Публикация «Организация воспитательной работы в связи с переходом на фгос»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС
Цель воспитательной работы – создание условий для формирования у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Требования ФГОС к организации воспитательной работы
Воспитание гражданственности, патриотизма
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов) Задачи:
- .Дать общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их
роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально- культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России.
- .Обеспечить системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении.
- .Обеспечить понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок, осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины.
- .Дать системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории. 5.Сформировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Виды деятельности:
- .Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и
обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
- .Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).
- .Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).
- .Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).
- .Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями). 6.Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
- .Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
- .Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Планируемые результаты:
- .Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению.
- .Знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России.
- .Системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации.
- .Представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни.
- .Понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.
- .Уважительное отношение к органам охраны правопорядка.
- .Знание национальных героев и важнейших событий истории России. 8.Знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этических норм
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности
Задачи:
- .Обеспечить сознательное принятие базовых национальных российских ценностей.
- .Сформировать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
- .Научить понимать смысл гуманных отношений; высокую ценность человеческой жизни, строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости. 4.Обеспечить понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля.
5.Объяснить значение нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; 6.Сформировать умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания.
- .Развивать понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода.
- .Развивать отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Виды деятельности
- .Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в
подготовке и проведении бесед.
- .Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. 3.Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
- .Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.
- .Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
- .Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.
Планируемые результаты
- .Ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и
настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
- .Чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации.
- .Умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. 4.Уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. 5.Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- .Понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира.
- .Понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении. 8.Готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости
самодисциплины.
- .Готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания.
- .Потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя. 11.Умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви.
12.Понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода. 13.Понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
14.Понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание социальной ответственности, компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны
Задачи:
- .Сформировать осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей,
приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения.
- .Обеспечить усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире.
- .Обеспечить освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе. 4.Обеспечить приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем.
- .Обеспечить осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
- социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
- .Формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Виды деятельности:
- .Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
- .Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
- .Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). 4.Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
- .Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.
- .Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных
социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации
систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.
- .Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.
Планируемые результаты:
- .Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина.
- .Умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм.
- .Первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности.
- .Сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах.
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности.
- .Умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания.
- .Умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах.
- .Умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении.
- .Ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, развитие основ эстетической культуры Ценности:
Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и
искусстве, эстетическое развитие личности.
Задачи:
- .Развивать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы
познания и преобразования мира.
- .Обеспечить эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.
- .Сформировать представление об искусстве народов России.
Виды деятельности
- .Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов
России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).
- .Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок).
- .Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.
- .Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.
- .Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно- досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
- .Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.
Планируемые результаты
- .Ценностное отношение к прекрасному.
- .Понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира.
- .Способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.
- .Опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
- .Представление об искусстве народов России.
- .Опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.
- .Интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности.
- .Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.
- .Опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии
Задачи:
- .Обеспечить понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли
в жизни, труде, творчестве.
- .Обеспечить осознание нравственных основ образования.
- .Сформировать сознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
- .Развивать сознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений.
- .Развивать умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
- .Обеспечить позитивное отношение к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски.
- .Сформировать готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение
ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования,
соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования).
- .Развивать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения.
- .Познакомить с трудовым законодательством.
- .Сформировать нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Виды деятельности
- .Участвуют в подготовке и проведении предметных недель, конкурсов проектов, вечеров
неразгаданных тайн и т.д.
- .Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.
- .Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят познавательными играми обучающихся младших классов.
- .Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.
- .Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».
- .Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов
- .Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).
- .Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, других трудовых и творческих общественных объединений, как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время).
- .Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
- .Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).
Планируемые результаты
- .Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни,
труде, творчестве.
- .Понимание нравственных основ образования.
- .Начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту.
- .Умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач.
- .Самоопределение в области своих познавательных интересов.
- .Умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников.
- .Начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно- исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно- исследовательских группах.
- .Понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни. 9.Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ.
- .Уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений.
- .Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
- .Начальный опыт участия в общественно значимых делах.
- .Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми. 14.Знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека.
15.Сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов. 16.Общие представления о трудовом законодательстве.
Воспитание экологической культуры
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность;
физическое, экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Задачи:
- .Обеспечить присвоение эколого-культурных ценностей своего народа, народов России как одно из
направлений общероссийской гражданской идентичности.
