12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фролова Марина Геннадьевна1817
Россия, Самарская обл., село Ташелка
Материал размещён в группе «Я Воспитатель»
14

"Опыт работы в организации помощи и поддержки детей с ОВЗ в рамках деятельности ДОО и территориальной ПМПК»

Тема: «Опыт работы в организации помощи и поддержки детей с ОВЗ в рамках деятельности ДОО и территориальной ПМПК»


В нашем дошкольном учреждении есть группы комбинированной направленности, которые посещают воспитанники с общим недоразвитием речи (ОНР). Коррекция речевых дефектов – один из сложных видов комплексной логопедической и психолого-медико-педагогической помощи детям. Специфика нарушения речевой деятельности в том, что затрудняет взаимодействие детей с окружающими, сдерживает процесс формирования представлений о мире, ведет к деформированному развитию личности.

Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на дошкольников с ОНР на сегодняшний день актуален, так как нетрадиционные формы работы, новейшие, апробированные педагогические технологии всегда направлены на формирование интегративных качеств воспитанников с ОВЗ, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, которые в будущем дают возможность более успешно выполнять социальные функции.

В нашем детском саду осуществляется комплексная психолого-медико-педагогическая лого-коррекционная помощь детям с ОНР, создаются оптимальные условия развития в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и нервно-психического здоровья, а также, обеспечивается общая готовность ребенка к школе.

Для повышения эффективности коррекционно-педагогической деятельности специалисты и педагогический состав детского сада постоянно находятся не только в поиске современных образовательных технологий, но и новых форм и методов взаимодействия с социальными партнерами:

Родители, сотрудничество детского сада с которыми направлено на формирование осознанного отношения к воспитанию ребенка, на повышение педагогических знаний и культуры, активизацию их роли в жизни детского коллектива, повышения ответственности за воспитание своих детей.

ФАП (фельдшерско- окушерский пункт , взаимосвязь с которым позволяет всегда получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимую консультацию, как для педагогов, так и для родителей.

Центральная Районная Больница (ЦРБ) что дает возможность своевременно освидетельствовать, диагностировать и получить назначение для ребенка с целью медикаментозного лечения таких специалистов как: невропатолог, психиатр, отоларинголог, ортопед, и других специалистов.

ГБОУ СОШ села – это решает все вопросы преемственности по обучению ребенка в школе.

Администрация села которая оказывает посильную помощь в создании благоприятных и безопасных условий в детском учреждении.

Дом Культуры села. Выступление наших детей со сцены создают новые предпосылки для повышения эффективности детской деятельности, в том числе и речевой.

Библиотека села – источник новой информации для детей, не только расширение детского лексикона, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, но и развитие личности в целом.

Районная Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – тесная взаимосвязь с этим специализированным социальным учреждением крайне необходимо для всестороннего развития не только детей с ОВЗ, но и упреждения речевых недугов детей с раннего дошкольного возраста.

Сотрудничество нашего дошкольного учреждения с районной ПМПК всегда происходило по стандартной схеме, это:

консультирование специалистами ПМПК педагогов, родителей, детей;

диагностика детей;

рекомендации по обозначенным вопросам и т.д.

С начала учебного года педагогический состав детского сада, обсудив вопрос взаимодействия ДОО и ПМПК на заседании психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, приняли решение, что, для более эффективного сотрудничества необходимы новые нетрадиционные формы взаимодействия двух учреждений, чтобы повысить педагогическую грамотность родителей, создать атмосферу общности интересов, добиться высокой результативности коррекционной и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Для осуществления этой цели мы проработали много источников по инновационным методам и формам работы и сотрудничества ДОО и социальных структур.

Для более близкого взаимодействия мы выбрали такие направления, как:

Участие специалистов ПМПК в проведении родительских собраний ДОУ с показом открытых занятий и совместного обсуждения поставленных задач на них.

Участие специалистов ПМПК в работе Родительского клуба «7 Я» ДОУ.

