Статья «По дорогам сказок в мир знаний. Методическая сказка как способ объяснения нового материала»

46
35
Материал опубликован 21 November 2021 в группе

«По дорогам сказок в мир знаний»

Методическая сказка как способ объяснения нового материала.

Всероссийский дистанционный конкурс педагогических статей.

Автор: Потамошнева Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, ВКК. г. Воронеж


 

t1637473674aa.png

Сказка – это зернышко,

из которого прорастает

эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений.

В. А. Сухомлинский

Сказка и детство. Эти понятия неразрывно связаны между собой. Не бывает сказки без детства, а детства без сказки. Каждое поколение неповторимо и не похоже на предыдущее. Современные дети отлично ориентируются в мире коммуникаций, умело пользуются всевозможными гаджетами, владеют способами поиска информации. Верно утверждение, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Но никто не отменял и не вправе отменить возрастные особенности. В своей природной основе неизменна детская душа. Дети во все времена склонны радоваться добру, и это важная черта. Поэтому сказки будут всегда актуальны и востребованы.

Внимание младших школьников отличается неустойчивостью. Оно непроизвольно. Но объем памяти очень велик, только распоряжаются им дети, чаще всего, не на решение образовательных задач. Сказка поможет педагогу легко и быстро объяснить новый материал, а обучающимся его усвоить. Желание познавать новое заложено в детях природой. Сказка – язык, понятный и интересный детям, увлекает в удивительный мир чудес. А разве не чудо узнать на уроке новое, пережить эмоциональное удовлетворение, помогая, например, сказочному персонажу познакомиться с новым звуком и узнать, как этот звук на письме обозначается буквой?

t1637473674ab.png

Сказка является прекрасной базой для развития воображения, потому что насыщена более красочными, фантастическими образами. Учитель, при умелом и уместном использовании сказок преподнесет необходимые знания в изящной, жизненно-убедительной форме.

Методические сказки, по мнению психологов, «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Умелое, целенаправленное включение методических сказок повышает интерес обучающихся к предмету. Его использование возможно на любом уроке, на любом этапе. Увлекательные тексты совершенствуют навыки чтения, расширяют кругозор, обогащают словарный запас младшего школьника.

В. А. Сухомлинский отводил огромную роль в формировании мировоззрения и творческого мышления детей обучающим сказкам: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок…»

Для меня, как для педагога, важны советы таких великих дидактов, потому учу детей составлять сказки по разным предметам. С некоторыми знакомлю в нашем сообществе:

«Нолик и единичка» - https://урок.рф/library_kids/nolik_i_edinichka_132308.html

«Булавочка» - https://урок.рф/library_kids/bulavochka_180431.html

«Злюка» - https://урок.рф/library_kids/zlyuka_200711.html

«Сказочно-волшебная Геометрия» - https://урок.рф/library_kids/skazochnovolshebnaya_geometriya_173931.html

«Братец Ноябрь» - https://урок.рф/library_kids/bratetc_noyabr_200307.html

«Круг в царстве Квадратов» - https://урок.рф/library_kids/krug_v_tcarstve_kvadratov_142356.html

«Рыба кит» - https://урок.рф/library_kids/ribakit_212324.html

(И многие другие, можно познакомиться у меня на страничке.)

Предмет русский язык занимает важное место как образовательная область. Чтобы лучше донести новые знания до учеников использую как готовые методические сказки, так и сочиняю сама. Например, при знакомстве с частями речи (именем существительным) есть у меня такая: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Части Речи. Государство это было очень крепким, дружным, но очень строгие правила там царили. Называется это государство – РУССКИЙ ЯЗЫК, а правит королева Имя Существительное. Она всем предметам в своем государстве дала названия…»

t1637473674ac.jpg

Эта сказка с продолжением, по мере знакомства с другими частями речи.

Создание сказок учениками совершенствует письменную речь, развивает орфографическую зоркость.

Уроки с использованием методических сказок, несомненно, очень полезны. По своему содержанию они просто необходимы младшему школьнику, который в доступной, игровой форме получает необходимые знания.


 

Источники:

https://урок.рф/contest/1210

https://infourok.ru/metodicheskaya-skazka-kak-sposob-obyasneniya-novogo-materiala-v-rabote-vospitatelya-detskogo-sada-5352103.html

Картинки: https://st.depositphotos.com/1439758/2287/v/950/depositphotos_22873254-stock-illustration-beautiful-queen-in-front-of.jpg

https://i.pinimg.com/originals/d7/59/86/d7598682aabeb906f0293685821a6f1b.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Почти уникальна

7
21 November 2021

Наталья Алексеевна, очень интересный материал! Только не пойму - почему-то все 5 ссылок, которые Вы предложили ("Нолик и единичка", "Булавочка"...) приводят на эту же страничку, если на них нажимать. А вот если копировать и вставлять в поисковую строку браузера, тогда открываются как надо.

5
21 November 2021

У меня то же самое. Наталья Алексеевна, замените, пожалуйста, ссылки.

3
21 November 2021

Светлана Валерьевна, поверьте, НЕ специально так сделала, чтобы всех напрячь и запутать!

2
21 November 2021

Только техники это смогли сделать)) спасибо админам сайта, пришли на помощь

1
22 November 2021

И я не понимаю, почему так ссылки срабатывают... Попробую что-то исправить. Спасибо, Ольга Анатольевна за первый отзыв.

2
21 November 2021

Загрузила повторно, добавила ещё пару ссылок на сказки. У меня все работает.

2
21 November 2021

Теперь все открывается как надо, спасибо техническим специалистам сайта!

2
22 November 2021

Это здОрово! Но я посмотрела сказки в прошлый раз, копируя ссылки и вставляя их в поисковую строку. С некоторыми работами я была знакома раньше. С удовольствием их почитала.

2
22 November 2021
Ответ для

Спасибо, Ольга Анатольевна!

1
23 November 2021

Наталья Алексеевна, отличная работа! Полезный ресурс для учителей начальных классов!

4
21 November 2021

Егор Игоревич, благодарю за комментарии!

2
21 November 2021

Спасибо, Наталья Алексеевна, за интересный опыт работы! Методические сказки - это всегда увлекательно и полезно!

4
21 November 2021

Елена Владимировна, спасибо за комментарий и внимание к публикации.

2
21 November 2021

И у меня ссылки ведут на эту страницу!

2
21 November 2021

Ещё не правила, Марина Юрьевна. Но не понимаю, почему так, ведь все названия читаются в ссылках именно тех публикаций! Благодарю Вас за комментарий и отзыв!

3
21 November 2021

Техники сайта помогли все исправить!

2
22 November 2021

Сказки хорошие! Удачные! Я их нашла!!!

3
21 November 2021

А я перезагрузила материал. Не поняла почему так получилось... У меня все ссылки ведут к работам. Посмотрите, пож-ста, еще раз.

3
21 November 2021

Спасибо, Марина Юрьевна!

3
21 November 2021
Показать больше комментариев