- .Сформировать умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
- .Обеспечить понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
- .Развивать представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления.
- .Развивать способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека.
- .Обеспечить опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность.
- .Обеспечить осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития.
- .Развивать знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
- .Обеспечить овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения.
- .Осуществлять профессиональную ориентацию с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
- .Развивать экологическую грамотность родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности.
Виды деятельности
- .Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде:
организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
- .Участвуют в проведении экологических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
- .Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
- .Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных
экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.
- .Проводят школьный экологический мониторинг.
Планируемые результаты
- .Ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему
здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.
- .Осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности. 3.Начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни.
- .Умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
- .Знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами.
- .Знание основных социальных моделей, правил экологического поведения.
- .Знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья. 8.Знание традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России. 9.Знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений, умение выделять ценность экологической культуры
- .Умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах.
- .Умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение.
- .Знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека. 13.Отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях.
- .Формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы.
- .Овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем.
- .Опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения.
Воспитание культуры здорового образа жизни
Ценности: физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-
психологическое, духовное здоровье.
Задачи:
- .Обеспечить осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека:
физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека.
- .Сформировать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм. 3.Развивать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации. 4.Сформировать опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме.
- .Сформировать резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).
- .Сформировать отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Виды деятельности
1.Мероприятия, направленные на безопасное обращение с огнем, участие в конкурсах на
противопожарную тематику, о палах сухостоя, экскурсии в пожарную часть, о правильном обращении с бытовыми электроприборами, практические эвакуации на случай пожара и т.д. 2.Изучение памяток, инструкций о действиях в экстремальных ситуациях, телефоны дежурных служб, проверка бдительности детей при обнаружении постороннего предмета, сверка, практические эвакуации на случай обнаружения взрывного устройства, захвата в заложники и т.д.
- .Профилактика дорожно-транспортных происшествий (изучение паспорта дорожной безопасности образовательного учреждения с детьми и родителями, практическое изучение безопасных маршрутов, правил дорожного движения, обязательное наличие на одежде детей и взрослых светоотражающих элементов, административная ответственность за их отсутствие, участие в конкурсах по БДД и т.д.).
- .Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних (рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением законодательства в различных сферах, изучение кодекса административных правонарушений Вологодской области, обеспечение и отслеживание занятости несовершеннолетних в послеурочное, летнее время, реализация дополнительных индивидуальных планов с несовершеннолетним в случае его постановки на учет в МВД, ПДН и ЗП, внутришкольный учет, проведение мероприятий, направленных на снятие с учета в течение полугода и т.д.); 5.Профилактика суицидального поведения.
- .Правила поведения на воде.
- .Правила поведения в лесу, ориентирование по компасу, природным приметам.
- .Мероприятия, направленные на выявление жестокого обращения с детьми, неблагополучных семей, близких и дальних родственников с психическими расстройствами, сообщение в письменном виде о выявленных случаях в администрацию образовательного учреждения и соответствующие органы.
- .Мероприятия о здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
- .Беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления. 11.Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных лесничеств; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
- .Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.
- .Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
- .Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями).
- .Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).
Планируемые результаты
- .Знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического,
физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами.
- .Знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни. 3.Знание законодательства в области здоровья.
4.Знание традиций нравственно-этического отношения к здоровью в культуре народов России. 5.Умение выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека.
- .Умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека.
- .Формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности.
- .Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- .Резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
- .Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личностиэ.
- .Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.
- .Умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья.
- .Проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм. 14.Формирование опыта участия в общественно значимых делах по заботе о личном здоровье и
здоровье окружающих людей.
15.Овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного со здоровьем людей; 16.Опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание, военно- патриотическое |
личности, активную жизненную позицию.
|
Нравственно-эстетическое воспитание |
обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
|
Экологическое воспитание |
родного края.
|
Социально-педагогическое | Создать социально – психологические условия продуктивного сотрудничества преподавателей, обучающихся и родителей для максимального развития личности обучающихся, формирования ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения, ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся |
Физкультурно- оздоровительное воспитание |
сохранения собственного здоровья.
|
Самоуправление | Создать атмосферу защищенности, развития детской инициативы, лидерских качеств, способствующих социальному, нравственному и творческому росту личности. |