается выполнять задание, использую методику «АВА», которая заключается в том, что, если ребенок выполнит задание, он получит свою любимую игрушку (или лакомство). Для этого проводилась работа с родителями, выяснялось, что Савелий любит. Любимый предмет-это дерев Даю ему инструкцию: «Выполнишь задание, дам ложку» В то время как с Элеонорой Б. используется только материал, с которым можно осуществлять манипуляции (кубики, пирамидка, конструктор, дидактические игрушки и т.д.) все манипуляции с предметами осуществляются приемом «рука в руке». Весь материал на плоскости листа даже увеличенного формата не «видит», не концентрирует внимания, постоянно требуется инструкция «Эля посмотри». Для работы с ней использую магнитно-маркерную доску, на которой мы можем с ней порисовать, раскрашивать, обводить.
Дети в классе не речевые. Савелий на низком уровне владеет звукоподражание, только в непроизвольной форме. В произвольной форме владеет и сопоставляет звуки и буквы (А, О, У) может их произнести и написать. На пятиминутках (перемены во время урока) поем песни в виде гласных звуков. Элеонора не владеет звукоподражанием вообще. Не может показать ту или иную букву, не произносить звуки. С ней пишем и показываем только вместе приемом «рука в руке». Все обучение Элеоноры осуществляется на инструкциях «покажи», «возьми», «дай». У нее отсутствует игровая деятельность, поэтому на переменах с ней мы катаем мячики, смотрим обучающие мультфильмы.
Основной задачей коррекционно-развивающего обучение таких детей является:
Формирование представлений ребенка о себе;
формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;
формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.
Для того, что бы мои ученики могли освоить выше перечисленные задачи, на уроках «Человек», «Окружающий социальный мир» обязательно используются такие задания, которые направлены на самообслуживание и взаимодействие детей друг с другом. Так как Савелий аутист, он не умеет общаться с другими детьми, его задания направлены на взаимодействия с Элей «пожалей Элю», «возьми Элю за руку», «застегни пуговицы у Эли на кофте». Элеонора в связи у нее физических отклонений, не может самостоятельно передвигается, вынуждена принимать действия Савелия по отношению к ней. Я учу ее отвечать на приветствия и прощания (кивнуть головой), самостоятельно держать ложку в руке и т.д.
Получая, таким образом, осмысливаемое образование, дети овладевают действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигают максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Коррекционная работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
2. Выготский Л.С., Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.
3. Выготский Л.С., Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
4. Гальперин П.Я., Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
5. Гальперин П.Я., О методе поэтапного формирования умственных действий / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-101.
6. Лебединский В.В., Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.
7. Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
8. Мещеряков А.И., Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.
Интернет ресурсы
http://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF
http://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/
http://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html
http://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html