Решение поставленных вопросов посредством участия специалистов ПМПК в речевых досугах (именно в досугах очень ярко выражаются такие принципы психического развития как мотивация, амплификация).

Для проведения вышеуказанных мероприятий мы используем нетрадиционные формы работы. Это:

Родительские собрания:

А) Собрания-практикумы, где участниками являются дети, родители, воспитатель, учитель-логопед, специалист ПМПК (психолог, дефектолог, социальный педагог, невролог) в зависимости от темы собрания и поставленной проблемы перед специалистами, педагогами, родителями.

Такая форма проведения собрания позволяет сотрудникам детского сада совместно со специалистом ПМПК выработать у родителей педагогические умения по воспитанию детей, более эффективно решать возникающие педагогические ситуации и конечно, эта своеобразная тренировка единого психолого-педагогического мышления специалистов, педагогов, родителей, что повышает результативность развития ребенка с ОВЗ.

Б) Собрания-совещания. В рамках проведения такого собрания с участием специалистов ПМПК происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению психолого-педагогического, коррекционно-логопедического вопроса.

На таком собрании-совещании объединяется информация разных участников по одной проблеме и выделяется общая тенденция ее дальнейшего развития.

В) Открытое родительское собрание. На такое родительское собрание приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы и специалисты ПМПК.

2. Родительский клуб «7 Я»:

А) Логопедическая лаборатория. Такая форма проведения Родительского клуба уместна в начале и конце учебного года. В начале года учитель-логопед, специалист ПМПК, воспитатель и родители обсуждают маршрут развития детей с ОВЗ на учебный год, обговаривают участие всех представителей в различных запланированных мероприятиях ДОО. В конце года подводится итог психолого-медико-педагогической и коррекционной работы.

Б) Вечер вопросов и ответов. При такой форме проведения Родительского клуба появляется возможность получить ответы родителям на волнующие их вопросы у специалистов ПМПК, учителя-логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ.

​​​​​​​В) Душевный разговор. Данная форма проведения рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы - агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребенок левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и тому подобное. За несколько дней до заседания Родительского клуба воспитатель, учитель-логопед предупреждает родителей о встрече и просят подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Приглашаются для обсуждения запланированной темы специалисты ПМПК.

3. Речевой досуг:

А) Пальцевая игра-тренинг. Самомассаж кистей рук. Перед проведением мероприятия специалист ПМПК дает информацию для педагогов и родителей о значимости мелкой моторики в развитии речи детей, подчеркивая что, головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Часто ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. После просмотра досуга на заданную тему идет обсуждение уровня развития детей, ответы на вопросы и рекомендации родителям и воспитателям специалистом ПМПК.

Б) Опорные схемы. Специалисты информируют родителей перед просмотром о том, что моделирование оказывает неоценимую помощь в планировании детских высказываний, являясь планом внутренней речи ребенка. Схема анализа проведенного досуга и выводы формулируются специалистами с вовлечением родителей.

В) Театрально-игровая деятельность. Аналогичная схема проведения мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, специалистов ДОО и ПМПК.

Вышеизложенные формы проведения мероприятий с участием специалистов ПМПК, ДОО, воспитателей и родителей дают неоценимую помощь в единстве решения основных задач:

Коррекционных

Развивающих

Образовательных

Воспитательных

и повышают результативность в психолого-медико-педагогической и коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Следует отметить, что такие формы работы ДОО и ПМПК дают согласие, координацию и объединение усилий детского сада и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственной и здоровой личности ребенка.


Список использованной литературы:

Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольника / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 1984, - 128с.

Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика; Синтез, 2008. – 64с.

Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития. / В.Т. Кудрявцев. – Дошкольное воспитание, 1997. - №7, 10, 12, 1998.; № 1, 4, 5, 10, 11, 1999.

Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ под ред. И.В. Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 111с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института психотерапии, 201. – 240 с.

Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстегнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском сада. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 104 с.

Лебедева Л.В. и др. Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 96с.

Опубликовано в группе «Я Воспитатель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.