Статья «По дорогам сказок в мир знаний. Методическая сказка как способ объяснения нового материала»
«По дорогам сказок в мир знаний»
Методическая сказка как способ объяснения нового материала.
Всероссийский дистанционный конкурс педагогических статей.
Автор: Потамошнева Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, ВКК. г. Воронеж
Сказка – это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений.
В. А. Сухомлинский
Сказка и детство. Эти понятия неразрывно связаны между собой. Не бывает сказки без детства, а детства без сказки. Каждое поколение неповторимо и не похоже на предыдущее. Современные дети отлично ориентируются в мире коммуникаций, умело пользуются всевозможными гаджетами, владеют способами поиска информации. Верно утверждение, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Но никто не отменял и не вправе отменить возрастные особенности. В своей природной основе неизменна детская душа. Дети во все времена склонны радоваться добру, и это важная черта. Поэтому сказки будут всегда актуальны и востребованы.
Внимание младших школьников отличается неустойчивостью. Оно непроизвольно. Но объем памяти очень велик, только распоряжаются им дети, чаще всего, не на решение образовательных задач. Сказка поможет педагогу легко и быстро объяснить новый материал, а обучающимся его усвоить. Желание познавать новое заложено в детях природой. Сказка – язык, понятный и интересный детям, увлекает в удивительный мир чудес. А разве не чудо узнать на уроке новое, пережить эмоциональное удовлетворение, помогая, например, сказочному персонажу познакомиться с новым звуком и узнать, как этот звук на письме обозначается буквой?
Сказка является прекрасной базой для развития воображения, потому что насыщена более красочными, фантастическими образами. Учитель, при умелом и уместном использовании сказок преподнесет необходимые знания в изящной, жизненно-убедительной форме.
Методические сказки, по мнению психологов, «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
Умелое, целенаправленное включение методических сказок повышает интерес обучающихся к предмету. Его использование возможно на любом уроке, на любом этапе. Увлекательные тексты совершенствуют навыки чтения, расширяют кругозор, обогащают словарный запас младшего школьника.
В. А. Сухомлинский отводил огромную роль в формировании мировоззрения и творческого мышления детей обучающим сказкам: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок…»
Для меня, как для педагога, важны советы таких великих дидактов, потому учу детей составлять сказки по разным предметам. С некоторыми знакомлю в нашем сообществе:
«Нолик и единичка» - https://урок.рф/library_kids/nolik_i_edinichka_132308.html
«Булавочка» - https://урок.рф/library_kids/bulavochka_180431.html
«Злюка» - https://урок.рф/library_kids/zlyuka_200711.html
«Сказочно-волшебная Геометрия» - https://урок.рф/library_kids/skazochnovolshebnaya_geometriya_173931.html
«Братец Ноябрь» - https://урок.рф/library_kids/bratetc_noyabr_200307.html
«Круг в царстве Квадратов» - https://урок.рф/library_kids/krug_v_tcarstve_kvadratov_142356.html
«Рыба кит» - https://урок.рф/library_kids/ribakit_212324.html
(И многие другие, можно познакомиться у меня на страничке.)
Предмет русский язык занимает важное место как образовательная область. Чтобы лучше донести новые знания до учеников использую как готовые методические сказки, так и сочиняю сама. Например, при знакомстве с частями речи (именем существительным) есть у меня такая: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Части Речи. Государство это было очень крепким, дружным, но очень строгие правила там царили. Называется это государство – РУССКИЙ ЯЗЫК, а правит королева Имя Существительное. Она всем предметам в своем государстве дала названия…»
Эта сказка с продолжением, по мере знакомства с другими частями речи.
Создание сказок учениками совершенствует письменную речь, развивает орфографическую зоркость.
Уроки с использованием методических сказок, несомненно, очень полезны. По своему содержанию они просто необходимы младшему школьнику, который в доступной, игровой форме получает необходимые знания.
Источники:
https://i.pinimg.com/originals/d7/59/86/d7598682aabeb906f0293685821a6f1b.png
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Панов Егор Игоревич
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна